viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        О.С. Монастырных, (Федеральное агентство по недропользованию)

 

 

 

О.С. Монастырных

* По материалам доклада на коллегии Роснедра 21 марта 2005 г.

Финансово-экономические показатели работ 2005 г.

Прошедший 2005 г. ознаменовался существенным оздоровлением финансовой ситуации в сфере работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ) Российской Федерации. Почти двойное увеличение объемов финансирования геолого-разведочных работ (ГРР) за счет средств федерального бюджета, увеличение более чем на 20 % средств из внебюджетных источников, ритмичность финансирования в течение всего года, концентрация средств по объектам федерального значения позволили выполнить намеченные объемы работ и получить положительные геологические результаты. При этом следует иметь в виду, что существенным отличием ГРР 2005 г. от работ предыдущих лет являлось включение в федеральную программу объектов ГРР, входивших ранее в региональные программы геологического изучения недр и воспроизводства МСБ. Вследствие этого общее число объектов работ и объемы их финансирования из средств федерального бюджета увеличились почти в 2 раза по сравнению с 2004 г.

Устойчивое финансирование ГРР в 2005 г. явилось следствием большой и кропотливой работы финансово-экономической службы Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) по обоснованию бюджетной заявки, мониторингу доходов в бюджетную систему, контролю за расходованием федеральных бюджетных средств.

Финансирование для Роснедра было открыто 7 февраля 2005 г. в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2005 год” (от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ) по разделу 04, подразделу 04, целевой статье 250, виду расходов 326 “Геолого-разведочные и другие работы в области геологического изучения недр”. Объем финансирования составил 10 776 698,5 р. В процессе последующих изменений бюджетной росписи, изменений росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств, сокращения лимитов бюджетных обязательств на 2005 г., проведенного Минфином России в установленном порядке в соответствии с представлением Счетной палаты РФ, объем финансирования составил 10 718,6 млн р. (рис. 1).

 

В 2005 г. работы за счет средств федерального бюджета проводились в соответствии с “Программой работ Федерального агентства по недропользованию на 2005 год”. Основанием для финансирования являлись 17 Перечней объектов государственного заказа Роснедра по недропользованию и воспроизводству МСБ за счет средств федерального бюджета.

Приказом Роснедра от 28 января 2005 г. № 87 были утверждены “Временный регламент по размещению Федеральным агентством по недропользованию государственного заказа на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета в 2005 году” и “Временный регламент приемки и оплаты выполненных работ по Государственным контрактам на воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета в 2005 году”. В соответствии с этими документами Роснедра явилось заказчиком работ по 144 объектам (2496 млн р.), 53 территориальных органа – заказчиками работ по 558 объектам (8222,6 млн р.). В общей сложности в 2005 г. Роснедра проводило ГРР за счет средств федерального бюджета на 702 объектах. В соответствии с приоритетами, определенными “Долгосрочной государственной программой изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса и воспроизводства минерально-сырьевой базы” (далее – “Долгосрочная программа”), одобренной Правительством РФ и утвержденной приказом МПР России от 06.06.2005 г. № 160, наиболее значительная доля бюджетного финансирования направлена на проведение работ на углеводороды (УВ) – 4,5 млрд р. Финансирование работ на твердые полезные ископаемые (ТПИ) составило 3,4 млрд р., работ общегеологического и специального назначения – 2,3 млрд р., на подземные воды – 0,4 млрд р., прочих работ (включая тематические и опытно-методические, связанные с геологическим изучением недр) – менее 0,1 млрд р. (рис. 2).

 

Проведенные Роснедра мероприятия по стимулированию привлечения в ГРР частного капитала недропользователей способствовали увеличению объемов финансирования за счет средств внебюджетных источников на 21 %. В то же время резко снизился объем финансирования из средств бюджетов субъектов РФ. Суммарное финансирование ГРР в 2005 г. из всех источников составило 84,169 млрд р., в том числе 10,719 млрд р. из средств федерального бюджета; 2,016 млрд р. из средств бюджетов субъектов РФ; 71,434 млрд р. из внебюджетных источников (собственных или заемных средств недропользователей).

В общей структуре расходов на ГРР основная часть приходится на УВ: затраты федерального бюджета на ГРР на нефть и газ в 2005 г. составили 4,473 против 2,25 млрд р. в 2004 г. ГРР проводились во всех федеральных округах, за исключением Центрального, а также в акваториях внутренних и окраинных морей и позволили локализовать прогнозные ресурсы УВ в объеме 4200 млн т у.т. (против 2800 млн т у.т. в 2004 г.), в том числе по нефти – 1900 млн т (по суше – 1400 млн т, по шельфу – 500 млн т); по газу – 2300 млрд м3 (по суше – 800 млрд м3, по шельфу – 1500 млрд м3). Площадь участков, подготовленных под лицензирование в 2005 г., составила 215 тыс. км2, в том числе по суше – 42,7 тыс. км2, по шельфу – 172,4 тыс. км2.

Финансирование ГРР на нефть и газ за счет средств недропользователей в 2005 г. составило 60,97 млрд р., в том числе на шельфе – 9,97 млрд р., и было направлено прежде всего на проведение глубокого поисково-разведочного бурения. Проведенные работы позволили получить прирост запасов жидких УВ – 285 млн т и свободного газа – 656,4 млрд м3, добыть 470 млн т нефти и конденсата и 598 млрд м3 свободного газа (в том числе ОАО “Газпром” 558,7 млрд м3), открыто 17 месторождений УВ.

Финансирование работ на ТПИ в 2005 г. за счет всех источников в 1,5 раза превысило финансирование 2004 г. При этом финансирование за счет средств федерального бюджета по сравнению с прошлым годом увеличилось в 2,8 раза, а из средств бюджетов субъектов Российской Федерации – уменьшилось в 1,8 раза (табл. 1).

 

Ассигнования федерального бюджета на ТПИ в 2005 г. составили 3,39 млрд р. (32 % общих расходов на воспроизводство МСБ) и были направлены в основном на поиски высоколиквидных и дефицитных полезных ископаемых: на золото – 45 %, уран – 14 %, черные металлы (хром и марганец) – 10 %.

Объемы финансирования ГРР на ТПИ за счет средств бюджетов субъектов РФ в 2005 г. уменьшились почти в 2 раза, что объясняется вступлением в силу с 1 января 2005 г. статьи 26.3 (Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации) Федерального закона № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Эти средства в 2005 г. были направлены главным образом (67 %) на проведение поисковых и поисково-оценочных работ на комплексы основных видов ТПИ.

Затраты недропользователей почти в 13 раз превышают затраты средств бюджетов субъектов РФ. 75 % средств недропользователей в 2005 г. были направлены на проведение ГРР на благородные металлы и алмазы, 14 % – на черные, цветные и редкие металлы, 6 % – на твердое топливо. Результаты этих работ – приросты разведанных запасов промышленных категорий.

В целом объемы финансирования ГРР в 2005 г. за счет средств федерального бюджета дали возможность выполнить все плановые показатели Программы работ Роснедра на 2005 г. по локализации и оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Вместе с тем экономическая эффективность вложения средств федерального бюджета в ГРР снизилась по сравнению с 2004 г. в среднем на 12 % – с 527 до 463 р. на 1 р. затрат (табл. 2), что объясняется почти дву- кратным увеличением бюджетного финансирования в связи с передачей на федеральный уровень полномочий субъектов РФ по финансированию мероприятий по геологическому изучению недр.

 

Устойчивому и ритмичному финансированию ГРР за счет средств федерального бюджета в 2005 г. во многом способствовало исполнение финансово-экономической службой функций Роснедра по мониторингу доходов в бюджетную систему.

Структура доходов федерального бюджета, администрируемых Роснедра, складывается из разовых платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории РФ по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения); разовых платежей за пользование недрами при пользовании недрами на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ; платы за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории РФ; прочих платежей (доходы от сборов за выдачу лицензий на пользование недрами, сборы за участие в аукционах, плата за проведение государственной экспертизы запасов) (рис. 3).

 

В рамках исполнения функций Роснедра по мониторингу доходов в бюджетную систему финансово-экономическая служба через своих представителей в региональных, территориальных органах Роснедра организовала постоянно действующий учет платежей в федеральный бюджет; контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты платежей; взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей и представление сведений в Роснедра по каждому плательщику по кодам доходов бюджетной классификации РФ.

Результатом такой системной и целенаправленной работы в 2005 г. явилось почти удвоение поступлений доходов в федеральный бюджет (172 %) против изначально запланированных (см. рис. 3).

В 2005 г. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2005 г. № 957-р досрочно завершена реализация подпрограммы “Минерально-сырьевые ресурсы” федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)”.

Финансирование подпрограммы “Минерально-сырьевые ресурсы” из средств федерального бюджета за весь период ее реализации было недостаточным для решения основной задачи – восполнения нераспределенного фонда недр перспективными участками. Мероприятия подпрограммы и целевые индикаторы их выполнения были недостаточно ориентированы на достижение цели – устойчивого и сбалансированного развития МСБ для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей экономики страны, что и послужило основной причиной ее досрочного завершения.

Финансово-экономические показатели и эффективность ГРР в 2006 г.

С 2006 г. финансирование ГРР по изучению недр и воспроизводству МСБ выполняется по ведомственным целевым программам, разрабатываемым в соответствии с мероприятиями “Долгосрочной программы”.

В 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год” по разделу 04, подразделу 04, целевой статье 250, виду расходов 326 “Геолого-разведочные и другие работы в области геологического изучения недр” утвержден объем финансирования в размере 16479,9 млн р.

Приказом Роснедра от 26 января 2006 г. № 43 утверждены “Временный регламент по размещению Федеральным агентством по недропользованию государственного заказа на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета в 2006 году” и “Временный регламент приемки и оплаты выполненных работ по Государственным контрактам на воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета в 2006 году”.

В 2006 г. запланировано значительное (более чем в 1,5 раза) увеличение финансирования ГРР из средств федерального бюджета – 16,5 против 10,7 млрд р. в 2005 г. (см. рис. 1). Значительно увеличиваются затраты на поисковые работы и работы общегеологического и специального назначения по региональному изучению недр суши и континентального шельфа (табл. 3).

 

В структуре расходов федерального бюджета на воспроизводство МСБ по-прежнему основной объем (44,4 % общих затрат) направляется на ГРР на УВ, почти треть (31,7 %) – на ТПИ, причем более половины этого объема (51 %) приходится на благородные металлы и алмазы (рис. 4)

 

Рост финансирования обеспечивает прирост локализованных и оцененных прогнозных ресурсов полезных ископаемых – основной “продукции” Роснедра. Предполагается увеличение в 1,5 раза прироста ресурсов УВ, значительно возрастут приросты прогнозных ресурсов других стратегических видов полезных ископаемых – урана, меди, никеля, редкоземельных металлов.

Объемы финансирования ГРР за счет средств федерального бюджета на 2006 г. дают возможность развивать основные направления, обеспечивающие решение задач “Долго- срочной программы” с учетом результатов, достигнутых в 2005 г.

Экономическая эффективность бюджетных расходов на воспроизводство МСБ в 2006-2008 гг., исходя из прогнозируемых результатов “Долгосрочной программы”, ожидается достаточно высокой (рис. 5, 6, 7).

  

 

Исследования эффективности вложений средств в воспроизводство МСБ в настоящее время особенно актуальны и постоянно находятся в поле зрения руководства Роснедра. Проблема рационального использования финансовых средств в 2006 г. требует упорядочения и модернизации всего процессуального цикла – от обоснования необходимых объемов финансирования до анализа экономической эффективности вложенных средств, включая формализацию и автоматизацию подготовки проектно-сметной документации, экспертизу проектов и смет, актуализацию существующих и подготовку новых нормативно-методических документов по проектированию и сметному ценообразованию, а также повышение профессиональной подготовки работников финансово-экономической службы Роснедра.

В этом направлении в течение 2005 г. проведен анализ результатов использования бюджетных средств, направленных в 2001-2005 гг. на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ, включавший:

  • разработку унифицированного web-компонента сбора данных инвентаризации;
  • формирование и ведение банка данных по воспроизводству МСБ;
  • геолого-экономическое районирование территории для расчета региональных порайонных нормативов стоимости ГРР;
  • разработку структуры аналитической записки с геолого-экономическим обобщением эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2001-2005 гг. на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ.

    К важным составляющим выполненной работы следует отнести также:

  • сбор и систематизацию информации о существующих сметных расценках на физическую единицу работ;
  • начало опытного внедрения в организациях отрасли автоматизированной системы (АС) расчета сметной стоимости “Геосмета”;
  • пересчет примерных показателей сметной стоимости работ, приведенных в выпусках “Сборника сметных норм на геолого-разведочные работы” (ССН-92);
  • контрольные сопоставимые расчеты и анализ проектных решений;
  • создание базы данных сметных расценок на физическую единицу работ и выполнение ее увязки с АС “Геосмета”.

    В части совершенствования подготовки проектно-сметной документации была проведена работа по:

  • составлению технического задания на разработку справочно-информационной базы результатов экспертизы проектов и смет на геологическое изучение недр;
  • инвентаризации массива проектных решений и экспертных заключений;
  • разработке справочников и макетов вводных и отчетных документов;
  • разработке структуры баз данных паспортов проектных решений и результатов экспертизы проектов и смет на геологическое изучение недр;
  • программной реализации электронного каталога и архива экспертных заключений с системой быстрого поиска, ввода и хранения информации;
  • классификации нормативной документации для составления проектов на проведение ГРР (документы переведены в электронный вид, выполнена их гипертекстовая разметка);
  • подготовке проектов методических разъяснений по расчету нормативов накладных расходов и плановых накоплений, методических разъяснений по учету лизинговых платежей для определения сметной стоимости работ;
  • разработке макетов типовых форм проектно-сметной документации на тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр и воспроизводством МСБ, по государственному геологическому информационному обеспечению и геолого-экономическому анализу эффективности воспроизводства и использования МСБ;
  • подготовке аналитических материалов по состоянию проектно-сметной документации в области геологического изучения недр и воспроизводства МСБ и определению перечня видов ГРР, выбранных для составления типовой проектно-сметной документации.

    В 2006 г. планируется продолжить работы, направленные на повышение экономической эффективности ГРР.

Важным элементом в деятельности Роснедра и его финансово-экономической службы является доведение до широкого круга недропользователей методических и инструктивных документов, регламентирующих финансовое обеспечение ГРР.

Этому служит разработанная в агентстве компьютерная справочно-информационная база нормативов сметного ценообразования, предназначенная для информационного обеспечения недропользователей по составлению проектно-сметной документации и включающая в себя документы, регламентирующие порядок составления проектно-сметной документации, структурированную базу нормативов, основанную на ССН-92, оформленную в виде древовидной структуры, позволяющую производить оперативный поиск в базе данных и обеспечивающую эффективную работу с нормативными документами; сайт Роснедра; справочно-информационная база норматив для расчета сметной стоимости ГРР в Интернете.

Повышению уровня финансово- экономического обеспечения ГРР служит и проведенный в рамках Роснедра семинар “Анализ финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, ведение бюджетного учета и формирование консолидированной отчетности бюджетополучателями”. Участники семинара – сотрудники Роснедра, главные бухгалтеры, экономисты и специалисты территориальных органов и учреждений, подведомственных Роснедра, представители федеральных государственных унитарных предприятий – обсудили проблемные вопросы, связанные с организацией финансирования работ по воспроизводству МСБ, ведением бюджетного учета, составлением отчетности в организациях, подведомственных Роснедра.

Основными проблемами 2006 г. в финансовом обеспечении развития МСБ, рациональном и эффективном использовании финансовых средств являются:

  • совершенствование механизма формирования конкурсной цены объектов работ по геологическому изучению недр; внедрение в организациях геологической отрасли АС “Геосмета”;
  • формирование эффективной системы экспертизы проектов геологического изучения недр;
  • подготовка дополнений и разъяснений к Инструкции по составлению проектов и смет на ГРР;
  • отражение администрируемых доходов в бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство; совершенствование деятельности экономической и бухгалтерской службы в территориальных органах в связи с введением администрирования доходов и увеличением объема работ по государственным контрактам по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ.

Решение этих проблем во многом предопределит достаточное, своевременное и ритмичное финансовое обеспечение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ в соответствиями с приоритетами “Долгосрочной программы” и программными директивными документами Роснедра.

 

 

© О.С. Монастырных, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 3-2006
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru