Программно-целевое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности Российской экономики

А.И. Мастеров, (К.э.н., ст. научный сотрудник, Институт финансово-экономических исследований, Центр финансовой политики, Финансовый университет)

 
 

Текущая экономическая ситуация в России отличается крайней нестабильностью. Замедление экономического роста с значительной вероятностью перехода его в рецессию, сильное падение мировых цен на энергоресурсы, резкие колебания курса национальной валюты создают крайне неблагоприятные условия для функционирования хозяйствующих субъектов и значительно ухудшают инвестиционный климат в стране. Ситуация усугубляется влиянием последствий мирового финансового кризиса 2008 – 2009 гг., а также экономическими санкциями.


Помимо внешних факторов, серьезную угрозу конкурентоспособности российской экономики создает наличие структурных диспропорций и исчерпание прежней модели экономического роста, связанной, прежде всего, с экспортом энергоносителей и созданием соответствующих благоприятных условий на мировых рынках. При этом резкое падение мировых цен на нефть в еще более значительной степени выразило высокую зависимость российской экономики от мировых цен на энергоресурсы и поставило значительные трудности и ограничения на пути дальнейших структурных преобразований российской экономики.

В сложившихся условиях значительно возрастает роль планирования. От того, насколько обоснованными будут принимаемые управленческие решения как на государственном уровне, так и на уровне отдельных корпораций и организаций малого и среднего бизнеса, зависит успешное решение задач поиска новых точек роста российской экономики, сохранение конкурентоспособности российских предприятий на мировых и отечественных рынках.

В последнее время среди российских ученых и практиков активизировались дискуссии о необходимости применения программно-целевых подходов при формировании бюджетов на федеральном и региональном уровнях. Отличительная особенность бюджетов, разрабатываемых на программной основе, заключается в том, что включаемые в них расходы увязываются с различными программами, которые, в свою очередь, ориентированы на определенные стратегические итоги деятельности министерства или ведомства в рамках конкретных программ [1].

Базой для формирования программного бюджета являются государственные программы. На основе обобщения практики зарубежных стран (прежде всего США), длительное время и успешно применяющих программные подходы в бюджетном процессе [2], программный бюджет можно представить как документальное отображение выбранного альтернативного курса действий, направленных на реализацию государственной программы и достижение поставленных в ее рамках целей и ключевых целевых показателей.

Разработка программного бюджета подразумевает формирование экономической оценки имеющегося ресурсного потенциала, а также выработку вариантов его использования для достижения поставленных программных задач, сопровождающуюся прогнозированием соответствующих результатов. Кроме того, процесс разработки программного бюджета предполагает поиск путей наиболее оптимального использования имеющихся ресурсов – данный критерий выступает в качестве одного из основных ориентиров при оценке имеющихся вариантов достижения программных целей и задач.

Вместе с тем, развитие программных подходов в бюджетном процессе в России находится лишь на начальном этапе. Существующая методическая база не обеспечивает процесс планирования инструментарием, необходимым для подготовки обоснованных и сбалансированных государственных программ. Имеющиеся на данный момент целевые показатели и методики их расчета направлены в большей степени на ретроспективный анализ уже достигнутых результатов в рамках аналогичных программ. В результате, нередко возникают случаи, когда программные бюджеты разрабатываются на основе показателей, планирование которых осуществляется на инерционных, а в отдельных случаях – и на произвольных, оценках.

В несколько лучших условиях находятся разработчики планов на уровне коммерческих организаций. За последние более чем 20 лет российскими учеными и специалистами в области управленческого учета и экономического анализа – М.А.Вахрушиной [3], В.Б.Ивашкевичем [4], Л.Т.Гиляровской [5], А.Д.Шереметом [6] и др. - была проделана значительная работа в изучении соответствующего зарубежного опыта, возможностей его адаптации к отечественным условиям, разработано и усовершенствовано значительное количество методов и методик, позволяющих создать необходимое информационно-аналитическое обеспечение для применения программно-целевых подходов в бизнес-планировании. Были изучены возможности применения подходов маржинального анализа в анализе безубыточности предприятий, формировании различных управленческих решений, связанных с анализом поведения затрат и результатов [3, 4], изучались также возможности применения аналитического инструментария при поиске путей наиболее эффективного использования ограниченного ресурсного потенциала [7] и при решении других важных задач на этапе планирования и программирования деятельности коммерческих организаций.

Несмотря на это, управленческий аспект учетно-аналитической информации по-прежнему недооценивается менеджерами российских предприятий. Во многих российских организациях управленческие решения, принимаемые менеджментом, носят в значительной степени интуитивный характер, не имея при этом должного экономического обоснования. Такое положение вещей во многом связано с нехваткой квалифицированных кадров, доступных программных продуктов, а в ряде случаев – и с недопониманием в компаниях важности и путей решения проблем менеджмента, а также места управленческого учета и анализа в решении этих проблем.

Вместе с тем, как показывает анализ зарубежной практики разработки бюджетов на программной основе, ряд методов управленческого учета, используемых для подготовки и обоснования бизнес-решений в коммерческих организациях, могут в модифицированном виде применяться и при решении общегосударственных задач на уровне государственных программ и формируемых на их основе программных бюджетов. Несмотря на разные масштаб и сложность задач, решаемых на частном и государственном уровне, некоторые задачи государственного масштаба могут быть сведены к отдельным подзадачам, по отношении к которым могут быть использованы подходы, характерные для некоторых бизнес-процессов.

В США еще в 60 – 70-е гг. прошлого века при разработке программных бюджетов получил широкое распространение метод планирования бюджетных затрат, получивший название «затраты – эффективность» [8]. Данный метод направлен на то, чтобы в количественной форме выразить прогнозируемые затраты на планируемую программу и сопоставить их с ожидаемыми результатами. Частным случаем метода «затраты – эффективность» является метод анализа «затраты – выгода», в рамках которого результатам присваивается условная денежная оценка, что обеспечивает возможность сопоставления затрат и результатов и позволяет дать конкретную количественную оценку эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на программу.

Основная концепция, положенная в основу метода «затраты – выгода», заключается в распространении экономического критерия типа максимума прибыли, который используется при анализе деятельности коммерческих организаций, на сферу непроизводственной деятельности – в том числе на мероприятия правительственных ведомств, где отсутствуют экономические отношения, характерные для сферы частного предпринимательства. К таким программам относятся программы городского развития и создания транспортных систем, разработки мероприятий в области использования водных ресурсов и создания зон отдыха и т.д.

В качестве одного из инструментов поиска оптимального соотношения между затратами и результатами в рамках метода «затраты – выгода» также используются положения маржинального анализа. В таких случаях при принятии планового решения исходным является положение о том, что ограниченные ресурсы будут в целом использованы наиболее эффективно в том случае, если по результатам выполнения программы достигается равенство маржинальных (предельных) затрат и маржинальных поступлений.

Таким образом, при разработке методологии программного анализа для целей обоснования решений на государственном уровне, следует учитывать, что некоторые задачи могут быть сведены к планированию экономических затрат и результатов, аналогичному бизнес-планированию. В таких случаях может быть рассмотрен и адаптирован под решение государственных задач ряд уже имеющихся методических разработок отечественных ученых в области экономического анализа и управленческого учета.

Современная российская экономика находится в ситуации, в которой оказываются неэффективными многие прежние методы и модели, применяемые в предыдущие периоды. Для обеспечения ее конкурентоспособности требуется поиск новых подходов к решению проблем ее дальнейшего роста и развития. В этих условиях как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса первостепенное значение принимает развитие планово-аналитических методов, позволяющих разрабатывать оптимальные решения и эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Финансовый журнал. 2010. № 3. стр. 5 –18.

2. Воронков А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США / отв. ред. д.э.н. Л.И.Евенко. – М.: Наука. 1986. – 190 с.

3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. – 6-е изд., испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 399 с.

4. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: Инфра-М, 2011. – 576 с.

5. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т.Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 615 с.

6. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. – 333 с.

7. Сидорова М.И., Мастеров А.И. Экономико-математические модели в управленческом учете и анализе: Монография. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 229 с.

8. США: современные методы управления / Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Катасонов Ю.В. и др.; отв. ред. Б.З.Мильнер. – М.: Наука, 1971. – 334 c.


© 
А.И. Мастеров, Сборник научных статей - Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее.