keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Традиционалистский и модернистский консерватизм XIX и XX веков

E-mail Print

 М.Ю. Чернавский, (доктор философских наук, профессор ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности»)

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Эволюция консерватизма отражает собой изменение роли и значения государства в контексте социально-экономических процессов. Консерватизм условно можно разделить на два типа : традиционалистский консерватизм (сословное, религиозно-монархическое общество) и модернистский консерватизм (национальный, общегражданский тип социальной организации).

В  отечественной и зарубежной исследовательской литературе сохраняет актуальность проблема дефиниции консерватизма в качестве автономной и структурно завершённой системы идей и ценностей. Социально-исторические вариации консерватизма провоцируют мысль о том, что эта идеология не обладает собственным мировоззренческим ядром, а её социально-политические преломления лишь реагируют на внешние факторы. Однако идеальная типологизация социально-исторических эпох, в контексте которых консерватизм развивается, позволяет предположить, что в этой идеологии присутствует инвариантный идейный стержень, остающийся неизменным под воздействием внешних социокультурных обстоятельств.

К базовым принципам консерватизма, сохраняющим свою актуальность во всех цивилизационных и социально-исторических разновидностях, относятся :

  • жертвенно-героическое отношение к жизни, в которой необходимо следовать религиозным и политическим целям (идеализм) ;
  • доминирование политических механизмов управления обществом над экономическими (политический детерминизм) ; 
  • общество и его сегменты рассматриваются как органические целостности (социальный холизм) ;
  • природа государства носит религиозно-трансцендентный характер и выражается в фигуре правителя (принцип монархии и вождизма) ;
  • государственная власть имеет трансцендентные истоки и не может быть подконтрольна человеческим массам (антидемократизм) ;
  • в обществе присутствует принцип политического, социального и экономического неравенства (идея элитизма) ;
  • человек нуждается в управлении извне (со стороны семьи, социальной группы, сословия, нации, церкви, государства) (14).

В основе изменений консерватизма лежат, прежде всего, социально-политические трансформации традиционного общества в общество модерна, что выразилось в появлении национального, общегражданского типа государства.

В обществах традиционного типа, в силу объективной неразвитости общественных взаимоотношений, каналы социальной коммуникации функционировали в пределах семьи, рода, общины, сословия, той или иной хозяйственной единицы. В традиционном обществе идеологические функции, связанные с контролем, управлением, мобилизацией и активизацией народных масс вокруг решения общих задач выполняла религия. При этом религия эффективно реализовывала свои социально консолидирующие функции в силу инертности социума, обусловленной отсутствием развитой информационной инфраструктуры (средств массовой коммуникации) и крайне низким уровнем подготовки потребителей информации (неграмотность реципиентов).

Чертами традиционного общества выступают :

  • господство религиозных представлений в трактовке реальности ;
  • низкий уровень жизненной активности, связанный с рассмотрением земного существования как этапа для подготовки к потустороннему бытию ;
  • человек воспринимался как составная часть общины, полиса, семьи, рода, клана, касты, сословия ;
  • социальные отношения выстраивались на основе общности происхождения и единства перспектив развития, что влекло за собой жесткую систему социальной иерархии ;
  • политика не воспринималась как особая, независимая от религии сфера бытия социума, а политическая власть трактовалась как одна из форм реализации божественной воли ;
  • натурально-потребительский характер хозяйствования был в большей степени ориентирован на удовлетворение насущных потребностей, а не на рост производства товаров и услуг.

В этой связи стоит солидаризироваться с определением консерватизма как реакции на либерально-буржуазные постулаты эпохи Просвещения и на попытку практического воплощения принципов Великой французской революции. Хронологически возникновение консерватизма связывается с выходом в 1790 году трактата Э. Бёрка «Размышления о революции во Франции» (3), в котором была представлена английская, взвешенно-эволюционная критика французских абстрактно-революционных принципов. Критика идейных установок французской революции была продолжена в 1796 году с радикально-религиозных позиций Ж. де Местром в его книге «Рассуждения о Франции» (8). В политический дискурс термин «консерватизм» вошёл после основания Ф. де Шатобрианом в 1815 году журнала «Консерватор». Вслед за этим консерваторами стали называть приверженцев религиозных принципов и сословно-монархического строя (традиционалистский консерватизм).

В XIX столетии традиционалистский консерватизм выступал за сохранение монархических режимов, ратовал за усиление роли церкви в жизни общества и в процессе принятия политических решений, стремился к обоснованию социального неравенства и сословных привилегий. Консерватизм вступал в конфронтацию с идеей национального государства и с принципом национализма. Он стремился отстаивать принципы сословно-конфессиональной идентификации, блокируя идеи демократического, по сути своей, общегражданского национализма.

Идеология традиционалистского консерватизма являлась выражением интересов тех социальных сил, которые пытались отстоять превалирование религиозных принципов (духовенство) и сословно-политических привилегий (дворянство и чиновничество). От этих сословий проистекала ориентация на христианские ценности, монархию, этатизм, сословность. Консерватизм этого периода выступал против фундаментальных изменений общественно-политического и экономического строя традиционного общества.

В силу экономической весомости позиций феодалов-землевладельцев и значительной роли в общественной жизни католической церкви, консервативная реакция во Франции носила наиболее яркий и последовательно антилиберальный характер. Формирование идейного противовеса либеральным принципам  происходило под знаменем католической реакции. Во Франции консервативные идеи были связаны с деятельностью так называемой теократической школы (Ж. де Местр, Л. де Бональд, Л.‑К. де Сен‑Мартен, П.C. Балланш, Ф.Р. де Ламенне) (9).

В Германии последовательные, традиционалистско-антилиберальные принципы консерватизма вызревали в атмосфере немецкого романтизма. В концептуально целостной форме они были сформулированы представителями, так называемой,  богословской школы (А. Мюллер, К.‑Л. Галлер, Ф. Баадер, Ф. Шлегель, Ф. Генц) (15). Антипротестантский пафос данной школы во многом обусловил присутствие в немецкой версии консерватизма схоластических мотивов средневековой философии, в соответствии с которыми светские политические положения обосновывались с помощью религиозно-мистической аргументации. Политическая реализация интересов европейских традиционалистско-консервативных сил нашла своё наиболее яркое и законченное выражение в создании в 1815 году системы «Священного союза» на базе Российской, Австро‑Венгерской, Прусской и Французской монархий как христианско-монархического оплота против либерально-революционных сил.

Своеобразный вариант традиционалистского консерватизма был предложен американской версией консерватизма. Консерваторы Соединённых Штатов предложили решить социально-экономические проблемы через усиление не столько государственного, сколько частновладельческого патернализма. Данные идеи были высказаны защитниками традиционных устоев американского рабовладельческого общества.

Д.К. Кэлхун отстаивал необходимость сохранения патриархального рабовладения, являющегося первоосновой экономики Юга США. Виргинский плантатор Д. Фицхью выдвинул идею реакционного социализма, основанного на союзе рабовладельцев и пролетариата в борьбе против капитализма. Капитализм отдаёт человека на растерзание «свободной игры» экономических сил, что неминуемо приводит к войне всех против всех, а значит, порождает нищету, лишения и голод. При этом капитализм рассматривался Фицхью как ничтожный эксперимент,  отступление от магистрального пути развития человечества. Рабовладельческое общество, по Фицхью, подобно большой патриархальной семье, заботящейся о рабах. Управление и подчинение в таком обществе осуществляется по канонам домостроя, в соответствии с которым живут две трети человечества. Правящий же класс должен быть представлен наследственной аристократией, связанной с землей (10).

В России в период правления Александра III многие теоретические положения традиционалистского консерватизма (по возврату к принципам последовательного самодержавия, к идее сословности в социальной политике, к  развитию национальных форм в области культуры и быта) нашли своё воплощение в программе, так называемых, «контрреформ» (деятельность К.П. Победоносцева, А.Д. Пазухина, гр. Д.А. Толстого, Т.И. Филиппова). В последней трети XIX – начале ХХ веков наблюдался идейный расцвет русского консерватизма. Он оформился в стройную, системно завершённую концепцию (Л.А. Тихомиров, К.Н. Леонтьев, В.А. Грингмут, П.Е. Астафьев, Ю.Н. Говоруха-Отрок, Д.Н. Цертелев, С.Ф. Шарапов, В.П. Мещерский, А.С. Суворин, М.О. Меньшиков, С.Н. Сыромятников) (2, 7, 11, 12). Эти представители консерватизма являлись убежденными противниками западных форм парламентаризма, призывали к ограниченно-косметическим реформам государственного управления с безусловным сохранением самодержавной формы правления и отстаиванием государственной целостности России.

С развитием экономических взаимосвязей между различными регионами планеты, с образованием единых национальных экономик в рамках государств, с распространением форм хозяйственной эксплуатации в промышленных объёмах, с момента создания так называемого общества модерна, главным способом социального управления становится экономическое принуждение и политическое регулирование. В новом типе общества, появившегося в эпоху Просвещения (XVII век) сформировались существующие до настоящего времени социально-экономические отношения и базовые социокультурные принципы восприятия природы человека и сущности социума.

Под понятием «модерн» объединяются экономические (индустриальные), социокультурные (современные) и политические (национально-государственные) черты. Процесс утверждения принципов модерна получил название модернизации, которая имеет, соответственно, экономические, социокультурные и политические преломления.

Определяющими признаками общества модерна являются :

  • создание промышленного типа общества на базе машинного способа производства;
  • доминирование рационального восприятия сущности социума и природы человека в соответствии с научными принципами, использующими логическую аргументацию;
  • легализация рациональных принципов контроля граждан за социально-политическими процессами, динамика развития которых воспринималась с позиций теории прогресса;
  • формой социального взаимодействия являются не непосредственные, внеэкономические отношения, но социально-экономические взаимосвязи, опосредованные произведёнными вещами и функциональными ролями человека в обществе;
  • статус человека определяется не происхождением, но его местом и ролью в системе общественного производства, что порождает экономически дифференцированную структуру общества.

Религиозное представление о смирении и отказ от активной жизненной позиции в традиционалистском консерватизме не согласовывались с превалировавшими на европейском континенте установками эпохи модерна. Эпоха, порождённая промышленным ростом и национально-политическим объединением людей в рамках государств, требовала жертвенно-активного участия человека в преобразовании условий своего материального бытия. Взгляд на человека, рождённый эпохой модерна, был ориентирован на социально-экономическую активность человека, социальных групп, государств во взаимной борьбе за жизненные ресурсы.  Религиозная интерпретация человеческой природы в философии консерватизма утратила свою политико-практическую актуальность также в связи с девальвацией религиозных установок в массовом сознании России и Европы. Секуляризация сознания подорвала религиозные доводы в трактовке не только природы человека, но и в понимании устройства общества и мироздания в целом.

Новая форма общности явилась естественным и необходимым периодом в развитии человеческого общества, который начался в эпоху Нового времени, когда на смену средневековым патриархально-религиозным социальным связям пришёл иной принцип мобилизации населения на основе национальной и политической самоидентификации. Прародительницей новой формы социального объединения явилась Великая французская революция, которая уничтожила традиционные патриархально-сословные связи французского общества и провозгласила иной принцип взаимосвязи на основе принадлежности всех членов общества (а не только высших слоёв) к одному гражданству, к одному государству, к одной нации.

Ориентация консервативных сил Европы на сельскохозяйственное производство и исповедование ими принципов сословности и монархизма превращала традиционалистский консерватизм в крайне неэффективную идеологию, не сумевшую вписаться в доминирующую парадигму модернизации, связанную с развитием промышленного производства и с созданием свободной от сословных барьеров и цеховых ограничений рынка вольнонаёмной рабочей силы. В авангарде развития экономики окончательно утвердилось промышленное производство, на фоне которого ориентация на аграрные способы хозяйствования (пусть даже производственно модернизированные) выглядела глубокой архаикой.

Кроме того, наблюдались процессы уничтожения сословной организации социума. Социально-политическая демократизация привела к созданию нового типа общества, в котором сословное неравенство, предопределённое рождением, было заменено дифференциацией социума по экономическому основанию. Политически статусные позиции привилегированных слоёв традиционного общества (дворянство, чиновничество) были подорваны внедрением нового, парламентско-демократического механизма формирования элиты.  Произошла практически повсеместная трансформация монархических империй (Австро-Венгерской, Германской, Оттоманской и Российской) либо в конституционные монархии, либо в республики.

Церковь утратила монополию на авторитетный статус политической и моральной инстанции, обосновывающей социально-политические процессы и задающей ориентиры общественного развития. Наука в глазах общественности не только стала обладать всей полнотой познавательной компетентности, но и явилась базой для пропаганды достижения материального комфорта и экономической эффективности как целей социального развития.

Тем не менее, консерватизм не исчез, он мимикрировал, трансформировав свою социальную базу. Консерватизм стал выразителем интересов широких патриотически настроенных групп общества, государственно зависимых слоёв населения, заинтересованных в усилении социально-патронажных функций правительства, а также представителей национальной буржуазии, связывающей рост собственного благосостояния с укреплением политической мощи государства.

Ближе к концу XIX столетия консервативные идеи обогащаются социальными принципами. Консерватизм из элитарной идеологии стремится стать массовым общественно-политическим движением, апеллирующим уже к интересам нации в целом (модернистский консерватизм). Результатом своеобразного компромисса европейских либералов и консерваторов стала Первая мировая война, которая велась под лозунгами утвердившегося государственного национализма европейских наций. Затем консерватизм синтезируется с принципами радикального национализма, порождая этатистские концепции, утвердившиеся в странах, либо проигравших мировую войну (Германия), либо недовольных полученными в результате победы политическими дивидендами (Италия), либо в странах-аутсайдерах с ущемлёнными национальными амбициями (Австрия, Испания, Румыния, Венгрия, Болгария).

Соответственно, взгляды консерваторов стали сводиться к отстаиванию этатистских положений, в соответствии с которыми государство, путём активного воздействия на экономику, направляет ход экономического развития страны. В консервативной идеологии был сделан упор на постулировании своеобразных черт экономического развития того или иного государства, которое должно стремиться к независимости и самостоятельности. Это выразилось в принципе этатистской автаркии, который был призван обезопасить неокрепшую экономику ряда государств (Германии и России) от международной экономики, где безраздельно господствовали экономически более мощные государства (Великобритания и Франция).

Утрата действенности религиозного дискурса потребовала от консервативной мысли трансформации своих идейных установок в сторону заимствования принципов из арсенала уже не теологическо-религиозной, но собственно философской мысли. Консерватизм начал выражать себя уже не в религиозно ориентированной форме католическо-монархической реакции на философию Просвещения, а в виде светских идей национализма и этатизма.

Германия представляла собой классический пример развития по пути модернистского консерватизма. Связано это было с тем, что политически, экономически и национально состоявшиеся Англия и Франция были готовы к реализации как внутри страны, так и на международном уровне либеральных правил выстраивания социально-экономических отношений, связанных с принципами максимальной свободы торговли и конкуренции. Германия же в начале XIX столетия представляла собой политически раздробленную страну, в которой доминировал аграрный способ производства с фрагментарным появлением промышленности. Германия продолжала находиться в процессе национально-государственного становления, которое требовало нелиберальных, политико-силовых методов социального управления, построенных на принципах жёсткого государственного патернализма в экономике и в социальной сфере.

Консервативная направленность общественной мысли подогревалась стремлением немцев объединить разрозненные германские земли в единое государство. Необходимость формирования единого экономического пространства и стремление создать единую немецкую нацию вынуждали следовать консервативно ориентированным политико-властным методам социального управления.

Немецкому консерватизму удалось наиболее успешно преодолеть основную сложность французского и русского консерватизма, связанную с их ретроградными попытками обоснования собственных положений на базе религиозных постулатов. Созданию политической философии консерватизма в немалой степени способствовало стремление к объединению протестантского Севера и католического Юга Германии в рамках единого светского государства. Поэтому в немецком консерватизме появились модернистско ориентированные, собственно философские политические, правовые и экономические концепции, основанные на идеях общегражданского национализма (Г.В.Ф. Гегель, И.‑Г. Фихте, Ф. Лист, Л. фон Штейн) (4).

В период между мировыми войнами в Европе наблюдалась идейно-теоретическая и партийно-организационная переплетённость принципов консерватизма и национализма. Возникло множество консервативно-националистических идейных течений, которые включились в процесс политической борьбы с целью овладения государственной властью. Консервативные и националистические силы оформились партийно-политически и начали конкурировать за голоса избирателей в рамках парламентских форм политической борьбы.

В Германии 1920-1930‑х годов особенно ярко наблюдалось соединение принципов консерватизма, национализма и социализма, выразившееся в феномене так называемой «консервативной революции» (О. Шпенглер, А. Мёллер ван ден Брук, Э. Штадтлер, Э. Юнгер, К. Шмитт, Э. Никиш) (16). Теоретики консервативной революции призывали к революционному демонтажу либерального режима Веймарской республики и ратовали за реализацию консервативных ценностей, связанных с усилением государственности и национального единения, социально-политическим элитаризмом, государственным социализмом и принципом вождизма.

Русский модернистский консерватизм после революционных событий 1917 года развивался, как правило, в эмиграции, что предопределило его оторванность не только от практики, но и от социальных корней. Он носил преимущественно абстрактно-политический оттенок. Кроме того, послеоктябрьский консерватизм интегрировался, по большей части, в белое движение, которое носило неоднородный идеологический характер, объединяя самые разные антибольшевистские силы – от либералов до монархистов. Осмысление феномена большевизма, а также результатов и перспектив Октябрьской революции 1917 года становится центральной темой послеоктябрьского, эмигрантского консерватизма. Консервативные тенденции в русской эмигрантской мысли просматриваются в следующих идейно-политических течениях.

В евразийстве (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев и др.) присутствовало представление о России как центре Евразии (от Восточной Европы до Центральной Азии (без Японии, Индии и Ближнего Востока)). Евразия объявлялась политико-цивилизационной антитезой Запада, исповедующей принципы самобытности на основе восточного, или «туранского» элемента русской культуры. Постулировался особый евразийский этнопсихологический тип, истоки России усматривались в империи Чингисхана. Евразийцы при этом выступали за сохранение советской системы сильной государственной власти, отстаивали принцип элитизма, при котором руководство страной сосредоточено в руках правящего (как вариант – партийного) слоя. Н.Н. Алексеев провозглашал идеалом орденско-религиозный тип государства, так называемую, «идеократию». Православие рассматривалось евразийцами лишь как интегратор других верований, а в экономике они выступали за сочетание частной и государственной собственности.

Течение национал‑большевизма (Н.В. Устрялов, Ю.В.Ключников, И.Г. Лежнев) (1, 6, 13) пропагандировало идею сближения русских патриотов с большевистской Россией. Ими поддерживалось стремление большевиков восстановить единство России и усилить российскую государственность, приветствовались попытки большевиков наладить государственную дисциплину и возродить экономику. Национал-большевиками доказывалась мысль о фактическом сочетании официально декларируемого интернационализма со скрытым национализмом. Н.В. Устрялов полагал, что путём постепенного преодоления большевизма «изнутри» Россия вновь обретает великодержавный облик.

Младороссы (А. Казем-Бек, Н. Арсеньев, Г. Бутаков) отстаивали идею тоталитарной монархии нового типа, провозглашали борьбу с международным капиталом, постулировали мысль о превосходстве белой расы и рассматривали Россию как форпост Запада на пути «желтой опасности». Младороссы восхищались Сталиным, считая, что интернационализм коммунизма эволюционирует к идеям национал-социализма с его вождизмом, новой элитой и диктатурой, поддерживаемой народом. При этом младороссы отстаивали идею социальной монархии, в которой союз Советов и царя выливался в форму органического государства, где сотрудничество классов происходит в рамках национальных основ.

Итак, традиционалистский консерватизм явился выражением интересов и принципов тех сил общества, для которых были характерны религиозность, монархизм и сословность. Носителями традиционалистского консерватизма являлись духовенство, дворянство и чиновничество. Традиционалистский консерватизм выражал собой потребности общественных групп, для которых экономические интересы не являлись доминирующими по сравнению с иными – религиозно-социальными (духовенство) и социально-политическими (дворянство, чиновничество) интересами.

Появление модернистского консерватизма стало следствием усиления тех социальных сил, которые были заинтересованы в укреплении государственности и распространении идей национализма. Проводниками модернистского консерватизма стали государства, в которых  политические аспекты бытия социума доминировали над экономической выгодой. Экономика рассматривалась как средство решения политических задач. Модернистский консерватизм отражал интересы тех социальных групп, потребности которых были напрямую связаны с функционированием государства – чиновничество, промышленная буржуазия, патриотически настроенные средние слои, рабочий класс и крестьянство.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агурский М. Идеология национал-большевизма. Paris, 1980.  

2. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000.

3. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. London : 1992.

4. Бернацкий М.В. Теоретики государственного социализма в Германии и социально-политические воззрения князя Бисмарка. СПб., 1911.

5. Говоруха‑Отрок Ю.Н. Заметки о прогрессе и цивилизации. (Из посмертных бумаг). М.: 1897.

6. Лежнев И.Г. Записки современника. Т. I. Истоки. М.: 1934.

7. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872‑1891). М.: 1996.

8. Местр Жозеф де Рассуждения о Франции. М., 1997.

9. Мишель А. Идея государства. Критический очерк истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. СПб, 1903.

10. Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев : Кэлхун, Фицхью и др. // Новая и новейшая история. № 5. 1990.

11. Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. Кн. 1. СПб., 1901.

12. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: 1998.

13. Устрялов Н. Национал-большевизм. М., 2003.

14. Чернавский М.Ю. Идеологии либерализма и консерватизма. Люберцы, 2008.

15. Konservatives Denken 1789-1848/49: Darstellung und Texte / Hrsg: L. Elm. Berlin, 1989.

16. Sontheimer K. Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik. Die politischen Ideen des deutschen Nationalismus zwischen 1918 und 1933. Muenchen, 1994.


© М.Ю. Чернавский,  Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 3-2011»
 
 
 

LEGAL INFORMATION:
Reproduction of any materials is allowed only for non-commercial purposes and with link to the original publication. Protected by the laws of the Russian Federation. Any violations of the law are prosecuted. © "Scientific Technologies"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Current Article

Генетические исследования и история Древней Руси Генетические исследования и история Древней Руси
В.В. Долгов, (ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес
VIP Studio Retro
viagra super force