viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

       Р.И. Анахин, (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа психологии (институт)» НОУ ВПО ВШП, г. Москва)

 

Серия "Гуманитарные науки" № 7-8 2015 г.

В статье рассматриваются индивидуально-психологические особенности современных подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. Данная проблематика рассмотрена через описание влияния информационных технологий на такие сферы психики человека (подростка), как мотивационно- потребностная, эмоционально-аффективная и коммуникативная. Проанализированы наиболее характерные черты личности интернет-зависимого подростка, начиная с нарушения общения вне Интернета и заканчивая сверхгедонизмом и нарциссизмом. Также в статье дается характеристика нового типа мышления, получившего название клипового. Рассматриваются основные негативные стороны клипового мышления с точки зрения его воздействия на подростка, страдающего интернет-аддикцией. Кроме этого, особое внимание уделено и непосредственно вопросу самой всемирной паутины, мобильной революции, различным массовым интернет- явлениям (социальные сети, эпидемия селфи) и другим актуальным проблемам, с которыми сталкиваются не только подростки, но и все человечество, активно использующее информационные технологии в своей повседневной жизни.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, интернет-аддикция, клиповое мышление, подростки.

 
Интернет-зависимость
    

На исходе XX столетия человечество вступило в новую эпоху своего существования - эпоху информационного общества. Развитие компьютерных и IT-технологий затронуло все сферы социума, радикально меняя формы привычной человеческой деятельности. Само собой, именно Интернет, получивший за последние десятилетия широчайшее распространение во всем мире, и является тем самым главным элементом структуры подобного информационного общества; более того, он способствует открытию все новых и новых культурных и научных горизонтов.

Таким образом, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Интернет в наши дни представляет собой независимую и бесперебойно функционирующую глобальную систему коммуникации, которая включает в себя такие средства представления, пересылки и получение информации, как электронная почта, веб-сайты, различные социальные сети и др., для которых и используется широкополосная, модемная или беспроводная связь.  В свою очередь средствами для связи с всемирной паутиной давно уже оснащаются не только персональные компьютеры, но и мобильные телефоны, карманные компьютеры, смартфоны, планшеты и т.д. Думается, что одной из основных причин появления и развития вышеуказанных технологий является как раз многократное увеличение информационных потоков в жизни современного общества. Иными словами, человек физиологически и психологически не способен больше самостоятельно справляться со столь быстрыми темпами роста объемов информации, поэтому ему необходима помощь извне, т.е. компьютер и/или смартфон, который можно рассматривать в таком случае как инструмент, способствующий усилению и увеличению информационного потенциала человека и расширяющий, при этом, его (человека) возможности развития интеллекта и творческой составляющей.

  По сути, наша цивилизация переживает сейчас своеобразную мобильную революцию, главной целью которой является информация и обладание ею, а ярыми сторонниками такого рода интернет-перемен выступают телекоммуникационные инфраструктуры, которые довольно эффективно адаптируются к тому, чтобы максимально оперативно способствовать перемещению (представлению, пересылке и получению) гигантских объемов информации, причем в самой удобной для человека (простого пользователя сети) форме.

Доказательством наших слов может служить тот факт, что современные цифровые технологии настолько шагнули вперед, что о нечто подобном наши предки могли лишь читать в научно-фантастических произведениях. Например, уже сейчас технология 3D-печати, реализуемая с помощью 3D-принтера, позволяет создавать любые устройства и объекты, начиная с протезов любых конечностей [4] и заканчивая целыми домами [3].

Кроме этого, активно решаются задачи доступа к Интернету с помощью автоматических беспилотных летательных аппаратов, т.е. дронов, в наиболее труднодоступные уголки мира (например, страны Латинской Америки, Африки и Азии). Так, одно из главных «оружий», способствующих развитию интернет-зависимости, -социальная сеть «Фейсбук» не так давно объявила о своем намерении отправить в следующем году на африканский континент беспилотники размером с самолет «Боинг 747», которые должны, «зависнув» на большой высоте, чтобы не нести угрозы текущему авиасообщению, работать как ретранслятор интернет- сигнала [6].

Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что сетевые коммуникации не просто стали частью повседневной жизни человечества, но и достаточно быстро и плотно вошли в симбиоз с самой психофизиологией homo sapiens.

Говоря иначе, результатами такой мобильной революции, в части, касающейся личности и поведения интернет-зависимого человека (подростка), являются определенные изменения его мыслительной деятельности, и, соответственно, формирование нового стиля мышления, который получил название клипового; в основе такого мышления, по мнению видного отечественного культуролога К.Г. Фрумкина, лежит следующее:

  • ускорение темпов жизни и, вытекающее из этого, возрастание объема информационного потока, что порождает у индивида проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
  • потребность индивида в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
  • увеличение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми индивид может заниматься одновременно [10].

Итак, клиповое мышление представляет собой процесс получения и обработки информации урывками, т.е., когда человек фокусируется на не идее, ядре информации, а на каких-то отдельных ее образах.

На наш взгляд, негативные стороны такого мышления состоят в том, что подростку, склонному к интернет-зависимому поведению, современный мир кажется мозаикой разрозненных, мало соединенных между собой фактов, образов, частей и информации, которые быстро сменяют друг друга и требуют все новых и более захватывающих дух информационных массивов. При этом такой подросток очень быстро приобретает уверенность в том, что любую, даже очень сложную задачу, можно легко и быстро решить, причем с наименьшими затратами умственных, физических и психических сил, а также своего времени. Само собой, это непосредственно связано с клиповым мышлением, т.к. такое мышление, нацеливая подростка на легкий способ добычи информации, «забирает» всю глубину изучения и освоения материала.

Кроме этого, многозадачность интернет-зависимого подростка с клиповым мышлением, выражающаяся, например, в совершении им одновременно сразу нескольких действий: слушания любимой музыки, «сидения» в блогах и\или социальных сетях и выполнения домашнего задания по алгебре, приводят, как правило, к возникновению у него невнимательности, рассеянности, гиперактивности и т.д.

Само собой, изменения характера и содержания мышления у лица, страдающего интернет-зависимостью, оказывают существенное влияние и на его язык (речь), который, с одной стороны, представляет собой средство общения, а с другой, - материальную оболочку этого самого клипового мышления. Интересно, что происходящие (в результате мобильной революции) сейчас с космической скоростью языковые изменения не только обогащают наш лексикон новыми словами и выражениями (бан, хакнуть и многими др.), но и существенным образом изменяют саму коммуникативную среду с помощью такого негативного явления всеобщей интернет-глобализации, как отмирание языков. Лингвисты и философы-футурологи (Н. Хомский (N. Chomsky), Д. Кристал (D. Crystal), Х. Энрике (J. Enrique)) утверждают, что в ближайшей перспективе весь мир (включая и Россию) придет к тому, что всем интернет-пользователям будет прививаться только один язык – английский, а большая часть языков отомрет сама собой [7].

Это связано с тем, что течение последних двадцати лет подавляющим числом пользователей сети были граждане США и, соответственно, весь массив информации в сети был представлены на их родном, английском языке. Более того, на сегодняшний день англоязычные ресурсы составляют 78% всех сайтов всемирной паутины, а 70% всех интернет-страниц хранятся на американских серверах.

Представляется, что вышеописанная лингвистическая катастрофа вкупе с доминированием визуальной коммуникации над письменной приведет к тому, что интернет-зависимый подросток «потеряется» не только в онлайн (виртуальном) коммуникативном пространстве, но и офлайн (в реальном), т.к. визуально-вербальные средства информации, зачастую функционирующие на иностранном языке, способствуют не только забыванию родной речи и «лености мысли» (нежеланию искать и/или придумывать точные, «правильные» эквиваленты иностранным словам), но и, как мы говорили выше, перестройке самого мышления. Говоря иначе, в мире такого подростка значение имеет лишь эмоциональное, зрительное обращение к своим ощущениям или страхам, а вовсе не логическое обращение к абстрактному «строгому» мышлению.

Кроме этого, продолжающееся сейчас резкое снижение когнитивного развития интернет-зависимого подростка, а также уровня его любознательности и воображения существенным образом влияет на процесс социокультурной адаптации такого подростка к окружающей действительности, в котором мотивация к успеху, адекватная ориентация во времени, возможность управлять собой и прочие характеристики мотивационной сферы занимают отнюдь не главенствующую роль. Ведь, как справедливо пишет М.И. Дрепа, для подростка, страдающего от интернет-зависимости, характерны проблемы с самопринятием, ощущение эмоционального дискомфорта и внутренние конфликты [5]. В свою очередь, доминирование в мотивационной сфере такого подростка именно гедонистической потребности над любыми другими очень скоро может привести к полной трансформации этой сферы личности, т.к. специалисты в области высоких IT-технологий предсказывают глобальное сращивание человека с компьютером и сетью в течение ближайших 10-15 лет. Речь идет о повсеместном внедрении электронных устройств многофункционального назначения (т.е. «чипов»), призванных обеспечивать постоянную связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями наподобие Интернета (приказ Минпромэнерго №311 от 7 августа 2007 года «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» и приложенная к нему Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года). Само собой, такая интеграция наноэлектроники с биообъектами, в роли которых выступают люди, не только увеличит риск возникновения у них интернет-аддикции (в 2-3 раза у взрослых и в десятки раз у подростков), но и приведет к необратимым процессам «отмирания» практически всех потребностей человечества, кроме, естественно, тех, что направлены исключительно на получение удовольствия, т.е. гедонистических.

В свою очередь мотивация, как известно, теснейшим образом связана с эмоциями, которые в эпоху цифровой революции можно охарактеризовать фразой из американского художественного фильма «Адвокат дьявола»: «Тщеславие – мой самый любимый грех». Речь идет об эпидемии селфи, т.е.  снимке самого себя, сделанном с помощью фотокамеры гаджета. Так, согласно данным одного исследования [11], ежедневно в мире делается миллион селфи, которые, в свою очередь, выкладываются авторами этих фотографий в «Инстаграм» с целью получения одобряющих и хвалебных комментариев, а также радостных эмоций, например, от количества лайков, которыми «награждается» тот или иной фото/автопортрет.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что поведение интернет-зависимого подростка, а по данным все того же исследования, около 54% всех сделанных селфи в мире принадлежат именно молодым людям и девушкам в возрасте от 13 до 17 лет [11], носит нарциссический характер, главными особенностями которого являются:

  • грандиозное самомнение;
  • поглощенность фантазиями о своем неограниченном успехе, власти, великолепии и красоте;
  • вера в свою «исключительность».

Исходя из вышеуказанных особенностей характера подростка с интернет-аддикцией можно сделать вывод, что в эмоциональной сфере, равно, как и в мыслительной, коммуникативной и мотивационной, которые были рассмотрены нами выше, происходят существенные изменения.

Так, у подобного подростка в эмоциях преобладают повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания, зависть, высокомерие и надменность. При этом грустно признавать, что, скорей всего, человек будущего, с учетом столь быстрого и эффективного развития информационных технологий, будет представлять собой прагматичную, не способную на эмпатию и альтруизм, некую своеобразную биомашину, в мыслях и чувствах которой идеям гуманизма, к сожалению, не будет оставаться места.

Считаем важным сказать также, что интернет-зависимость и мобильная революция видоизменяют и трансформируют не только все сферы личности подростка, страдающего такого рода зависимостью, но даже и его моторику. Речь идет о том, что из-за частого, можно сказать, постоянного использования мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и игровых приставок у такого подростка меняется даже форма пальцев его рук: большие пальцы становятся более крепкими и подвижными. Кроме этого, согласно исследованию, проведенному одним британским университетом, «поколение большого пальца», т.е.  современные дети и подростки, гораздо чаще пользуются большим, нежели указательным пальцем, даже когда звонят в дверь или указывают на что-либо [8]. Говоря иначе, высокие технологии и одержимость ими со стороны человека приводят его к таким физическим изменениям, которые должны были бы происходить на протяжении нескольких поколений, однако же стали реальностью уже сейчас.

    Резюмируя вышесказанное, особо отметим, что:

  • клиповое мышление подростка, страдающего интернет-зависимостью, приводит к пластичности мозга, т.к. все его (подростка) мыслительные процессы изменяются, подстраиваются и адаптируются к новому окружающему миру, полному различных технических изобретений. Дело в том, что гигантский поток информации, ее дублирование в многочисленных источниках и разные каналы доступа к ней – все это не позволяет подростку ее забыть, т.е. на подсознательном уровне любая информация остается с ним, по сути, навсегда, а, свою очередь, невозможность ее забвения, с одной стороны, и бесконечный огромный информационный поток с другой, изменяют и само свойство мозга: он начинает «обрабатывать» в тысячу раз больше операций, чем ему это присуще сейчас;
  • в коммуникативной сфере личности интернет-зависимого подростка преобладают такие функции общения, как непосредственно коммуникативная (обмен информацией) и информационная (визуально-вербальная передача сообщения в одностороннем, монологическом порядке), характеризующиеся, к тому же, обеднением лексикона и иностранными заимствованиями слов; что же касается, интерактивной  (взаимодействие партнеров) и перцептивной (восприятие и познание друг друга партнерами) функций, то им со стороны такого подростка уделяется незначительное количество времени, как в сети (онлайн), так и в реальной жизни (офлайн);
  • раскрепощение личности подростка в Интернете и ликвидация различных психологических и социокультурных барьеров в сети приводят к тому, что в мотивационной сфере его личности удовлетворение своих желаний и, в целом, наслаждение жизнью (гедонизм) ценятся гораздо больше, чем любые иные мотивы (экономия, забота). При этом, интернет-зависимый подросток, не склонен, как правило, осознанно продумывать способы своих действий, выделять значимые условия для достижения поставленных целей и завершения уже начатого дела. Более того, он не самостоятелен и зависит от мнения и оценок окружающих, несмотря на наличие у него отрицательного, конфликтного отношения к обществу, семье и школе;
  • эмоциональная сфера личности интернет-зависимого подростка под влиянием совокупности ее (личности) нарциссических черт, часть из которых была рассмотрена выше, а другая часть связана с потребностью в восхищении, чувством привилегированности, дерзким, заносчивым поведением и манипуляциями в межличностных отношениях, представляет собой эмоциональную неустойчивость, возбудимость и беспокойство, низкий контроль собственного поведения, фрустрированность, а также склонность к аффективным вспышкам, связанным не только с перепадами настроения, но и с отчетливо прослеживаемым нарастанием раздражительности в моменты утомления и склонностью к ипохондрии.

Кроме этого, считаем важным отметить, что в обозримом будущем электронные устройства все больше будут ориентироваться исключительно на своего владельца, совершенствуясь в понимании интимной стороны жизни человека. Меж тем гаджеты уже сейчас научились отслеживать географическое положение, улавливать интонацию и особенности речи лица, им владеющих, а также замерять его (владельца) пульс и даже сканировать активность мозга. Более того, для тех же подростков, например, пресловутый «iPhone» уже сейчас воспринимается не просто как личный помощник-ассистент, а как самый настоящий и зачастую, к сожалению, единственный друг.

Попробуем заглянуть в будущее и представить себе смартфон, подсоединенный к Интернету, который, используя ряд сенсорных модулей [9], сможет точно определить, чем подросток занимается в данную минуту: от состояния сна, до уровня компьютерной игры, которого он достиг. Запоминая и накапливая приобретаемый таким подростком жизненный опыт, вышеуказанное устройство познает его как личность, и, соответственно, обрабатывая полученные данные, оно способно дать своему юному владельцу совет, который ранее он (подросток) мог в лучшем случае получить от своего родственника, друга или школьного учителя. По сути, речь идет о том, что гаджет и Интернет в скором времени заменят подростку всё, от семьи до досуга. Меж тем, разработки подобного смартфона уже начались…

Добро пожаловать в новый дивный мир?!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000;
2. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. № 1;
3. Гигантский 3D принтер строит дом за 24 часа [Электронный ресурс] Naked Science. URL: http://naked-science.ru/article/hi-tech/gigantskii-3d-printer-stroit-d (дата обращения 20.01.2015);
4. Дешевые протезы, распечатанные на 3D-принтерах - будущее медицины [Электронный ресурс] 3Dtoday. URL: http://3dtoday.ru/industry/deshevye-protezy-raspechatannye-na-3d-printerakh-budushchee-meditsiny.html (дата обращения 20.01.2015)
5. Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: Автореф . дис. … к. психол. н . Ставрополь, 2010. 28 с.
6. Интернет-дроны от Facebook размером с Boeing 747 будут находиться в воздухе месяцами [Электронный ресурс] Geektimes. URL: http://geektimes.ru/post/238101/ (дата обращения 20.01.2015);
7. Каждые две недели на земле исчезает один язык [Электронный ресурс] Корреспондент.net URL: http://korrespondent.net/world/22107-kazhdye-dve-nedeli-na-zemle-ischezaet-odin-yazyk (дата обращения 05.02.2015);
8. Мобильное «поколение большого пальца» [Электронный ресурс] BBC Russian. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_1892000/1892666.stm( дата обращения 05.02.2015);
9. П. Биргер. Главные предсказания о будущем компьютерных технологий [Электронный ресурс] Слон. URL: http://slon.ru/future/10_predskazaniy_o_budushchem_interneta_i_tekhnologiy-652214.xhtml( дата обращения 05.02.2015);
10. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. / Ineternum 2010. №1;
11. The Year Of The Selfie – Statistics, Facts & Figures [Электронныйресурс] Mediabistro.com URL: http://www.mediabistro.com/alltwitter/selfie-statistics-2014_b55825 (датаобращения 05.02.2015).
 


© 
Р.И. Анахин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".

 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru