viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

И.И. Тумайкина, (Аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва)

 

Серия "Экономика и Право" № 9-10 2015 г.

Данная работа посвящена изучению процессов, которые легли в основу изменений в мировом хозяйстве в последние три десятилетия, выделены основные виды взаимодействия между странами и регионами. Актуальность темы обусловлена увеличением роста международной экономической интеграции и регионализации и как результат – усиление процессов глобализации. В работе использованы методы системного анализа, научной дедукции и индукции, обобщения и сравнения, позволившие подробно изучить существующие процессы взаимодействия между различными субъектами мирового хозяйства, а также причины их возникновения. Интерес представляет рассмотрение Группы БРИКС, как одного из главных игроков на мировой арене, которая имеет статус неформального союза с перспективным будущим.

Ключевые слова: Глобализация, интеграция, регионализация, квазиорганизация, региональная интеграция, БРИКС.

      

Глобализация

Процессы глобализации мировой экономики, развивающиеся наиболее интенсивно с 90-х годов ХХ века, являются основой для появления новых форм и способов экономической и валютно-финансовой кооперации и интеграции в рамках мировой финансовой системы и мировой валютной системы. Фундаментальными процессами, которые легли в основу изменений в мировом хозяйстве в последние три десятилетия, являются интернационализация экономики, международная экономическая интеграция и регионализация и как результат – глобализация мирового хозяйства.

Периодически как ответ на некое объективное изменение обстоятельств, например, в результате военных действий, экономических и финансовых кризисов и других явлений, в мире возникают и начинают развиваться объединительные идеи [4]. В условиях обострения конкуренции как развитые, так и развивающиеся страны, в следствии отсутствия возможности достигнуть собственные стратегические цели в борьбе за доступ к мировым рынкам и ресурсам самостоятельно, вынуждены прибегать к объединению усилий, в большей степени в масштабах отдельных регионов.

С одной стороны, при реализации такого рода объединительных идей используется метод координации, позволяющий сохранить политические и таможенные границы государств участников. Данный метод реализуется через создание систем международных организаций, в частности ВТО. С другой – используется метод осуществления многочисленных региональных интеграционных проектов, который характеризуется объединением экономических территорий стран-участниц, при полном сохранении их политических границ, но устранении или значительным ослаблении таможенных границ, например, ЕС, МЕРКОСУР. Когда же речь идет об объединении государств, не имеющих общих границ, как правило, основной базовой идее консолидации является образование на договорной основе военных союзов (например, ось «Рим-Берлин-Токио» [3], Антигитлеровская коалиция), но есть исключения (например, Куба в СЭВ).

Можно выделить следующие основные характеристики международных организаций:

    1. Объединения носят межгосударственный, в большей степени межправительственный характер.

    2. Наличие юридического акта, составляющего юридическую основу деятельности в разных формах (договор – МСЭ, резолюция – АСЕАН, торжественная декларация – Совет сотрудничества стран Персидского залива и пр.), на основе которого международная организация приобретает международные права и обязанности, позволяющие ей самостоятельно и независимо от воли государств-членов вступать в международные отношения.

    3. Наличие постоянных органов, действующих на регулярной основе. Типовая конструкция, нацеленная на удовлетворение интересов всего объединения состоит из: пленарной ассамблеи – представительного органа, который включает в качестве участников представителей, как правило, правительств всех государств-членов (работает в порядке проведения периодических заседаний); представительного органа с ограниченным составом, который также включает в качестве участников представителей, как правило, правительств государств членов, работает в порядке проведения периодических заседаний; секретариата, решающего административные вопросы. За пределы данной типовой конструкции может выноситься и учреждаться на основе самостоятельного международного договора судебная функция (например, Постоянная палата международного правосудия v. Лига Наций, Международный суд ООН v. ООН).

Интеграционным объединениям присущи все указанные выше признаки международных организаций: и межгосударственный характер, и договорная основа деятельности, и наличие постоянно действующих органов – однако еще одной главной характеристикой, отсутствующей у международных организаций, выступает стремление интегрировать экономики стран-участниц.

Согласно трактовке Р.Х. Абашидзе и А.М. Солнцева «международные межправительственные организации – это полновесные субъекты международного права, способные заключать договоры, нести ответственность по международному и национальному праву» [1].

На сегодняшний день существует большое количество объединений, союзов и форумов государств, которые не обладают в полной мере всеми характеристиками международной межправительственной организации, но которые вносят весомый вклад в развитие мировой экономики и международных отношений. С одной стороны, это говорит об отсутствии желания у государств стремится к более тесной интеграции и передаче значительных полномочий международной организации. В дальнейшем государства могут прийти к решению о необходимости придания международной организации статуса межправительственной. С другой стороны, участников устраивает неопределенность статуса международной организации и в связи с этим они не предпринимают дополнительных действий к дальнейшему развитию международно-правового статуса международной организации, например, «Большая Восьмерка» [1].

Международные организации, которые по своим признакам нельзя отнести к межправительственным организациям называют неформальными международными учреждениями или иначе международными квазиорганизациями (от греч. «квази» – псевдо) к которым относятся Арктический Совет, «Большая Восьмерка», Парижский клуб государств-кредиторов, неправительственный Лондонский клуб коммерческих банков, кредитующих государства, Группа 77 и др [2].

Квазиорганизациям характерны такие черты как: постоянство и регулярность работы, а также постоянный и лимитируемый состав участников. Главное отличие квазиорганизаций от международных организаций заключается в том, что юридически они не наделяются правоспособностью, и, хотя функционируют с определенным составом участников, но чаще всего без учредительных актов, а также не имеют формализованной организационной структуры. Таким образом термин «международная квазиорганизация» может трактоваться как - неформальное объединение, имеющее определенные черты международной организации, но по сути не является таковым, по причине отсутствия правосубъектных и правотворческих возможностей и определенных институционных качеств.

Современный этап глобализации характеризуется хаотичными переливами большого объема масс капитала, нарастание данного процесса может угрожать стабильности экономик как стран развивающегося мира, так и развитых стран. Взаимозависимость экономик стран в условиях глобализации приводит к тому, что кризисный толчок в одной части планеты оказывает влияние и на других участников мирового хозяйства.

Для решения данной проблемы был найден выход через объединение усилий и ресурсов сопредельных стран, именно региональная интеграция должна помочь в условиях роста угроз глобализации. Региональная интеграция это одна из составных частей глобализации и играет важную роль в защите мировой экономики от усиливающихся вызовов глобализационных процессов. Таким образом, процесс региональной интеграции характеризует стремление стран-членов интеграционных объединений укрепить свои позиции в обостряющейся конкурентной борьбе, когда проблема создания глобальных регулирующих механизмов находится в стадии обсуждений и дискуссий, в связи с фундаментальными различиями интересов участников мирового хозяйства.

Основной причиной роста взаимодействия и, как следствие, взаимозависимости стран является постепенное перерастание потребностей производительных сил рамок отдельных стран и необходимость их перехода на более высокий, межнациональный уровень. Также создание региональных группировок направлено на укрепление позиций, входящих в них стран в мировом хозяйстве.

На настоящий момент не существует единого мнения касательно влияния процессов региональной интеграции на глобализацию. С одной стороны, интеграция предполагает потерю части национального суверенитета в пользу общих для объединения интересов. В то же время, мы не можем отрицать необходимость наднационального экономического регулирования и многостороннего сотрудничества при принятии ряда решений. В первую очередь это касается необходимости совместного регулирования макроэкономических процессов, создания более благоприятных условий для движения капиталов, товаров, услуг, необходимости выработки определенных правил и стандартов, а также решения глобальных проблем современности.

Интеграционные процессы в современной мировой экономике набирают всё большую силу. Сегодня во всех уголках мира обсуждаются вопросы, связанные с необходимостью объединения государств для защиты от внешних шоков и угроз. В Азии это АСЕАН, ШОС, АТЭС, в Латинской Америке – Меркосур, в Северной Америке – НАФТА. На постсоветском пространстве, охватывающем сразу два континента, продолжает действовать СНГ, набирает силу ЕАЭС. Общей характеристикой всех этих интеграционных объединений является то, что ведущим центром в них, как правило является одна из ключевых держав в данном регионе. В Азии главенствуют Китай, Япония, отчасти Индия, в Латинской Америке – Бразилия и Аргентина. В СНГ лидером и ключевым фактором интеграционных процессов можно выделить Россию. Даже США, выступающие на международных форумах за «неограниченную свободу торговли», начинают ограничивать свою территорию и своих ближайших соседей стеной Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

На настоящий момент можно говорить о приходе «нового регионализма», предусматривающего больший масштаб и стремление к усилению взаимодействия между регионами. В рамках «нового регионализма», группы стран объединяются с целью усиления своего политического и экономического влияния и повышения степени конкурентоспособности на мировой арене.

Исторически, развивающиеся страны всегда стремились к интеграции со странами экономически развитыми. Однако, различные уровни развития стран означают и различия в интересах: подобные объединения, как правило, лишь увеличивали отставание между развитыми и развивающимися странами. Напротив, экономическая интеграция становится более продуктивной, если в ней участвуют страны с примерно одинаковым уровнем экономического развития.

Согласно традиционному подходу к процессам региональной интеграции, выгоды от нее для развивающихся стран ограничиваются лишь количественными факторами. Однако, в последние годы мы можем увидеть все больше примеров того, как интеграция развивающихся стран оправдывает свои цели, и объединение сил дает им возможность повысить свою конкурентоспособность. Таким образом, региональная интеграция, при грамотном ее проведении, способна позитивно влиять на развивающиеся государства, и предоставлять им новые возможности для дальнейшего успешного роста и развития.

В ходе трансформации глобальной мировой системы на мировой и региональных аренах происходит перераспределение сфер влияния и формирование новых центров силы. Возрастающую роль в формирующейся новой структуре международных отношений, основанной на принципе многополярности играет неформальный союз ведущих стран развивающегося мира Группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Формирование БРИКС является одним из наиболее значимых геополитических событий, произошедших с начала 21 века. Изначально мотивом для сближения указанных стран служили не цивилизационно-культурные факторы, а политическая и экономическая заинтересованность партнеров в развитии конструктивного сотрудничества, что создавало достаточно прочную базу для образования нового центра мирового влияния в лице БРИКС.

Образование Группы БРИКС отражает тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и росту взаимной экономической зависимости стран. На настоящий момент страны Группы БРИКС являются одной из главных движущих сил в развитии глобальной экономики. Всемирный банк назвал государства БРИКС передовыми странами глобального развития. Страны БРИКС демонстрируют тенденцию к росту экономик и расширению участников группы. По прогнозам «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) ВВП Бразилии, России, Индии и Китая в 2050 году превысят суммарный объем ВВП самых богатых стран мира («Большой семерки»). Экономика стран БРИКС становится новым фактором в развитии глобальной экономики и международных отношений [5].

Определяется тенденция к тому, что лидеры стран-участниц Группы БРИКС на различных международных форумах выступают с предварительно согласованной позиций по различному кругу вопросов, активнее проводят неформальные встречи и консультации друг с другом, для совместного противостояния экспансии западных держав. Позиция стран Группы БРИКС более весомее звучит в различных международных организациях, таких как ООН, МВФ, ВТО, Всемирный Банк, где обсуждаются и решаются актуальные вопросы мировой экономики.

Проведенный анализ существующих различных форм объединений и интеграций позволяет сделать вывод, что страны Группы БРИКС по своим признакам больше относятся к международной квазиорганизации. Группу нельзя отнести к международной межправительственной организацией, так как в ее основе не лежит учредительный договор, у БРИКС нет штаб-квартиры, секретариата, бюджета и т.д. БРИКС скорее представляет собой современную форму институционального международного сотрудничества и стоит в одном ряду с Большой Восьмеркой, Группой 77, Арктическим советом. Группу БРИКС также нельзя полностью причислить к региональным группировкам, хотя она имеет ряд характеристик данного вида объединения. Страны-участницы Группы БРИКС имеют ряд отличий от других развивающихся стран, они обладают значительной долей территории и населения, а также показывают впечатляющие темпы роста своих экономических показателей. Кроме этого, данные страны объединяет общая цель, а именно, желание укрепить свои позиции, а также добиться усиления влияния на международной арене. Данные характеристики позволяют оценивать Группу БРИКС как перспективную региональную группировку нового типа - «квазирегиональное объединение».

Группа БРИКС уже является состоявшимся и признанным международным институтом, а появление новых задач требует повышения его функциональности и эффективности. Существуют аргументы как в пользу повышения уровня организационного единства, дисциплины и усложнения внутренней структуры БРИКС, так и против превращения ее в полноформатную международную организацию традиционного типа. По нашему мнению, не стоит торопить ход событий и придавать Группе БРИКС статус международной межправительственной организации, это процесс должен пройти полный эволюционный путь. Страны-участницы не готовы пока к превращению Группы БРИКС в полноформатную международную организацию с собственной исполнительской и представительской структурой. Несомненно, придёт время для дальнейшего развития и укрепления Группы БРИКС и странам-участницам придется позаботиться о собственной институционализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абашидзе Р.Х., Солнцев А.М. БРИКС – международная квазиорганизация? // Материалы научного семинара «Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве». М., 2012. С. 10, 11.
2. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Вклад Большой восьмёрки в устойчивое развитие. // Международное право – International law. – 2009. – № 3 (39). – С. 108.
3. Мелькин М.С. Международноправовой статус Международно-правовой статус Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (АСЕАН). Дисс…канд. юрид. наук. – М., РУДН, 2012. – 197 с.
4. Ружин А.Н. Международно-правовое регулирование экономической интеграции. – М: РУДН, 2011. – 50 с.
5. Dreaming With BRICs: The Path to 2050 // Goldman Sachs. Global Economics Paper #99. – 2003. – 1 October. – P.2.


©  И.И. Тумайкина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru