Типовые методические указания по определению, нормированию, учету и экономической оценке потерь твердых полезных ископаемых при их добыче

Е.И. Панфилов, (ведущий научный сотрудник, доктор технических наук, профессор, Институт проблем комплексного освоения недр РАН (УРАН ИПКОН РАН), Москва.)

№ 3-2011

Е.И. ПАНФИЛОВ

Журнал Маркшейдерия и Недропользование

Проблема обеспечения требуемой полноты, качества и эффективности разработки месторождений твердых полезных ископаемых (ТПИ) была и остается одной из главных в сфере функционирования минерально-промышленного комплекса (МПК) страны, формирующего более чем на 60% ее бюджет.

Переход государства на кардинально новую систему экономического развития, ознаменованной передачей в руки частного капитала в пользование нашими минеральными сырьевыми ресурсами (МСР), требует переосмысления, а зачастую пересмотра и внесения изменений в законодательные и нормативно-инструктивные документы, действовавшие в бывшем СССР, поскольку интересы частного капитала часто не совпадают с интересами государства, а иногда и превалируют над последними, особенно в отношении рационального, комплексного и безопасного освоения МСР, в частности при определении, оценке, нормировании и учете показателей извлечения ТПИ при их добыче и обогащении.

В свое время в бывшем СССР в 1964_1968 гг., в соответствии с поручением Совета Министров и ЦК КПСС, были проведены многочисленные НИР по снижению потерь при разработке месторождений ТПИ с привлечением широкого круга ученых и специалистов академических, вузовских и отраслевых институтов, а также работников министерств, ведомств и горнодобывающих предприятий при координирующей роли АНСССР. За этот период впервые в стране были созданы научные основы определения, нормирования, экономической оценки и учета потерь ТПИ при их добыче.

Результатом выполненных НИР явились «Типовые методические указания по определению, нормированию, учету и экономической оценке потерь твердых полезных ископаемых при их добыче» (сокращенно ТМУ), утвержденные Госгортехнадзором СССР в марте 1972 г. и ставшие обязательными для применения. В соответствии с ТМУ были разработаны и введены в действие отраслевые, а в дальнейшем и внутриотраслевые инструкции и методики в угольной промышленности, в черной и цветной металлургии, по нерудным полезным ископаемым.

Прошедший со времени принятия ТМУ (почти 40 лет) период, в том числе и после произошедшей «перестройки», показал их жизнеспособность, действенность и результативность.

За это же время, особенно после перехода страны на новые экономические условия, появилось большое количество публикаций по совершенствованию или пересмотру ТМУ, однако они могут иметь лишь рекомендательный характер. Кроме того, ряд выполненных работ по своему содержанию и направлению не соответствуют основополагающим принципам не только ТМУ, по рациональному освоению МСР, либо не вносят ничего нового в ранее принятые нормативно-правовые акты. Так, например, в работе, выполненной на договорной основе с «Роснедрами» малоизвестной горно-технической общественности компанией «Квалион», достаточно полно и обстоятельно обобщены существующие инструктивные и методические материалы, но конкретные, практически значимые предложения отсутствуют.

Поскольку правительственного акта, отменяющего ТМУ, не существует, их применение вполне правомерно и в настоящее время, естественно с корректировками и дополнениями, обусловленными новой системой хозяйствования в стране, особенно в части технико-экономического обоснования рационального уровня потерь при добыче с учетом процесса обогащения. Учитывая важное значение для государства рассматриваемой проблемы, ее реализацию в виде технического регламента (лучший вариант), либо национального стандарта (стандартов), или типовой методики правомерно относить к мероприятиям трудно осуществляемой и весьма затянувшейся (с 2003 г.) административной реформы, а также считать одним из элементов модернизации горного производства в части рационального использования ресурсов недр.

Полагая, что основные положения ТМУ общеизвестны, выделим основные предлагаемые изменения и дополнения. Их главная цель заключается в том, чтобы гармонизировать интересы бизнеса и государства в части обеспечения наиболее полной и качественной разработки месторождений ТПИ, исходя из постулата о том, что государство, как собственник недр, предоставляет недропользователю право временного пользования ресурсами недр при обязательном выполнении требований, предъявляемых предпринимателям, по рачительному пользованию недрами, т.е. считая приоритетными государственные интересы.

При изложении представляемых предложений их содержание сводится в основном к системе натуральных и экономических показателей, определяющих сущность самой проблемы применительно к процессам добычи твердых полезных ископаемых и первичной переработки минерального сырья.

 

Общие положения

Читать далее

© Е.И. Панфилов, Журнал "Маркшейдерия и недропользование" № 3 - 2011г.