keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Воспитательный потенциал средств массовой информации в формировании гражданской идентичности школьников

E-mail Печать

Х.Д. Дамаданова, (кандидат педагогических наук, доцент),

Х.А. Магомедова, ( каф. педагогики ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

«Гуманитарные науки», № 1-2011

Средства массовой информации, прежде всего вещательные, в меру своей популярности, активно участвуют в формировании гражданской идентичности, предлагая телезрителю четкие информационно-психологические ориентиры, образцы идентификации «своего» сообщества. С этих позиций автор статьи утверждает о необходимости правомерного, отвечающего государственной идеологии, использования средств массовой информации.

В  рамках задачи формирования нового типа личности одной из наиболее актуальных проблем  является проблема самоидентификации,  построения системы своих идентичностей, с которыми он соотносит самого себя и  которые субъективно являются основанием его внутреннего «я». Важное место среди них принадлежит гражданской идентичности.

Трудность  решения  данной проблемы  связана с огромным многообразием конкретных условий, в которых находятся те или иные региональные звенья образовательной системы, функционирующие в рамках единого образовательного пространства.

Для системы  образования  Российской  Федерации  в силу этнической неоднородности состава ее населения (что было результатом исторической специфики формирования Российского государства) указанная задача в новых условиях выступает как серьезная проблема, требующая поиска новых  научных  подходов и новых практических решений.

В этом плане Республика Дагестан является одним из наиболее сложных субъектов Российской Федерации - здесь проживает более 30 народов; реальная языковая и культурная ситуация характеризуется поэтому разнонаправленным действием различных этноязыковых и этнокультурных процессов, которые нередко тормозят формирование гражданской идентичности школьников.

В условиях полиэтничности важнейшими составляющими этой системы являются гражданская (национальная) и этническая, (этнокультурная) идентичности индивида в их взаимоотношениях. Поэтому  решение задачи формирования общероссийской гражданской самоидентификации  в Республике Дагестан  и других регионах  исходит из двоякой культурно-ценностной и языковой основы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования речь идет о формировании основ российской гражданской идентичности, включающей чувства гордости  за  свою Родину и  народ, за историю России, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности. Указанная идентичность детерминирует процессы формирования ценностей гражданина  многонационального российского общества, обеспечивает становление и закрепление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Последнее двадцатилетие было временем активного поиска инновационных подходов, способных обеспечить оптимальное решение поставленных перед школой новых задач.

Принятый в 1992 г. Закон «Об образовании» определил основные принципы организации образовательного пространства Российской Федерации, обеспечивающие удовлетворение разнообразных образовательных интересов и потребностей субъектов образовательного пространства – государства, общества, личности. [6;11]

Этот Закон, безусловно, представляет собой существенный шаг вперед в демократизации образовательной системы. Он содержал в себе практическое решение организации вариативности в удовлетворении потребностей (в т.ч. этнокультурных) различных субъектов образовательного пространства. Для этого закон использовал так называемый компонентный принцип. Общее содержание образования складывалось из федерального и  регионального (национально-регионального) компонентов, а также  компонента образовательного учреждения, содержание каждого из которых конструировалось субъектом соответствующего уровня.

Как показала последующая практика, такая дифференциация при отсутствии  уравновешивающей системы интегрирующих факторов  открывала возможность – сообразно интересам разных субъектов - расщепления целей и содержания образования на федеральном уровне и уровне субъекта федерации. В связи с этим возникла потребность в научно-педагогическом анализе происходящих процессов и теоретическом поиске средств формирования идентичности. [2;4;8]

Накопление связанных с этим нежелательных перекосов  стало одной из причин коррекции  компонентного принципа организации содержания образования, проведенной Законом № 309 от 1 декабря 2007 г. Этот Закон предусмотрел иные формы организации удовлетворения интересов участников образовательного процесса, передав значительную часть правомочий и компетенций в этом вопросе на уровень образовательного учреждения. 

Проведенная коррекция внесла изменения в решение  задачи формирования гражданской идентичности школьников, что потребовало поиска новых моделей и конкретных способов, позволяющих достигнуть этой цели.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года  указал, что школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим  личность, приобщающим новые поколения  к ценностям отечественной и мировой культуры. Именно закрепленные в национальной культуре установки, модели поведения определяют во многом развитие личности и нации в целом. Этим определяются цели модернизации образования, направленные на раскрытие способностей каждого ученика.

Предпосылкой достижения указанных целей является создание условий  для самореализации человека, базой которой является сплочение на основе индивидуального выбора в согражданство, в многоязычную и поликультурную российскую гражданскую нацию. Ряд исследований, ориентированных на решение этих задач, выявили необходимость более тщательного изучения условий формирования гражданской идентичности учащихся и в первую очередь младших школьников. Ключевым условием выступили новые формы взаимодействия семьи и школы в полиэтнических регионах России, ситуация в которых характеризуется двуязычием.

Изучение процессов такого взаимодействия свидетельствует, что ребёнок должен одновременно овладевать двумя языками: родным языком и государственным языком Российской Федерации. Ситуация двуязычия требует формирования положительного мотива, направленного на овладение как родным языком и родной культурой, так и русским языком и культурой. Такой подход усиливает коммуникативный эффект и позволяет, с одной стороны, обеспечить развитие этнической идентичности школьников, а с другой - становление общероссийской гражданской идентичности в их органической взаимосвязи. [1;3;5]

В связи с передачей указанных функции в компетенцию общеобразовательного учреждения, органы управления образованием и особенно администрации школ должны в ситуации двуязычия обратить особое внимание на повышение качества преподавания родных языков и литератур и одновременно на расширение их связи с русским языком, используя для этого усиление целенаправленной коммуникативной связи и взаимодействия между школой и семьей. Именно такой подход способствует повышению эффективности развития этнической и гражданской идентичности в их органическом единстве.

Для реализации данного подхода  в многоязычной Республике Дагестан  необходимо учитывать как общую языковую и этнокультурную ситуацию, так и соответствующую ситуацию на муниципальном уровне.

В этой связи особо сложными для современной многонациональной России остаются вопросы формирования гражданской идентичности растущей личности под воздействием СМИ.

Современные СМИ оказывают многоплановое и растущее влияние на формирование гражданской идентичности школьников, молодежи и взрослого населения.

Педагогической наукой установлено, что формирование сознания личности происходит под воздействием информационных источников, которыми выступают моральные установления семьи, ближайшего окружения, референтных групп, СМИ и т.п. При этом наиболее влиятельной оказывается информация, обладающая убедительностью, правдивостью. [2;3;6]

С этих позиций СМИ обладают достаточным влиянием в силу своей убедительности: СМИ, особенно ТВ опирается на зрительные образы, речевые образцы и модели. В сознании школьников и взрослого населения все еще достоверным является выражение «по телевизору показывали», следовательно, правда.

Исходя из достаточно многочисленных исследований, посвященных изучению феномена СМИ, особенно телевещания, можно утверждать, СМИ обладают значительным влиянием на формирование сознания личности, что требует регулярного мониторинга мнений школьников и взрослых, журналистов и рекламодателей, педагогов и ученых о пользе и вреде СМИ, его потенциале и перспективах использования в формировании подрастающего поколения.

В этой связи, автор считает необходимым особенно тщательно готовить ТВ - и радиопередачи, посвященные национальным вопросам и межнациональным отношениям, что для многонационального региона чрезвычайно важно. Зачастую, как показывает практика функционирования СМИ, в погоне за «жареными» фактами, которые способствуют росту телеаудитории и увеличению тиражей, журналисты выдают в эфир заведомо провокационный материал, который негативно скажется на формировании этнического сознания телезрителя, его отношении к «чужакам» и иноверцам. Таким образом, СМИ, выступая в качестве педагогического инструмента воздействия на сознание личности, превращается также в средство разжигания межнациональных конфликтов, формирования этнических стереотипов и т.п. [5;9]

Анализ телепередач показывает, что в ряде случаев журналисты, чтобы придать большую достоверность и доступность соответствующей информации склонны ориентироваться на мнение читателя, представляющего этнокультурное большинство населения данного региона, и в результате вольно или невольно следуют стереотипам массового сознания. Массовое сознание, как известно, обладает возможностью психологического прессинга на индивидуальное сознание, что обязывает журналистов предельно ответственно выбирать словесные модели и образцы.

Благодаря  возможностям виртуального воздействия на сознание аудитории, особенно на несформировавшееся еще сознание школьников, современные СМИ предлагают обществу готовые ценностно-смысловые и поведенческие модели. При этом данные модели могут либо консолидировать общество, достаточно эффективно снимая социальную напряженность, либо способствовать стагнации негативных эмоций.

 Как фактор формирования гражданской идентичности СМИ в современных условиях способны влиять не только на сознание индивидуума, но в большей степени эффективно формировать общественное сознание и мнение.

Учитывая возрастающее значение средств массовой информации, резонно рассматривать их как позитивное или негативное управляющее воздействие на формирование гражданской идентичности.

Для современной России эти вопросы приобретают особую остроту, в меру того, что дело не только в необходимости просвещать полиэтническое и многоконфессиональное российское общество, воспитывать уважительное отношение к этнокультурным различиям как к историческому достоянию России, условию сохранения ее единства, но и формировать адекватную государственной идеологии и ментальности личности гражданскую идентичность. [3;7;9]

Таким образом, СМИ оказывают существенное влияние на формирование гражданской идентичности личности, следовательно, общеобразовательная школа обязана учитывать это влияние и обеспечивать, в случае необходимости нейтрализующее воздействие, педагогически целесообразно и квалифицированно сочетая профессиональное и непрофессиональное влияние на сознание растущей личности.

Далее, СМИ также должны следовать государственным нормативным установкам в сфере образования, готовить циклы теле- и радиопередач с воспитательным потенциалом содержания.


Список литературы:

1. Воспитание гражданской зрелости старшеклассника: Методологические рекомендации. –  уйбышев, 1980.

2. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного  общества. – М: Изд-во РЦДН, 2001.

3. Гужва Л.А. Телевидение и нравственное воспитание личности. Дис... на соиск. ст.к.ф.н. – Киев, 1966.

4. Десяев С.Н. Время и герой в телевизионной публицистике на военно-патриотическую тему: Дис... к.ф.н. – М, 1987.

5. Дуранов И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Дис… к.п.н. – Челябинск, 1991.

6. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ. //Педагогика. – 1999, № 5.

7. Зелькова Л. Ненавязчивое воспитание силами ТВ: [Обзор передач] // Московская правда, 1994. – 23 февраля.

8. Игнатьев К. Предложение Минсвязи беспрецендентно: [О несогласии с позицией Минсвязи РФ о необходимости сокращения не менее чем на 40 % государственного телерадиовещания] // Московская правда, 1993. – 29 июня.

9. Каюми А.Х. Детское телевидение в контексте социокультурных и воспитательных проблем (сравнительный анализ российского и афганского опыта): Дис…к.п.н. - СПб, 1994.

10. Каюмов А.А. Радио и ТВ как средство идейно-политического воспитания учащихся-старшеклассников.: Дис…к.п.н. - Душанбе, 1974.

11. Малькова В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002. С. 158-159.


© Х.Д. Дамаданова, Х.А. Магомедова, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Телевизионные сюжеты «Euronews» как элемент ноополитикиТелевизионные сюжеты «Euronews» как элемент ноополитики
С.Б. Никонов, (Санкт-Петербургский государственный университет)...
Теоретические основы культуры речи младшего школьникаТеоретические основы культуры речи младшего школьника
А.И. Савостьянов, (доктор педагогических наук, профессор кафедры...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force