viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

        Т.В. Сладкова, (Соискатель, ФГБОУ ВО Красноярский государственный университет)

 

Серия "Экономика и Право" № 9-10 2015 г.

В статье представлены результаты анализ влияния участия России во Всемирной торговой организации на состояние и конкурентоспособность сельскохозяйственной отрасли страны. В рамках данного анализа обозначены основные ограничения, налагаемые Всемирной торговой организацией на государственную поддержку агропромышленного комплекса страны-участницы. Результаты анализа могут быть использованы для создания эффективного механизма государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в России в современных условиях.

Ключевые слова: Государственная поддержка, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, конкурентоспособность, Всемирная торговая организация.

      

Государственная поддержка

Несомненно, роль государственной поддержки АПК в повышении конкурентоспособности отрасли сельского хозяйства очень высока [14, 16]. Однако, оценка и разработка рекомендаций по совершенствованию существующего механизма государственной поддержки в России требует особого подхода в связи с участием страны в ВТО с 2012 г. Тем не менее, немногочисленные источники указывают на конкретные направления воздействия ВТО на изменения в государственной поддержке сельского хозяйства.

Цель данного исследования состояла в определении ключевых направлений влияния участия России в ВТО на государственную поддержку сельскохозяйственной отрасли страны и разработке базовых рекомендаций по необходимым изменениям в инструментах государственной поддержки.

Прежде всего, следует отметить, что современная экономическая ситуация и членство в ВТО повлияли на конкурентоспособность АПК России. Для иллюстрации этих изменений рассмотрим выделяемые экономистами плюсы и минусы от участия страны в ВТО [15]. Различные подходы после анализа ряда источников были сгруппированы нами по критериям в следующую таблицу (таблица составлена автором исследования Сладковой Т. В.).

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

Государственная поддержка
 

Таким образом, по каждому из направлений были выделены и положительные, и отрицательные моменты для России, связанные с участием страны в ВТО. На наш взгляд, при разработке эффективной государственной политики по поддержке АПК необходимо реализовать такой подход, который максимально использовал бы плюсы и сглаживал минусы членства страны в ВТО.

Разработка такой политики требует не только учета всех плюсов и минусов, а также выполнение дополнительных ограничений, которые Россия приняла на себя с участием в ВТО. Рассмотрим основные ограничения, которые напрямую связаны с аграрным сектором и отразятся на государственной поддержке АПК.

Все ограничения ВТО обусловлены целью и принципами организации. Цель заключается в либерализации мировой торговли [10]. Принципы включают в себя следующее [6, 7]:

    1. Принцип недискриминации: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования предполагает, что все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые им дают любые меры по снижению торговых барьеров. Национальный режим предполагает, что все внутренние сборы, законы, правила и требования в отношении внутренней торговли применяются одинаково к импортным и к отечественным товарам [6].

    2. Принцип обеспечения доступа на рынок: приоритет таможенных тарифов и прозрачность торговых режимов. Приоритет таможенных тарифов предполагает, что приоритет отдается рыночным регуляторам, а не административным барьерам. Прозрачность торговых режимов предполагает, что страна-член ВТО будет публиковать свои торговые правила и предоставлять информацию другим странам [6].

Это основные принципы, на которых базируется деятельность ВТО, однако существуют и другие классификации принципов ВТО, которые, помимо названных, включают в себя принцип защиты национальной промышленности, принцип содействия справедливой конкуренции, принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах и др.

Что касается специфики ограничений в сельскохозяйственной отрасли, Соглашение по сельскому хозяйству выделяет основные принципы торговли сельскохозяйственной продукцией и меры поддержки сельхозпроизводителей. Согласно этому документу, выделяют два важных условия [5]:

1. Средства не должны напрямую передаваться от государства субъектам предпринимательства;
2. Оказываемая поддержка не должна напрямую воздействовать на ценообразование производимых и реализуемых товаров.

В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству, прямые выплаты по программам ограничения производства не охватываются обязательствами по сокращению внутренней поддержки, если выполняется одно из следующих условий:

1. Такие выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаям;
2. Такие выплаты производятся на основе 85 процентов или менее от базового уровня производства;
3. Выплаты в секторе животноводства производятся, исходя из фиксированной численности поголовья.

Также в рамках Соглашения по сельскому хозяйству выделяют специальную терминологию, связанную с государственной поддержкой АПК. Однако, мы не будем на ней отдельно останавливаться. Наиболее важными в рамках нашего исследования являются инструменты поддержки сельского хозяйства. Инструменты государственной поддержки сельского хозяйства делят на [1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13]:

I. МЕРЫ КРАСНОЙ (ЯНТАРНОЙ) КОРЗИНЫ (ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ):
  • Прямые экспортные субсидии;
  • Субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым;
  • Ценовая поддержка;
  • Сбытовые кредиты;
  • Выплаты из расчета площади с/х угодий и численности с/х животных;
  • Субсидии по средствам производства;
  • Программы субсидируемых кредитов;
  • Программы, допускающие удержание валюты, либо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте;
  • Внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке.
II. МЕРЫ ЖЕЛТОЙ КОРЗИНЫ (ПОДЛЕЖАТ ОГРАНИЧЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕГОВОРОВ):
  • Ценовая поддержка;
  • Субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • Субсидии, предоставляемые всем предприятиям на равных условиях;
  • Компенсация затрат на ГСМ, удобрения, другие материально-технические ресурсы;
  • Списание долгов и др.
III. МЕРЫ ГОЛУБОЙ КОРЗИНЫ

(не подпадают под ограничение ВТО и не включаются в AMS, но сокращают производство).

Такие меры не подлежат сокращению, если выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаю или фиксированной численности поголовья скота. Это прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов, осуществляемых путем:

  • Выведения земли из сельскохозяйственного оборота;
  • Сокращения поголовья скота в сельском хозяйстве;
  • Сокращения занятости в сельском хозяйстве.
IV. МЕРЫ ЗЕЛЕНОЙ КОРЗИНЫ (НЕ ОКАЗЫВАЮТ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЮ, МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ):
  • Финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов;
  • Проведение фундаментальных исследований;
  • Информационно-консультационное обслуживание;
  • Борьба с вредителями сельского хозяйства;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров;
  • Услуги по продвижению товаров на рынках;
  • Услуги по общедоступному инфраструктурному обеспечению при условии, что в расходы по услугам не включается субсидирование инфраструктуры внутри фермерских хозяйств (исключая операционные расходы на поддержание ее функционирования);
  • Средства, направляемые на охрану окружающей среды;
  • Единовременное содействие в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, налагаемым законодательством и/или нормативными актами в размере не более 20% расходов по адаптации;
  • Средства на улучшение плодородия и ветеринарные работы, фитосанитарные мероприятия;
  • Контроль за безопасностью продуктов питания;
  • Финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов;
  • Страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;
  • Поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;
  • Обеспечение гарантированного дохода сельхозтоваропроизводителям, улучшение землепользования;
  • Помощь при стихийных бедствиях;
  • Инвестиционная помощь;
  • Социальная помощь;
  • Содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  • Программы регионального развития;
  • Дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях, программы региональной помощи.

Также выделяют исключение в виде правила Де Минимус (De Minimus). Это правило заключается в предоставлении возможности не включать в лимитированные меры поддержки субсидии, не превышающие 5% от стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Данное исключение очень важно, поскольку ряд авторов ошибочно относит такой вид субсидий к желтой или красной корзине.

Возникает вопрос в том, какие меры применять и какие ограничить, чтобы повысить конкурентоспособность сельского хозяйства и соответствовать всем официально предъявляемым требованиям. На наш взгляд, целесообразным в рамках исследования является дальнейшее изучение особенностей государственной поддержки в условиях ВТО, включающее анализ зарубежного опыта и ситуации, сложившейся в России.

Таким образом, в результате данного исследования нами были выделены следующие ключевые направления влияния участия России в ВТО на состояние сельскохозяйственной отрасли страны:

1. Условия доступа на мировые рынки для отечественной продукции;
2. Разрешение торговых конфликтов и выработка правил международной торговли;
3. Роль России в мире;
4. Права собственности;
5. Внешнеторговые операции;
6. Цены на продукцию;
7. Уровень технологий;
8. Инвестиционная активность;
9. Дифференциация и качество товаров и продукции;
10. Показатели занятости и благосостояния граждан;
11. Эффективность производства;
12. Правовая база.

По всем этим направлениям наблюдается как положительное, так и отрицательное влияние на состояние и конкурентоспособность отрасли, что следует учитывать при разработке эффективной государственной политики в сфере АПК.

Кроме того, необходимы следующие изменения в инструментах государственной поддержки сельского хозяйства России:

1. Государственная поддержка не должна противоречить принципу  недискриминации и принципу обеспечения доступа на рынок;
2. Прямые экспортные субсидии, ценовая поддержка, сбытовые кредиты, субсидии по средствам производства, программы субсидируемых кредитов, а также программы, допускающие удержание валюты должны быть исключены из государственной поддержки АПК;
3. Ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, удобрения, другие материально-технические ресурсы должны быть ограничены в применении в размерах, оговоренных в соответствующих соглашениях;

При этом не должны быть ошибочно исключены или сокращены меры, относящиеся к правилу Де Минимус.

4. Необходимо максимально возможное применение в рамках государственной поддержки таких инструментов как: финансирование научно-исследовательских работ и проведение фундаментальных исследований, информационно-консультационное обслуживание, подготовка и повышение квалификации кадров, охрана окружающей среды, улучшение плодородия и ветеринарные работы, фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания, программы страхования и обеспечения доходов, инвестиционная и социальная помощь, программы регионального развития и др. Следует отметить, что основной акцент должен быть сделан на меры «зеленой корзины».

Для того, чтобы оценить эффективность применения таких мер с точки зрения обеспечения ими конкурентоспособности отрасли, требуется отдельное исследование зарубежного и отечественного опыта применения названных инструментов. Тем не менее, результаты данного исследования могут быть использованы для создания эффективного механизма государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова, О.А. Направления государственной поддержки аграрного сектора США: опыт для России [Текст] / О.А. Александрова // Аграрная наука - сельскому хозяйству. – Барнаул, 2010. – Кн. 1. – C. 79-82.
2. Гришаева, Л.Е. Россия и ВТО: современный механизм торможения [Текст] / Л.Е. Гришаева // Экономический журнал. – 2011. – №3. – С. 6-22.
3. Джазовская, И.Н. Преобразование мер государственной поддержки технического перевооружения в условиях вступления России в ВТО [Текст] / И.Н. Джазовская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – №5. – URL: http://www.uecs.ru
4. Дзагоева, И.Т. Государственная поддержка регионального АПК по правилам ВТО [Текст] / И.Т. Дзагоева // Известия Горского государственного аграрного университета. – 2013. – №50 (ч.2). – С. 280-286.
5. Евсеенко, С.В. Альтернативные меры поддержки сельского хозяйства Омской области в условиях присоединения РФ к ВТО [Текст] / С.В. Евсеенко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – Омск, 2012. - №4. – С. 56-58.
6. Ерохин, В.Л., Иволга, А.Г. Возможные меры поддержки сельского хозяйства России в условиях вступления России в ВТО [Текст] / В.Л. Ерохин, А.Г. Иволга // Вестник АПК Ставрополья. 2012. №1(5). С.68-72.
7. Ерохин, В.Л., Иволга, А.Г. Поддержка сельского хозяйства в системе ВТО: перспективные направления для России [Текст] / В.Л. Ерохин, А.Г. Иволга // Вестник новгородского государственного университета. – 2012. - №69. – С. 66-69.
8. Иванов, С.А. Управление государственно-частным партнерством в системе государственной поддержки сельского хозяйства в условиях ВТО: Автореф. дисс. … канд. эк. наук. – Москва, 2013. – 21 с.
9. Кондрашина, А.В. Россия и США: поддержка сельского хозяйства и правила ВТО [Текст] / А.В. Кондрашина // Бизнес в законе. – 2010. - №2. – С. 220-222.
10. Кузьмичева, М.Б. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы [Текст] / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. – 2013. - №2. – С. 4-6.
11. Мингалев, В.Д. К формированию системы мер по защите сельского хозяйства при вхождении России в ВТО [Текст] / В.Д. Мингалев // Аграрный вестник Урала. – 2006. – №2 (32). – С. 10-18.
12. Раковецкая, Л.И. Аграрные аспекты вступления России в ВТО (позитивные и негативные последствия присоединения к ВТО российского агропродовольственного сектора) [Текст] / Л.И. Раковецкая // Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски. Никоновские чтения – 2010. - №15. – С. 356-357.
13. Сидорук, А.С. Совершенствование правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО: Автореф. дисс. … канд. эк. наук. – Москва, 2009. – 23 с.
14. Сладкова, Т.В. Государственная поддержка агропромышленного комплекса России как основополагающий фактор повышения конкурентоспособности страны [Текст] / Т.В. Сладкова // Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов развития в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве, 29-30 сентября 2014 года, г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс». – 2014. – C. 116-120.
15. Сладкова, Т.В. Особенности государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях Всемирной торговой организации [Текст] / Т.В. Сладкова // Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, языкознании, культурологи, экологии, зоологии, химии, биологии, медицине, психологии, политологии, филологии, философии, социологии, градостроительстве, информатике, технике, математике, физике, истории, растениеводстве: сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции, 30-31 октября 2014 г. – СПб.: Изд-во «Культ ИнформПресс». – 2014. – C. 149-155.
16. Сладкова, Т.В. Роль государственной поддержки агропромышленного комплекса в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России [Текст] / Т.В. Сладкова // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 7. – С. 979-988.
17. Стахнева, Н.Г. Проблемы ВТО. Итоги вступления России в ВТО [Текст] / Н.Г. Стахнева // Наука в центральной России. 2012. № 2. – С. 142-145.
18. Ушачев, И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО [Текст] / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2012. – № 6. – С. 1-5.


©  Т.В. Сладкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru