О проблемах повышения эффективности функционирования минерально-сырьевого комплекса России

Е.И. Панфилов, (руководитель рабочей группы ОНЗ РАН по правовым проблемам недропользования, ведущий научный сотрудник, доктор  технических наук, профессор, УРАН ИПКОН РАН, Москва)

 
Журнал Маркшейдерия и Недропользование

ГОРНЫЙ КОДЕКС РОССИИ

* Начало статьи в журнале № 5 2010 г.

Горное законодательство зарубежных стран базируется в основном на кодифицированных актах (Франция, Германия, Аргентина и др.) или своде горных законов (США, Англия и др.) и формируется с учетом государственного устройства страны, наличия масштабов и видов имеющихся полезных ископаемых, их местом расположения, проводимой политики и других факторов.

Наша позиция о путях развития российского горного законодательства достаточно подробно изложена в опубликованных работах [1-5]. Ее смысл и идейное содержание заключаются в том, что в стране, обладающей мощным природоресурсным потенциалом, прежде всего в минеральнопромышленном секторе экономики, должно быть создано единое правовое поле, представляющее собой Свод законов прямого действия по определенным институтам горного права на основе кодифицированного законодательного акта – Горного кодекса российской Федерации, в соответствии с которым в стране формируется единая взаимоувязанная система горного законодательства.

Перечень включаемых в первоочередном порядке в Свод законов о недрах и недропользовании представлен на рис.11.

Следует отметить, что работы по созданию Горного кодекса РФ были начаты еще в конце прошлого столетия, когда Госгортехнадзор РФ подготовил такой вариант. Затем Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Клюкин Б.Д., Теплов Ю.М.) предложил свою редакцию Кодекса. В 1998 году Государственная Дума на Парламентских слушаньях в основном одобрила «Основные положения» Горного кодекса России, подготовленные специалистами Академии горных наук и учеными Отделения наук о земле РАН. На его основе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в декабре 2002 года приняла Модельный кодекс «О недрах и недропользовании для государств-участников СНГ» (368 статей), использованный в законотворческой деятельности республик Беларусь, Украина, Казахстан, Киргизия. Однако российская сторона – автор кодекса – оставила его без внимания.

Несомненно, что Горный кодекс позволит целенаправленно, систематизированно и планомерно вести разработку структурируемых институциональных законов, всесторонне учитывающих специфические особенности объекта правоотношений – недр Земли; отразить все используемые виды георесурсов, способы, процессы и этапы их изучения, освоения, использования и управления; создать основы действенного экономически-финансового механизма координации деятельности бизнеса, определить критерии оценки его стоимости, учесть особенности акционирования горных организаций, их слияния, поглощения, банкротства; способствовать инвестиционной привлекательности горного производства; укрепить и упорядочить взаимосвязь с другими отраслями права.

Кодекс призван содействовать обеспечению стратегической безопасности государства, промышленной и экологической безопасности горного производства, охране окружающей среды, повысить эффективность использования богатств недр.

Последняя из названных проблем в настоящее время приобрела особо важное значение, ибо прослеживается устойчивая тенденция роста потерь при добыче и переработке минерального сырья. Так, извлечение нефти снизилось до 28-30% (для сравнения, за этот же период в США оно возросло до 52-54%), фонд неработающих скважин по жидким и газообразным углеводородам достиг 38-42 тыс. О колоссальных потерях попутного газа всем известно, но принятыми директивными мерами их снижение до 5% не решить. Потери твердых полезных ископаемых на карьерах и разрезах увеличились в 1,5-1,8 раза, а калийных солей в Верхнекамьи (лучших в Европе) при их подземной добыче составляют 60-80%. Потери золота на россыпях в отдельных случаях достигают 40%.

Читать далее

© Е.И. Панфилов, "Маркшейдерия и недропользование" № 6 - 2010г.