ЗАБРОШЕННЫЙ УЧАСТОК МОГУТ ОТОБРАТЬ?

С.С. Бекасов. (заместитель главы администрации Емельяновского района)

  4-2011

Сергей Сергеевич

БЕКА СОВ

 

В последнее время в прессе стала подниматься тема о том, что скоро государство начнет учет и изъятие брошенных  садовых участков.

Журнал Маркшейдерия и Недропользование

В  одной из газет председатель Красноярского союза садоводов Валерий Гладчук заявил:

«Назначение дачных и садовых участков определено первой статьей федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» от 15 апреля 1998 года. И там записано, что  садовые участки предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур, а дачные — для отдыха. Если ваши соседи ничего не выращивают, то это считается нерациональным использованием земли. В этом году вольности закончились: в России создана служба государственного контроля за землями сельхозназначения при Россельхознадзоре, она будет проверять, как используется земля в садовых товариществах. Тем, кто ничего не выращивает, сначала укажут, чтобы участок был в порядке. Если садовод на замечания не реагирует, его привлекут к административной ответственности… Для владельцев брошенных участков пока жестких мер нет. Три года надо отслеживать, что на нем происходит, потом владельца можно оштрафовать на 1500 рублей, потом  подать на него в суд, а это еще два года разбирательств. Мы, Союз садоводов России, просим пересмотреть эту норму. И если владелец не работает на своем участке три года, земля должна передаваться в пользу муниципального образования».

Возможные нововведения и их правомерность мы попросили прокомментировать заместителя главы администрации Емельяновского района по вопросам архитектурной деятельности и земельных отношений  Сергея Сергеевича БЕКА СОВА.

Прежде всего хочу отметить недостаточно обоснованные выводы о порядке использования садовых и дачных участков. В упомянутом Федеральном законе от 15.04.1998 (66-ФЗ) дается четкое определение того и другого:

  • садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
  • дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в  целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с  правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания  плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, различия в правовом «статусе» садовых и дачных участков состоят в их приоритетном целевом использовании: садовый участок первично предназначен для сельскохозяйственных нужд, а попутно — для отдыха; дачный участок изначально предназначен для отдыха, что не исключает возможность выращивания  сельскохозяйственных культур. Как видно из вышесказанного, различия достаточно условны и на практике  отличить садовый участок от дачного невозможно. Более того, первоначальный запрет на регистрацию в садовых и дачных домах постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 №13-П признан неконституционным в  той части, в какой исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Собственник садового и дачного участка не обязан выращивать на нем что-либо, достаточно поддерживать землю в состоянии, соответствующем целям ее использования. Вместе с тем отсутствие какой-либо деятельности на участке также неправомерно, поскольку порождает ухудшение его качеств и свидетельствует о его неиспользовании. В этом случае по отношению к собственнику или правообладателю применяется процедура принудительного прекращения права на земельный участок, если будет установлен факт неиспользования участка на протяжении трех лет, вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, а в случае его неисполнения — по решению суда.

На практике такой порядок трудноосуществим, поскольку требует много времени на сбор доказательной базы. Кроме того, охватить большой объем неиспользуемых земельных участков физически невозможно существующим количеством сотрудников надзорных инстанций. Так же весьма проблематичным является установление правообладателя земельного участка, особенно предоставленного по ранее действовавшим актам и не зафиксированного в государственном фонде данных кадастра и Росреестра.

Необходимо на законодательном уровне упрощать существующий порядок принудительного прекращения прав на неиспользуемые садовые и дачные земельные участки. А за тем, как они используются, долджны следить в т.ч. садовые и дачные общества — нужно наделять их правом фиксации правонарушений, а также правом обращения в суд по поводу прекращения прав владения неиспользуемой землей и передачи участков в собственность объединений граждан либо муниципальных образований.


© С.С. Бекасов. Журнал "Земля Сибирь"  № 4-2011-ГеоСПЕЦ

 
 

 
 

Тендеры - Конкурсные торги Разместить новый Тендер Отчеты по Маркетинговым Исследованиям Поиск отчетов по Маркетинговым Исследованиям Полезные статьи о Маркетинговых Исследованиях

 

Новости Компаний