VIP Studio ИНФО Познание и социальное поведение: предварительная оценка феномена физической привлекательности
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Н.Ю. Шалаева,  (Самарский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2012

Межличностная перцепция

В статье приводится анализ процесса межличностной перцепции, одним из главных компонентов которого выступает эффект физической привлекательности. Приводится анализ данного эффекта, в т.ч. перспективы его дальнейшего изучения. Также автором предлагается подход к проблеме понимания особенностей социально-перцептивного механизма посредством раскрытия особенностей защитного механизма личности.

Ключевые слова: Межличностная перцепция, феномен физической красоты и привлекательности, эффект привлекательности, психологическая защита, личностные качества.

Восприятие  и понимание людьми друг друга является естественным процессом, а также необходимым компонентом взаимоотношений людей в социуме. Как писал один из лучших знатоков практической  психологии  человека  и  человеческих  взаимоотношений У. Джеймс, у человека существует не только элементарная и в тоже время жизненно необходимая  потребность во внимании к себе со стороны окружающих его людей, но и в  определенном  отношении, на которое, в свою очередь, с огромной силой влияет то, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди [1]. На последнее же, по нашему мнению и по мнению ряда авторов (Bates and Cleese, 2001; Kemp et al, 2004; Patzer, 2002 и др.), оказывает влияние эффект физической привлекательности человека. «Внешность – это то, чем обладает каждый человек независимо от пола, возраста, расовой и этнической принадлежности. Это то, что осознанно, а большей частью, неосознанно влияет на его восприятие самого себя, других, на его мироощущение. Восприятие человека человеком начинается с восприятия внешности другого. В формировании представлений человека о себе, о своем Я прямое или опосредованное восприятие своего тела и внешности также играет существенную роль. Переживания по поводу внешности является важнейшим фактором, определяющим становление личности, а в последующем – его функционирование» [2, с.9]. Таким образом, данная тема представляется нам не только достаточно важной и актуальной, но и интересной и перспективной в плане приложения исследовательского потенциала. Но, несмотря на это, благодаря детальному анализу литературы по данному вопросу, можно заключить, что сегодня существует значительный пробел в отечественной литературе, посвященной не только психологическим проблемам внешности, но и в целом, исследованию человеческой красоты и привлекательности как социально-психологического феномена. И здесь, мы хотим согласиться с высказыванием В. Суэми и А. Фернхем о том, что «раскрытие загадок человеческого разума, - включая то, что делает человека привлекательным для других, - представляет собой … грандиозную задачу» [3, с.13].

Обратившись к результатам исследования физической красоты и привлекательности, в первую очередь хочется отметить, что великое разнообразие не только психологических, но и социологических исследований лукизма, позволяют нам сделать вывод о грандиозном по своей силе влиянии внешности человека на восприятие его самим собой и другими людьми, причем это влияние является не только мгновенным, но и имеет глубокое действие [8]. Также, проведенные исследования свидетельствуют о том, что, независимо от гендерной принадлежности, люди склонны к повышенному интересу к внешнему виду, объясняя это его важным значением в повседневной жизни людей [7].

Что же касается экспериментов относительно поведения людей в ситуации влияния на них эффекта физической привлекательности, то здесь можно найти достаточно подтверждений этого влияния. Например, известные исследования, заключающиеся в имитации судебного процесса. Результаты показали, что привлекательные подсудимые были приговорены к более мягким наказаниям, чем непривлекательные [6, p. 987-933]. Однако, зафиксировано, что если подсудимый намеренно использовал свою привлекательность для смягчения приговора, то сила эффекта привлекательности снижалась [9, p. 547-562].

И, конечно, нам хочется высказаться против аргумента о том, что исследование физической привлекательности не может иметь объективного характера и плодотворного результата из-за множества индивидуальных сознаний, содержащих своё индивидуальное представление о красоте. Но, ведь, каждое индивидуальное сознание рождается и развивается в контексте коллективного сознания, вырабатывающего социальные представления о всевозможных объектах, окружающих индивидов, в том числе и представления о том, что есть привлекательно и красиво, а что нет. Поэтому, конечно, люди выносят свои суждения о красоте, но, при всем этом, результаты множественных исследований и просто житейского опыта, позволяют нам заключить о том, что в целом, люди в своих суждениях о красоте, находят точку соприкосновения относительно данного феномена, и, не просто принимают его, но и идентифицируют себя с ним [3]. В свою очередь процесс идентификации, наряду с эмпатией, аттаркцией и стереотипизацией, входит в структуру социально-перцептивного механизма, и, как известно, выступает одним из способов социального познания людьми себя и друг друга. Здесь мы бы хотели обратиться непосредственно к нашим исследованиям эффекта физической привлекательности, и отметить значимость психологических защит личности в процессе восприятия людьми друг друга. Мы бы хотели обратить чуть большее внимание именно значению и особенностям психологической защите в структуре социально-перцептивного механизма. Ряд экспериментальных исследований, проведенных нами ранее, позволяет сделать вывод о том, что люди с разными механизмами психологических защит по-разному оценивают личностные качества людей. На наш взгляд, наиболее любопытный результат одного из наших исследований в том, что люди с механизмом психологической защиты проекция приписывают свои отрицательные личностные качества физически привлекательным для них людям, это противоречит нашему исходному предположению о том, что группа респондентов с выраженным защитным механизмом проекция припишет непривлекательным людям свои отрицательные личностные характеристики, а привлекательным – свои положительные. Однако, в целом, физически привлекательным людям в целом приписываются более положительные личностные качества, чем непривлекательным [4, с. 292-301]. Также, экспериментально выявлено, что менее привлекательных людей воспринимают как более умных, чем привлекательных [5, с. 117-124].

Мы хотим сказать, что защитные механизмы личности тесно связаны с личностными характеристиками и внутренними социально-психологическими установками субъекта восприятия, которые являются в некотором смысле «пусковым механизмом»  определенных схем социальной перцепции. И мы предполагаем, что изучение защитного механизма в контексте социального познания, позволит сместить взгляд с понимания его в меньшей степени как антифрустрационного механизма к пониманию его в большей степени как социально-адаптивному механизму, в том числе имеющего не последнее место в процессе восприятия и оценки красоты и привлекательности людьми друг друга. В целом, это может позволить расширить наши представления о структуре социально-перцептивного механизма.

Размышляя над вопросом о том, что же будет с исследованиями красоты и привлекательности в будущем, В. Суэми и А. Фернхем  приводят следующее мнение: «картина будущего, в которой роль физической привлекательности сведена до минимума или вообще исключена из социальных взаимодействий, может возникнуть только в воображении сторонников социально-политических движений, подвергающих сомнению широко распространенные предположения о красоте» [3, с. 192]. В этом мы полностью согласны с данными авторами и отметим, что перспектива изучения рассматриваемой нами в данной работе проблемы, связана с интеграцией методологических разработок эволюционных и социальных психологов по проблеме красоты и привлекательности. В дальнейшем, мы предполагаем помимо экспериментального выявления объективных критериев привлекательности, выделение субъективных критериев. Таким образом, мы полагаем получить обобщенное представление о феномене физической привлекательности, и тем самым дополнить как экспериментальными, так и теоретическими разработками, содержание эффекта привлекательности.

В заключение отметим, что, до тех пор, пока в этом мире живут люди, рассуждения о человеческой красоте и привлекательности не потеряют своей актуальности, так как эта тема является, уже на протяжении многих веков, одной из наиболее волнующих повседневные умы тем, а вместе с тем и умы научных сообществ различных областей знания (психология, социология, философия, искусство, медицина, в том числе пластическая хирургия). В последнее время, достаточной популярностью пользуется такое направление практической психологии, как психокосметология. Поэтому, теоретическое и экспериментальное раскрытие тайн красоты и привлекательности внешности человека непременно найдет свое практическое применение в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермолинский Л.Л., Ермолинская Т.Ф. Мир мудрых мыслей. И., 2001.
2. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009.
3. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности / Пер. с англ. Под ред. Е.И. Николаевой. – СПб.: Питер, 2009.
4. Шалаева Н.Ю. Другой человек как зеркало проекции // Психологические исследования: сборник научных трудов. Выпуск 8 / под ред. К.С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой. – Самара: Изд-во: «Универс групп», 2010. – 356 с.
5. Шалаева Н.Ю. Влияние эффекта физической привлекательности человека на оценку его личностных качеств // Психологические исследования: сборник научных трудов. Выпуск 5 / под ред. А.Ю.Агафонова, В.В. Шпунтовой. – Самара: Изд-во: «Универс групп», 2007. – 394 с.
6. Cash T.F., Kerr J.A. Polyson J. And Freeman V. Role of physical attractiveness in peer attribution of psychological disturbance. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 45, 1977.
7. Mann J. The uncovered poll. Observer, October 26, 2003.
8. Patzer G.L. The power and paradox of physical attractiveness. Boca Raton, FL: Brown Walker Press, 2002.
9. Wuensch K.L., Castellow W.A. and Moore C.H. Effects of defendant attractiveness and type of crime on juridic judgement. Journal of Social Behaviour and Personality, 5, 1991.


©  Н.Ю. Шалаева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru