viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

       Р.И. Анахин, (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа психологии (институт)» НОУ ВПО ВШП, г. Москва)

 

Серия "Гуманитарные науки" № 7-8 2015 г.

В статье рассматриваются индивидуально-психологические особенности современных подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. Данная проблематика рассмотрена через описание влияния информационных технологий на такие сферы психики человека (подростка), как мотивационно- потребностная, эмоционально-аффективная и коммуникативная. Проанализированы наиболее характерные черты личности интернет-зависимого подростка, начиная с нарушения общения вне Интернета и заканчивая сверхгедонизмом и нарциссизмом. Также в статье дается характеристика нового типа мышления, получившего название клипового. Рассматриваются основные негативные стороны клипового мышления с точки зрения его воздействия на подростка, страдающего интернет-аддикцией. Кроме этого, особое внимание уделено и непосредственно вопросу самой всемирной паутины, мобильной революции, различным массовым интернет- явлениям (социальные сети, эпидемия селфи) и другим актуальным проблемам, с которыми сталкиваются не только подростки, но и все человечество, активно использующее информационные технологии в своей повседневной жизни.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, интернет-аддикция, клиповое мышление, подростки.

 
Интернет-зависимость
    

На исходе XX столетия человечество вступило в новую эпоху своего существования - эпоху информационного общества. Развитие компьютерных и IT-технологий затронуло все сферы социума, радикально меняя формы привычной человеческой деятельности. Само собой, именно Интернет, получивший за последние десятилетия широчайшее распространение во всем мире, и является тем самым главным элементом структуры подобного информационного общества; более того, он способствует открытию все новых и новых культурных и научных горизонтов.

Таким образом, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Интернет в наши дни представляет собой независимую и бесперебойно функционирующую глобальную систему коммуникации, которая включает в себя такие средства представления, пересылки и получение информации, как электронная почта, веб-сайты, различные социальные сети и др., для которых и используется широкополосная, модемная или беспроводная связь.  В свою очередь средствами для связи с всемирной паутиной давно уже оснащаются не только персональные компьютеры, но и мобильные телефоны, карманные компьютеры, смартфоны, планшеты и т.д. Думается, что одной из основных причин появления и развития вышеуказанных технологий является как раз многократное увеличение информационных потоков в жизни современного общества. Иными словами, человек физиологически и психологически не способен больше самостоятельно справляться со столь быстрыми темпами роста объемов информации, поэтому ему необходима помощь извне, т.е. компьютер и/или смартфон, который можно рассматривать в таком случае как инструмент, способствующий усилению и увеличению информационного потенциала человека и расширяющий, при этом, его (человека) возможности развития интеллекта и творческой составляющей.

  По сути, наша цивилизация переживает сейчас своеобразную мобильную революцию, главной целью которой является информация и обладание ею, а ярыми сторонниками такого рода интернет-перемен выступают телекоммуникационные инфраструктуры, которые довольно эффективно адаптируются к тому, чтобы максимально оперативно способствовать перемещению (представлению, пересылке и получению) гигантских объемов информации, причем в самой удобной для человека (простого пользователя сети) форме.

Доказательством наших слов может служить тот факт, что современные цифровые технологии настолько шагнули вперед, что о нечто подобном наши предки могли лишь читать в научно-фантастических произведениях. Например, уже сейчас технология 3D-печати, реализуемая с помощью 3D-принтера, позволяет создавать любые устройства и объекты, начиная с протезов любых конечностей [4] и заканчивая целыми домами [3].

Кроме этого, активно решаются задачи доступа к Интернету с помощью автоматических беспилотных летательных аппаратов, т.е. дронов, в наиболее труднодоступные уголки мира (например, страны Латинской Америки, Африки и Азии). Так, одно из главных «оружий», способствующих развитию интернет-зависимости, -социальная сеть «Фейсбук» не так давно объявила о своем намерении отправить в следующем году на африканский континент беспилотники размером с самолет «Боинг 747», которые должны, «зависнув» на большой высоте, чтобы не нести угрозы текущему авиасообщению, работать как ретранслятор интернет- сигнала [6].

Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что сетевые коммуникации не просто стали частью повседневной жизни человечества, но и достаточно быстро и плотно вошли в симбиоз с самой психофизиологией homo sapiens.

Говоря иначе, результатами такой мобильной революции, в части, касающейся личности и поведения интернет-зависимого человека (подростка), являются определенные изменения его мыслительной деятельности, и, соответственно, формирование нового стиля мышления, который получил название клипового; в основе такого мышления, по мнению видного отечественного культуролога К.Г. Фрумкина, лежит следующее:

  • ускорение темпов жизни и, вытекающее из этого, возрастание объема информационного потока, что порождает у индивида проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
  • потребность индивида в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
  • увеличение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми индивид может заниматься одновременно [10].

Итак, клиповое мышление представляет собой процесс получения и обработки информации урывками, т.е., когда человек фокусируется на не идее, ядре информации, а на каких-то отдельных ее образах.

На наш взгляд, негативные стороны такого мышления состоят в том, что подростку, склонному к интернет-зависимому поведению, современный мир кажется мозаикой разрозненных, мало соединенных между собой фактов, образов, частей и информации, которые быстро сменяют друг друга и требуют все новых и более захватывающих дух информационных массивов. При этом такой подросток очень быстро приобретает уверенность в том, что любую, даже очень сложную задачу, можно легко и быстро решить, причем с наименьшими затратами умственных, физических и психических сил, а также своего времени. Само собой, это непосредственно связано с клиповым мышлением, т.к. такое мышление, нацеливая подростка на легкий способ добычи информации, «забирает» всю глубину изучения и освоения материала.

Кроме этого, многозадачность интернет-зависимого подростка с клиповым мышлением, выражающаяся, например, в совершении им одновременно сразу нескольких действий: слушания любимой музыки, «сидения» в блогах и\или социальных сетях и выполнения домашнего задания по алгебре, приводят, как правило, к возникновению у него невнимательности, рассеянности, гиперактивности и т.д.

Само собой, изменения характера и содержания мышления у лица, страдающего интернет-зависимостью, оказывают существенное влияние и на его язык (речь), который, с одной стороны, представляет собой средство общения, а с другой, - материальную оболочку этого самого клипового мышления. Интересно, что происходящие (в результате мобильной революции) сейчас с космической скоростью языковые изменения не только обогащают наш лексикон новыми словами и выражениями (бан, хакнуть и многими др.), но и существенным образом изменяют саму коммуникативную среду с помощью такого негативного явления всеобщей интернет-глобализации, как отмирание языков. Лингвисты и философы-футурологи (Н. Хомский (N. Chomsky), Д. Кристал (D. Crystal), Х. Энрике (J. Enrique)) утверждают, что в ближайшей перспективе весь мир (включая и Россию) придет к тому, что всем интернет-пользователям будет прививаться только один язык – английский, а большая часть языков отомрет сама собой [7].

Это связано с тем, что течение последних двадцати лет подавляющим числом пользователей сети были граждане США и, соответственно, весь массив информации в сети был представлены на их родном, английском языке. Более того, на сегодняшний день англоязычные ресурсы составляют 78% всех сайтов всемирной паутины, а 70% всех интернет-страниц хранятся на американских серверах.

Представляется, что вышеописанная лингвистическая катастрофа вкупе с доминированием визуальной коммуникации над письменной приведет к тому, что интернет-зависимый подросток «потеряется» не только в онлайн (виртуальном) коммуникативном пространстве, но и офлайн (в реальном), т.к. визуально-вербальные средства информации, зачастую функционирующие на иностранном языке, способствуют не только забыванию родной речи и «лености мысли» (нежеланию искать и/или придумывать точные, «правильные» эквиваленты иностранным словам), но и, как мы говорили выше, перестройке самого мышления. Говоря иначе, в мире такого подростка значение имеет лишь эмоциональное, зрительное обращение к своим ощущениям или страхам, а вовсе не логическое обращение к абстрактному «строгому» мышлению.

Кроме этого, продолжающееся сейчас резкое снижение когнитивного развития интернет-зависимого подростка, а также уровня его любознательности и воображения существенным образом влияет на процесс социокультурной адаптации такого подростка к окружающей действительности, в котором мотивация к успеху, адекватная ориентация во времени, возможность управлять собой и прочие характеристики мотивационной сферы занимают отнюдь не главенствующую роль. Ведь, как справедливо пишет М.И. Дрепа, для подростка, страдающего от интернет-зависимости, характерны проблемы с самопринятием, ощущение эмоционального дискомфорта и внутренние конфликты [5]. В свою очередь, доминирование в мотивационной сфере такого подростка именно гедонистической потребности над любыми другими очень скоро может привести к полной трансформации этой сферы личности, т.к. специалисты в области высоких IT-технологий предсказывают глобальное сращивание человека с компьютером и сетью в течение ближайших 10-15 лет. Речь идет о повсеместном внедрении электронных устройств многофункционального назначения (т.е. «чипов»), призванных обеспечивать постоянную связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями наподобие Интернета (приказ Минпромэнерго №311 от 7 августа 2007 года «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» и приложенная к нему Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года). Само собой, такая интеграция наноэлектроники с биообъектами, в роли которых выступают люди, не только увеличит риск возникновения у них интернет-аддикции (в 2-3 раза у взрослых и в десятки раз у подростков), но и приведет к необратимым процессам «отмирания» практически всех потребностей человечества, кроме, естественно, тех, что направлены исключительно на получение удовольствия, т.е. гедонистических.

В свою очередь мотивация, как известно, теснейшим образом связана с эмоциями, которые в эпоху цифровой революции можно охарактеризовать фразой из американского художественного фильма «Адвокат дьявола»: «Тщеславие – мой самый любимый грех». Речь идет об эпидемии селфи, т.е.  снимке самого себя, сделанном с помощью фотокамеры гаджета. Так, согласно данным одного исследования [11], ежедневно в мире делается миллион селфи, которые, в свою очередь, выкладываются авторами этих фотографий в «Инстаграм» с целью получения одобряющих и хвалебных комментариев, а также радостных эмоций, например, от количества лайков, которыми «награждается» тот или иной фото/автопортрет.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что поведение интернет-зависимого подростка, а по данным все того же исследования, около 54% всех сделанных селфи в мире принадлежат именно молодым людям и девушкам в возрасте от 13 до 17 лет [11], носит нарциссический характер, главными особенностями которого являются:

  • грандиозное самомнение;
  • поглощенность фантазиями о своем неограниченном успехе, власти, великолепии и красоте;
  • вера в свою «исключительность».

Исходя из вышеуказанных особенностей характера подростка с интернет-аддикцией можно сделать вывод, что в эмоциональной сфере, равно, как и в мыслительной, коммуникативной и мотивационной, которые были рассмотрены нами выше, происходят существенные изменения.

Так, у подобного подростка в эмоциях преобладают повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания, зависть, высокомерие и надменность. При этом грустно признавать, что, скорей всего, человек будущего, с учетом столь быстрого и эффективного развития информационных технологий, будет представлять собой прагматичную, не способную на эмпатию и альтруизм, некую своеобразную биомашину, в мыслях и чувствах которой идеям гуманизма, к сожалению, не будет оставаться места.

Считаем важным сказать также, что интернет-зависимость и мобильная революция видоизменяют и трансформируют не только все сферы личности подростка, страдающего такого рода зависимостью, но даже и его моторику. Речь идет о том, что из-за частого, можно сказать, постоянного использования мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и игровых приставок у такого подростка меняется даже форма пальцев его рук: большие пальцы становятся более крепкими и подвижными. Кроме этого, согласно исследованию, проведенному одним британским университетом, «поколение большого пальца», т.е.  современные дети и подростки, гораздо чаще пользуются большим, нежели указательным пальцем, даже когда звонят в дверь или указывают на что-либо [8]. Говоря иначе, высокие технологии и одержимость ими со стороны человека приводят его к таким физическим изменениям, которые должны были бы происходить на протяжении нескольких поколений, однако же стали реальностью уже сейчас.

    Резюмируя вышесказанное, особо отметим, что:

  • клиповое мышление подростка, страдающего интернет-зависимостью, приводит к пластичности мозга, т.к. все его (подростка) мыслительные процессы изменяются, подстраиваются и адаптируются к новому окружающему миру, полному различных технических изобретений. Дело в том, что гигантский поток информации, ее дублирование в многочисленных источниках и разные каналы доступа к ней – все это не позволяет подростку ее забыть, т.е. на подсознательном уровне любая информация остается с ним, по сути, навсегда, а, свою очередь, невозможность ее забвения, с одной стороны, и бесконечный огромный информационный поток с другой, изменяют и само свойство мозга: он начинает «обрабатывать» в тысячу раз больше операций, чем ему это присуще сейчас;
  • в коммуникативной сфере личности интернет-зависимого подростка преобладают такие функции общения, как непосредственно коммуникативная (обмен информацией) и информационная (визуально-вербальная передача сообщения в одностороннем, монологическом порядке), характеризующиеся, к тому же, обеднением лексикона и иностранными заимствованиями слов; что же касается, интерактивной  (взаимодействие партнеров) и перцептивной (восприятие и познание друг друга партнерами) функций, то им со стороны такого подростка уделяется незначительное количество времени, как в сети (онлайн), так и в реальной жизни (офлайн);
  • раскрепощение личности подростка в Интернете и ликвидация различных психологических и социокультурных барьеров в сети приводят к тому, что в мотивационной сфере его личности удовлетворение своих желаний и, в целом, наслаждение жизнью (гедонизм) ценятся гораздо больше, чем любые иные мотивы (экономия, забота). При этом, интернет-зависимый подросток, не склонен, как правило, осознанно продумывать способы своих действий, выделять значимые условия для достижения поставленных целей и завершения уже начатого дела. Более того, он не самостоятелен и зависит от мнения и оценок окружающих, несмотря на наличие у него отрицательного, конфликтного отношения к обществу, семье и школе;
  • эмоциональная сфера личности интернет-зависимого подростка под влиянием совокупности ее (личности) нарциссических черт, часть из которых была рассмотрена выше, а другая часть связана с потребностью в восхищении, чувством привилегированности, дерзким, заносчивым поведением и манипуляциями в межличностных отношениях, представляет собой эмоциональную неустойчивость, возбудимость и беспокойство, низкий контроль собственного поведения, фрустрированность, а также склонность к аффективным вспышкам, связанным не только с перепадами настроения, но и с отчетливо прослеживаемым нарастанием раздражительности в моменты утомления и склонностью к ипохондрии.

Кроме этого, считаем важным отметить, что в обозримом будущем электронные устройства все больше будут ориентироваться исключительно на своего владельца, совершенствуясь в понимании интимной стороны жизни человека. Меж тем гаджеты уже сейчас научились отслеживать географическое положение, улавливать интонацию и особенности речи лица, им владеющих, а также замерять его (владельца) пульс и даже сканировать активность мозга. Более того, для тех же подростков, например, пресловутый «iPhone» уже сейчас воспринимается не просто как личный помощник-ассистент, а как самый настоящий и зачастую, к сожалению, единственный друг.

Попробуем заглянуть в будущее и представить себе смартфон, подсоединенный к Интернету, который, используя ряд сенсорных модулей [9], сможет точно определить, чем подросток занимается в данную минуту: от состояния сна, до уровня компьютерной игры, которого он достиг. Запоминая и накапливая приобретаемый таким подростком жизненный опыт, вышеуказанное устройство познает его как личность, и, соответственно, обрабатывая полученные данные, оно способно дать своему юному владельцу совет, который ранее он (подросток) мог в лучшем случае получить от своего родственника, друга или школьного учителя. По сути, речь идет о том, что гаджет и Интернет в скором времени заменят подростку всё, от семьи до досуга. Меж тем, разработки подобного смартфона уже начались…

Добро пожаловать в новый дивный мир?!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000;
2. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. № 1;
3. Гигантский 3D принтер строит дом за 24 часа [Электронный ресурс] Naked Science. URL: http://naked-science.ru/article/hi-tech/gigantskii-3d-printer-stroit-d (дата обращения 20.01.2015);
4. Дешевые протезы, распечатанные на 3D-принтерах - будущее медицины [Электронный ресурс] 3Dtoday. URL: http://3dtoday.ru/industry/deshevye-protezy-raspechatannye-na-3d-printerakh-budushchee-meditsiny.html (дата обращения 20.01.2015)
5. Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: Автореф . дис. … к. психол. н . Ставрополь, 2010. 28 с.
6. Интернет-дроны от Facebook размером с Boeing 747 будут находиться в воздухе месяцами [Электронный ресурс] Geektimes. URL: http://geektimes.ru/post/238101/ (дата обращения 20.01.2015);
7. Каждые две недели на земле исчезает один язык [Электронный ресурс] Корреспондент.net URL: http://korrespondent.net/world/22107-kazhdye-dve-nedeli-na-zemle-ischezaet-odin-yazyk (дата обращения 05.02.2015);
8. Мобильное «поколение большого пальца» [Электронный ресурс] BBC Russian. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_1892000/1892666.stm( дата обращения 05.02.2015);
9. П. Биргер. Главные предсказания о будущем компьютерных технологий [Электронный ресурс] Слон. URL: http://slon.ru/future/10_predskazaniy_o_budushchem_interneta_i_tekhnologiy-652214.xhtml( дата обращения 05.02.2015);
10. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. / Ineternum 2010. №1;
11. The Year Of The Selfie – Statistics, Facts & Figures [Электронныйресурс] Mediabistro.com URL: http://www.mediabistro.com/alltwitter/selfie-statistics-2014_b55825 (датаобращения 05.02.2015).
 


© 
Р.И. Анахин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".

 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru