Рациональное недропользование как главное направление сохранения и развития ресурсной базы страны

Е.С. Мелехин, (доктор экономических наук, профессор, эксперт Совета Федерации)

М.В. Дудиков, (кандидат юридических наук, эксперт Совета Федерации)

А.Е. Мелехин, (кандидат экономических наук, научный сотрудник ВСЕГЕИ)

 
Журнал Маркшейдерия и Недропользование

В современной России в процессе становления рыночных отношений обострились проблемы, связанные с формированием и использованием минерально-сырьевой базы (МСБ). Это обусловлено снижением поискового задела из-за недостаточных объемов финансирования геологоразведочных работ (ГРР), увеличивающимися объемами выборочной отработки месторождений полезных ископаемых (МПИ), нарушении условий недропользования, ростом числа низкорентабельных МПИ, увеличением в нераспределенном фонде недр количества труднодоступных МПИ. К указанному добавляются проблемы с освоением мелких и части средних МПИ.

В современной России в процессе становления рыночных отношений обострились проблемы, связанные с формированием и использованием минерально-сырьевой базы (МСБ). Это обусловлено снижением поискового задела из-за недостаточных объемов финансирования геологоразведочных работ (ГРР), увеличивающимися объемами выборочной отработки месторождений полезных ископаемых (МПИ), нарушении условий недропользования, ростом числа низкорентабельных МПИ, увеличением в нераспределенном фонде недр количества труднодоступных МПИ. К указанному добавляются проблемы с освоением мелких и части средних МПИ.

Устойчивость минерально-сырьевого обеспечения страны на ближнюю и дальнюю перспективу зависит не только от эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы высоколиквидных стратегических и дефицитных полезных ископаемых, но и от рационального использования ранее выявленных богатств недр. В целом, Российская Федерация обладает 15-17% общемировых запасов минеральных ресурсов. В структуре потенциала минерально-сырьевой базы большая часть приходится на твердое топливо – 79,5%; на газ – 6,9%; на нефть – 6,5 %; на остальные полезные ископаемые – 7,1 %. Россия, обладая таким значительным природно-ресурсным потенциалом, при рациональном его использовании должна в течение длительного времени иметь преимущество по сравнению с другими развитыми странами, где природные ресурсы в значительной мере исчерпаны. Но, чтобы это преимущество было эффективно использовано, необходима коренная реструктуризация, интенсификация минерально-сырьевого комплекса, разработка и реализация рациональной системы недропользования при строгом государственном контроле.

Однако, декларируемое законом Российской Федерации «О недрах» (раздел 3, ст.23, ст.37) рациональное недропользование становится просто лозунгом. В результате государство теряет, по нашим оценкам, ежегодно 1,1-1,5 млрд. руб. средств консолидированного бюджета. Поэтому не декларирование, а реальное решение проблемы рационального недропользования позволит снизить напряжение с формированием и использованием МСБ, в первую очередь, основных видов полезных ископаемых.

Законодатель не определил дефиницию «рациональное недропользование». Семантику понятия «рациональное недропользование» возможно рассматривать с различных, в том числе отраслевых, точек зрения.

Например, в «Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ» установлено, что «...под рациональным использованием недр понимается осуществление такого комплекса технических, технологических, правовых, организационных, финансово-кредитных, налоговых и иных мероприятий, которые в процессе изучения, освоения и использования ресурсов недр при соблюдении установленных лимитов, норм, стандартов и правил недропользования дают государству и обществу наибольший социально-экономический эффект от использования природных ресурсов рассматриваемого участка недр...».

Бринчук М.М. [1] утверждает «правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития».

По мнению Рат Й. [2] «рациональное пользование недрами – это использование природных ресурсов с максимально возможной экономической выгодой для общества при одновременной охране недр».

Наиболее подробное определение дает Голиченков А.К. [3] со ссылками на нормы Закона Российской Федерации «О недрах». «Рациональное использование и охрана недр:

1) составная часть охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов;

2) (для целей Закона Российской Федерации «О недрах») деятельность, направленная на:

  • соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение
  • самовольного пользования недрами;
  • обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
  • проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
  • достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
  • предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
  • соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
  • предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения».

По определению Перчика А.И. [4] «рациональное использование и охрана недр – единое, предусмотренное законодательством о недрах понятие, определяющее систему технических, экономических и организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих эффективное, полное комплексное использование недр».

Читать далее

© Е.С. Мелехин, М.В. Дудиков, А.Е. Мелехин, "Маркшейдерия и недропользование" № 5 - 2010г.