levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.С. Стефаненко,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», г. Магадан)

Серия «Гуманитарные науки» # ДЕКАБРЬ 2017
Дальний Восток
В настоящее время педагогическое образование в России переживает ряд реформ, которые приводят к переоценке духовно-нравственных, социальных и традиционных ценностей Российской культуры и общества. Идет поиск подходов к структурированию педагогической деятельности учебных организаций. Рассматривая вопросы формирования новой системы педагогического образования, нельзя не опираться на опыт, который был накоплен за всю историю народного образования в России. Высшее образование наработало большой опыт в подготовки специалистов. Данная статья посвящена истории становления старейших высших педагогических учреждений Дальнего Востока России. Прослеживается развитие высшего педагогического образования на Дальнем Востоке России и его роль в современных условиях.

Ключевые слова: Дальний Восток, историко-педагогический опыт, высшие педагогические учреждения, подготовка педагогических кадров, специалисты широкого профиля.

 

Дальний Восток России – это край многонациональной культуры с широкой сетью учебных заведений.

Сегодня педагогическое образование переживает те же проблемы, что и вся историческая наука в целом. Необходимость поиска новых подходов к структурированию педагогической деятельности учебных учреждений стало настоятельным требованием современного мира.

Все мы чувствуем переломность переживаемого нами исторического момента, поэтому с интересом обращаемся к прошлому, надеясь найти там положительный опыт созидания нового, в том числе и в области народного образования.

Изучение историко-педагогического опыта высшего педагогического образования Дальнего Востока России в наше время приобретает особое значение, так как, накопленный потенциал педагогических учебных заведений и опыт педагогов прошлого, позволяют объективно осмыслить и заимствовать наиболее значимое для дальнейшего развития и совершенствования системы образования.

Трудности становления народного образования на Дальнем Востоке России были связаны с нехваткой не только школ, но и учителей. Потребность в учителях была огромная.

Недостаток учителей во всех типах учебных заведений состоял в том, что на Дальнем Востоке не было ни одного специального учебного заведения где готовили педагогов. Только в начале XX в. на Дальнем Востоке России стали создаваться высшие педагогические учебные заведения.

Одно из первых высших образовательных учреждений, направленных на подготовку будущих воспитателей и учителей школ Дальнего Востока России, является Хабаровский государственный педагогический институт, который был построен согласно Постановлению СНК СССР № 14 от 17 июля 1934 г. и президиума Далькрайисполкома № 1312 от 19 октября 1934 г.

Пока строился Хабаровский государственный педагогический институт, при нем в 1936 г. открылся вечерний Учительский институт. В Учительском институте на факультетах языка и литературы и физико-математическом училось 148 чел. Одновременно были открыты 10-месячные курсы по подготовке учителей 5-7-х классов неполной средней и средней школы по истории, русскому языку и литературе, физике и математике. Курсами руководил преподаватель Швецова Н. Н. [7, c. 23].

Первый набор студентов в Хабаровский государственный педагогический институт прошел с 25 июля по 01 августа 1938 г. В первый год в институте обучалось всего 289 чел.

В 1940-1941 учебном году в институте насчитывалось 582 студента из них: педагогический институт – 342 чел.; учительский – 240 чел.

Значительным событием для института явилось открытие 01 февраля 1943 г. Северного отделения, основная цель которого состояла в подготовке будущих учителей русского языка и литературы для чукотских, корякских, эвенских и нанайских школ края.

На 1942-1943 учебный год контингент приема на Северное отделение был определен в 35 чел. из них: чукотско-корякская группа – 15 чел. и тунгусо-нанайская – 20 чел.

К 1950-му г. институт выпустил более тысячи специалистов, в том числе: педагогический институт – 666 чел.; учительский институт – 368 чел. В 1946 г. состоялся первый выпуск учителей отделения народов Севера [1, c. 169].

На начало 1988 г. в Хабаровском государственном педагогическом институте функционировал факультет повышения квалификации руководителей народного образования Дальнего Востока и Якутской АССР. В университете проводили прием и подготовку специалистов 8 факультетов: русского языка и литературы; физико-математический; физической культуры; биолого-химический; исторический; художественно-графический; романо-германских языков и восточных языков; отделение народов Крайнего Севера [2, c. 170].

Институт развивался, совершенствовалась структура подготовки учительских кадров, и в 1994 г. решением Министерства образования Российской Федерации пединститут был преобразован в педагогический университет. В 2005 г. на основании приказа Федерального агентства по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский государственный педагогический университет» был переименован в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» [3].

В настоящее время Дальневосточный государственный гуманитарный университет – является одним из крупнейших гуманитарных вузов России, осуществляющих подготовку педагогических кадров для Хабаровского края и Дальневосточного региона. В университете обучается более 7000 студентов, из них 3,5 тыс. чел. – на дневной форме обучения. Подготовку специалистов ведут 524 преподавателя, преобладающее число из них – доктора и кандидаты наук.

Камчатский регион также нуждался в педагогических кадрах. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1958 г. № 897 на базе педагогического училища был организован Камчатский государственный педагогический институт.

Институт состоял из трех факультетов: историко-филологического, физико-математического и факультета начальных классов.

К первым занятиям в институте студенты приступили 17 октября 1958 г. В первом потоке было более 100 первокурсников. Преподавательский коллектив был представлен 14 преподавателями, среди которых имели степень «доцент» 3 преподавателя.

В 1963 г. закрыли факультет начальных классов и историческое отделение, так как на тот момент была полная обеспеченность школ Камчатской области учителями. Вместо этого был увеличен прием абитуриентов на факультеты русского языка и литературы, который открылся в 1959 г. и физико-математический [2, c. 173].

К 1976 г. план приема абитуриентов в институт составил 285 чел. (185 – очное, 100 – заочное отделение).

Впервые в 90-е годы в институт осуществился набор студентов на договорную основу: на первый курс в 1991 г. было принято 9 договорников. Уже в 1994 г. в институте на договорной основе обучалось 116 студентов.

Общая численность обучающихся в институте на очной и заочной отделениях в 1994 г. составляла 1844 чел.

В начале XXI века происходит одно из самых значимых в истории института событий. В соответствии с приказом Министерства образования РФ № 3149 от 31.10.2000 г. институт был переименован в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский государственный педагогический университет». Изменение статуса повлекло за собой возникновение в университете новых отделов, лабораторий, кафедр, открытию новых специальностей, созданию научно-технического совета университета и совета научных руководителей аспирантов.

В 2006 г. педагогический университет переименован в ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга», а в 2011 г. принял организационно-правовую форму Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга».

С каждым годом в университете увеличивается контингент студентов и количество преподавателей, защитивших кандидатские и докторские диссертации. И по сей день университет готовит специалистов широкого профиля для Дальневосточного региона.

Магаданская область также нуждалась в высококвалифицированных педагогических кадрах. Одно из первых высших учебных заведений Магаданской области является Магаданский государственный педагогический институт (МГПИ). Институт был организован по постановлению Совета Министров РСФСР 1960 г. на базе существовавшего с 1955 г. педагогического училища г. Магадана.

3 октября 1961 г. состоялись первые учебные занятия в педагогическом институте. Коллектив преподавателей института на тот момент состоял из 17 человек. На дневном и заочном отделениях обучалось 275 человек.

В институте на тот период было 4 факультета: физико-математический, русского языка и литературы, исторический, педагогики и методики начального образования.

В 80-х годах общее количество студентов в институте превышало 2 тысячи человек, половина из которых обучалось на дневной форме обучения. На факультетах педагогики и методики начального обучения и русского языка и литературы было предусмотрено обучение студентов также на заочной форме обучения. Самым большим по численности студентов являлся факультет педагогики и методики начального обучения [6, c. 94].

Постановлением Правительства России от 5 апреля 1993 года МГПИ был преобразован в Международный педагогический университет (МПУ). 18 декабря 1997 года вышло постановление Правительства Российской Федерации о создании Северного международного университета на базе МПУ и Магаданского филиала Хабаровского государственного технического университета (МфХГТУ).

Сегодня учебное заведение именуется так: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный государственный университет». Как и в то время, учебный процесс в университете обеспечивается коллективом опытных и высококвалифицированных специалистов, которые помимо основной своей деятельности ведут научно-исследовательскую работу, принимают активное участие в исследовании проблем истории и развития Магаданской области, в общественно-политической жизни города и области.

Следует подчеркнуть, что педагогические учреждения Дальнего Востока России решают вопросы кадрового голода в школах региона. Благодаря педагогическим институтам создались благоприятные условия для создания крупнейших университетов Дальнего Востока России, деятельность которых направлена на достижение образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белоглазова С. Б. Становление образования на Дальнем Востоке и в Русской Америке (XVIII в. – 60-е гг. XIX в.) // Россия и АТР. – 2006. – № 4. – С. 169-184.
2. Беляев В. И., Савченко Т. А. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. вузов соц. профиля. – Магадан: СВГУ, 2014. – Ч. 1. – 254 с.
3. Дальневосточный государственный гуманитарный университета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.khspu.ru/articles.php?article_id=147. – 09.10.2016 г.
4. История образования и педагогической мысли: великие педагоги, значительные события, факты на оси времени : учебное пособие / В. И. Лещинский, Л. В. Мозгарев, С. В. Неделина и др. – Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун–т, 2004. – 188 с. 18
5. Лынша О. Б. От учительской семинарии до института. К истории Школы педагогики ДВФУ (1909-1954 гг.). – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г. – 284 с.
6. Райзман Д. И. Хроника: важнейшие события истории народного образования в Магаданской области. – Магадан: Охотник, 2013. – 153 с.
7. Романов В. В. Кузница педагогических кадров. Хабаровскому государственному педагогическому университету 70 лет. Материала юбилейного сборника. – Хабаровск: Хабаровский государственный педагогический университета, 2004. – 352 с.
8. Салимуллина Е.В., Надыршина Л.Ф. Университетское образование в России: история вопроса // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – 2014. – С. 26–28.
9. Севильгаев Г.Ф. Народное образование на Дальнем Востоке России X в. – 30-е годы XX в. Монография. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», – 2001 г. – 516 с.
10. Шевчик Т. А. Из истории народного образования в Хабаровском крае. Путеводитель по выставке архивных документов. – Хабаровск: Частная коллекция, 2010. – 16 с.


©  О.С. Стефаненко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru