viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

        А.А. Александров, (Ст. преподаватель, Ульяновский государственный технический университет)

 

Серия "Экономика и Право" № 9-10 2015 г.

Восстановительный экстенсивный экономический рост 2000-х годов в России исчерпал свои возможности. Усиление напряженности в международных экономических отношениях и значительное снижение мировых цен на энергоносители привели к усугублению внутренних экономических проблем России. Кризисная ситуация показала высокую зависимость страны от экспорта энергоносителей и импорта готовой продукции. Важным инструментом для решения данной проблемы является политика импортозамещения, успешная реализация которой позволит стимулировать экономический рост в России.

Ключевые слова: Экономический рост, импортозамещение, политика импортозамещения.

      

Экономический рост

Период бурного экономического роста 2000-х гг. в России имел сырьевой и восстановительный характер. Основной движущей силой роста этого периода было стремительное повышение мировых цен на энергоносители. По мере их стабилизации на более низком уровне темпы прироста ВВП существенно сократились, что свидетельствует об исчерпании экстенсивных факторов экономического роста.

Усиление напряженности в международных отношениях, введение взаимных санкций рядом развитых стран и Россией, существенное снижение мировых цен на нефть и газ привело к усугублению внутренних накопленных проблем в экономике государства.

Указанные обстоятельства предопределяют необходимость комплексного стимулирования качественной трансформации фундаментальных основ национальной экономики, диверсификации источников экономического развития страны, активизации процессов разработки и внедрения инноваций в производство.

Проблема ускорения темпов экономического роста является комплексной, что предопределяет необходимость её рассмотрения в разрезе целого ряда аспектов: макроэкономического, структурного, технологического, ресурсного, внешнеэкономического и институционального.

Выход на устойчивый и динамичный экономический рост предполагает масштабное расширение рынков для продукции национальных производителей и нахождение производственных, технологических и инвестиционных возможностей для их освоения. Выявление перспективных рынков с учетом национальных возможностей и конкурентных преимуществ должно составлять основное содержание деятельности по определению долгосрочных структурных приоритетов экономического роста. [1, С.79]

Одним из направлений стимулирования качественного экономического роста в России является политика импортозамещения.

Импортозамещение представляет собой уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства в стране того же или аналогичных товаров, которые называются импортозамещающими. [2]

В рамках политики импортозамещения необходимы активные и целенаправленные действия как государства, так и отечественных предприятий.

На первоначальном этапе государству следует оказывать предприятиям более очевидную поддержку путем предоставления налоговых льгот, в отдельных случаях прямой финансовой поддержки, снижения административного давления, введения различных таможенных защитных барьеров и т.д. В этих условиях предприятия должны оперативно провести техническое перевооружение, увеличить качество продукции, повысить производительность труда, что позволит им нарастить конкурентоспособность.

В последующем государство может снизить уровень своей поддержки в целях экономии бюджетных ресурсов и развития конкурентной среды. Указанная последовательность действий позволит добиться естественного увеличения спроса на отечественную продукцию.

Разработка и реализация политики импортозамещения должна происходить на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном). При этом следует обеспечить координацию и взаимодействие различных уровней и органов власти, что позволит избежать дублирования отдельных функций и наличия незакрепленных направлений деятельности.

В рамках разработанных программ импортозамещения необходимо обозначить цели, задачи, принципы, механизм, способы и инструменты их реализации. Крайне важно указать целевые показатели, которые необходимо достичь как по итогам всего периода реализации программы, так и на отдельных этапах.

При разработке программ импортозамещения  необходимо учитывать социально-экономические, природные и климатические особенности отдельных регионов страны. Это позволит обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

В процессе импортозамещения государству следует проводить политику «умного регулирования». Для реализации политики «умного регулирования» и эффективного воздействия на современную экономику, в которой возрастает информированность и инновационная активность всех субъектов, государство само должно стать активным пользователем новых технологий и участником информационных обменов. [3]

Ожидаемым результатом импортозамещения является повышение конкурентоспособности отечественной продукции путём стимулирования технологической модернизации производства, роста его эффективности и освоения принципиально новых конкурентоспособных видов продуктов с относительно высокой добавленной стоимостью. [4, С. 36]

Реализация политика импортозамещения позволит создать новые точки роста и диверсифицировать движущие силы экономического развития страны. Успешное проведение политики импортозамещения существенно повысит уровень экономической безопасности государства, что особенно актуально в сложившихся обстоятельствах.

К благоприятным обстоятельствам для реализации политики импортозамещения в России можно отнести наличие квалифицированных работников, емкость внутреннего рынка, сырьевую обеспеченность.

К негативным обстоятельствам следует отнести неблагоприятный инвестиционный климат, низкий уровень производительности труда, высокий уровень ставки рефинансирования и процентных ставок в коммерческих банках, нестабильность законодательной базы.

Стратегия импортозамещения базируется на модернизации и развитии всех отраслей производства, повышении качества производимой продукции, совершенствовании технологий и активном внедрении инноваций. Это в конечном итоге будет способствовать постепенному переходу от производства простых товаров к изготовлению наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. [4, С. 36]

По мнению экспертов к отраслям, где зависимость от импорта не столь высока, следует отнести: военно-промышленный комплекс, строительство, металлургия, сельское хозяйство и сфера информационных технологий. Именно в указанных областях можно ожидать положительные результаты от реализации политики импортозамещения при условии решения существующих проблем с оборотными средствами и инвестициями.

В наибольшей степени от импорта зависят отрасли, в которых производится продукция с высокой добавленной стоимостью. К данным сферам следует отнести: радиоэлектронная промышленность, авиационная и ракетная промышленность, энергетическое машиностроение и атомная энергетика, производство космических аппаратов и другие высокотехнологичные отрасли. [5]

При разработке и реализации политики импортозамещения следует определить перечень приоритетных сфер, в которых данная политика будет проводиться в первую очередь. В условиях ограниченности финансовых ресурсов это позволит сконцентрироваться на наиболее важных направлениях. К данным сферам следует отнести машиностроение и сельское хозяйство.

Политика импортозамещения в сфере машиностроения должна способствовать возрождению данной отрасли в России. Сложившиеся обстоятельства (снижение курса рубля, введение западными странами запрета на поставку в Россию отдельных видов оборудования и технологий) создают благоприятные условия для увеличения объемов производства отечественного оборудования. Однако необходимо отметить, что сфера машиностроения является весьма капиталоемкой, требует значительную научно-исследовательскую проработку, которая ведется на протяжении длительного времени. В настоящее время у отечественных предприятий как с финансовыми ресурсами, так и со временем имеются определенные ограничения. Указанные обстоятельства предопределяют необходимость активной и комплексной поддержки государства.

К настоящему времени Россия фактически лишилась собственной отрасли машиностроения. Так, по словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Сергея Цыба, импорт в тяжелом машиностроении составляет 60-80 %, в легкой промышленности – 70-90 %, в станкостроении – 90 %, в производстве офисного оборудования – 80 %, в радиоэлектронной промышленности – 80-90%, в медицинской промышленности – 70-80%. [6]

За последние двадцать лет производство станков в России сократилось почти в 20 раз: с 70 до 3 тысяч. В настоящее время выпуском станков занимаются всего около 100 предприятий. Основными конкурентами на мировом рынке являются Китай, Германия, Италия, Южная Корея и Тайвань.

Представители Министерства промышленности и торговли России к ключевым направлениям импортозамещения относит многокоординатную обработку, ультрапрецизионное оборудование, тяжелые станки, металлообрабатывающий инструмент. Представители отрасли станкостроения отмечают, что нужно наращивать кооперационные связи с коллегами из азиатских стран и приложить максимальные усилия для возрождения отечественных конструкторских бюро. Следует активизировать кооперационные связи с передовыми иностранными партнерами, которые обладают богатым опытом и передовыми технологиями в производстве высокотехнологичной продукции и отдельных компонентов.

По словам председателя совета директоров «Станкопрома» Сергея Макарова, в ближайшие 5-7 лет можно добиться 70-80 % замещения отечественными аналогами универсального металлорежущего оборудования с числовым программным управлением, в том числе и многокоординатное. [7]

Представители Правительства РФ дают несколько иные оценки параметров изменения зависимости России от импорта станков. Так, по мнению замминистра промышленности и торговли Сергея Цыба, к 2020 г. можно снизить зависимость от ввозимой продукции до 50–60%, но только при условии проведения грамотной и последовательной государственной политики: преференции российским производителям, приоритетные закупки отечественной продукции. Крайне важно предусмотреть и различные варианты кредитной поддержки российских предприятий.

Например, в Германии производитель поставляет станок за границу в рассрочку на 3-5 лет. Для этого в Германии ему предоставляют кредит под 1-2 % годовых. В Японии ставка по кредиту составляет 0,1%, при этом предприятие освобождают от налога на землю и недвижимость. Прибыль, которая направляется на модернизацию и создание новых рабочих мест, полностью освобождается от налогообложения. НДС на продукцию, которая экспортируется в другие страны, возвращается государством в течение одного месяца. Также при экспорте продукции государство компенсирует предприятиям транспортные расходы и затраты на участие в выставках и рекламных акциях.

В России же в настоящее время ставки по кредитам в коммерческих банках выходят за все разумные пределы, что стало следствием политики Центрального Банка. Повышение им ставки рефинансирования в кризисных условиях сделало кредитные ресурсы фактически недоступными для большинства предприятий. [8]

По мнению начальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрия Кумановского от государства требуются долгосрочное стратегическое планирование, поддержка отраслей в виде льготного кредитования или предоставления гарантий, а также стабильность фискальной политики. [5]

Для успешной реализации целей политики импортозамещения в машиностроении необходимо придерживаться комплексного подхода, в рамках которого следует:
  • обеспечить размещение консолидированного промышленного заказа среди отечественных производителей;
  • разработать и внедрить систему федеральных и региональных налоговых стимулов и льгот;
  • обеспечить предоставление кредитных ресурсов на комфортных условиях;
  • стимулировать приток средств частных инвесторов;
  • способствовать продвижению продукции отечественных производителей на рынках других стран;
  • стимулировать разработку и реализацию перспективных НИОКР и инноваций;
  • приобретать лицензии на крупноузловую сборку с последующей локализацией производства перспективного импортного оборудования в России;
  • обеспечить качественное обновление образовательных программ по соответствующим направлениям с учетом имеющихся научных и производственных достижений;
  • улучшить имидж и восприятие технических специальностей.

В современных условиях ускоренное импортозамещение необходимо сделать магистральным направлением государственной аграрной политики. В рамках данной работы следует обеспечить наращивание объемов производства широкого перечня продуктовых позиций при условии гарантии их высокого качества. При этом следует способствовать повышению производительности труда и эффективности деятельности в агропромышленном комплексе страны.

Успешная реализация политики импортозамещения в аграрной сфере позволит обеспечить продовольственную безопасность государства.

Приоритетным направлением развития АПК является широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий в растениеводстве, животноводстве, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. [9]

Наиболее остро продовольственная проблема проявилась при введении Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны. В результате под санкции попала примерно одна пятая часть всего объема импорта продовольствия в Россию. Вместе с тем антисанкции во многом имеют противоречивый характер.

С одной стороны, они показали несовершенство осуществляемой государственной аграрной политики в части продовольственного обеспечения населения страны и тем самым ускорили поиск новых стратегических подходов к решению проблемы продовольственной независимости.

С другой стороны, значительно обострили сложившиеся экономические риски в аграрной сфере и вызвали дополнительные трудности в надежном обеспечении населения страны продовольствием. [10]

Таким образом, при импортозамещении важнейшую роль играет государство, которое должно обеспечить благоприятные условия для отечественных производителей. Однако необходимо иметь в виду, что реализация политики импортозамещения не должна способствовать снижению конкурентоспособности отечественных предприятий и ухудшению качества производимой ими продукции.

Временно созданные комфортные условия должны быть использованы предприятиями для проведения технического перевооружения, повышения производительности труда и эффективности производства, изготовления более качественной продукции. Результатом политики импортозамещения является поступление на рынок конкурентоспособной, безопасной, доступной и качественной продукции от отечественных производителей.

Положительный эффект от импортозамещения должны ощутить производители, потребители и государство.

Таким образом, грамотная разработка и реализация политики импортозамещения позволит достичь следующих результатов:

  • повысить конкурентоспособность отечественных предприятий;
  • стимулировать приток иностранных инвестиций;
  • создать новые рабочие места (в том числе и высокотехнологичные);
  • увеличить доходы и благосостояние населения;
  • стимулировать экономический рост;
  • обеспечить диверсификацию движущих сил экономического развития государства;
  • решить проблему критической зависимости от импорта продукции;
  • обеспечить экономическую и продовольственную безопасность государства.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Филатов В. И. Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста российской экономики // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 2. С. 76-86.
2. Импортозамещение. Экономический словарь. Режим доступа: http://enc-dic.com/economic/Importozameschenie-5205.html
3. Сафиуллин А. «УМНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 135-142.
4. Яловенко Я. В. Импортозамещение как фактор обеспечения устойчивого развития национальной экономики // Экономика и эффективность организации производства. 2015. № 22. С. 35-37.
5. Время изобретать. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2746979
6. Невыносимая легкость бытия легкой промышленности. Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2014/45/nevyinosimaya-legkost-byitiya-legkoj-promyishlennosti/
7. Шпинделей маловато. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/03/stanok.html
8. Станочные тиски. Режим доступа: http://argumenti.ru/economics/n457/368322
9. Новиков А.И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2014. № 2 (2). С. 90-94.
10. Алтухов А.И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 2-6.


©  А.А. Александров, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru