viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

        Д.Е. Морковкин, (К.э.н., доцент каф. «Макроэкономическое регулирование», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва)

 

Серия "Экономика и Право" № 9-10 2015 г.

В статье рассматриваются современные аспекты инновационного преобразования реального сектора экономики России на основе развития эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Определены стратегические факторы интенсификации механизма импортозамещения производства инноваций в ключевых отраслях реального сектора экономики в целях устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной экономической безопасности.

Ключевые слова: Инновационное развитие, импортозамещение, промышленность, реальный сектор экономики, финансирование инноваций, промышленная политика, государственно-частное партнерство, регион, социально-экономическое развитие, взаимодействие государства и бизнеса, экономическая безопасность.

      

Инновационное развитие

Ключевым фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития России, обеспечения национальной экономической безопасности является государственная поддержка инновационного преобразования реального сектора экономики. По нашему мнению, в современных условиях обострения мировой геополитической обстановки и усиления экономического давления стран Запада на экономику России, очевидно, что роль государства в инновационном развитии промышленности является определяющей. При этом необходимые усилия государства на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на создание условий по формированию инструментов поддержки импортозамещения и предпосылок инфраструктурного обеспечения развития инновационной деятельности в реальном секторе как локомотиве роста национальной экономики.

Согласно системе национальных счетов (СНС), сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования» [2]. В российской СНС выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи («остальной мир»). В рамках данного подхода сектор нефинансовых организаций и является реальным сектором («realsector») [23].По нашему мнению, реальный сектор охватывает лишь часть сектора нефинансовых предприятий.Для целей настоящей работы реальный сектор мы будем рассматривать как отрасли экономики, в т.ч. промышленность в соответствии с ОКВЭД [5], производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному сектору[14].

Под обеспечением экономической безопасности российской экономики в контексте модернизации следует понимать создаваемые государством условия для проведения структурных модернизационных преобразований, направленных на обеспечение национальных интересов, стабильного, устойчивого роста экономики и повышение уровня и качества жизни населения [10, с. 120].

В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (ред. 01.07.2014) подчеркивается, что успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития [17]. Кроме того, трехлетний опыт членства России в ВТО, с одной стороны, и условия экономических санкций, с другой стороны, выдвигают на первый план наиболее острую и актуальную проблему импортозамещения как стратегического направления инновационно-индустриального развития национальной экономики, прежде всего ее инфраструктурной составляющей.

В российской экономической науке вопрос эффективности институциональных преобразований экономической политики государства приобретает особую остроту в связи с необходимостью обеспечения теоретико-методологическим и управленческим инструментарием не только перехода к растущим темпам экономического развития, но и выбора приоритетных факторов импортозамещения вследствие неблагоприятной международной конъюнктуры [1, с. 7].

Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии государства, которая направлена на обеспечение внутреннего рынка на основе замещения импортных товаров продукцией национального производства [21, с. 123].

В целях масштабного развертывания производства попавших под санкции отраслей, прежде всего, высокотехнологичного сектора (критических технологий) и продовольственных товаров, необходим временной лаг, обусловленный формированием системы инфраструктурного и логистического обеспечения процесса производства.

В свою очередь, имеющиеся особенности организации такого инфраструктурного обеспечения в регионах различны вследствие ряда институциональных особенностей. Различна и эффективность воздействия инфраструктуры на динамику инновационных процессов, трансфера технологий и коммерциализации инноваций [6, с. 50].

Однако даже имеющиеся научные разработки не доходят до промышленного использования, вследствие наличия разрыва в цепочке «исследования - выпуск новой промышленной продукции». Следует рекомендовать создание и развитие инновационной инфраструктуры, создание сети трансферта технологий, прямую и косвенную финансовую поддержка приоритетных инновационных проектов, применение кластерного подхода в реализации инновационной политики, способствующие выявлению перспективных разработок и успешной их коммерциализации.

По нашему мнению, под инновационной инфраструктурой следует понимать комплекс организационно-экономических объектов и систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности [21, с. 123].

Инфраструктурный фактор следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов - крупных научно-производственных комплексов, а также структур среднего масштаба, способных к саморазвитию – это научно-технические и технологические центры следующих типов: технопарки, особые экономические зоны, центры трансфера технологий; инновационные научно-технические центры; инжиниринговые фирмы [20, с. 91].

Вместе с тем, крупные проекты, нацеленные на импортозамещение, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, потребуют масштабного финансового обеспечения. Здесь государство должно выступить гарантом в соответствии с принципами обеспечения национальной экономической, в том числе продовольственной безопасности, и стимулировать импортозамещение производства посредством выдачи предприятиям реального сектора долгосрочных доступных кредитных ресурсов, привлекая механизмы государственно-частного партнерства (рисунок), а также используя потенциал поддержки отечественных товаропроизводителей через реализацию федеральных и региональных целевых государственных программ.

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности и расширению практики государственно-частного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Государственно-частное партнерство понимается автором как взаимодействие двух или более экономических субъектов на договорной основе, определяющей долевое участие капиталов государства и частных партнеров в бизнес-проектах, в частности, в инновационной сфере [8].

Необходимо отметить, что на макроуровне в целом между государством и частным бизнесом ГЧП позволяет решить задачу инновационного развития промышленности, определенные экономической политикой государства, улучшив производственные, инвестиционные и кооперационные связи на основе создания кластеров, технопарков, особых экономических зон и других прогрессивных инфраструктурных образований.

 

Инновационное развитие

 

Рисунок. Инструменты инновационно-индустриального развития экономики
на основе использования механизмов государственно-частного партнерства в России [21, с. 125]

 

Отличительной характеристикой инструментов ГЧП является то, что они создают дополнительную мотивацию для частных российских и иностранных инвесторов в организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.

Таким образом, для решения стратегической задачи индустриализации и модернизации экономики в условиях импортозамещения одной из наиболее важных является проблема восстановления и развития инвестиционной активности.

Для того чтобы западные и наши ответные санкции стали локомотивом модернизации отечественной экономики, необходимо формирование новых институтов, прежде всего, государственного инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. Для реализации этого исторического маневра по трансформации стратегического курса экономической политики отводится не более трех-пяти лет в пределах 2015-2020 гг. Следует отметить, в третий раз с момента принятия меняется Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, первоначально скорректированная глобальным кризисом 2008-2009 гг., а также в соответствии с недавно принятой Дорожной картой содействия импортозамещению [11], а также другие затрагиваемые программы.

Главным источником устойчивого экономического роста является рост производства в реальном секторе экономики [15, с. 6]. По нашему мнению, государство должно выступать инициатором вложений в инновационные направления развития промышленности, показывая частному капиталу примеры их надёжности и вовлекая его в создание инновационных продуктов. Необходимо разработать перечень наиболее эффективных направлений и создания объектов инновационной деятельности, ориентирующий бизнес-структуры на вложения капитала [22, с. 57].

Для этих целей распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р утверждён план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, в котором ключевыми направлениями деятельности отмечены поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре не сырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров [12]. К мерам по поддержке импортозамещения относятся:

  • формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности;
  • частичная или полная компенсация курсовых разниц, возникших при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа;
  • компенсация расходов гражданам, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов;
  • совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта: упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции [19, с. 78]; расширение действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта).

В качестве стратегических факторов достижения эффективности проектируемой стратегии импортозамещения в целях обеспечения инновационно-индустриального развития экономики России, на наш взгляд, необходимо использовать:

  • создание института проектного финансирования, обеспечивающего для субъектов наиболее важных секторов экономики комфортные правила кредитования в условиях закрытия глобальных рынков капитала;
  • совершенствование нормативно-правовой среды функционирования субъектов экономической деятельности, в целях предоставления российским товаропроизводителям приоритетного права насыщения внутреннего рынка;
  • восстановление и развитие инвестиционной активности в экономике;
  • применение сбалансированного валютного курса, направленного на адекватную современным институциональным макроэкономическим условиям государственную денежно-кредитную политику;
  • развитие инструментов импортозамещения на основе механизмов государственно-частного партнерства, в частности создания новых элементов инновационной инфраструктуры.

Использование инструментов интенсификации импортозамещения позволит обеспечить стабильное социально-экономическое положение в стране, стимулирование внутреннего потребления и даст возможность сконцентрировать внимание в рамках трансформирующейся стратегии экономического развития на проблемах обеспечения национальной экономической безопасности,  инновационного развития высокотехнологичного сектора промышленности, вопросах повышения рентабельности российской экономики и масштабном финансировании инфраструктурных проектов, в том числе, используя механизмы государственно-частного партнерства. По нашему мнению, необходимые усилия государства на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на создание условий по формированию инструментов поддержки импортозамещения и предпосылок инфраструктурного обеспечения развития инновационной деятельности в реальном секторе как локомотиве роста национальной экономики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // JournalofEconomicRegulation. – 2014. – Т. 5. – № 3. – С. 6-13.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020гг» [Электронный ресурс] / URL: минобрнауки.рф/документы/3409.(дата обращения 25.09.2015).
3. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20–21.
4. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н. Стратегии инновационного развития экономики региона // Национальная безопасность / notabene. – 2011. – № 5. – С. 77-87.
5. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.
6. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 48-53.
7. Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 1. – С. 114–118.
8. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия "Экономика. Управление. Право". – 2015. – №1. – С. 27-35.
9. Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. – М.: РГГУ, 2015. – С. 222-228.
10. Осокина Н.В., Слесаренко Е.В. Структурная модернизация как форма реализации экономической безопасности российской экономики // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2014. – № 2 (1 квартал). – С. 117-121.
11. Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р «План мероприятий ("дорожная карта") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/LAW/169593/4294967295/0. (дата обращения 25.09.2015). 12. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р (ред. от 16.07.2015) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». URL: http://www.rg.ru/2015/02/02/plan-dok.html (дата обращения 25.09.2015)
13. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева [и др.] ; под ред. Ю.Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с.
14. Современный экономический словарь : [около 12 000 терминов] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА•М, 2013. - 512 с.
15. Сорокин Д.Е. Оптимистический сценарий развития российской экономики // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 5 (83). – С. 6-15.
16. Сорокин Д.Е. Креатосфера и/или индустриализация: дискутирование не о терминах, а о содержании // Социологические исследования. – 2014. – № 11 (367). – С. 143-145.
17. Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (ред. 01.07.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165072/. (дата обращения 25.09.2015).
18. Филиппова И.Г., Миндлин Ю.Б. Институциональные аспекты кластерных инициатив // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 11 (59). – С. 46.
19. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
20. Шумаев В. Инновационное развитие: проблемы и решения // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 3. – С. 90-93.
21. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123.
22. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
23. NationalAccountsMainDatabase [Электронный ресурс] / URL: http://unstats.un.org/unsd/snaama/dnllist.asp (дата обращения 25.09.2015)


©  Д.Е. Морковкин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru