Б.Г. Хасыев, (Аспирант, Университет «Одлар Юрду», Баку, Азербайджан)
Серия «Экономика и Право» # ОКТЯБРЬ 2016
|
|||||
После обретения независимости Азербайджан, вынужденный строить свою экономику фактически с нуля, добился больших успехов в своем экономическом развитии. Коренные изменения, произошедшие во всех ведущих отраслях экономики, не обошли стороной и транспортную инфраструктуру. На сегодняшний день, транспорт является одним из приоритетных направлений развития экономики Азербайджана, и эта сфера особо контролируется на государственном уровне. На развитие транспортной системы вкладываются многомиллиардные инвестиции, проводится модернизация и строительство автомобильных дорог в соответствии с международными стандартами. В первую очередь модернизация коснулась столицу Азербайджана- Баку. Только за 2015 год в Баку отреставрировано 144,1 км дорог, отремонтированы 10 мостов, построено два туннеля, три моста и 9 пешеходных переходов [2]. Всего за 10 лет в Баку построено 100 км новых автодорог, 720 км дорог реконструировано. Помимо этого, в столице было построено 70 мостов и туннелей, а также 84 надземных и подземных перехода [3]. Построены новые паркинги во въезде в город, на дороге Сумгаит-Баку, около Шыхского пляжа, в направлении от Локбатана до центра и в самом центре города. В центральной части Баку построены несколько крупных паркингов: под "Зимним бульваром", у памятника Низами, под площадью Азадлыг, у сада "Хагани", у памятника Насими и т.д. Строительство паркингов положительно сказалось на разгрузке дорог, проезжая часть которых использовалась в качестве парковки. Реконструкция коснулась не только автомобильных дорог. Так, 15 сентября 2015 г. после капитального ремонта сдан в эксплуатацию пассажирский участок железной дороги Баку-Сумгаит протяженностью 63 км. Теперь расстояние между железнодорожными станциями Баку-Сумгаит можно преодолеть за 40 минут [5]. В целях устранения уже существующих и постоянно увеличивающихся проблем в движении средств автомобильного транспорта, увеличивающихся ускоренными темпами, в городе Баку была создана система интеллектуального управления транспортом. 26 октября 2007 года Президентом Азербайджанской Республики был подписан указ «О создании системы интеллектуального управления транспортом». В 2008 году было подписано соглашение с корейской фирмой «SK C&C» о применении в городе Баку системы интеллектуального управления транспортом, а также был разработан проект системы и начались работы по его реализации. В декабре 2011 года состоялось открытие Центра интеллектуального управления транспортом, оснащенного новейшей техникой и технологией. В настоящее время в мире существует всего 6 таких центров. Центр интеллектуального управления транспортом дает возможность с одной стороны решать проблемы безопасности, с другой регулировать дорожное движение. Применение системы интеллектуального управления будет осуществляться в виде трех этапов, первый из которых охватывает основные улицы и проспекты города Баку. Второй этап процесса будет охватывать площадь в 2200 квадратных километров Баку и Абшерона, третий же этап охватит транспортную инфраструктуру всех регионов Азербайджана. Основной целью создания центра является усовершенствование транспортной системы, повышение качества транспортных услуг, регулирование движения и оптимизация маршрутов движения общественного транспорта. К основным функциям системы относится:
За последние годы были реализованы важнейшие проекты, связанные с развитием транспортной системы и инфраструктуры столицы, модернизацией услуг перевозки пассажиров, соответствующие сегодняшнему имиджу города Баку, являющегося крупным экономическим и административным центром. В настоящее время продолжаются работы в данном направлении. 21 декабря 2015 года Президентом Азербайджанской Республики был подписал указ «О дополнительных мерах, касающихся проведения реформ в транспортной сфере города Баку». Подписанием данного указа было учреждено «Бакинское Транспортное Агентство» при Кабинете Министров и дано в подчинение ООО «Центр интеллектуального управления транспортом». Целью создания агентства является усовершенствование системы управления в транспортной сфере, расширение организации соответствующих международным стандартам транспортных услуг для пассажиров, усиление надзора над выполнением правил перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в осуществлении которых руководствуются 109-ой статьей Конституции Азербайджанской Республики. Согласно указу Президента «Бакинское Транспортное Агентство» при Кабинете Министров – это исполнительный орган, осуществляющий регулирование и государственный контроль в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом и легковыми автомобилями такси в административной территории города Баку. Раньше эти же полномочия выполнял ООО «Пассажироперевозка» Министерства Транспорта. Основными направлениями деятельности агентства являются следующие:
Транспортное агентство находится в прямом подчинении к Президенту АР. Если раньше расположение остановок, светофоров и дорожных знаков осуществлялось разными структурами, что создавало несоответствие и противоречие в организации дорожного движения, то сейчас все эти полномочия переданы одному органу. Согласно указу Президента АР о проведении реформ в транспортной сфере и дополнительных мерах, направленных на улучшение дорожно-транспортного комплекса в связи с Первыми Европейскими Играми, были проведены важные мероприятия по совершенствованию транспортной системы и инфраструктуры города Баку. Именно в результате данных мероприятий 3 апреля 2014 года решением Кабинета Министров АР была создана ООО «BakuBus». Целью создания «BakuBus» является предоставление пассажирам услуг в сфере маршрутного транспорта, соответствующих международным стандартам, оснащение данной сферы современными транспортными средствами, а также обеспечение технической и экологической безопасности при организации пассажирских перевозок. Деятельность организации направлена на удовлетворение потребностей и требований пассажиров в перевозках, а также повышение качества общественного транспорта и применение инновационных технологий в этой сфере. В настоящее время по всему городу функционирует 170 автобусов организации по 7 маршрутным линиям. С открытием второго депо ООО «BakuBus» общее число созданных рабочих мест достигло около 1500. На официальном сайте организации создана система, с помощью которой можно узнать маршрутную линию любого автобуса, а также смотреть в онлайн режиме. Таким образом наблюдается положительная тенденция развития транспортной системы Баку. Наряду с этим, для еще большего совершенствования системы можем предложить следующие рекомендации:
В перспективе задача государства - это обеспечить переход транспортной системы на качественно новый уровень функционирования не только в Баку, но и во всех регионах страны. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Б.Г. Хасыев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |