viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

        Д.Е. Морковкин, (К.э.н., доцент каф. «Макроэкономическое регулирование», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва)

 

Серия "Экономика и Право" № 9-10 2015 г.

В статье рассматриваются современные аспекты инновационного преобразования реального сектора экономики России на основе развития эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Определены стратегические факторы интенсификации механизма импортозамещения производства инноваций в ключевых отраслях реального сектора экономики в целях устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной экономической безопасности.

Ключевые слова: Инновационное развитие, импортозамещение, промышленность, реальный сектор экономики, финансирование инноваций, промышленная политика, государственно-частное партнерство, регион, социально-экономическое развитие, взаимодействие государства и бизнеса, экономическая безопасность.

      

Инновационное развитие

Ключевым фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития России, обеспечения национальной экономической безопасности является государственная поддержка инновационного преобразования реального сектора экономики. По нашему мнению, в современных условиях обострения мировой геополитической обстановки и усиления экономического давления стран Запада на экономику России, очевидно, что роль государства в инновационном развитии промышленности является определяющей. При этом необходимые усилия государства на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на создание условий по формированию инструментов поддержки импортозамещения и предпосылок инфраструктурного обеспечения развития инновационной деятельности в реальном секторе как локомотиве роста национальной экономики.

Согласно системе национальных счетов (СНС), сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования» [2]. В российской СНС выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи («остальной мир»). В рамках данного подхода сектор нефинансовых организаций и является реальным сектором («realsector») [23].По нашему мнению, реальный сектор охватывает лишь часть сектора нефинансовых предприятий.Для целей настоящей работы реальный сектор мы будем рассматривать как отрасли экономики, в т.ч. промышленность в соответствии с ОКВЭД [5], производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному сектору[14].

Под обеспечением экономической безопасности российской экономики в контексте модернизации следует понимать создаваемые государством условия для проведения структурных модернизационных преобразований, направленных на обеспечение национальных интересов, стабильного, устойчивого роста экономики и повышение уровня и качества жизни населения [10, с. 120].

В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (ред. 01.07.2014) подчеркивается, что успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития [17]. Кроме того, трехлетний опыт членства России в ВТО, с одной стороны, и условия экономических санкций, с другой стороны, выдвигают на первый план наиболее острую и актуальную проблему импортозамещения как стратегического направления инновационно-индустриального развития национальной экономики, прежде всего ее инфраструктурной составляющей.

В российской экономической науке вопрос эффективности институциональных преобразований экономической политики государства приобретает особую остроту в связи с необходимостью обеспечения теоретико-методологическим и управленческим инструментарием не только перехода к растущим темпам экономического развития, но и выбора приоритетных факторов импортозамещения вследствие неблагоприятной международной конъюнктуры [1, с. 7].

Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии государства, которая направлена на обеспечение внутреннего рынка на основе замещения импортных товаров продукцией национального производства [21, с. 123].

В целях масштабного развертывания производства попавших под санкции отраслей, прежде всего, высокотехнологичного сектора (критических технологий) и продовольственных товаров, необходим временной лаг, обусловленный формированием системы инфраструктурного и логистического обеспечения процесса производства.

В свою очередь, имеющиеся особенности организации такого инфраструктурного обеспечения в регионах различны вследствие ряда институциональных особенностей. Различна и эффективность воздействия инфраструктуры на динамику инновационных процессов, трансфера технологий и коммерциализации инноваций [6, с. 50].

Однако даже имеющиеся научные разработки не доходят до промышленного использования, вследствие наличия разрыва в цепочке «исследования - выпуск новой промышленной продукции». Следует рекомендовать создание и развитие инновационной инфраструктуры, создание сети трансферта технологий, прямую и косвенную финансовую поддержка приоритетных инновационных проектов, применение кластерного подхода в реализации инновационной политики, способствующие выявлению перспективных разработок и успешной их коммерциализации.

По нашему мнению, под инновационной инфраструктурой следует понимать комплекс организационно-экономических объектов и систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности [21, с. 123].

Инфраструктурный фактор следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов - крупных научно-производственных комплексов, а также структур среднего масштаба, способных к саморазвитию – это научно-технические и технологические центры следующих типов: технопарки, особые экономические зоны, центры трансфера технологий; инновационные научно-технические центры; инжиниринговые фирмы [20, с. 91].

Вместе с тем, крупные проекты, нацеленные на импортозамещение, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, потребуют масштабного финансового обеспечения. Здесь государство должно выступить гарантом в соответствии с принципами обеспечения национальной экономической, в том числе продовольственной безопасности, и стимулировать импортозамещение производства посредством выдачи предприятиям реального сектора долгосрочных доступных кредитных ресурсов, привлекая механизмы государственно-частного партнерства (рисунок), а также используя потенциал поддержки отечественных товаропроизводителей через реализацию федеральных и региональных целевых государственных программ.

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности и расширению практики государственно-частного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Государственно-частное партнерство понимается автором как взаимодействие двух или более экономических субъектов на договорной основе, определяющей долевое участие капиталов государства и частных партнеров в бизнес-проектах, в частности, в инновационной сфере [8].

Необходимо отметить, что на макроуровне в целом между государством и частным бизнесом ГЧП позволяет решить задачу инновационного развития промышленности, определенные экономической политикой государства, улучшив производственные, инвестиционные и кооперационные связи на основе создания кластеров, технопарков, особых экономических зон и других прогрессивных инфраструктурных образований.

 

Инновационное развитие

 

Рисунок. Инструменты инновационно-индустриального развития экономики
на основе использования механизмов государственно-частного партнерства в России [21, с. 125]

 

Отличительной характеристикой инструментов ГЧП является то, что они создают дополнительную мотивацию для частных российских и иностранных инвесторов в организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.

Таким образом, для решения стратегической задачи индустриализации и модернизации экономики в условиях импортозамещения одной из наиболее важных является проблема восстановления и развития инвестиционной активности.

Для того чтобы западные и наши ответные санкции стали локомотивом модернизации отечественной экономики, необходимо формирование новых институтов, прежде всего, государственного инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. Для реализации этого исторического маневра по трансформации стратегического курса экономической политики отводится не более трех-пяти лет в пределах 2015-2020 гг. Следует отметить, в третий раз с момента принятия меняется Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, первоначально скорректированная глобальным кризисом 2008-2009 гг., а также в соответствии с недавно принятой Дорожной картой содействия импортозамещению [11], а также другие затрагиваемые программы.

Главным источником устойчивого экономического роста является рост производства в реальном секторе экономики [15, с. 6]. По нашему мнению, государство должно выступать инициатором вложений в инновационные направления развития промышленности, показывая частному капиталу примеры их надёжности и вовлекая его в создание инновационных продуктов. Необходимо разработать перечень наиболее эффективных направлений и создания объектов инновационной деятельности, ориентирующий бизнес-структуры на вложения капитала [22, с. 57].

Для этих целей распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р утверждён план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, в котором ключевыми направлениями деятельности отмечены поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре не сырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров [12]. К мерам по поддержке импортозамещения относятся:

  • формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности;
  • частичная или полная компенсация курсовых разниц, возникших при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа;
  • компенсация расходов гражданам, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов;
  • совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта: упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции [19, с. 78]; расширение действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта).

В качестве стратегических факторов достижения эффективности проектируемой стратегии импортозамещения в целях обеспечения инновационно-индустриального развития экономики России, на наш взгляд, необходимо использовать:

  • создание института проектного финансирования, обеспечивающего для субъектов наиболее важных секторов экономики комфортные правила кредитования в условиях закрытия глобальных рынков капитала;
  • совершенствование нормативно-правовой среды функционирования субъектов экономической деятельности, в целях предоставления российским товаропроизводителям приоритетного права насыщения внутреннего рынка;
  • восстановление и развитие инвестиционной активности в экономике;
  • применение сбалансированного валютного курса, направленного на адекватную современным институциональным макроэкономическим условиям государственную денежно-кредитную политику;
  • развитие инструментов импортозамещения на основе механизмов государственно-частного партнерства, в частности создания новых элементов инновационной инфраструктуры.

Использование инструментов интенсификации импортозамещения позволит обеспечить стабильное социально-экономическое положение в стране, стимулирование внутреннего потребления и даст возможность сконцентрировать внимание в рамках трансформирующейся стратегии экономического развития на проблемах обеспечения национальной экономической безопасности,  инновационного развития высокотехнологичного сектора промышленности, вопросах повышения рентабельности российской экономики и масштабном финансировании инфраструктурных проектов, в том числе, используя механизмы государственно-частного партнерства. По нашему мнению, необходимые усилия государства на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на создание условий по формированию инструментов поддержки импортозамещения и предпосылок инфраструктурного обеспечения развития инновационной деятельности в реальном секторе как локомотиве роста национальной экономики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // JournalofEconomicRegulation. – 2014. – Т. 5. – № 3. – С. 6-13.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020гг» [Электронный ресурс] / URL: минобрнауки.рф/документы/3409.(дата обращения 25.09.2015).
3. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20–21.
4. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н. Стратегии инновационного развития экономики региона // Национальная безопасность / notabene. – 2011. – № 5. – С. 77-87.
5. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.
6. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 48-53.
7. Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 1. – С. 114–118.
8. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия "Экономика. Управление. Право". – 2015. – №1. – С. 27-35.
9. Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. – М.: РГГУ, 2015. – С. 222-228.
10. Осокина Н.В., Слесаренко Е.В. Структурная модернизация как форма реализации экономической безопасности российской экономики // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2014. – № 2 (1 квартал). – С. 117-121.
11. Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р «План мероприятий ("дорожная карта") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/LAW/169593/4294967295/0. (дата обращения 25.09.2015). 12. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р (ред. от 16.07.2015) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». URL: http://www.rg.ru/2015/02/02/plan-dok.html (дата обращения 25.09.2015)
13. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева [и др.] ; под ред. Ю.Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с.
14. Современный экономический словарь : [около 12 000 терминов] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА•М, 2013. - 512 с.
15. Сорокин Д.Е. Оптимистический сценарий развития российской экономики // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 5 (83). – С. 6-15.
16. Сорокин Д.Е. Креатосфера и/или индустриализация: дискутирование не о терминах, а о содержании // Социологические исследования. – 2014. – № 11 (367). – С. 143-145.
17. Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (ред. 01.07.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165072/. (дата обращения 25.09.2015).
18. Филиппова И.Г., Миндлин Ю.Б. Институциональные аспекты кластерных инициатив // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 11 (59). – С. 46.
19. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
20. Шумаев В. Инновационное развитие: проблемы и решения // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 3. – С. 90-93.
21. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123.
22. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
23. NationalAccountsMainDatabase [Электронный ресурс] / URL: http://unstats.un.org/unsd/snaama/dnllist.asp (дата обращения 25.09.2015)


©  Д.Е. Морковкин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru