viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

       Т.В. Моисеева, (Ст. преподаватель, Кафедра «Иностранные языки – 4», Финансовый университет при правительстве РФ)

 

Серия "Гуманитарные науки" № 7-8 2015 г.

Статья касается необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять научную и профессиональную деятельность в современных условиях экономической глобализации. Всё большее значение приобретает обмен научными знаниями и проведение научных исследований с коллегами из других стран, проведение научных и практических конференций, симпозиумов, деловых встреч с иностранными партнёрами. Новая геополитическая ситуация требует необходимости креативного подхода к решению насущных проблем общества.

Ключевые слова: Коммуникативные компетенции, интерактивные методы обучения, креативность, конкурентоспособность.

 
Коммуникативные компетенции
    

Ключевым словом в образовании ХХI века стала креативность. И на формирование этой самой креативности переориентируются школы и вузы всего мира. Сейчас российское высшее образование переживает трудные времена, вызванные влиянием глобальных и локальных тенденций и необходимостью быстрых и серьёзных перемен. Конец ХХ и начало ХХ1 века многие учёные – специалисты считают эпохой технологической революции во всех сферах общества, в том числе и высшего образования. Обычно на проведение реформ в области образования требовалось не менее 10 лет, а сейчас всё происходит в течение 1-2 лет. На передний план выходят наука и информационные технологии, которые являются главной движущей силой обновления во всех областях нашей жизни.

Во многие отрасли новые тенденции внедряются так быстро, что знания устаревают ещё до того, как студенты закончат высшее учебное заведение. Выпускник вуза должен сразу же идти на курсы повышения квалификации или переучиваться заново по своей специальности после окончания, чтобы соответствовать требованиям работодателей и современного рынка. И первой ступенькой в процессе профессиональной подготовки становится задача научить студентов учиться и идти в ногу с техническим прогрессом, быстро реагировать на изменение требований к профессионалу определённой области деятельности. Другими словами, на первый план выступает владение исследовательскими и проектными компетенциями т.е. возникает необходимость доминирования наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики. Эти отрасли требуют качественного образования и подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к новым идеям и осуществлению инновационных проектов. И сейчас вузы борются за лучших абитуриентов, за гранты, за конкурсное финансирование отдельных образовательных программ. Такая тенденция прослеживается во всём мире.

Компетентностная модель подготовки специалистов включена в новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Поступающие в вузы абитуриенты имеют разные способности, разные отношения к инновационным тенденциям, разные цели и мотивацию. Не все хотят заниматься наукой, публикациями, принимать участие в конкурсах, круглых столах и мастер-классах. Студенты не видят практической цели в занятии наукой, так как в России долгое время заниматься научными исследованиями было не престижно, потому что с середины 90-х годов, и почти 10 лет, науку перестали финансировать, и она существовала на грани выживания, на энтузиазме отдельных выдающихся личностей. И поэтому сейчас трудно сломать устоявшиеся стереотипы образования, изменить всю программу обучения будущих специалистов, выработать новые подходы к оценке компетенций и сформировать новое отношение к учебной деятельности. [1, с. 4-5].

Чему мы учим студентов на уровне бакалавриата? Универсальным навыкам критического мышления, логике, способности постановки новых задач, умению выражать свои мысли в устной и письменной форме, умению пользоваться современными источниками информации, работать с иностранными и отечественными журналами, а главное – стремлению к саморазвитию и самообучению. Компетентностный подход, заложенный в ФГОС ВО, связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания личности не только в качестве специалиста – профессионала своего дела, но и как члена общества, способного к успешному сотрудничеству со своими коллегами и партнёрами.

Мир изменился настолько, что образование оказалось на перепутье, потому что именно сейчас определяются глобальные вызовы и пути его развития на ближайшие 10 лет. Абсолютно чётко можно видеть две тенденции. С одной стороны – демотивация студентов к учёбе, а с другой стороны – ставка на креативную школу. Под школой подразумевается не только средняя школа, а вся цепочка образования. Креативная школа готовит будущих профессионалов с ярко выраженной творческой деятельностью. Таким образом, что ключевым словом в образовании становится КРЕАТИВ со всеми его производными – здесь всё ясно. Не понятно только, как его добиться или воспитать, или привить, или заставить.

Вышла книга американского автора Пола Тота «Как добиться успеха», он считает, что роль индекса IQ и тестирования неимоверно раздута. Важнее на данном этапе развития общества креативность и любознательность, самостоятельность и самоконтроль, оптимизм и социальные навыки. Что надо понимать под «креативностью», по мнению зарубежных педагогов? Студенты, легко решающие тесты, часто не знают, как противостоять сложностям в разрешении своих жизненных проблем. Тесты – это палка о двух концах: Они не отражают ни интеллектуального потенциала, ни становления личности, ни креативности. А умение их решать не всегда помогает студентам справляться с профессиональными и социальными задачами общения, которые им подбрасывает жизнь. Главный учитель сегодняшнего студента – это его мобильник, которому он доверяет на все 100%. Электронные образовательные технологии очень полезны, но затрудняют педагогическое и психологическое воздействие на студента и процесс его воспитания. И никакое дистанционное образование не может воспитать креативную личность.

В мире произошли фундаментальные изменения и нужны люди, способные придумать что-то новое, неординарное, интересное, открыть новые возможности и пути решения проблем. Большинство работодателей интересует не диплом претендента на вакансию, а то как он умеет работать в команде, быстро принимать важные решения, насколько он открыт новым тенденциям и проектам – а это уже инновационная модель развития профессионализма. Целью вуза становится не простая передача знаний, которые выработало человечество, а развитие любознательности студентов, их желания узнать больше, внести свои коррективы, отстаивать свою точку зрения, приводить разумные доводы, развивать умение убеждать команду в своей правоте, а главное – ставить реальные цели и уметь их достигать. Разные методики тестирования этому не учат. Большинство студентов не умеют задавать вопросы. Умеют только давать правильные ответы при выполнении тестов.

Существует международный фонд Creativity, Culture and Education, его руководитель Пол Коллард утверждает, что мир нуждается сейчас не в тех, кто ищет работу, а в тех, кто создаёт рабочие места. Эти креативные личности, которые способны развивать кадры. Есть training, а есть developing, важнее второе. Например, в Финляндии главным фактором благополучия личности является образование. Каждый евро, вложенный в образование, приносит семь. Таким образом, вложения в образование - это обязательно вложения в экономику страны, по словам Кристы Киуру, министра образования Финляндии. Ставка на креативность и обучение основам предпринимательства являются залогом успешного развития экономического потенциала страны.

Выделение средств на образование – вопрос непростой, а если ещё ситуация осложнена другими важными факторами, как у нас в России, и подавно. Руководитель международной организации «Глобальное партнёрство в области образования» Элис Олбрайт в одном из своих выступлений сказал, что для нормальной работы системы образования страна должна вкладывать в него 6% ВНП, или 20% национального бюджета. У нас пока 4,1%. [1, с.8].

Многое зависит от подготовки педагогических кадров. Педагог, учитель, преподаватель, воспитатель, тьютор, наставник должен соответствовать настоящему времени, современным тенденциям общества. Если студенты живут в Интернете, то и он должен как минимум не хуже ориентироваться в сети. Приняты новые стандарты образования. Это - путь развития, который помогает воспитателю расти и развивать свои компетенции вместе со студентами. По мнению многих преподавателей вузов, проблема нынешней реформы – это её стремительность. Как считают специалисты, на серьёзную и продуманную реформу педагогического образования необходимо 10-15 лет! Профессия педагога – особенная. Во все времена общество держалось на отдельных талантливых наставниках, выдающихся личностях, не безразличных к судьбе отечественного образования. Будем надеяться, что и эта реформа не разрушит наше высшее образование окончательно.

Экономические, финансовые и общественные изменения во многих странах последних лет привели к существенной смене модели образовательного процесса и появлению огромного количества очень серьёзных проблем. Одной из них является проблема оценки результатов образования, другими словами, возникла проблема, как оценивать компетенции, которыми студенты должны овладеть за время учёбы в вузах. Но чтобы понять, как оценивать, надо сначала выяснить, что именно мы должны оценивать. Образовательные стандарты второго поколения стояли на трех «китах»: знать – уметь – владеть. «Кит» знаний был главным «китом». Любой вуз ставил перед собой задачу дать студентам необходимые знания по выбранной специальности. Два остальных «кита» (уметь и владеть) были второстепенными и касались умений применять полученные знания на практике. Главным недостатком выпускников вузов было отсутствие этого умения применять теоретические знания для решения конкретных производственных задач, так как теория часто не совпадала с практикой. Часто молодому специалисту приходилось слышать: « Забудь то, чему тебя учили в вузе, учись заново, а мы делаем это так.» Хорошо ещё, если выпускнику повезло со старшим наставником на работе, и он мог быстро научиться тому, чего от него требовали.

Теперь вместо этих трёх «китов» пришли компетенции. Под компетенцией подразумевается способность специалиста решать определённый круг профессиональных задач. И если вуз хочет добиться конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда, то его задачей становится обучение определённым компетенциям, которые им понадобятся в их будущей работе. Получается, что компетентностный подход стал объективной потребностью, единственным путём для студентов, чтобы они были востребованы на рынке труда. На данный момент нет единой точки зрения на интерпретацию понятий «компетентность» и «компетенция» среди российских и европейских преподавателей.

Наиболее распространёнными являются следующие определения:

  • компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях;
  • компетентность – уровень владения совокупностью компетенций применительно к своей профессиональной деятельности [2, с.104].

В понятие компетентности входят такие характеристики, как социальная адаптация и опыт профессиональной деятельности. Это даёт возможность выпускникам вузов самостоятельно ориентироваться на рынке труда, развивать свои творческие способности и квалифицированно решать сложные профессиональные задачи. Компетентность не означает сумму отдельных компетенций или знаний, а носит общекультурный характер, становится свойством личности и поднимает значимость полученных знаний в вузе, когда положительный результат достигается сочетанием традиционных и инновационных методик обучения студентов.

ФГОС устанавливает требования к общекультурным (ОК) и профессиональным (ПК) компетенциям по каждому конкретному направлению подготовки. Подавляющее большинство компетенций приобретается в процессе усвоения нескольких дисциплин. И для преподавателей профильных дисциплин главной задачей на данном этапе является методологическая и методическая разработка средств и способов формирования необходимых компетенций по каждой учебной дисциплине, а также оценочных критериев этих компетенций.

В журнале «Высшее образование в России» (№ 2, 2015) опубликована статья коллектива преподавателей Государственного нефтяного технологического университета г, Уфы «Как оценить профессиональную компетентность». В ней авторы выдвигают 4 основные позиции для оценки компетенций выпускников вузов [6, c. 7-9].

    Это –

1. расширение фонда оценочных средств по различным учебным дисциплинам;
2. использование виртуальных тренажеров- имитаторов, моделирующих разные штатные и нештатные ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности;
3. изменение структуры государственного экзамена;
4. усиление взаимодействия вуза и профильных предприятий.

По первому пункту можно отметить, что тестирование используется практически во всех мировых системах образования и является удобной формой оценки. Только типы тестов гораздо усложнились, так как их выполнение требует не только знаний, но и понимания конкретной ситуации. Например, кафедры «Иностранные языки» Финуниверситета разрабатывают тесты для системы электронного тестирования ACT-Plus. Студенты выбирают правильный ответ из семи предлагаемых вариантов ответа, им необходимо выбрать ответ, наиболее подходящий к ситуации, описанной в задании. При этом чётко соблюдаются междисциплинарные связи, и тесты составляются на основе уже приобретённых знаний.

Что касается второго пункта, то здесь на первый план выходят case-studies – проблемные задачи, которые могут возникнуть в реальной профессиональной деятельности. Такие ситуации побуждают студентов искать различные пути решения, поддерживать рабочую дискуссию, приводить свои аргументы и защищать свою точку зрения. Наиболее чёткие рекомендации по подготовке и проведению кейсов можно посмотреть на сайте www.evolkov.net/case.study в статье А.Долгорукова «Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения» [3]. Опыт применения этой методики в ведущих университетах мира для оценки компетентности владения деловой лексикой во время деловых переговоров исключительно положительный.

Третий пункт самый сложный и вызывает много споров. По своей значимости госэкзамен должен быть уже не междисциплинарным, а мультидисциплинарным, и обязательно быть связанным с решением конкретной профессиональной задачи. Авторы статьи предлагают проводить государственные экзамены в несколько этапов, чтобы объективно оценить как можно больше ключевых компетенций. Новые образовательные стандарты обозначают только требования к результатам образования – компетенциям, и проведение госэкзамена поэтапно может стать единственной возможностью оценки уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников вуза.

Четвёртый пункт не вызывает громких дебатов. Всем понятно, что самую главную оценку выпускнику и вузу дают потенциальные работодатели, которые берут студентов на работу. Или не берут.

Само собой разумеется, что инновационное развитие любого вуза должно включать разработку фондов оценочных средств нового поколения, сейчас это является одной из самых серьёзных и трудоёмких задач нашего многострадального образования. Дисциплина «Иностранный язык» не остаётся в стороне и также переживает период кардинальных перемен. Специалисты Кембриджского университета отмечают низкий входной уровень российских студентов в области владения иностранным языком, смешанные группы, для которых трудно подобрать единую программу, слишком много грамматики и мало устной неподготовленной речи, незнание международных требований к иностранному языку, недостаточно высокий уровень владения информационными технологиями, слабая мотивация в изучении иностранных языков и т.д. Разработаны многоуровневые курсы и подобраны учебники по каждому уровню [www.cambridge.org/elt/ru], но главная проблема в том, что их учебник рассчитан на 120-140 учебных часов. Один учебник идёт на один учебный год. У нас по программе всего 68 аудиторных часов, отсюда и большинство проблем.

Документ Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment") [http://www.linguanet.ru] отражает итог начатой еще в 1971 году работы экспертов стран Совета Европы, в том числе и представителей России, по систематизации подходов к преподаванию иностранного языка и стандартизации оценок уровней владения языком. «Компетенции» в понятной форме определяют, чем необходимо овладеть изучающему иностранный язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы общение было успешным.

Участники данного проекта попытались создать стандартную терминологию, систему единиц, или общепонятный язык для описания того, что составляет предмет изучения, а также для описания уровней владения языком, независимо от того, какой язык изучается, в каком образовательном контексте - какой стране, институте, школе, на курсах, или частным образом, и какие методики при этом используются. Главное, чтобы было понятно, что нужно оценивать в изучении иностранного языка на конкретном этапе. В итоге была разработана система уровней владения языком и система описания этих уровней с использованием стандартных категорий. Эти два комплекса создают единую сеть понятий, которая может быть использована для описания стандартным языком любой системы сертификации, а, следовательно, и любой программы обучения, начиная с постановки задач - целей обучения и заканчивая достигаемыми в результате обучения компетенциями. Более подробная информация содержится на сайте http://www.linguanet.ru/ 

Компетенции представляют сумму знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Общие компетенции не являются языковыми, они обеспечивают любую деятельность, включая коммуникативную.

Коммуникативные языковые компетенции позволяют осуществлять деятельность с использованием языковых средств. Речевая деятельность – это практическое применение коммуникативной компетенции в определенной сфере общения в процессе восприятия устных и письменных текстов, направленное на выполнение конкретной коммуникативной задачи общения в определенной сфере деятельности.

Под сферой общения понимается широкий спектр общественной жизни, в котором осуществляется социальное взаимодействие. Применительно к изучению иностранного языка здесь выделяются образовательная, профессиональная, общественная и личная сферы. В условиях развития глобализации возникает проблема многоязычия, и по мнению многих преподавателей иностранного языка, концепция многоязычия является определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения языков. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до овладения языками других народов (выученными в школе, колледже, высшем учебном заведении или непосредственно в языковом окружении). Человек «не хранит» эти языки обособленно друг от друга, а формирует коммуникативную компетенцию на основе всех знаний и всего языкового опыта, где языки взаимосвязаны и взаимодействуют. В соответствии с ситуацией человек свободно пользуется любой частью этой компетенции для обеспечения успешной коммуникации с конкретным собеседником. Например, партнеры могут свободно переходить с одного языка или диалекта на другой, демонстрируя способность каждого выражать мысль на одном языке и понимать на другом. Человек может использовать знание нескольких языков, чтобы понять текст, письменный или устный, на языке, которого он ранее не знал, узнавая слова, имеющие сходное звучание и написание в нескольких языках.

С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Теперь совершенное (на уровне носителя языка) овладение одним или двумя, или даже тремя языками, взятыми отдельно друг от друга, не является целью. Целью становится развитие такой языковой среды, где есть место всем лингвистическим умениям. Последние изменения в языковой программе Совета Европы направлены на разработку инструмента, с помощью которого преподаватели иностранных языков будут способствовать развитию многоязычной личности. В частности, Европейский языковой портфель представляет собой документ, в котором может быть зафиксирован и формально признан самый разнообразный опыт изучения языка и межкультурного общения [4, c. 104-106]. Как бы ни менялись методы, процедуры, критерии оценки и способы обеспечения качества образования, важен результат: обучение иностранному языку на данном этапе получает практическую направленность и характеризуется сочетанием традиционных и инновационных интерактивных явлений. Как никогда важное значение имеют междисциплинарные связи рабочих программ. Личность и компетентность профессионала формируется из профессиональных знаний, умения общаться с коллегами, и воспитания ответственности за результаты своей деятельности.

К традиционным методам можно отнести изложение нового материала, работу с учебником, текстом, упражнения на закрепление лексики, словарные диктанты, кроссворды. Семинарские занятия носят интерактивный характер и включают такие виды языковой деятельности, как дискуссии, case-study, круглые столы, «мозговой штурм», тренинги, мастер-классы, участие в конкурсах на лучший доклад, презентацию, идею, отчёт и т.д. Они требуют высокой активности студентов и преподавателей, использования компьютерных обучающих программ, подбор материала для обсуждения из зарубежной периодической литературы, участия в научно-практических конференциях. Сочетание традиционных и инновационных методов в образовательном процессе позволяет сохранить преемственность научного и методического опыта вузов.

Существует авторитетный общеевропейский проект «Настройка образовательных структур в Европе» (“Tuning Educational Structures in Europe” – TUNING) для определения структуры и содержания компетенций. С целью оценки степени сформированности компетенций на разных стадиях обучения используются тесты для текущей, промежуточной и итоговой аттестации, интерактивные ситуативные задания, обсуждения темы занятия и т.п. Методические разработки этого проекта выделяют несколько уровней компетентности – от начального до наиболее продвинутого. Количество уровней не регламентировано, но как правило их от 2 до 4-х. Эти уровни предлагается привязать к уровням высшего образования – бакалавриат – магистратура – аспирантура. Более подробную информацию об этом проекте можно найти на сайте http://tuningrussia.org/ru. Система оценивания и контроля максимально приближена к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников, так как в европейских странах считается, что компетентность выпускников должны оценивать работодатели непосредственно на их рабочем месте.

Таким образом, цель модернизации российского образования включает в себя необходимую ориентацию образования не только на усвоение студентами определённой суммы фундаментальных знаний, но и на всестороннее развитие его личности, познавательных и коммуникативных способностей, этических норм поведения, которые вырабатываются в процессе всей учебной деятельности. Необходимо сформировать целостную систему, охватывающую усвоение дисциплин, входящих в программу обучения по конкретному направлению подготовки, научно-исследовательскую работу на протяжении всего периода обучения, все виды текущей, промежуточной и итоговой аттестации, а также самостоятельную работу студентов на всех этапах освоения дисциплин.

В настоящий момент направление «Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку» активно включается в основную программу как обязательный курс для всех студентов. В нашем университете на финансово-экономическом факультете с первого курса начинается подготовка к сдаче международного академического экзамена IELTS. Наличие у студентов международно-признанного сертификата не только расширит в будущем их карьерные возможности, но и повысит авторитет университета у нас в стране и за рубежом. Разработанная и проверенная на практике методика гармонично сочетается с общеевропейской шкалой уровней владения иностранным языком. Преподавателям предлагается пройти подготовку к экзамену ТКТ (Teaching Knowledge Test), который сочетает изложение теоретических разделов с экзаменационной практикой. Разработан интернет-ресурс Cambridge English Teacher, содержащий учебные материалы и лекции, вебинары, дискуссии и много разного познавательного и интересного языкового материала как для студентов, так и для преподавателей. Российские университеты присоединились к Болонскому процессу, этот шаг требует пересмотра и переработки всех программ обучения английскому языку как языку-посреднику в международном сотрудничестве.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белоцерковский А.В. Российское образование: о вызовах и рисках // «Высшее образование в России», 2012, № 7.
2. Василенко Т.Д. Методологические принципы реализации компетентностного подхода в вузе.// «Высшее образование в России», 2015, № 1
3. Долгоруков А.И. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения.// www.evolkov.net/case.study
4. Елина Е.Г. Компетентность и результаты обучения: логика представления в образовательных программах.// «Высшее образование в России», 2015, № 1.
5. Коллектив авторов «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка». // http://www.linguanet.ru.
6. Коллектив авторов «Как оценить профессиональную компетентность».// «Высшее образование в России», 2015, № 2.
 


© 
Т.В. Моисеева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".

 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru