viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды

 

 

 

Рекомендации парламентских слушаний на тему
“Законодательное обеспечение привлечения инвестиций в недропользование”

Москва
30 марта 2006 г.

По итогам Парламентских слушаний, проведенных Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, ведущих компаний нефтяной и газовой отрасли России, отмечено следующее.

Высокие доходы государства от функционирования минерально-сырьевого комплекса создают иллюзии его надежной обеспеченности инвестиционными ресурсами для устойчивого роста в перспективе. В действительности проблема привлечения инвестиций в сырьевой сектор экономики, в том числе в самые благополучные отрасли – нефтяную, газовую, металлургическую, золото- и алмазодобывающую, сохраняется все последние годы.

Недостаточность инвестиций в сырьевом секторе экономики привела к снижению темпов роста добычи и производства в 2005 г. нефти, газа, угля, золота. Так, в 2005 г. темпы роста добычи нефти снизились до 102,2 %, по газу составили 100,9 %, добыча золота уменьшилась на 3,5 %. В результате доля вклада добычи полезных ископаемых в общий прирост промышленного производства в 2005 г. составила всего 5,5 %, что в 3,2 раза меньше, чем в 2004 г. (17,4 %).

Индекс промышленного производства в 2005 г. составил: по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 101,8 %, по добыче других видов сырья – 96,8 % при значениях в 2004 г. 107,7 и 108,5 % соответственно.

Предусмотренные Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. среднегодовые объемы инвестиций в нефтегазовый сектор в объемах 17-22 млрд дол. в год реализуются в объеме 65-70 %.

Проблема нехватки инвестиций особенно остро сказывается на воспроизводстве минерально-сырьевой базы (МСБ), темпах ввода в промышленное освоение новых месторождений полезных ископаемых и на обновлении основных фондов добывающих компаний.

Положительная динамика цен на мировых сырьевых рынках слабо влияет на уровень воспроизводства МСБ, который в 1995-2005 гг. в среднем составлял 60-70 %, хотя стоимость нефти за этот период увеличилась в 4 раза, золота – в 3 раза, металлов – в 1,5-2,0 раза. Ценовой фактор не улучшил и другие возможности прироста МСБ, в частности за счет вовлечения в разработку низкорентабельных и забалансовых запасов или путем повышения коэффициента извлечения полезного ископаемого.

Начиная с 2001 г. хронически снижаются объемы эксплуатационного, разведочного и поискового бурения на нефть и газ. В частности, объемы поисково-разведочного бурения на нефть и газ в последние годы остаются на уровне 1,0-1,2 млн пог. м, что в 2,0-2,5 раза ниже потребности для компенсации выбывающих запасов.

Горно-геологическая наука, несмотря на лидирующие положение минерально-сырьевого комплекса (МСК) в экономике страны, получает крайне скудные заказы на профильные научные исследования, продолжает сокращаться в объемах, численности и направлениях исследовательских работ.

Из 1850 месторождений нефти, находящихся в распределенном фонде недр, около 500 месторождений с суммарными запасами более 5 млрд т не введены в промышленное освоение.

Систематический дефицит инвестиций сказывается на низких темпах внедрения передовых технологий, технического перевооружения, развития сервисных услуг.

Одной из важнейших причин недостаточности инвестиций в модернизацию производства в наиболее благополучной нефтяной отрасли является низкий уровень амортизационных отчислений.

Отсутствие стратегии развития перерабатывающих отраслей промышленности и недостаточность мер их поддержки привели к резкому снижению внутреннего спроса на качественную металлопродукцию, специальные стали, алюминий, что приводит к снижению инвестиций в модернизацию металлургии; предприятия цветной и особенно черной металлургии, за единичными исключениями, практически не инвестируют в развитие сырьевой базы.

В связи с тем что долгосрочная стратегия социально-экономического развития России отсутствует, основополагающие для минерально-сырьевого сектора программные документы “Энергетическая стратегия России на период до 2020 года”, “Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования” и “Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья” не основываются на системном подходе и слабо увязаны с другими отраслями и секторами экономики.

Действующий Закон “О недрах” недостаточно четко регламентирует отношения между государством и недропользователем в части выполнения условий лицензионных соглашений в полном объеме и в установленные сроки.

Многие компании-недропользователи под различными предлогами не выполняют установленные лицензионными соглашениями объемы геолого-разведочных работ, сроки утверждения проектной и технической документации и ввода месторождений в промышленное освоение, уровни добычи полезных ископаемых, мероприятия природоохранного характера. При общих высоких экономических показателях работы нефтегазового сектора экономики в 2004 г. установленные объемы бурения поисковых скважин на нефть и газ выполнены на 58 %, разведочных скважин на 75 %, разведочной геофизики на 70 %, эксплуатационных скважин на 95 %.

В течение длительного времени Правительство РФ не может выработать согласованную позицию в отношении введения механизма дифференцированного налогообложения добычи полезных ископаемых.

Согласно “Сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года”, одобренным Правительством РФ 23.03.2006 г., для сохранения темпов роста добычи нефти на уровне 102 % и газа 101,2 % в год необходим значительный рост инвестиций. Предлагаемые налоговые новации (налоговые каникулы по НДПИ для новых месторождений Восточно-Сибирской и Тимано-Печорской нефтегазовых провинций и дифференциация НДПИ для разрабатываемых месторождений в зависимости от их выработанности) недостаточны для обеспечения намеченных темпов роста. Кроме того, они по-прежнему не учитывают резкую дифференциацию месторождений по природным условиям.

Согласно исследованиям Института геологии нефти и газа СО РАН по величине горной ренты, приходящейся на 1 т добываемой нефти, различия между месторождениями России достигают 16 раз. Недифференцированный подход к налогообложению приводит к тому, что часть доходов нефтяной отрасли и государства формируется за счет недофинансирования ряда направлений, необходимых для ее нормальной работы и обеспечения устойчивого развития в перспективе. Объемы недофинансирования нефтяной и газовой отрасли оцениваются экспертами в 10-12 млрд дол. в год, в том числе 4-5 млрд дол. в геологоразведку.

Одним из сдерживающих факторов является сохранение режима конфиденциальности и ограниченного доступа к пользованию топографическими картами крупного масштаба и данными координат контура горного отвода.

Чтобы переломить десятилетнюю негативную тенденцию в воспроизводстве МСБ, необходимо принятие комплекса мер политического, экономического и административного характера, прямо или косвенно увеличивающих объем инвестиционных предложений и снимающих другие связанные с ними проблемы.

Центральное место в решении данной задачи принадлежит новому закону “О недрах”. Правительство России, представив в июне 2005 г. его проект в Государственную Думу, в пояснительной записке указывает, что “концепция законопроекта заключается в создании условий для привлечения в сферу недропользования частных инвестиций, в том числе иностранных, на основе строгой регламентации осуществления деятельности в указанной сфере и соблюдения интересов государства и недропользователя”.

Принятие нового закона “О недрах” в варианте, подготовленном Правительством Российской Федерации, может создать дополнительные побудительные и понудительные условия для притока инвестиций в сферу недропользования. Одним из главных стимулирующих и понуждающих факторов является переход на договорные условия в рамках гражданско-правовых отношений, что будет способствовать более полному выполнению договорных обязательств по объемам и срокам геолого-разведочных работ, соблюдению сроков подготовки технической документации и сроков ввода месторождений в разработку, сокращению числа и масштабов отклонений от установленных годовых уровней добычи.

Изменение действующей законодательной нормы о возможности получения права на разработку месторождения – на безусловность предоставления такого права пользователю недр, открывшему месторождение в результате геологического изучения, а также введение механизма оборота и залога права пользования недрами усиливают инвестиционную привлекательность недропользования и выводят отношения в данной сфере на новый качественный уровень.

Создание правовой стабильности в отношениях между государством и недропользователем, а также введение более прозрачных процедур реализации этих отношений, скорее всего, компенсирует и отрицательный эффект от намечаемых ограничений по участию иностранного капитала в освоении месторождений стратегических видов сырья.

Однако концепция законопроекта не основывается на анализе всех известных факторов, ограничивающих инвестиционную активность в недропользовании, обусловленных неопределенностью государственной политики и позиции власти в стратегическом отношении, несовершенством и просчетами законодательства, негибкой и несправедливой налоговой политикой, некачественным администрированием действующего законодательства, бесконечными реформами органов исполнительной власти, властных и финансовых отношений между федеральными и региональными органами власти и др.

Переход на договорные отношения в том виде, в каком они предусматриваются в проекте нового закона, введение оборота прав на пользование недрами и конкретизация права компании-первооткрывателя на выявленное ею месторождение могут не оказать существенного влияния на объемы инвестиций при условии, что остаются нерешенными следующие проблемы:

  • расширение полномочий и ответственности региональных органов власти в управлении недрами и воспроизводстве МСБ; использование разнообразных форм торгов на заключение договора недропользования (конкурсов, аукционов, конкурсов с аукционным завершением), в том числе отдельное их проведение для независимых малых и средних компаний;
  • введение права поэтапного внесения аукционных платежей или переноса их на период промышленной отработки месторождения;
  • замена принципа обязательного погашения исторических затрат государства на геолого-разведочные работы по вновь открытому месторождению на принцип приобретения по рыночным ценам недропользователем-первооткрывателем нужной ему геологической информации;
  • создание условий для развития “юниорных” геологических компаний.

Еще большее значение для решения проблемы инвестиций имеет включение в законопроект концептуальных позиций по предметам регулирования, находящимся на стыке с налоговым законодательством. В том числе по вопросам:

  • экономического стимулирования разработки низкорентабельных запасов, поддержания падающей добычи, внедрения инноваций, увеличения коэффициента извлечения полезного ископаемого;
  • дифференциации налога на добычу полезных ископаемых;
  • снижения налоговой нагрузки и оперативного погашения затрат на региональные и поисковые работы.

Вместе с тем даже в случае принятия нового закона реализация ряда его прогрессивных положений будет сдерживаться устаревшей нормативно-правовой базой, регламентирующей основные технологические процессы поисков, разведки, проектирования, обустройства и разработки месторождений различных видов полезных ископаемых. Это связано с крайне слабо организованными и медленно осуществляемыми работами по подготовке технических регламентов и стандартов в соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании”.

Гражданско-правовые (договорные) отношения в мировой и отечественной практике гарантируют компании защиту и возврат инвестиций, а также получение оптимальной прибыли на вложенный капитал. Договорная форма, предлагаемая законопроектом, таких гарантий не устанавливает. Она сохраняет все действующие условия налогообложения и риски, за исключением того, что спорные вопросы, возникающие в процессе работы, могут решаться арбитражным судом.

Закон в предложенной редакции вряд ли будет способствовать значительному повышению капитализации российских компаний, рыночная недооценка которых связана не столько с действующим законом, сколько с многочисленными факторами риска, находящимися вне сферы его прямого регулирования.

В то же время Закон “О недрах” позволит упорядочить и ужесточить требования к недропользователям, в том числе и в инвестиционной сфере, что является одной из важнейших задач управления на современном этапе развития политической и экономической системы государства.

Участники парламентских слушаний рекомендуют:

    Правительству Российской Федерации

1. Разработать долгосрочную государственную стратегию социально- экономического развития страны и размещения производительных сил с учетом места и роли перспективного потенциала минерально-сырьевого комплекса страны.
2. Ускорить подготовку и представление в Государственную Думу РФ проекта федерального закона о дифференцированном налогообложении добычи полезных ископаемых.
3. Принять меры по ускоренной разработке технических регламентов и стандартов в сфере недропользования в соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании”.
4. С целью обеспечения реализации “Сценарных условий социально- экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года” в сфере добычи полезных ископаемых рассмотреть комплекс проблем и факторов, сдерживающих привлечение инвестиций в минерально-сырьевой комплекс страны.
5. Рассмотреть возможность упрощения режима использования топо- графических материалов крупного масштаба (1:50 000 и крупнее).
6. Упростить доступ к архивной геологической информации.
7. При доработке проекта федерального закона “О недрах”:

  • закрепить за государством как за собственником недр ответственность за состояние и развитие МСБ; определить роль государства в геологическом изучении недр, изложить принципы и меры экономического стимулирования привлечения инвестиций, создания рынка геологических услуг, геологической информации, прав на пользование недрами; обозначить поле деятельности “юниорных” геологических компаний, работающих в условиях высокого риска;
  • исключить разовые и регулярные платежи за право пользования участком недр для целей регионального геологического изучения и геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых;
  • заменить принцип возмещения всех исторических затрат государства на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на принцип приобретения у государства геологической информации, необходимой недропользователю по конкретному участку недр;
  • упростить порядок признания факта открытия месторождения на основе заключения государственной экспертизы, полностью исключить вероятность отказа компании-первооткрывателю в заключении договора, предоставить ей возможность переуступить свое право другой компании, удовлетворяющей установленным требованиям, на любом этапе изучения и освоения месторождения;
  • ввести критерии высокой выработанности запасов месторождения, трудноизвлекаемых запасов, нетрадиционных видов сырья и установить принципы экономического стимулирования их разработки, а также повышения коэффициента извлечения полезного ископаемого;
  • установить организационно-правовые меры поддержки и принципы экономического стимулирования малых добычных компаний, осваивающих низкорентабельные и истощенные месторождения, введение для них специальных аукционов и конкурсов, права доступа к внутрипромысловой инфраструктуре и перерабатывающим мощностям компаний – естественных монополий;
  • ввести раздел и сформулировать основные принципы налогового механизма формирования ставок разовых и регулярных платежей, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, возможности применения специальных налоговых режимов в недропользовании, формирования экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • закрепить принципы поддержки и стимулирования внедрения инновационных технологий, повышающих нормативы извлечения полезных ископаемых;
  • регламентировать процесс согласования разрешительных документов на выполнение геолого-разведочных работ;
  • упростить процедуру выдачи лицензии на геолого-разведочные работы для участков неликвидного фонда недр;
  • определить ответственность государства за неподтверждение запасов и ресурсов по выставленным на аукцион участкам недр;
  • установить четкие антимонопольные критерии допуска к новым участкам недр добывающих компаний.

Федеральному Собранию Российской Федерации

    1. Обеспечить мониторинг законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность в сфере недропользования.

    2. Поддержать законодательные инициативы Правительства Российской Федерации, направленные на реализацию данных рекомендаций.

 

 

© Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 3-2006
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru