levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.А. Левицкая,  (К.п.н., Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева (филиал в г.Междуреченске))

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ 2017
Профориентация
Подготовка будущего специалиста к решению профессионально-творческих задач обусловлена социальным заказом общества соответствовать современным требованиям рынка труда. Моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста в условиях формирования системы профессиональных стандартов должно отражать соответствие квалификации, вида профессиональной деятельности и трудовых функций работника. Компетентностная модель выпускника опирается на концепцию гуманизации профессионального образования и гуманитаризацию образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: Профориентация, профессиональный стандарт, профессионально-личностная позиция, гуманизация, гуманитаризация.

 

В  настоящее время в России осуществляется обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов. Введение общероссийского  классификатора специальностей высшей научной квалификации и поэтапная замена профессиональными стандартами квалификационных справочников позволит преодолеть сложившуюся ситуацию острого дефицита квалифицированных  работников на рынке труда.

Впервые термин «профстандарт» официально включен в Программу социальных реформ в Российской Федерации  на период 1996–2000 гг. Именно тогда  Федеральные министерства и ведомства включили в свои программы разработку профстандартов. Первый макет профстандарта был разработан Национальным агентством развития квалификаций в 2007 г. Особую заинтересованность в разработке профстандартов проявил Российский союз промышленников и предпринимателей, инициировавший этот процесс в 2006 г.

Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Профессиональные стандарты позволяют систематизировать требования работодателей к работникам, а также проводить оценку соответствия компетенций сотрудников требованиям конкретного работодателя. Кроме того, введение профстандартов является основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации,  что позволяет субъектам системы профессионального образования разрабатывать образовательные программы, соответствующие условиям рынка труда [6]. Таким образом, моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста и подготовка будущего специалиста к решению профессионально-творческих задач, обусловленных социальным заказом общества, представляется важной в контексте как реформирования образования в условиях изменения социокультурной ситуации, так и в инновационных условиях реструктуризации отраслей экономики.

Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы предполагает необходимость замены Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов (ч.2 ст.195.1 Трудового кодекса РФ). Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда.  В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2.05.2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер [6].

Анализ состояния практики позволяет утверждать, что в настоящее время рынок труда локально находится в кризисной ситуации, поскольку очень часто компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве, а профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда, что подтверждает тезис об оторванности специального образования от нужд работодателя. Проведенное социологическое исследование выявило недостаточную активность на рынке труда и профессиональных сообществ и объединений работодателей в поддержании современных систем квалификации работников народного хозяйства. Таким образом, профстандарт как  характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и описание требований к специалисту носит комплексный характер.

Государственная программа в сфере образования (в рамках национального проекта «Образование»), одним из направлений предусматривающая «развитие образования как инструмента социального развития», а также Закон РФ «Об образовании» (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ) ориентирует общество на решение задач «формирования общей культуры личности». [13]

Государственная политика декларирует приоритет гуманизации образования в современной нестабильной социокультурной ситуации, отсутствии объективного отражения событий новейшей истории, «запаздывания» научного и  методического обеспечения гуманитарной сферы образования, особенно актуальное в условиях перехода на новые образовательные стандарты. На Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук (июнь 2016 г.) было отмечено, что в условиях современного противоречивого мира ценность гуманитарного образования только возрастает. Кроме того, без достижений в социальных науках невозможен кардинальный подъем всей российской науки, которые, наряду с развитием естественнонаучных дисциплин,  являются  фактором решения приоритетных государственных задач [9].

С позиции формирования профессионально-личностной позиции студентов высшей политехнической школы особую значимость приобретает проблема гуманизации и гуманитаризации технического образования, способствующая преодолению техницизма мышления, односторонности и фрагментарности подготовки специалистов, расширению их культурного кругозора, становлению и развитию гражданской позиции и профессионально-творческой деятельности по окончании университета.

В последние годы появилось значительное количество публикаций, авторы которых исследуют различные аспекты проблем гуманизации и гуманитаризации (К.А. Абульханова, А.К. Маркова и др.) [1; 2; 4; 11 и др.]. Благодаря их работам выделены и обоснованы различные уровни структуры проблемы (философско-культурологический, научно-гностический, синергетический и др.).

Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. В настоящее время существует большой массив научных работ по вопросам гуманизации образования, в большинстве из них рассматривается в качестве наиболее важного методологического принципа не только функционирования, но и дальнейшего развития образовательных систем. В этой связи необходимость данного процесса как особой «технологии» формирования социокультурной личности, как психолого-педагогического механизма воплощения гуманистических идей в педагогическом процессе высшей школы еще более актуализируется [10].

Проблема гуманизации технического образования актуализировала необходимость глубокого изучения другой, непосредственно связанной с ней проблемы – гуманитаризации образовательного процесса. Гуманистическая цель образования обусловливает новый подход к определению его содержания, которое должно стать средством формирования высокой гуманитарной культуры [Е.Н. Шиянов], и в технологическом отношении это актуализирует вопрос реализации культурологического подхода к формированию содержания образования с точки зрения его гуманитаризации. [14]

Гуманитаризация как культурологическая проблема получила отражение в философских концепциях, культурологических и цивилизационных   подходах  Н.А. Бердяева,  В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева Н.К. Рериха и др., раскрывающих интегративно-гуманитарный подход к изучению всеобщей взаимосвязи в природе и обществе; в научно-методологических исследованиях Б.В. Раушенбаха, Э. Шредингера,  А. Эйнштейна и др., направленных на изучение взаимосвязи наук в системе организации познавательной и научной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что проблема гуманитаризации образования – это историческая проблема, всегда привлекавшая внимание исследователей. Конечно, в конкретных исторических условиях она имела определенную направленность, но постепенно приобрела многоаспектный характер.

Очевидно, по этой причине в публикациях последних лет (Б.С. Гершунский,  А.К. Маркова, А.И. Ракитов, В.А. Садовничий  и др.) особое внимание обращается на то, что XXI в. по сравнению с индустриальной эпохой еще более будет веком научно-технического прогресса и научно-технической революции (НТП и НТР), который распространит свое влияние на все сферы общества. При этом подчеркивается, что последствия НТП и НТР будут иметь не только позитивный, но и негативный характер. К негативным факторам, прежде всего, относится дегуманизация человеческого общения, которая приобретет специфическую форму в результате мощной волны компьютеризации общества [2; 4; 7; 9 и др.] Таким образом, сложившийся к настоящему времени образ жизни современного человека резко повышает ценность гуманитарного знания.

Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал переосмысления государственной политики в области образования. Наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что выпускники технических вузов обладают глубиной и широтой знаний, но в практической деятельности не проявляют гибкости, маневренности, вариативности решений, у них слабо развиты видение дальнейшей перспективы и реакция на изменение конкретной ситуации. В условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции на рынке труда общество проецирует на профессиональное образование актуальную задачу выпускать специалистов, качество подготовки которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда [12].

Результаты зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют о том, что рынок часто не в состоянии предвидеть, в каких именно специалистах он будет нуждаться. В связи с этим считаем важным заключить, что современный специалист наряду с фундаментальной подготовкой должен иметь такой уровень общекультурного развития, который позволял бы ему свободно и эффективно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности. Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от овладения студентом будущей специальностью, но и от его разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности.

Стало очевидным, что традиционная система технического  образования в современных социально-экономических условиях не обеспечивает реализацию социального заказа в области подготовки профессиональных кадров, не удовлетворяет потребностей личности в получении требуемого образования. Несостоятельность традиционной индустриальной образовательной парадигмы выводит на первый план парадигму гуманистическую, акцентированную на развитие личности, ориентируя образовательный процесс, таким образом, на человека, поощряя индивидуальную активность, творческие потенции, нацеливая на интеграцию гуманитарной и технической составляющих профессиональной подготовки, овладение компетенциями.

Проведенный анализ выявил несколько основных путей гуманизации профессионального образования в аспекте формирования профессионально-личностной позиции студентов. Первый связан с внесением в содержание обучения дополнительного материала, раскрывающего гуманистический, нравственный аспект профессиональной деятельности. Здесь используются такие способы, как анализ ценностных аспектов изучаемого учебного содержания на базе исторического и культурологического материала, формирование широких эстетических взглядов, чувства прекрасного и др.

Второй путь гуманизации обучения — перестройка собственно процессуальной стороны обучения на основе принципов индивидуализации, дифференциации, демократизации образовательных отношений. Этим обусловлены и приемы обучения, выделенные нами с точки зрения реализации данного направления: приемы личностно-ориентированного подхода (связь учебного материала с социокультурным опытом и познавательными интересами; создание ситуаций успеха; изменение объема учебной информации, разноуровневые задания и др.); приемы, учитывающие внутриколлективные отношения (оптимальное сочетание различных форм совместной работы (групповой, фронтальной, коллективной), взаимоконтроль действий студентов; стимулирование оказания взаимопомощи в процессе учебной деятельности и т. д.); приемы, основанные на личностно-субъектных отношениях (оценочные суждения студентов и преподавателей; консультирование студентов на различных этапах учебной деятельности; экспертная работа преподавателей и др.) [17].

С помощью этих приемов создается гуманитарно-ориентированная среда университета, своеобразный эмоциональный настрой, благоприятная психологическая атмосфера, преодолевается авторитарное противостояние преподавателя и студента как субъекта и объекта  образовательного процесса, как обучающего и обучаемого.

Основываясь на данной точке зрения, в теоретической и практической педагогике  прорабатывается идея о том, что для обеспечения восхождения человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно стать антропоцентрическим и культуросообразным [Пономарев А.В.]. Из этого следует, что основным методом его проектирования и развития должен стать гуманистический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку, как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию [5].

Как показывает практика, решение актуальных задач формирования гуманистического мышления студентов, особенно технических вузов, осложняется их отношением к гуманитарным наукам как к чему-то второстепенному, факультативному. Считается, что этому в значительной мере способствовали догматизм и оторванность общественных наук от реалий жизни. Одна из серьезных сложностей состоит в том, что образование студентов на протяжении длительного времени осуществлялось в условиях острого дефицита духовной культуры, без которой принципиально невозможно усиление его гуманистического аспекта. Негативное воздействие на формирование гуманистического мышления у студентов оказывают как сама трудовая практика, так и нарастающие проблемы и трудности, связанные с отечественным производством. Возможно, все это и стало причиной так называемого «технократического мышления», являющегося главным препятствием формированию у студентов технических вузов понимания того, что в их будущей профессиональной деятельности важно учитывать человеческий фактор, что гуманное отношение к человеку — обязательное условие обновления и инновационного развития общества [16].

Таким образом, важной задачей высшего образования  является формирование личности будущих специалистов с учетом, прежде всего, потребностей современного общества. Решение этой задачи требует совершенно новых установок методического характера — гуманизации как естественных, так и технических наук. По мнению большинства дидактов (В.А.Садовничий, Ю.В. Сенько, И.С.Якиманская и др. [8, 10; 11; 14 и др.]), поставленная проблема разрешима гуманитаризацией учебных планов (факультативов, спецкурсов и т.д.), а также применением новых технологий в педагогике и методике преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе.

Однако гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным. Изучение дискуссий, посвященных реформам высшего технического образования, позволяет обозначить первостепенные задачи гуманизации профессиональной подготовки инженеров. Первую задачу, наиболее трудную в плане практического воплощения, можно квалифицировать как социальное конструирование системы образования, отвечающей гуманистическим нормам и идеалам. Вторая задача связана с приобщением личности к богатству гуманитарной культуры в рамках учебного процесса и внеучебных форм студенческой активности. Она направлена на преодоление одномерности личности, задаваемой профессиональной специализацией.

Однако решение этих задач в образовательном процессе высшего технического университета затруднено недостаточной разработанностью сущности гуманитаризации образования как социально-педагогического феномена и принципов реализации основных исходных целей, обусловливающих концептуальное направление  в построении новой технологии образования [3].

Потребность в активизации процесса гуманитарной подготовки в процессе формирования социокультурной компетенции обусловлена не в последнюю очередь низким в целом общекультурным уровнем студентов образовательных учреждений технического профиля. «Обделенность» гуманистическими ценностями проявляется нередко в ослаблении интеллектуально-духовного развития, в распространении технократического снобизма. Все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной культуры будущего специалиста, на его качествах как профессионального работника.

Таким образом, процесс формирования профессионально-личностной позиции будущих инженеров ориентирован на создание оптимальных условий для саморазвития личности, учет социальных и познавательных потребностей студентов. Это предполагает построение образовательного процесса на субъект-субъектной основе, выявление гуманистического потенциала образования. Перенос приоритетов с процессуальной стороны на результат является основой не только для фундаментальной подготовки будущих инженеров в области гуманитарного знания, но и освоение студентами методологии познания и творчества, практической деятельности, социального поведениям [8].

Таким образом, специалист технического профиля должен обладать следующими компетенциями:

  • общенаучные компетенции (предметная сторона), содержащие базовые общие знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, базовые информационно-компьютерные, коммуникативные и лингвистические навыки;
  • гуманитарно-социальные компетенции (социально-педагогическая сторона): социально-нравственные характеристики (добросовестность, порядочность, исполнительность и др.) и социально-психологические умения и способности (гуманитарное мышление, доброжелательность, толерантность, эмпатия и др.);
  • социокультурные компетенции (культуросообразная сторона): мировоззрение, социальные установки, система ценностей, взглядов, принципов, убеждений);
  • профессиональные компетенции, инвариантные к конкретным профессиональным задачам (профессиональная сторона), характеризующие способность человека выполнять отдельные элементы целостной профессиональной деятельности.

Исходя из реализуемой в настоящее время государственной программы по рекомендации и введению профессиональных стандартов и процедуры внедрения сертификации, специалисты на рынке труда и работодатели выстраивают стратегию работы с персоналом с учетом перспектив изменения законодательства. Для работодателей профессиональный стандарт будет являться базой для определения соответствия трудовых действий, необходимых знаний и умений, регламентированных стандартом,  профессиональной квалификации работников. Это предполагает анализ всех предлагаемых профессиональных стандартов с точки зрения их применения в профессиональной деятельности, коррекцию внутренних управленческих документов, программ дополнительного профессионального образования, построения карьерной стратегии работников, формирование кадрового резерва и т.д. Кроме того, существующая система работы нуждается в коррекции по соответствию данным профессионального стандарта, в частности,  номенклатуры должностей в классификаторе и штатном расписании, процедуры аттестации, должностных инструкций и др.

Стратегически анализ профессионального стандарта является основой выработки более конкретизированных требований при выполнении трудовых функции работника с учетом специфики деятельности организации.

Несомненно, положения соответствующих профессиональных стандартов необходимо анализировать при формировании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и учитываться при разработке образовательных программ профессионального образования. Таким образом, моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста призвано решить существующую в настоящее время проблему несоответствия профессиональных навыков и компетенций выпускника учебного заведения, а также притязаний будущих специалистов требованиям работодателя и  рынка  труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 88-103.
2. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3–7.
3. Каган М.С. Формирование личности как синегретический процесс // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 4-10.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Наука, 1996. 134 с.
5. Пономарев А.В. Разработка концептуальной модели социально-личностных компетенций выпускника технического университета // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете». СПб, 24-26 марта 2009. С. 47-57.
6. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] http://profstandart.rosmintrud.ru/
7. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., ИНИОН РАН, 1998. 104 с.
8. Савельев А.Я., Семушина Л.Г., Кагерманьян В.С. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 3. М., НИИВО, 2005. 72 с.
9. Садовничий В.А. Роль кафедр гуманитарных и социально - экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 64-85.
10. Сенько Ю.В. Гуманитарные основания образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры. III Международные Лихачевские научные чтения 22-23 мая 2003 года. СПб, СПб ГУП, 2003.. С. 96-98. С.97
11. Серегина Н.М. Соотношение ценностного и технологического подходов в моделях образования // Культурно-образовательное пространство Татарстана: стратегии и практики. Казань, 2010. С. 62-64.
12. Урбан О.А. Проблемы занятости в Кузбассе: региональные особенности господдержки малого предпринимательства // Труд и социальные отношения. 2010. № 3. С. 48-56.
13. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
14. Шиянов Е.Н., Бабаян А. В., Берладина Е. Л. и др. Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма. Монография. Ставрополь: СКСИ, 2007. 487 с.
15. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 175 с.
16. Levitskaya I., Pastukhova N., Dubrovskaya O. Problems and prospects of sustainable development of mining regions // E3S Web of Conferences. 2017. Т. 15. С. 04008.
17. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 218-223.


©  И.А. Левицкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru