Крутонаклонный подъемник для доставки крупнокусковой горной массы с глубоких карьеров

М.В. Панферов, Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан,

ДГП «Институт горного дела им. Д.А. Кунаева».)

№ 3-2011

Журнал Маркшейдерия и Недропользование

С  ростом глубины отработки месторождения растут затраты на транспортирование горной массы, что повышает ее себестоимость. Доля расходов на карьерный транспорт в общей стоимости добычи полезного ископаемого в настоящее время составляет 50%, достигая на глубоких карьерах 70%. Эффективность использования традиционных видов карьерного транспорта – железнодорожного и автомобильного – резко снижается при глубинах 150-200 м.

В настоящее время разработаны и используются на горных предприятиях специальные крутонаклонные конвейеры, не требующие протяженной пологой трассы. На подъеме из карьера углы наклона ленточных конвейеров обычных типов составляют до 18°, крутонаклонные конвейеры способны работать на значительно более крутых уклонах (до 35°). Однако основным недостатком, который сдерживает широкое распространение этого вида транспорта, является невозможность доставки крупнокусковой горной массы и, как следствие, необходимость дополнительного дробления вскрышной породы и негабаритов, что приводит к росту затрат (энергии, времени, капитальных и эксплуатационных затрат на дробильное оборудование).

Основными задачами карьерного транспорта, осуществляющего доставку горной массы с глубоких горизонтов, являются обеспечение заданной производительности и снижение себестоимости транспортирования. Эти задачи может быть решены путем создания транспортных средств, осуществляющих доставку горной массы с глубоких горизонтов по кратчайшему пути, например, по трассе, проложенной по нерабочему борту карьера, и без необходимости дополнительного дробления вскрышной породы и негабаритов.

Перспективным видом транспорта в этом направлении можно считать конвейерные поезда с электромагнитным приводом, которые состоят из ряда ходовых тележек с грузонесущим полотном для перевозки горной массы и перемещаются по направляющим рельсам под действием электромагнитных тяговых приводов, размещенных стационарно вдоль трассы, от пункта погрузки к пункту разгрузки [1].

Важной проблемой создания крутонаклонного подъемника на базе конвейерного поезда является удержание и сохранение горной массы при её транспортировании на грузонесущем полотне, так как при больших уклонах (до 40°) возможны просыпание и потери горной массы за счет ее смещения под действием гравитационных сил и импульсного воздействия тяговых приводов на грузонесущее полотно.

Удержание горной массы на грузонесущем полотне конвейера от самопроизвольного движения его вниз под действием силы тяжести при больших углах подъема можно осуществлять путем увеличения коэффициента сцепления транспортируемого груза с поверхностью грузонесущего полотна, создания подпора для транспортируемого груза специальными подпорными элементами и повышения нормального давления транспортируемого груза на грузонесущее полотно или полотна на груз, а также комбинацией этих способов.

Известные технические решения по удержанию горной массы на ленточном полотне конвейеров [2] такие, как конвейеры с перегородками, конвейеры с подпорными элементами, конвейеры с прижимными лентами имеют ряд недостатков, к которым можно отнести:

Читать далее

© М.В. Панферов, Журнал "Маркшейдерия и недропользование" № 3 - 2011г.