viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        Б.К. Михайлов, (Федеральное агентство по недропользованию)
        Б.И. Беневольский, С.С. Вартанян, (ЦНИГРИ)

 

 

 

В  последнем десятилетии прошлого века объемы добычи золота в России (рис. 1) сократились почти на 20 % (со 186 т в 1989 г. до 148 т в 1999 г.). С одной стороны, это было вызвано структурными преобразованиями золотодобывающей отрасли, а с другой – объективным процессом снижения добычи из россыпей. Начиная с 2000 г. в связи с вводом в эксплуатацию ряда рудных месторождений Сибири и Северо-Востока добыча быстро восстановилась до уровня 1989 г. и существенно превысила его в 2003 г. (201 т). Предполагается, что в 2005 г., несмотря на продолжающийся, по данным некоторых аналитиков, спад россыпной золотодобычи, существенного сокращения объемов добытого металла в стране не произойдет, т.е. уровень в 198-205 т сохранится.

 

При этом доля золота, извлеченного из коренных месторождений (рис. 2), стабильно растет и по оценкам специалистов на рубеже 2010- 2015 гг. достигнет 80-85 %. Предполагается, что это будет обеспечено за счет переработки колоссальных объемов бедных, в том числе труднообогатимых (“упорных”), руд крупнообъемных месторождений в разновозрастных углеродисто-терригенных комплексах Сибири и Дальнего Востока.

 

Россия располагает уникальным геологическим пространством, на котором проявилось золотое оруденение самых разных рудно-формационных типов от древнейших до самых молодых геологических эпох. Месторождения золота известны от Балтийского щита на западе до складчатых структур Восточной Чукотки (рис. 3). Масштабность, качество и разнообразие составных элементов минерально-сырьевой базы (МСБ) золота страны, над улучшением которой постоянно работают геологи предприятий различных форм собственности, дает определенные гарантии устойчивого и поступательного развития отечественной золотодобывающей промышленности, факторы роста которой целиком находятся в плоскости гражданско-правовых и финансово-налоговых отношений государства и бизнеса.

 

По сумме разведанных запасов золота (около 8,4 тыс. т) Россия относится к тройке мировых лидеров, уступая ЮАР и США. Известно, что на протяжении двух последних веков доминирующее положение в отечественной золотодобыче занимали россыпи (около 70 против 37-40 % в настоящее время). Своего максимального уровня разведанные запасы россыпных месторождений достигли в 1992 г. (1742 т), после чего началось их уменьшение, составившее к 2005 г. более 20 %. Примечательно, что основное снижение произошло для запасов открытой раздельной добычи – ведущего способа получения золота.

Основной постоянно пополняемый фонд балансовых запасов золота в стране представлен собственно золоторудными и золотосеребряными месторождениями; значительное их количество учитывается также и в качестве попутно извлекаемого компонента в рудах медно-никелевых, медно-колчеданных и полиметаллических месторождений (рис. 4). Апробированные прогнозные ресурсы золота превышают 17,5 тыс. т; 81,9 % из них связано также с коренными объектами, 11,4 % – с россыпями и около 8 % – с комплексными золотосодержащими проявлениями.

 

Таким образом, существующий объем разведанных запасов и прогнозных ресурсов объективно обеспечивает прогнозируемый с 2010-2015 гг. рост объемов золотодобычи и в первую очередь связывается с освоением новых рудных месторождений, прежде всего крупнообъемных, перспективы выявления которых в России весьма высоки.

Вместе с тем известно, что хронической болезнью отечественной геологоразведки последнего десятилетия являлось отсутствие компенсации добычи полезных ископаемых приростами их запасов. И золото в данном случае не было исключением (см. рис.1) – уровень его воспроизводства в период с 1993 по 2004 г. изменялся от 34 до 60 %. При этом основную долю приростов составляли запасы, получаемые в ходе эксплуатационной разведки на разрабатываемых месторождениях при фактическом отсутствии приростов на новых объектах (таблица).

В 2005 г. картина резко изменилась за счет учета запасов двух новых крупных месторождений – Благодатного (222 т) в Красноярском крае (ЗАО “ЗДК ”Полюс") и Купол (90 т) – в Чукотском АО (ЗАО “Чукотская ГДК”). С учетом же ожидаемых приростов запасов золота по традиционным направлениям и объектам можно уверенно говорить о том, что в 2005г. уровень воспроизводства золота составит около 200% его ожидаемой годовой добычи (198-205 т).

Полученные результаты не являются случайностью, а знаменуют начало расширенного воспроизводства МСБ золота в рамках той идеологии, которая была заложена в федеральных программах еще 5 лет назад. Сделав ставку на финансирование работ по выявлению крупнообъемных месторождений, государство одновременно встретило поддержку и взаимопонимание со стороны ряда крупных отечественных компаний (ЗАО “ГМК ”Норильский никель", ЗАО “ЗДК ”Полюс" и др.), обративших внимание на необходимость решения вопросов их эффективного освоения. Положительно то, что психологический фактор, связанный с разработкой месторождений этого нового для России типа, уже преодолен и появился собственный экономически оправданный технический и технологический опыт, в частности, на Олимпиадинском, Воронцовском, Покровском, Муртыкты, Кировском, Таборном и других месторождениях. Очевидно, что к аналогичным результатам в ближайшие годы придут горно-добывающие компании на целом ряде вновь вводимых в освоение месторождений Чукотки, Колымы и Якутии.

Можно не сомневаться, что только за счет доразведки и переоценки по модели крупнообъемной добычи двух отечественных золоторудных гигантов – Наталка (ЗАО “ЗДК ”Полюс") и Сухой Лог (госрезерв, переоценка ЦНИГРИ) – за короткий срок в России будет обеспечен прирост запасов золота (около 1500 т), практически полностью компенсирующий их убыль за предыдущий десятилетний период. Ввод же в освоение только этих двух объектов позволит нарастить добычу золота в стране на треть!

 

Наряду с названными месторождениями сегодня в стадии геологоразведки и подготовки к освоению находится еще не менее полутора десятков подобных объектов (рис. 5) на востоке страны и юге Сибири (Кючюс, Нежданинское, Малый Тарын, Дегдекан, Токичан, Чай-Юрья, Родионовское, Чертово Корыто, Вернинское и др.). Реализация их потенциала обеспечивает расширенное воспроизводство МСБ золота в России.

 

Прирост запасов россыпного золота ограничен высокой геологической изученностью золотоносных территорий и отсутствием новых потенциально продуктивных площадей, которые могли бы реализоваться в крупные россыпные районы. Получение прироста запасов силами недропользователей возможно, но в основном за счет доразведки известных золотоносных долин с отработанными запасами или участков, примыкающих к разрабатываемым месторождениям. Кроме того, на уменьшении объемов добычи сказались рост в 2005 г. стоимости энергоносителей, в первую очередь дизельного топлива и бензина, затраты, связанные с использованием земель лесного фонда, а также некоторые правовые нюансы российского недропользования. Эти проблемы наложились на естественную истощенность сырьевой базы россыпей, усилив негативные факторы развития МСБ россыпного золота.

МСБ россыпного золота вовлечена в хозяйственный оборот в целом по стране на 55 %. Из 5,5 тыс. учтенных балансом россыпей 2,7 тыс. объектов находится в группах разрабатываемых и госрезерве. По массе запасов соотношения между ними примерно аналогичные – 50 % всех запасов. Наличие на госбалансе значительного числа нераспределенных объектов и запасов при снижающейся добыче труднообъяснимо. Решение проблемы, по-видимому, заключается в проведении целевой переоценки рентабельности освоения учтенных госбалансом резервных объектов. Как пример можно привести наличие на учете 21 россыпи с запасами от 1,3 до 22 т, составляющими в сумме 10 % запасов разрабатываемых и подготавливаемых россыпей.

Прогнозные ресурсы россыпного золота по массе превышают балансовые запасы на 37 %, наиболее активные и ликвидные ресурсы категории Р1 составляют немногим более 40 % разведанных запасов. Ограничены также возможности выявления новых россыпных районов за счет ресурсной части категорий Р3 и Р2. В воспроизводимой МСБ россыпного золота значительна доля полезных ресурсов с пониженным содержанием металла и небольших по размерам россыпей со все более усложняющимися горно-геологическими условиями отработки.

В то же время возможности поддержания МСБ россыпного золота не исчерпаны. Необходимы совместные федеральные и негосударственные усилия по проведению ГРР для реализации ресурсного потенциала, что отвечает задаче стабилизации добычи россыпного золота в перспективе как за счет традиционных россыпей в зонах интереса недропользователей, так и нетрадиционных источников, включая оценку техногенных скоплений, золотоносных отложений приморских равнин, других возможных источников.

В современных условиях российского недропользования система воспроизводства МСБ золота зависит от эффективности взаимодействия горного бизнеса и государства, поделивших между собой сферы ответственности. Если федеральные программы нацелены на выявление, локализацию и оценку прогнозных ресурсов в известных и новых районах (тем самым минимизируются первоначальные риски), то недропользователь, получая такие участки недр в пользование, принимает на себя обязательство по дальнейшему их изучению и разведке запасов. Понятно, что только согласованность и успешное взаимодействие двух этих отраслевых ветвей способны создать прочную основу для горного бизнеса.

Как уже говорилось, федеральные интересы по золоту определяются необходимостью создания нового ликвидного фонда объектов, экономически доступных для освоения, в первую очередь малораспространенных и нетрадиционных типов, которые допускают крупнообъемную добычу руд с прогрессивными технологиями их переработки. В сфере основных приоритетов государства в первую очередь находятся и будут находиться именно крупнообъемные объекты, подобные известным месторождениям типа Сухого Лога, Наталкинского, Нежданинского, Кючюса и др. Одновременно в соответствии с “Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья” (утверждена приказом МПР России от 08.06.2005 г. № 10) продолжаются работы по выявлению коренных и россыпных месторождений традиционных типов как в новых районах, так и в районах с развитой инфраструктурой.

Учитывая планируемый рост добычи, государство уже сейчас проводит усиленную работу по подготовке новых перспективных участков для воспроизводства выбывающих запасов.

Большая часть бюджетных ассигнований (55-60 %) традиционно начиная с 2002 г. направляется на ГРР, связанные с выявлением крупнообъемных месторождений. Так, в 2005 г. за счет средств федерального бюджета работы выполнялись на 126 объектах с ассигнованиями 1 690 млн р., а в 2006 г. при сохранении основных направлений работ на золото число разрабатываемых объектов за счет средств федерального бюджета увеличивается до 135, а их финансирование составит 2126 млн р.

Особый интерес в связи с этим представляют данные, получаемые в Магаданской области и Республике Саха (Якутия), где уникальная золотороссыпная Яно-Колымская провинция мирового класса, находящаяся в режиме постоянно падающей добычи, постепенно приобретает черты гигантской золоторудной провинции.

К принципиально важным результатам работ 2005 г. относится также обоснование новых золоторудных зон и районов на Алтае (Северо-Алтайская золоторудная зона) и в Приморском крае (Пограничный золоторудный район), что в корне меняет представления о специализации этих регионов, традиционно изучавшихся на цветные металлы.

Большой интерес вызывают новые данные по золотоносности в Южном федеральном округе (Северо-Кавказская и Днепрово-Донецкая золоторудные зоны), которые в комплексе с новыми данными по другим видам полезных ископаемых позволят подойти к созданию нового горно-добывающего комплекса в одном из наиболее социально напряженных регионов.

Основной задачей частного капитала в сфере недропользования являются обоснование и подготовка к промышленному освоению запасов полезных ископаемых. В связи с этим государством проводилась и проводится последовательная работа по предоставлению прав пользования недрами по наиболее интересным и перспективным участкам.

В добывающем секторе России сегодня функционирует около 600 частных компаний, из которых только 9 обеспечивают почти половину добытого металла (рис. 6).

 

По мировым стандартам, исходя из уровней годовой добычи золота, практически все они, за исключением ЗАО “ЗДК ”Полюс" (33-34 т), относятся к малым и средним.

Сегодня в недропользовании находятся лучшие из известных участков и месторождений: доля распределенных запасов золота составляет около 70 %, прогнозных ресурсов высоких категорий – около 60 %. Для дальнейшего перевода в запасы компаниям передана значительная доля прогнозных ресурсов – около 2600 перспективных на золото участков, в том числе 270 рудных.

Говоря о золоторудных гигантах, способных существенным образом повлиять на ситуацию с воспроизводством запасов, нельзя не задаться вопросом о том, а что же происходит с тем огромным числом лицензированных участков недр, от которых государство вправе ожидать систематического пополнения государственного баланса запасов золота.

За 2003-2005 гг. на основе аукционов и конкурсов на золото было выдано 1582 лицензии (россыпи – 1250, коренные – 332), в том числе в 2005 г. – 507 (россыпи – 389, коренные – 118). Планом 2006 г. предусматривается сохранение этих темпов (рудные объекты – 109, россыпные – 366). Только по объектам, распределенным по аукционам в 2005 г., ожидаемые приросты запасов золота оцениваются в 1000 т.

Ежегодно в геологическое изучение этих участков частными компаниями вкладывается от 4 до 5 млрд р. Однако, исходя из значительного числа объектов, этого недостаточно, так как составляет лишь четверть от технологически необходимого объема финансирования. Поэтому государство, с одной стороны, проводило и будет проводить жесткую политику по прекращению прав пользования недрами по отношению к “нерадивым” недропользователям, а с другой – разрабатывать и внедрять в практику законопроекты, которые будут способствовать широкому привлечению инвестиций в геологоразведку.

Таким образом, сегодня имеются все основания говорить о том, что государство и крупнейшие золотодобывающие компании России сумели определить основные географические и экономические точки соприкосновения в сфере воспроизводства МСБ золота, тем самым создав условия и предпосылки для существенного расширения его добычи на перспективу. В то же время остается проблема эффективного государственного контроля за поисковой и разведочной деятельностью значительной части компаний малого и среднего бизнеса, длительное время удерживающих без надлежащего изучения значительное число перспективных участков недр.

Одновременно государство должно разработать и внедрить в практику комплекс мер, направленных на стимулирование ГРР по выявлению золотосодержащих месторождений. Об этом, в частности, шла речь на совещании под председательством Президента России В.В.Путина в ноябре 2005 г. в Магадане.

    Главными из них должны стать мероприятия в сфере:

  • планирования и производства ГРР, скоординированных между различными источниками финансирования на уровне оптимального баланса решаемых задач воспроизводства МСБ за счет крупнообъемных, традиционных коренных и россыпных месторождений как в исторически сложившихся районах золотодобычи, так и в новых;
  • первооткрывательства месторождений, существенным образом повышающего материальную и моральную стороны заинтересованности геологов в новых открытиях;
  • лицензирования прав пользования недрами, обеспечивающего недропользователю гарантии надежности вкладываемых в разведку средств, а также упорядочивающих и упрощающих процедуру доступности недр для целей геологического изучения;
  • льготного налогообложения предприятий, ведущих геологоразведку, как за счет собственных, так и за счет государственных средств.
 

 

© Б.К. Михайлов, Б.И. Беневольский, С.С. Вартанян, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 3-2006
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru