levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.С. Румянцева,  (Адъюнкт, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, ст. специалист-ревизор УЭБиПК ГУ МВД России по г.Москве)

Серия «Экономика и Право» # ИЮЛЬ  2016

Незаконный вывоз капитала; оффшорные территории; законодательство
Показана проблема незаконного вывоза капитала из России. Представлены статистические сведения о масштабах незаконно вывозимых капиталов на оффшорные территории. Проанализированы меры законодательного характера, предпринятые органами государственной власти для борьбы с незаконным вывозом капитала из России. Сделаны выводы об эффективности данных мер.

Ключевые слова: Незаконный вывоз капитала; оффшорные территории; законодательство.

 

Проблема незаконного вывоза капитала из России по-прежнему остается актуальной, о чем неизменно свидетельствуют данные платежного баланса, ежегодно публикуемые Центральным банком России. Незаконный вывоз капитала наносит значительный ущерб национальной экономике страны как двадцать лет назад, когда экономика существовала в тяжелых условиях переходного периода, так и в настоящее время, когда вслед за мировым финансовым кризисом, который не обошел стороной Российскую Федерацию, стране пришлось столкнуться с многочисленными политическими проблемами, напрямую отразившимися на благополучии как страны в целом, так и на благополучии национальной экономики в частности. Поскольку Россия находится в сильной зависимости от энергосырьевого экспорта, а также от высокой степени интеграции российской банковской и финансовой сфер в мировую финансовую систему, то российская экономика в значительной степени оказалась подверженной воздействию кризисных факторов. Также национальной экономике пришлось ощутить на себе экономические санкции, примененные в отношении России со стороны большинства западных государств. Таким образом, незаконный вывоз капитала является не только негативным явлением, получившем распространение во всем мире, но и является угрозой экономической безопасности России, так как, и без наличия обозначенных выше проблем, остро нуждающаяся в финансовых ресурсах экономика государства ежегодно теряет миллиарды долларов, большая часть из которых накапливается в оффшорных юрисдикциях. Для примерной оценки масштабов незаконного вывоза капитала можно обратить внимание на сведения, представленные авторитетным источником статистической информации по оффшорам – международной организации Tax Justice Network, согласно которым только за период с 1990 г. по 2010 г. из России в оффшоры было вывезено 800 миллиардов долларов.[1]. Для сравнения в докладе, опубликованном американской некоммерческой организацией Global Financial Integrity (GFI), посвященном незаконным финансовым потокам из развивающихся стран, указано, что из России в течение 1994-2011гг. незаконно было вывезено 211,5 млрд. долл., или 11,8 млрд. долл. в среднем ежегодно, в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми. Аналитики Global Financial Integrity (GFI) подсчитали, что из этих 211,5 млрд. долл. незаконного вывоза капитала как минимум 63,8% (или 135 млрд. долл.) покинуло страну по каналам безналичных денежных переводов [2]. За период с 2004 г. по 2013 г. из России согласно докладу «Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004 – 2013», опубликованному GFI в декабре 2015 г. из Российской Федерации незаконным образом было вывезено 1,050 трлн. долл. [3].

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент страны упоминал о необходимости разработки антиоффшорного закона. Также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [4] к числу приоритетных задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации на период до 2018 года с целью улучшения инвестиционного климата и привлечения капитала, относится реализация комплекса мер по деоффшоризации экономики, обеспечивающего условия, необходимые для перехода под российскую юрисдикцию сделок, совершаемых между российскими компаниями, и в целом повышения привлекательности российской юрисдикции для бизнеса. В целях борьбы с проблемой незаконного вывоза капитала из страны и решения имеющихся приоритетных задач было внесено множество изменений в российское законодательство. В связи с тем, что отношения, связанные с незаконным вывозом капитала из страны, подробно регламентированы во многих отраслях законодательства Российской Федерации, к которым относятся: уголовное, таможенное, валютное, гражданское, налоговое, а также иные отрасли, то целью данной статьи является анализ наиболее значимых изменений, направленных на борьбу с рассматриваемым негативным явлением.

Одной из основных причин незаконного вывоза капитала из России является широко распространенная в стране коррупция, затронувшая все отрасли экономики, слои населения, а также все уровни власти страны. Стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, органы государственной власти России в целях борьбы с коррупцией и в интересах выполнения международных обязательств, помимо имеющихся в Уголовном кодексе [5] статей: 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» и 291.1 «Посредничество во взяточничестве», и Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ввели в действие Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [6]. Целью данного закона, в первую очередь, является повышение эффективности борьбы с коррупцией, которая зачастую предшествует незаконному вывозу чиновниками капитала из страны с целью сокрытия незаконно нажитых денежных средств. Вместе с тем, в иностранных банках может открывать счета определенная категория государственных служащих, находящаяся за пределами территории Российской Федерации, в том числе: в официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруга (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.

Также было внесено значительное количество иных изменений в уголовное законодательство страны, в частности, значительно изменилась формулировка ст.193 УК РФ и внесен ряд важных уточнений, в результате чего данная статья стала коррелироваться с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». А именно, взамен понятия «невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» появилось «уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации», подразумевающее под собой не просто невозвращение денежных средств на счета в уполномоченных банках, а изначально обозначенное как нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации в рамках заключенных внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами. Как правило, незаконный вывоз капитала в разрезе данной статьи осуществляется путем неисполнения контрактных обязательств со стороны иностранного контрагента перед российской организацией по поставке различного рода товаров, работ и услуг, а операции с денежными средствами самих российских организаций, участвующих в такого рода внешнеторговых сделках, нередко подпадают под действие Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при этом, таможенное декларирование иностранных товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках исполнения внешнеторговых договоров (контрактов), таможенными органами не производится в связи с их отсутствием. В подавляющем большинстве случаев счета нерезидентов, участвующих в подобных сделках, открыты в оффшорных юрисдикциях.

Следует отметить, что из Уголовного кодекса Российской Федерации исключили ст.188 «Контрабанда», вместо которой появились новые статьи, относящиеся к незаконному вывозу капитала из страны, а также внесены уточнения в уже имеющиеся в кодексе статьи. Например, появилась ст. 193.1 УК РФ, согласно которой преступлением для российских организаций становится совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Недобросовестные организации в подобных случаях могут фальсифицировать документы, необходимые для открытия паспортов сделок, в том числе контракты на поставку товара, подделать сертификаты, а также товаросопроводительные документы на якобы перевезенный через российскую границу товар и содержащие в себе заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Иногда подобные незаконные операции с поддельной документацией происходят при участии коррумпированных банковских работников, представляющих кредитные организации, обладающие полномочиями агентов валютного контроля.

Также к важным нововведениям можно отнести появление уголовной ответственности согласно ст.200.1 УК РФ в отношении лиц, осуществляющих контрабанду наличных денежных средств, денежных инструментов через таможенную границу. Данная мера необходима в связи с получившим широкое распространение явлением практически неконтролируемого перемещения значительных сумм денег с помощью лиц, выполняющих функции курьеров, которые ведут данную деятельность под прикрытием сотрудников служб транспортной безопасности и правоохранительных органов.

В Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [7] были внесены важные дополнения, весьма необходимые для более эффективной борьбы с незаконным вывозом капитала из страны и обеспечения качественного контроля за исполнением условий внешнеторговых контрактов. Отныне российские организации обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках денежных средств и максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по заключенным контрактам. При этом, оформляемые в рамках заключенных контрактов паспорта сделок должны содержать сведения необходимые для предоставления уполномоченными банками в течение трех рабочих дней с момента их оформления органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. В паспорте сделки в обязательном порядке должны быть указаны: номер и дата оформления паспорта сделки; сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке); сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке; сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки. Данные сведения отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.

Как известно, многие схемы, предполагающие вывоз капитала из Российской Федерации, создавались в первую очередь, для ухода от налогообложения с целью минимизации налоговых платежей. В связи с этим, важным шагом в борьбе с незаконным вывозом капитала с целью уклонения от налогообложения стало введение новых глав в Налоговый кодекс Российской Федерации, в которых отражены особенности отношений между взаимозависимыми лицами, оказываемом ими влиянии на условия и результаты совершаемых ими сделок. Определен порядок налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами. Указаны методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, а также особенности налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Также на основании Федеральных законов № 376-ФЗ от 24.11.2014 г., № 150-ФЗ от 08.06.2015 г. и № 32-ФЗ от 15.02.2016 г. были внесены изменения и дополнения в налоговый кодекс [8], призванные, в том числе отрегулировать и ограничить вывоз капитала за рубеж в виде сокрытых налогов в результате участия российских организаций и граждан в деятельности иностранных организаций-нерезидентов. В разработанной новой главе 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», уточняются условия, при которых иностранные компании и структуры без образования юридического лица могут быть признаны контролируемыми иностранными компаниями со стороны российских организаций и граждан, а также условия, согласно которым данные организации и граждане могут быть признаны контролирующими лицами. В указанной главе уделено внимание порядку учета прибыли контролируемой иностранной компании и случаям освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании. Перечисленные новшества призваны благоприятным образом повлиять на решение проблемы незаконного вывоза капитала из России.

Следует отметить, что Российская Федерация выступает в качестве участника ряда международных соглашений, относящихся к сфере борьбы с незаконным отмыванием денег и финансированием терроризма, а также борьбы с незаконным вывозом капитала, и является членом ФАТФ. Таким образом, российское законодательство в области борьбы с вывозом капитала постепенно приближается к мировым стандартам. Данные обстоятельства должны положительно повлиять решение проблемы незаконного вывоза капитала как угрозы экономической безопасности страны.

Вместе с тем, поскольку до решения рассматриваемой проблемы еще далеко, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносятся новые законодательные инициативы, направленные не только на предотвращение незаконного вывоза капитала, но и на возврат ранее вывезенных, в том числе с нарушением законов, средств, однако не все подобные инициативы впоследствии утверждаются. К примеру, в конце 2014 года был направлен в Государственную Думу проект Федерального закона «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию» [9]. В нем  предлагалось российским гражданам и юридическим лицам в период с 1 января 2015 года и по 30 июня 2015 года перечислить денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках Российской Федерации, а также декларировать расположенное за пределами Российской Федерации имущество, без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. Однако данная законотворческая инициатива была отклонена.

Дорабатывать законодательство и вносить в него коррективы необходимо. Помимо уже принятых на законодательном уровне мер по борьбе с коррупцией, целесообразно взаимодействовать на международном уровне с международным сообществом для дальнейшей выработки эффективных мер по предупреждению и искоренению коррупции, опираясь на международные конвенции (например, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и иные). Важно ужесточить требования со стороны Центрального банка России по отношению к потенциальным кредитным организациям перед принятием решения об их государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, к которым относятся валютные операции, а также усилить контроль за добросовестным исполнением кредитными организациями обязанностей по сопровождению сделок, заключенных российскими организациями с иностранными контрагентами, в качестве агентов валютного контроля.

Вместе с тем, проблема незаконного вывоза капитала кроется не столько в пробелах в законодательстве, а в большей степени в политической и экономической ситуации в государстве, образующей риски для бизнеса. Нестабильная политическая обстановка, в особенности в последние годы после введения экономических санкций против России, высокие ставки по кредитам, растущий уровень инфляции, резкое снижение курса рубля, коррумпированность и бюрократия в государственных организациях и учреждениях всех уровней государственной власти и многие другие причины, создают нездоровые экономические условия для открытия и ведения бизнеса, а также расширения производства в стране. Как результат, у коммерческих структур и граждан возникает стремление искать новые лазейки в законах, дабы обезопасить и сохранить имеющийся капитал путем его вывоза в более надежные страны. Тем не менее, с учетом недавно введенных и ныне действующих законодательных мер, в ближайшие годы незаконный вывоз капитала должен значительно сократиться.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Катасонов В. «Ограбление России. Новый мировой порядок. Оффшоры и «теневая» экономика. Финальная экспроприация началась! (Коллекция Изборского клуба») – М.: Изборский клуб, Книжный мир, 2014. – 256 с.
2. http://www.rbc.ru/economics/13/02/2013/844992.shtml(дата обращения 02.06.2016)
3. http://www.gfintegrity.org/report/illicit-financial-flows-from-developing-countries-2004-2013/(дата обращения 02.06.2016)
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями);
6. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
7. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями);
8. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (с изменениями);
9. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38227.html (дата обращения 02.06.2016)
 



© 
Е.С. Румянцева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru