viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

        Т.В. Сладкова, (Соискатель, ФГБОУ ВО Красноярский государственный университет)

 

Серия "Экономика и Право" № 9-10 2015 г.

В статье представлены результаты анализ влияния участия России во Всемирной торговой организации на состояние и конкурентоспособность сельскохозяйственной отрасли страны. В рамках данного анализа обозначены основные ограничения, налагаемые Всемирной торговой организацией на государственную поддержку агропромышленного комплекса страны-участницы. Результаты анализа могут быть использованы для создания эффективного механизма государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в России в современных условиях.

Ключевые слова: Государственная поддержка, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, конкурентоспособность, Всемирная торговая организация.

      

Государственная поддержка

Несомненно, роль государственной поддержки АПК в повышении конкурентоспособности отрасли сельского хозяйства очень высока [14, 16]. Однако, оценка и разработка рекомендаций по совершенствованию существующего механизма государственной поддержки в России требует особого подхода в связи с участием страны в ВТО с 2012 г. Тем не менее, немногочисленные источники указывают на конкретные направления воздействия ВТО на изменения в государственной поддержке сельского хозяйства.

Цель данного исследования состояла в определении ключевых направлений влияния участия России в ВТО на государственную поддержку сельскохозяйственной отрасли страны и разработке базовых рекомендаций по необходимым изменениям в инструментах государственной поддержки.

Прежде всего, следует отметить, что современная экономическая ситуация и членство в ВТО повлияли на конкурентоспособность АПК России. Для иллюстрации этих изменений рассмотрим выделяемые экономистами плюсы и минусы от участия страны в ВТО [15]. Различные подходы после анализа ряда источников были сгруппированы нами по критериям в следующую таблицу (таблица составлена автором исследования Сладковой Т. В.).

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

Государственная поддержка
 

Таким образом, по каждому из направлений были выделены и положительные, и отрицательные моменты для России, связанные с участием страны в ВТО. На наш взгляд, при разработке эффективной государственной политики по поддержке АПК необходимо реализовать такой подход, который максимально использовал бы плюсы и сглаживал минусы членства страны в ВТО.

Разработка такой политики требует не только учета всех плюсов и минусов, а также выполнение дополнительных ограничений, которые Россия приняла на себя с участием в ВТО. Рассмотрим основные ограничения, которые напрямую связаны с аграрным сектором и отразятся на государственной поддержке АПК.

Все ограничения ВТО обусловлены целью и принципами организации. Цель заключается в либерализации мировой торговли [10]. Принципы включают в себя следующее [6, 7]:

    1. Принцип недискриминации: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования предполагает, что все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые им дают любые меры по снижению торговых барьеров. Национальный режим предполагает, что все внутренние сборы, законы, правила и требования в отношении внутренней торговли применяются одинаково к импортным и к отечественным товарам [6].

    2. Принцип обеспечения доступа на рынок: приоритет таможенных тарифов и прозрачность торговых режимов. Приоритет таможенных тарифов предполагает, что приоритет отдается рыночным регуляторам, а не административным барьерам. Прозрачность торговых режимов предполагает, что страна-член ВТО будет публиковать свои торговые правила и предоставлять информацию другим странам [6].

Это основные принципы, на которых базируется деятельность ВТО, однако существуют и другие классификации принципов ВТО, которые, помимо названных, включают в себя принцип защиты национальной промышленности, принцип содействия справедливой конкуренции, принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах и др.

Что касается специфики ограничений в сельскохозяйственной отрасли, Соглашение по сельскому хозяйству выделяет основные принципы торговли сельскохозяйственной продукцией и меры поддержки сельхозпроизводителей. Согласно этому документу, выделяют два важных условия [5]:

1. Средства не должны напрямую передаваться от государства субъектам предпринимательства;
2. Оказываемая поддержка не должна напрямую воздействовать на ценообразование производимых и реализуемых товаров.

В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству, прямые выплаты по программам ограничения производства не охватываются обязательствами по сокращению внутренней поддержки, если выполняется одно из следующих условий:

1. Такие выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаям;
2. Такие выплаты производятся на основе 85 процентов или менее от базового уровня производства;
3. Выплаты в секторе животноводства производятся, исходя из фиксированной численности поголовья.

Также в рамках Соглашения по сельскому хозяйству выделяют специальную терминологию, связанную с государственной поддержкой АПК. Однако, мы не будем на ней отдельно останавливаться. Наиболее важными в рамках нашего исследования являются инструменты поддержки сельского хозяйства. Инструменты государственной поддержки сельского хозяйства делят на [1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13]:

I. МЕРЫ КРАСНОЙ (ЯНТАРНОЙ) КОРЗИНЫ (ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ):
  • Прямые экспортные субсидии;
  • Субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым;
  • Ценовая поддержка;
  • Сбытовые кредиты;
  • Выплаты из расчета площади с/х угодий и численности с/х животных;
  • Субсидии по средствам производства;
  • Программы субсидируемых кредитов;
  • Программы, допускающие удержание валюты, либо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте;
  • Внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке.
II. МЕРЫ ЖЕЛТОЙ КОРЗИНЫ (ПОДЛЕЖАТ ОГРАНИЧЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕГОВОРОВ):
  • Ценовая поддержка;
  • Субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • Субсидии, предоставляемые всем предприятиям на равных условиях;
  • Компенсация затрат на ГСМ, удобрения, другие материально-технические ресурсы;
  • Списание долгов и др.
III. МЕРЫ ГОЛУБОЙ КОРЗИНЫ

(не подпадают под ограничение ВТО и не включаются в AMS, но сокращают производство).

Такие меры не подлежат сокращению, если выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаю или фиксированной численности поголовья скота. Это прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов, осуществляемых путем:

  • Выведения земли из сельскохозяйственного оборота;
  • Сокращения поголовья скота в сельском хозяйстве;
  • Сокращения занятости в сельском хозяйстве.
IV. МЕРЫ ЗЕЛЕНОЙ КОРЗИНЫ (НЕ ОКАЗЫВАЮТ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЮ, МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ):
  • Финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов;
  • Проведение фундаментальных исследований;
  • Информационно-консультационное обслуживание;
  • Борьба с вредителями сельского хозяйства;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров;
  • Услуги по продвижению товаров на рынках;
  • Услуги по общедоступному инфраструктурному обеспечению при условии, что в расходы по услугам не включается субсидирование инфраструктуры внутри фермерских хозяйств (исключая операционные расходы на поддержание ее функционирования);
  • Средства, направляемые на охрану окружающей среды;
  • Единовременное содействие в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, налагаемым законодательством и/или нормативными актами в размере не более 20% расходов по адаптации;
  • Средства на улучшение плодородия и ветеринарные работы, фитосанитарные мероприятия;
  • Контроль за безопасностью продуктов питания;
  • Финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов;
  • Страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;
  • Поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;
  • Обеспечение гарантированного дохода сельхозтоваропроизводителям, улучшение землепользования;
  • Помощь при стихийных бедствиях;
  • Инвестиционная помощь;
  • Социальная помощь;
  • Содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  • Программы регионального развития;
  • Дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях, программы региональной помощи.

Также выделяют исключение в виде правила Де Минимус (De Minimus). Это правило заключается в предоставлении возможности не включать в лимитированные меры поддержки субсидии, не превышающие 5% от стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Данное исключение очень важно, поскольку ряд авторов ошибочно относит такой вид субсидий к желтой или красной корзине.

Возникает вопрос в том, какие меры применять и какие ограничить, чтобы повысить конкурентоспособность сельского хозяйства и соответствовать всем официально предъявляемым требованиям. На наш взгляд, целесообразным в рамках исследования является дальнейшее изучение особенностей государственной поддержки в условиях ВТО, включающее анализ зарубежного опыта и ситуации, сложившейся в России.

Таким образом, в результате данного исследования нами были выделены следующие ключевые направления влияния участия России в ВТО на состояние сельскохозяйственной отрасли страны:

1. Условия доступа на мировые рынки для отечественной продукции;
2. Разрешение торговых конфликтов и выработка правил международной торговли;
3. Роль России в мире;
4. Права собственности;
5. Внешнеторговые операции;
6. Цены на продукцию;
7. Уровень технологий;
8. Инвестиционная активность;
9. Дифференциация и качество товаров и продукции;
10. Показатели занятости и благосостояния граждан;
11. Эффективность производства;
12. Правовая база.

По всем этим направлениям наблюдается как положительное, так и отрицательное влияние на состояние и конкурентоспособность отрасли, что следует учитывать при разработке эффективной государственной политики в сфере АПК.

Кроме того, необходимы следующие изменения в инструментах государственной поддержки сельского хозяйства России:

1. Государственная поддержка не должна противоречить принципу  недискриминации и принципу обеспечения доступа на рынок;
2. Прямые экспортные субсидии, ценовая поддержка, сбытовые кредиты, субсидии по средствам производства, программы субсидируемых кредитов, а также программы, допускающие удержание валюты должны быть исключены из государственной поддержки АПК;
3. Ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, удобрения, другие материально-технические ресурсы должны быть ограничены в применении в размерах, оговоренных в соответствующих соглашениях;

При этом не должны быть ошибочно исключены или сокращены меры, относящиеся к правилу Де Минимус.

4. Необходимо максимально возможное применение в рамках государственной поддержки таких инструментов как: финансирование научно-исследовательских работ и проведение фундаментальных исследований, информационно-консультационное обслуживание, подготовка и повышение квалификации кадров, охрана окружающей среды, улучшение плодородия и ветеринарные работы, фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания, программы страхования и обеспечения доходов, инвестиционная и социальная помощь, программы регионального развития и др. Следует отметить, что основной акцент должен быть сделан на меры «зеленой корзины».

Для того, чтобы оценить эффективность применения таких мер с точки зрения обеспечения ими конкурентоспособности отрасли, требуется отдельное исследование зарубежного и отечественного опыта применения названных инструментов. Тем не менее, результаты данного исследования могут быть использованы для создания эффективного механизма государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова, О.А. Направления государственной поддержки аграрного сектора США: опыт для России [Текст] / О.А. Александрова // Аграрная наука - сельскому хозяйству. – Барнаул, 2010. – Кн. 1. – C. 79-82.
2. Гришаева, Л.Е. Россия и ВТО: современный механизм торможения [Текст] / Л.Е. Гришаева // Экономический журнал. – 2011. – №3. – С. 6-22.
3. Джазовская, И.Н. Преобразование мер государственной поддержки технического перевооружения в условиях вступления России в ВТО [Текст] / И.Н. Джазовская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – №5. – URL: http://www.uecs.ru
4. Дзагоева, И.Т. Государственная поддержка регионального АПК по правилам ВТО [Текст] / И.Т. Дзагоева // Известия Горского государственного аграрного университета. – 2013. – №50 (ч.2). – С. 280-286.
5. Евсеенко, С.В. Альтернативные меры поддержки сельского хозяйства Омской области в условиях присоединения РФ к ВТО [Текст] / С.В. Евсеенко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – Омск, 2012. - №4. – С. 56-58.
6. Ерохин, В.Л., Иволга, А.Г. Возможные меры поддержки сельского хозяйства России в условиях вступления России в ВТО [Текст] / В.Л. Ерохин, А.Г. Иволга // Вестник АПК Ставрополья. 2012. №1(5). С.68-72.
7. Ерохин, В.Л., Иволга, А.Г. Поддержка сельского хозяйства в системе ВТО: перспективные направления для России [Текст] / В.Л. Ерохин, А.Г. Иволга // Вестник новгородского государственного университета. – 2012. - №69. – С. 66-69.
8. Иванов, С.А. Управление государственно-частным партнерством в системе государственной поддержки сельского хозяйства в условиях ВТО: Автореф. дисс. … канд. эк. наук. – Москва, 2013. – 21 с.
9. Кондрашина, А.В. Россия и США: поддержка сельского хозяйства и правила ВТО [Текст] / А.В. Кондрашина // Бизнес в законе. – 2010. - №2. – С. 220-222.
10. Кузьмичева, М.Б. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы [Текст] / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. – 2013. - №2. – С. 4-6.
11. Мингалев, В.Д. К формированию системы мер по защите сельского хозяйства при вхождении России в ВТО [Текст] / В.Д. Мингалев // Аграрный вестник Урала. – 2006. – №2 (32). – С. 10-18.
12. Раковецкая, Л.И. Аграрные аспекты вступления России в ВТО (позитивные и негативные последствия присоединения к ВТО российского агропродовольственного сектора) [Текст] / Л.И. Раковецкая // Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски. Никоновские чтения – 2010. - №15. – С. 356-357.
13. Сидорук, А.С. Совершенствование правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО: Автореф. дисс. … канд. эк. наук. – Москва, 2009. – 23 с.
14. Сладкова, Т.В. Государственная поддержка агропромышленного комплекса России как основополагающий фактор повышения конкурентоспособности страны [Текст] / Т.В. Сладкова // Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов развития в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве, 29-30 сентября 2014 года, г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс». – 2014. – C. 116-120.
15. Сладкова, Т.В. Особенности государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях Всемирной торговой организации [Текст] / Т.В. Сладкова // Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, языкознании, культурологи, экологии, зоологии, химии, биологии, медицине, психологии, политологии, филологии, философии, социологии, градостроительстве, информатике, технике, математике, физике, истории, растениеводстве: сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции, 30-31 октября 2014 г. – СПб.: Изд-во «Культ ИнформПресс». – 2014. – C. 149-155.
16. Сладкова, Т.В. Роль государственной поддержки агропромышленного комплекса в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России [Текст] / Т.В. Сладкова // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 7. – С. 979-988.
17. Стахнева, Н.Г. Проблемы ВТО. Итоги вступления России в ВТО [Текст] / Н.Г. Стахнева // Наука в центральной России. 2012. № 2. – С. 142-145.
18. Ушачев, И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО [Текст] / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2012. – № 6. – С. 1-5.


©  Т.В. Сладкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru