keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Творческое наследие К.Н. Леонтьева в современной научной литературе

E-mail Печать

С.В. Хатунцев, (кандидат исторических наук, ФБГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»)

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Имя К.Н. Леонтьева (1831 – 1891) является мировым «брендом» «идейного» русского консерватизма. Для cовременного этапа в развитии леонтьевоведения характерно повышенное внимание к Леонтьеву в России и уменьшение интереса к нему на Западе. К настоящему времени в российской и мировой историографии сложился целый комплекс серьезных леонтьевоведческих изысканий, однако многие проблемы, прежде всего, связанные с общественно-политическими взглядами К. Леонтьева, не получили адекватного разрешения, тем более, что разные авторы дают им самые противоречивые оценки.

К.Н. Леонтьев (1831 – 1891) является одним из виднейших представителей консервативной мысли пореформенной России XIX столетия. Согласно оценке Н.А. Бердяева, это был «самый крупный, единственный крупный мыслитель из консервативного лагеря, да и вообще один из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе… Первым и единственным философом консерватизма… был К. Леонтьев» [1]. Можно сказать, что имя этого выдающегося мыслителя является мировым «брендом» «идейного» русского консерватизма.

Изучение творческого наследия К. Леонтьева находится сейчас на подъёме. Современный этап развития этого направления в исследовании истории отечественной общественно-политической мысли начался на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века.

Его наступление было вызвано, во-первых, падением идеологических запретов, регулировавших интеллектуальную жизнь в России, во-вторых – победой в «холодной войне» западного (атлантического) сообщества.

После этой победы интерес к Леонтьеву за рубежом, характерный для периода «Ялтинского миропорядка», снизился, а количество публикаций о нем сократилось.

 

Константин Николаевич

ЛЕОНТЬЕВ

Систематическое внимание к творчеству мыслителя в настоящее время проявляет лишь несколько авторов из «дальнего зарубежья», среди которых уже практически не встретишь, как раньше, представителей англо-американской науки, но можно отметить немца Г. Шумахера, польских историков философской мысли М. Броду и М. Богуна, а также филолога Г. Мондри.

Первый рассматривает «эстетический аристократизм» К. Леонтьева, тогда как М. Брода дает анализ его геополитических и философских концепций. Корни идей мыслителя он находит в русском православном «византизме» и в традициях европейского консерва-тизма. М. Богун обращается к антиреволюционному пафосу мыслителя и к его концепции «земного пессимизма», тогда как Г. Мондри изучает, главным образом, леонтьевскую беллетристику [2].

В России, напротив, к Леонтьеву стали проявлять повышенное внимание. Интерес к мыслителю связан со следующими обстоятельствами. В условиях острого кризиса советской модели общественного устройства и последовавшего за ним распада СССР наша страна опять, как и в начале прошлого века, оказалась перед проблемой выбора дальнейших путей развития. Поэтому идеи Леонтьева о расцвете и упадке цивилизаций, о либерализме, прогрессе, социализме, об отношениях России с Западом и Востоком, о православии, как и идеи других русских консерваторов, вновь стали актуальны и востребованы на родине. На рубеже столетий возникла своего рода интеллектуальная «мода» на консерватизм, произошло его «второе пришествие» [3]. На волне этой интеллектуальной «моды» имя блистательного философа, смелого парадоксалиста К.Н. Леонтьева стало особенно популярным; к его идеям обращаются представители самых разных общественно-политических направлений – от традиционалистов и монархистов до коммунистов и либералов. Творческое наследие мыслителя изучает множество представителей отечественной науки. Поддержанию интереса к Леонтьеву способствует также публикация многих его трудов, в том числе – извлекаемых из архивных фондов, которая осуществляется в последние годы [4].

В этой связи, прежде всего, необходимо сказать о деятельности Группы по изданию и изучению наследия К.Н. Леонтьева. Она является частью Центра по изучению традиционалистских направлений в русской литературе Нового времени и одним из подразделений Отдела новой русской литературы Института русской литературы РАН (ИРЛИ, «Пушкинский дом»)  в Санкт-Петербурге. Официально Группа учреждена в 2007 году, но начала свою работу еще в 1999 г. Именно она осуществляет академическое издание Полного собрания сочинений и писем К.Н. Леонтьева, сопровождая его подробными, скрупулезно выверенными комментариями, а также готовит посвященные этому мыслителю исследования и аналитические материалы, проводит по соответствующей тематике конференции, семинары, круглые столы.

К настоящему времени издано 8 томов ПСС, причем 6-й, 7-й и 8-й вышли в двух книгах. Главным редактором Полного собрания сочинений является гл. науч. сотр. ИРЛИ, д. филолог. н. профессор В.А. Котельников, его заместителем – ведущ. науч. сотр., к. филолог. н. О.Л. Фетисенко. В настоящее время О.Л. Фетисенко выступает в качестве крупнейшего и наиболее авторитетного в мире специалиста в области леонтьевоведения. В скором времени ожидается выход сразу двух ее монографий, в центре которых находится фигура К.Н. Леонтьева, и защита ею докторской диссертации.

Вопросы, так или иначе связанные с этим мыслителем, рассматриваются в сотнях разнообразных работ, созданных в нашей стране на современном этапе становления леонтьевоведения. Значительная часть этого потока принадлежит жанру публицистики.

Появилось также немало исследований комплексного и обобщающего характера, включая энциклопедические статьи. Большинство из них и, в целом, основная масса работ, появившихся в период, начиная с 1988 – 1989 года, невелико по объему, написано в тезисной форме. Наиболее фундаментальными из комплексных исследований являются монографии А.Ф. Сивака, А.А. Королькова и К.М. Долгова, хотя работы последнего, скорее, популяризируют наследие Леонтьева, нежели являются академическими исследованиями [5]. В комплексных трудах излагаются и анализируются философско-социологические, религиозные и общественно-политические взгляды мыслителя, рассматривается его литературное творчество, некоторые аспекты его биографии. Авторы обобщающих работ касаются, главным образом, «позднего» Леонтьева, Леонтьева второй трети 70-х – начала 90-х годов ХIХ столетия.

Помимо комплексных исследований, в последние годы опубликовано немало трудов, в которых делается акцент на анализ отдельных сторон творческого наследия этого мыслителя. Наибольшее внимание традиционно уделялось философским и религиозным взглядам К.Н. Леонтьева, его социологии и культурологическим идеям. Среди авторов, разрабатывающих данную проблематику, следует отметить А.И. Абрамова, Д.М. Володихина, А.С. Гагарина, Е.С. Гревцову, Г.М. Дробжеву, В.А. Ермакова, В.М. Камнева, С.Н. Носова, М.Ю. Чернавского [6].

Широко изучалась философия истории и историософия К. Леонтьева, причем в рамках последней особое развитие получило исследование взглядов мыслителя на Россию и ее будущее. Самые глубокие и оригинальные работы в данных областях созданы А.М. Салминым, Г.Б. Кремневым и Р.А. Гоголевым [7].

Социально-политических взглядов мыслителя так или иначе касались авторы всех новейших отечественных леонтьевоведческих изысканий, но появилось также немало специальных исследований его общественно-политических воззрений как таковых. Они носят либо обобщающий характер, либо посвящены представлениям Леонтьева о тех или иных конкретных вопросах социально-политической жизни.

Среди работ обобщающего характера по данной тематике следует отметить труды таких авторов, как  И.А. Исаев, Ю.В. Андронов, А.Г. Мячин, А.А. Ширинянц, И.И. Евлампиев [8]. Однако фундаментальных академических изысканий итогового характера в этой сфере пока что не создано.

Подходом к такого рода обобщающим исследованиям являются работы, в которых рассматриваются различные частные аспекты общественно-политических взглядов выдающегося русского консерватора.

Дальнейшему изучению подверглась проблема соотношения воззрений Леонтьева с доктриной славянофилов и с развитием русской (а также мировой) общественно-политической мысли в целом,  анализировалась леонтьевская концепция «византизма», взгляды мыслителя на либерализм, на Восточный и национальный вопросы [9].

Наиболее обстоятельно воззрения мыслителя на Восточный вопрос, на проблему южного и западного славянства изучены в трудах известного балканиста В.И. Косика, а востоковед К.А. Жуков опубликовал монографию, в которой освещена роль «турецкого фактора» в жизни и в формировании общественно-политических взглядов К. Леонтьева, ярко обрисована дипломатическая среда, в которой он действовал [10].

Внимание современных отечественных исследователей закономерно привлекает тема «Леонтьев и социализм»; к ней тесно примыкает тема «Леонтьев и Л.А. Тихомиров» [11]. Говоря об изучении данного вопроса, нельзя не отметить работы А.В. Репникова. Однако и эта, и другие проблемы общественно-политических взглядов мыслителя всё ещё нуждаются в дальнейшем анализе.

Достаточно широко изучалось в последние годы его художественное творчество и литературная критика [12].

Особое развитие в нынешней российской науке получила тема «Леонтьев и Ф.М. Достоевский» и нередко связанная с нею тема «Леонтьев и В.С. Соловьев» [13]. Говоря о разработке данных проблем, нельзя не указать имена С.Г. Бочарова, А.П. Козырева и О.Т. Панаэтова.

Что касается новейших биографических штудий, то здесь необходимо упомянуть И.Н. Берговскую и Д.В. Гущина, изучающих, соответственно, периоды жизни мыслителя, связанные с Калужской и с Нижегородской губерниями [14].

Ранний этап эволюции общественно-политических воззрений Леонтьева проанализирован в монографии автора данных строк [15]. 

Согласно оценке Ю.В. Андронова, А.Г. Мячина и А.А. Ширинянца, «новые публикации о мыслителе не только заново ставят проблемы, вызывавшие интерес еще в начале [прошлого] века, но и пытаются по-новому осветить их» [16].

Необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени К.Н. Леонтьевым занимаются, главным образом, философы, социологи и политологи, а также литературоведы и, отчасти, культурологи, причем далеко не все публикации этих специалистов носят вполне научный характер: данный мыслитель и его воззрения являются объектом не только научной полемики, но и политических спекуляций. Так, с недавних пор некоторые публицисты стремятся объявить К. Леонтьева идеологом общественно-политической системы, сложившейся в России за последние 20 лет, и даже называют его «отцом» «политического гламура», что крайне слабо соответствует действительности и является результатом «передёргивания», окарикатуривания идей этого мыслителя, непонимания его глубинной, внутренней сути. За нынешний российский «неофеодализм» великий русский мыслитель ответственнен не более, чем испанский певец «аристократии духа» Х. Ортега-и-Гассет. Почти столь же «обоснованы» и поверхностны попытки представить Леонтьева провозвестником сталинской модели социализма, установившейся после Второй мировой войны.

Фундаментальных исторических трудов, монографий и диссертаций, в которых рассматриваются общественно-политические взгляды Леонтьева, крайне мало. Как исключение, можно назвать лишь указанные в примечаниях монографии В.И. Косика, К.А. Жукова и автора этих строк, а также монографическое исследование А.В. Репникова, но последнее посвящено воззрениям не одного К. Леонтьева, а нескольких выдающихся русских консерваторов конца ХIХ – начала ХХ веков [17].

Следует указать еще на один чрезвычайно важный момент. Большинство исследователей общественно-политических взглядов К.Н. Леонтьева – философы, социологи, политологи, де-факто подходит к ним, как к чему-то «ставшему», лишенному внутреннего развития, явленному в готовом и развернутом виде. Поэтому, несмотря на изрядную, казалось бы, изученность воззрений Леонтьева, довольно слабо исследована их динамика, конкретная эволюция: те изменения, которые они претерпевали с течением времени. Соответственно, мало изученными остались те исторические факторы, которые на них повлияли.

Подводя итог, отметим, что к настоящему времени в российской и мировой историографии сложился целый комплекс серьезных леонтьевоведческих изысканий, однако далеко не все проблемы леонтьевоведения, особенно проблемы, связанные с общественно-политическими взглядами русского мыслителя, освещены надлежащим образом и получили адекватное разрешение, тем более, что разные авторы нередко дают им самые противоречивые оценки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бердяев Н.А. К. Леонтьев – философ реакционной романтики // К.Н. Леонтьев: pro et contra. СПб., 1995. Кн. 1. С. 208 – 209.

2. Schomacher G. Konstantin Leont’evs asthetischer Aristokratismus. Modernitatskritik und Adelsmentalitat in Russland. Munster, 1996; Broda M. Najtrudniejsze z rosijskich wyzwan?: zagadka Leontjewa i Rosja. Lodz, 1994; Брода М. Проблемы с Леонтьевым. М., 2001; Bohun M.  Kontrrewolucja I pesymizm: Filozofia spoleczna Konstantina Leontjewa. Krakow, 2000; Mondry H. A Husband’s Confession: towards the typology of Leontiev’s Writing // Die Welt der Slaven. 1991. # XXXVI; Mondry H. A Husband¢s Confession: towards the typology of Leontiev¢s Writing // Die Welt der Slaven. 1991. # XXXVI. 1; Mondry H., Thompson S. Konstantin Leont’ev. An Examination of His Major Fiction. M., 1993.

3. Репников А.В. Русский консерватизм: вчера, сегодня, завтра // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Вып. 1. Воронеж, 2001.

4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Филос. и политич. публицистика. Духовная проза (1872 – 1891). М., 1996; Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. СПб. Издание осуществляется начиная с 2000 г.; Леонтьев К.Н. Дипломатич. донесения, письма, записки, отчеты (1865 – 1872). М., 2003.

5. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991; Корольков А.А. Пророчества К. Леонтьева. СПб., 1991; Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание К. Леонтьева. М., 2008.

6. Абрамов А.И. Культурно-историч. концепция русской цивилизации К. Леонтьева // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988; Володихин Д.М. «Высокомерный странник». Философия и жизнь К. Леонтьева. М., 2000; Гагарин А.С. Кризис европоцентризма и судьба России (культурологич. воззрения К.Н. Леонтьева и О. Шпенглера) // Культуры в диалоге. Вып. 1. Екатеринбург, 1992; Гревцова Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева (Сравнит. анализ). М., 2002; Дробжева Г.М. Проблема социокультурного идеала в социально-философск. воззрениях К.Н. Леонтьева. Дис... к. филос. н. М., 1995; Ермаков В.А. Диалектика «охранения» культуры, общества и государства в философии К.Н. Леонтьева // Историко-филос. ежегодник – 99. М., 2001; Камнев В.М. Россия как культурно-историч. тип и феномен (К. Леонтьев) // Христианство и русск. литература. Сб. 3. СПб., 1999; Носов С.Н. «Хищное» христианство К.Н. Леонтьева // Христианство и русск. литература. СПб., 1994; Чернавский М.Ю. Религиозно-философск. основы консерватизма К.Н. Леонтьева: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2000.

7. Салмин А.М. Политич. историософия К. Леонтьева // Русская политич. мысль второй половины XIX в. М., 1989; Кремнев Г.Б. Константин Леонтьев и русское будущее: К 100‑летию со дня смерти // Наш современник. 1991. № 12; Гоголев Р.А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К.Н. Леонтьева: опыт реконструкции. М., 2007.

8. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX – начало ХХ вв.). М., 1991; Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Русская социально-политич. мысль XIX – начала XX века: К.Н. Леонтьев. - М., 2000; Евлампиев И.И. Религиозно-консервативная «утопия» К. Леонтьева // История русской философии. М., 2002.

9. Мальчевский Н. Творчество К.Н. Леонтьева глазами современников // К. Леонтьев – наш современник. Спб., 1993; Володихин Д. Славянофил ли К. Леонтьев: историографич. концепт против самооценки мыслителя // Историч. знание и интеллектуальная культура. М., 2001; Пашко Р.Г. Концепция «византизма» Константина Леонтьева // Русск. культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995; Шестаков Н.А. К. Леонтьев и русск. либерализм // Вестн. Моск. ун - та. Сер.12. Соц.-политич. исследования. 1993. № 2; Лурье С.В. Идеология и геополитич. действие. Вектор русской культурной экспансии: Балканы – Константинополь – Палестина – Эфиопия // Цивилизации и культуры. Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996;

10. Косик В.И. К. Леонтьев: размышления на славянскую тему, М., 1997; Он же. К.Н. Леонтьев – болгарская тема – pro et contra // Славянский альманах. 1997. М., 1998; Жуков К.А. «Восточный вопрос» в историософской концепции К.Н. Леонтьева. Спб., 2006.

11. Воронин И.А. Константин Леонтьев: реакция, революция, социализм (к постановке проблемы) // Научные труды МПГУ. Сер. Социально-историч. науки. М., 2000; Репников А.В. В ожидании «социалистич. самодержца» // Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. Кн. 5. М., 1999; Он же. А.В. «Славянский царь … учредит социалистич. форму жизни» // Россия XXI. 2002. № 2; Он же. К. Леонтьев и Л. Тихомиров // Эхо: Сборник статей по новой и новейшей истории Отечества. Вып. 3. М. 2000; Милевский О.А. Л. Тихомиров и К. Леонтьев: к истории взаимоотношений // Вестн. Томского гос. пед. ун - та. Сер. История. Филология. Вып. 1. 1997.

12. Бочаров С.Г. Эстетич. трактат Леонтьева // Вопр. литературы. 1988. № 12; Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература // Русск. литература. 1989. № 4; Захарова В.Т. Литературно-критич. мысль К.Н. Леонтьева и развитие русской литературы XIX – XX вв. // Проблема традиций в русской литературе. Н. Новгород, 1998.

13. Буданова Н.Ф. Достоевский и К. Леонтьев // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 9. Л., 1991; Панаэтов О.Т. Константин Леонтьев и Ф. Достоевский // Филология. – Philologica. 1996. № 9; Он же. Полифонизм и соборность как категории поэтики: Ф.М. Достоевский и К.Н. Леонтьев. Дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 1998; Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский // Он же. Сюжеты русской литературы. М., 1999; Козырев А.П. Вл. Соловьев и К. Леонтьев: диалог в поисках «русской звезды» // Начала. 1992. № 2; Константинов В. К истории одной полемики (К.Н. Леонтьев и В.С. Соловьев о проблемах христианской эсхатологии // Там же; Носов С.Н. Идея «Москва – Третий Рим» в интерпретации К. Леонтьева и В. Соловьева // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994; Хатунцев С.В. Мотив «китайской угрозы» у К.Н. Леонтьева и «леонтьевские» мотивы в «Трех разговорах» В.С. Соловьева // Эсхатологич. сборник. СПб. 2006.

14. Берговская И.Н. Кудиново в жизни Леонтьева // История философии. М., 2000.

15. К. Леонтьев: интеллектуальная биография (1850 – 1874 гг.). СПб., 2007.

16. Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Указ. соч. С. 20.

17. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.


© С.В. Хатунцев,  Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 3-2011»
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Русские консерваторы  о европейских революциях 1848–1849 гг.*Русские консерваторы о европейских революциях 1848–1849 гг.*
А.О. Мещерякова, (кандидат исторических наук, Воронежский государственный...
Причины и последствия укрупнения регионов в РоссииПричины и последствия укрупнения регионов в России
Н.А. Анучина, (Забайкальский государственный университет, г. Чита)...
О чём молчит «ХРОНИКА ГОРОДА ФАЭНЦЫ»О чём молчит «ХРОНИКА ГОРОДА ФАЭНЦЫ»
М. В. Ковалева, (ФГОУ  ВПО «Госуниверситет – УНПК»,...
Социальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношенийСоциальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношений
Х.Д. Дамаданова, (к.п.н., доцент, Дагестанский государственный педагогический...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force