viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

        П.В. Акульшин, (Д.ист.н., профессор, рук. Научно-образовательного центра историко-гуманитарных и социально-экономических исследований Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина)

 

Серия "Гуманитарные науки"  № 9-10 2015 г.

В 2015 г. старейшему и крупнейшему высшему учебному заведению г. Рязани, Рязанскому государственному университету имени С.А. Есенина (РГУ имени С.А. Есенина) исполняется сто лет. В подборке статей читателю представляются материалы, рассказывающие о развитии гуманитарных наук (педагогики, истории, филологии) в этом университете. Кроме того в статьях приведены сведения о людях, работавших в этом учебном заведении, в том числе о выдающемся историке и педагоге И.П. Попове, который на протяжении сорока шести лет работал на факультете истории.

Ключевые слова: Высшее образование в России, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, гуманитарные науки, педагогика, история, филология, И.П. Попов.

      

Высшее образование в России

Рязань занимает 32 место среди крупнейших городов России. Среди нескольких десятков государственных и частных высших учебных заведений города старейшим является Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, которому в этом году исполняется сто лет. Его появление связано с открытием в 1915 г. в тогдашнем губернском центре  первого в России  женского учительского университета [6].  К тому времени одной из важнейшей проблем, связанных с народным образованием, была подготовка учителей начальных школ. Первые попытки ее решить  предприняло губернское земство. По его инициативе в 1868–1875 гг. действовали краткосрочные летние педагогические курсы. В 1869 г. в Рязани появилось первое постоянное педагогическое учебное заведение – Александровская учительская семинария, предназначенная для юношей. Подготовка женщин–учительниц начальной школы осуществлялась также в существовавшем с 1853 г. Рязанском епархиальном училище и действовавшей  с 1914 г. женской учительской семинарии [4, 1].

Высшее образование в России

 

Настоятельная необходимость увеличения количества и повышения качества учителей привела к открытию с 1872 г. в России мужских учительских институтов – специализированных средних учебных заведений педагогического профиля, рассчитанных на подготовку учителей для начальных школ повышенного уровня. Это было связано с потребностью в привлечении к педагогическому труду женщин, вызванной, как общей тенденцией развития женской эмансипации в обществе, так и частной ситуацией, порожденной Первой мировой войной и усиленным призывом мужской молодежи в армию. Это и обусловило появление в годы войны  женских учительских институтов, первый из которых был открыт в Рязани.

Революционные события 1917 г. положили начало разнообразным и частым преобразованиям учебных заведений всех уровней. Летом 1917 г. Рязанский учительский институт стал смешанным, в нем разрешалась обучение лиц обоего пола. Выполняя  решения I Всероссийского  съезда по просвещению Народный комиссариат просвещения РСФСР начал  преобразовывать учительские институты в высшие педагогические заведения. С октября 1917 г. в Рязани стал действовать Рязанский педагогический институт. В 1919 г. на его базе был учрежден Рязанский институт народного образования, который  в 1922 г. преобразовали в Практический  институт народного образования. С началом Новой экономической политики началась «оптимизация» учебных заведений всех уровней, в ходе которых  Рязанский  практический институт народного образования был преобразован в педагогический техникум. Только в 1930 г. вновь был образован на базе техникума агропедагогический институт с тремя факультетами: историческим, физико-математическим и химико-биологическим, который затем именовался агропедкомбинатом, а с 1932 г. – педагогическим институтом.

Великая Отечественная война на время прервала развитие этого высшего учебного заведения, которое вначале было эвакуировано в город Киров, а в его здании  разместился военный госпиталь. Весной 1942 г. институт  был  возвращен в Рязанскую область, но не в областной центр, а первоначально в город Шацк. В послевоенный период росло число факультетов, увеличивалось число студентов и выпускников, развивалась учебная база,  возрастало количество и качество  преподавательского состава.  В 1985 г. Рязанскому государственному педагогическому институту присвоили имя С.А. Есенина [5, 6].

Новая историческая эпоха, которая наступила после 1991 г., породила новые общественные потребности и задачи. В 1993 г. вуз получил статус государственного педагогического университета, а в 2005 г. – государственного университета [2, 3]. В год столетнего юбилея в Рязанском государственном университете насчитывается около 600 преподавателей, из которых  87 имеют ученую степень докторов наук и 365 – кандидатов наук, которые обучают на восьми факультетах и в трех институтах 12 тыс. студентов. В подборку включены статьи о развитии в университете таких гуманитарных наук, как педагогика, история и  филология. Их дополняют материалы о людях которые работали в вузе и оставили в его жизни заметный след, в том числе о докторе исторических наук, профессоре И.П. Попове (1915–1996), который трудился на историческом факультете сорок шесть лет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История Рязанского края. 1778-2007 / под ред. П.В. Акульшина. – Рязань: Рязанская обл. типография, 2007. – 448 с.
2. Лиферов А.П. Ведущему вузу Рязанского края – 90 лет // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 3. – С. 35–43.
3. Мартишина Н.В., Щетинина Н.П. От учительского института до классического университета // Психолого-педагогический поиск. – 2015. – № 3. – С. 86–99.
4. Попов И.П. Очерки истории культуры Рязанского края. – Рязань: Рязанское отделение Российского фонда культуры, 1994. – 232 с.
5. Попов И.П. Рязанский государственный педагогический институт. Краткая историческая справка. К 50-летию института: Методические указания для выступающих с лекцией по истории института. – Рязань: РГПУ, 1980. – 16 с.
6. Рязанский государственный педагогический институт. – М.: Московский рабочий, Рязанское отделение, 1983. – 144 с.
7. Соколов Н.Г. Первый в России рязанский женский учительский институт // Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. Т. 62: Некоторые вопросы краеведения в отечественной истории. – Рязань, РГПИ, 1969. – С. 117–141.  


© 
П.В. Акульшин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".

 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru