viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        В.Н. Бавлов, (Федеральное агентство по недропользованию)

 

 

 

В.Н. Бавлов

* По материалам доклада на коллегии Роснедра 21 марта 2006 г.

Oценивая результаты работ Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) в 2005 г. в части твердых полезных ископаемых (ТПИ), следует напомнить основные проблемы и задачи, стоявшие перед Роснедра в начале года:

  • В сфере геолого-разведочных работ (ГРР) по локализации и оценке прогнозных ресурсов – значительный рост объемов финансирования из средств госбюджета, удвоение числа объектов исследований и соответствующее этому увеличение видов и объемов ГРР по локализации и оценке прогнозных ресурсов различных видов ТПИ (рис. 1);
 
  • В сфере ГРР по воспроизводству запасов полезных ископаемых – неэффективная в целом работа недропользователей по приросту запасов большинства видов полезных ископаемых; недостаточные темпы роста частных инвестиций, неадекватных общему числу действующих лицензий (более 4,5 тыс.) (рис. 2);

 

  • В сфере государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и проектно-технической документации на их отработку – отсутствие нормативной базы по стоимостной оценке минерально-сырьевой базы (МСБ), а также – механизма государственной экспертизы запасов и проектов их отработки;
  • В сфере лицензирования прав пользования недрами – длительная приостановка процесса, а затем – излишне усложненный механизм выдачи лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения за счет средств недропользователей, равно как и по факту открытия месторождения; отсутствие системы эффективного контроля за деятельностью компаний на всех стадиях геолого-разведочного процесса; неотрегулированность отношений по разделению полномочий Роснедра и его территориальных органов.

Следует сразу же отметить, что своевременное открытие федерального финансирования и его стабильность на протяжении всего года способствовали эффективности работ по локализации и оценке прогнозных ресурсов ТПИ. При этом, несмотря на значительное увеличение числа изучаемых объектов и объемов работ, удалось не только сохранить рациональную технологическую последовательность поисков на объектах федерального уровня, но и усилить контроль за их качеством на основе научно-методического сопровождения.

Фактические финансовые показатели 2005 г. в основном соответствуют "Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" (далее – "Долгосрочная программа") (приказ МПР России № 160 от 08.06.2005 г.), лишь в некоторых деталях отличаясь от установленных цифр по отдельным видам ТПИ, что связано с неизбежной корректировкой планов по оперативным данным (рис. 3).

 

Работы за счет средств федерального бюджета производились в 2005 г. на 264 объектах по 28 видам ТПИ, из которых 17 относятся к стратегическим.

Структура затрат по видам полезных ископаемых соответствует направлениям "Долгосрочной программы" и конъюнктуре лицензируемых участков недр. То есть приоритетными являлись высоколиквидные (золото, серебро, платиноиды, алмазы, медь) и остродефицитные виды сырья (хромовые, марганцевые руды, урановое сырье, некоторые виды неметаллов); на уровне необходимого присутствия оставались работы на редкие металлы, большинство неметаллов, уголь (рис. 4).

 

Среди федеральных округов (ФО) объемы работ были распределены в соответствии с их минерагеническим потенциалом, инфраструктурой и традиционным профилем развития экономики (рис. 5). Лидировали Сибирский и Дальневосточный ФО (70 %) с явным преобладанием доли работ на драгоценные металлы, далее следовали Уральский и Приволжский ФО (17 %), в основном на медно-колчеданные, золоторудные объекты и объекты дефицитных нерудных полезных ископаемых.

 

Картина распределение средств между субъектами РФ отражает их доказанный потенциал, вклад в формирование федерального бюджета, социально-экономические и геополитические аспекты. При этом около 45 % всех ассигнований на ТПИ сконцентрировано в 6 субъектах: Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Республике Бурятия, Магаданской, Иркутской, Читинской областях (рис. 6). Повышенный интерес к минерально-сырьевым ресурсам этих субъектов проявляет и горный бизнес, что свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности их недр.

Принципиально важным результатом работ 2005 г. являются обоснование новых и переоценка известных рудно-металлогенических зон и районов, реализация потенциала которых способна существенным образом улучшить ситуацию в минерально-сырьевом комплексе страны по отдельным видам полезных ископаемых (рис. 7).

 

В первую очередь необходимо отметить новые перспективные находки в Северо-Забайкальском ураново-рудном районе.

Обоснование новых золоторудных провинций и зон на Алтае, Северном Кавказе, в Приморском крае и переоценка с новых позиций потенциалов золотоносности Республики Саха (Якутия) и Магаданской области значительно расширяют перспективы увеличения объемов золотодобычи в России.

Освоение новых россыпных месторождений в Ставропольской титан-циркониевой провинции, наряду с уже известными, позволит полностью освободиться от импорта этого вида сырья. Эти открытия в комплексе с новыми данными по коренной золотоносности Северного Кавказа и Ростовской области позволяют рассматривать вопрос о реализации концепции создания на юге России, в одном из наиболее социально-напряженных регионов, нового территориально-промышленного комплекса.

Обоснование масштабности Забайкальской сурьмяно-рудной провинции открывает перспективы для создания здесь крупного горно-металлургического предприятия, способного полностью закрыть внутренние потребности в этом стратегическом сырье.

Не вдаваясь в детальное перечисление всех результатов ГРР, необходимо отметить, что плановые задания по локализации и оценке прогнозных ресурсов различных полезных ископаемых выполнены и по итогам года в процесс лицензирования будет вовлечено порядка 40-50 перспективных участков недр.

Оценивая результативность поисковых работ на ТПИ в целом, следует сказать о достаточно высокой их эффективности (рис. 8). Такой результат был получен благодаря оптимальному планированию работ в предыдущие 3 года, тщательному научному обоснованию участков и площадей, вовлекаемых в изучение, и, безусловно, благодаря эффективной работе предприятий-подрядчиков.

 

Вместе с тем в числе стабильно нерешаемых проблем остается задача поисков рентабельных месторождений хромовых и марганцевых руд, уранового сырья, целого ряда нерудных полезных ископаемых, потребность в которых покрывается в основном за счет импорта.

Планирование ГРР на ТПИ за счет средств федерального бюджета на 2006 г. развивает основные направления, обеспечивающие решение задач "Долгосрочной программы". На эти цели государством выделено 5,2 млрд р. (рис. 9).

 

Работы будут проводиться на 297 объектах, в том числе на 91 новом. Рост ассигнований (более чем в 1,5 раза) не сопровождается увеличением числа объектов (в 2005 г. их было 264), тем самым увеличивая поисковую нагрузку на каждом из них. Адекватное увеличение средств на ГРР ожидается и от недропользователей.

Сохраняя в целом структуру затрат по видам полезных ископаемых (рис. 10), предстоит продолжить изучение известных и вновь выявленных минерагенических структур с акцентом на решение задач федерального уровня. Обращает внимание существенный (с 9 % в 2005 г. до 14 % в 2006 г.) рост ассигнований на поиски черных металлов, вызванный необходимостью создания МСБ на Полярном Урале для горно-металлургического комплекса промышленного Урала и обеспечения загрузки проектируемой железной дороги, связывающей эти регионы.

 

Естественно, что в связи с этим возрастет (с 9 до 16 %) доля затрат на поиски в Уральском ФО, тогда как по остальным регионам соотношение затрат к 2005 г. существенных изменений не претерпит (рис. 11).

 

В 2006 г. спектр изучаемых видов полезных ископаемых расширится за счет работ на железные руды, стронций и литий, а также группы неметаллов. Расширяется и география исследований – в списке новых субъектов появились Калининградская область (калийные соли), Ханты-Мансийский АО (железные, марганцевые руды, уголь), Республика Калмыкия (урановое сырье, титан-циркониевые россыпи), Томская область (железные руды). После длительного перерыва возобновляются работы на цветные металлы в Приморье и на Алтае, на олово, сурьму – в Республике Саха (Якутия), увеличиваются объемы исследований на платиноиды в Мурманской области и Республике Карелия, на алмазы – в Республике Карелия, впервые начинаются работы по оценке золоторудного потенциала Таймыра и россыпной платиноносности районов развития траппов в Восточной Сибири. Очень важно, что с этого года запланирована переоценка золотоносности южного складчатого обрамления Сибирской платформы, направленная на выявление новых крупных месторождений сухоложского и олимпиадинского типов.

Масштабность и напряженность планов ГРР на ТПИ в рамках федеральной программы 2006 г. очевидны. Расчет показателей ожидаемого прироста ценности недр за счет всех видов полезных ископаемых показывает, что по сравнению с 2005 г. он увеличится на 65 % (рис. 12).

 

Анализируя ситуацию в сфере воспроизводства запасов полезных ископаемых, необходимо отметить, что и в этом направлении наметились некоторые позитивные тенденции.

В 2005 г. в 1,5 раза (с 6,6 до 9,8 млрд р.) увеличился объем частных инвестиций в ГРР на ТПИ (инвестиции в ГРР на драгоценные металлы и алмазы составили 75 %). Появились и яркие положительные результаты: впервые за последние 15 лет в стране получены значительные приросты запасов золота (рис. 13), практически вдвое превышающие объемы его добычи, – прежде всего это связано с учетом запасов золота Благодатного месторождения в Красноярском крае и месторождения Купол в Чукотском АО. Также в полном объеме компенсированы приростом запасов уровни добычи алмазов и меди.

 

Следует отметить, что прирост запасов золота не является случайным, а знаменует начало прогресса в рамках той идеологии, которая была заложена в программах исследований еще 5 лет назад. Сделав ставку на финансирование работ по выявлению крупнообъемных месторождений, государство одновременно встретило поддержку и взаимопонимание со стороны ряда крупных отечественных компаний, обративших свое внимание на необходимость решения вопросов их эффективного освоения. Положительно то, что психологический фактор, связанный с разработкой месторождений этого нового для России типа, уже преодолен и появился собственный экономически оправданный технический и технологический опыт, в частности, на Олимпиадинском месторождении, а также на месторождениях Урала, Амурской области, юга Республики Саха (Якутия), Республик Алтай, Башкортостан и др. Очевидно, что к аналогичным результатам в ближайшие годы придут горно-добывающие компании на целом ряде месторождений Чукотского АО, Магаданской области и Республики Саха (Якутия).

Можно не сомневаться, что только за счет доразведки и переоценки по модели крупнообъемной добычи двух отечественных золоторудных гигантов – месторождений Наталкинское и Сухой Лог – за короткий срок в России будет обеспечен прирост запасов золота (около 1800 т), практически полностью компенсирующий их убыль за предшествующий десятилетний период (рис. 14). Ввод же в освоение только этих двух объектов позволит нарастить добычу золота в стране на треть.

 

Наряду с названными месторождениями сегодня ГРР проводятся еще на целой серии подобных объектов на востоке Республики Саха (Якутия), в Магаданской и Иркутской областях, Красноярском крае. Реализация их потенциала обеспечивает расширенное воспроизводство МСБ золота в России.

Таким образом, для эффективного решения вопросов воспроизводства МСБ в условиях низкого качества существующих запасов большинства видов полезных ископаемых следует обратить внимание, с одной стороны, на создание условий эффективного взаимодействия государства и крупного бизнеса, а с другой – на необходимость широкого развития исследований в области новых технологий добычи и переработки руд различных металлов на всех стадиях разработки месторождений. Иного пути оживления ныне "омертвленных" запасов по большинству видов полезных ископаемых, созданных в значительном объеме в практически неконкурентной среде советского периода, просто не существует!

В течение 2005 г. крайне неудовлетворительными темпами решалась возникшая проблема государственной экспертизы запасов. В связи с этим вполне резонны многочисленные претензии недропользователей, чьи материалы не рассматривались длительное время. Так или иначе полноценная работа системы государственной экспертизы была организована только в самом конце года.

Еще более сложная ситуация сложилась вокруг проблемы государственной экспертизы проектов разработки месторождений ТПИ. Только из-за межведомственной несогласованности система экспертизы не начала работать в 2005 г., и проблема плавно перешла на 2006 г.

Достаточно сложно обстоит дело со стоимостной оценкой месторождений и участков недр, передаваемых в пользование, которая является основой для определения разовых платежей при лицензировании.

В числе важнейших государственных задач – актуализация балансовых запасов нераспределенного фонда недр применительно к современным экономическим условиям. К сожалению, несмотря на полное понимание этой проблемы, ее решение задерживается из-за недостатка финансирования, отсутствия гибких подходов к геолого-экономической оценке и необходимого инструментария с использованием современных технологий. При этом главная задача деятельности ФГУ ГКЗ – в организационно-методическом обеспечении системы государственной экспертизы запасов, а основная работа по экспертизе запасов, особенно в части оперативного учета, – задача его территориальных филиалов. Работа по организации их деятельности в основном близка к завершению.

Отдельно следует остановиться на вопросах лицензирования. В этом направлении также имеются определенные успехи. Так, в 2005 г. проведено 637 аукционов и конкурсов; их число увеличилось вдвое по сравнению с 2004 г. и в 5,5 раза по сравнению с 2003 г. (рис. 15). По их результатам выдана 451 лицензия. Две трети состоявшихся аукционов и конкурсов – на драгоценные металлы и алмазы.

 

Несмотря на то что в основном из- за неудовлетворительной работы территориальных органов Роснедра 30 % объявленных аукционов не состоялось, в целом прошедший год подтвердил высокую заинтересованность недропользователей в получении новых участков недр. Суммарные разовые платежи по проведенным аукционам составили 21,4 млрд р., что в 8 раз превышает уровень 2004 г. и более чем в 700 раз уровень 2002 г.; 63 % платежей приходятся на уголь.

Другим важным направлением в области лицензирования является решение вопросов предоставления прав пользования участками недр для геологического изучения за счет средств недропользователей. В 2005 г. после утверждения порядка рассмотрения заявок работа в этом направлении возобновилась (выдана 131 лицензия).

Несмотря на то что в 2005 г. формально была восстановлена работа по рассмотрению заявок на разведку и добычу полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождений, ведется она крайне не- удовлетворительно в связи с отсутствием согласованности действий Роснедра, МПР России и Минэкономразвития России. В результате за прошедший год Роснедра не выдано ни одной лицензии.

За невыполнение условий пользования недрами досрочно прекращено право пользования по 364 лицензиям. И это можно расценивать как начало работы по наведению порядка, в том числе совместно с Росприроднадзором, в вопросе исполнения лицензионных соглашений.

Говоря о лицензировании и низкой эффективности работы большинства недропользователей в части воспроизводства МСБ, нельзя не остановиться на следующем. В пользование передано и передается громадное число самых лучших из известных участков недр, однако взамен нет не только эффективного воспроизводства запасов по большей части полезных ископаемых, но, по сути, происходит замораживание самого процесса геологического изучения территории России. Где информация о результатах планово завершенных лицензий на геологическое изучение? В чем геологическая новизна проведенных исследований? Что произошло с теми прогнозными ресурсами, которые были переданы компаниям на начало действия лицензий, – перешли ли они в запасы, повысили категорийность или не подтвердились? Можно сразу ответить, что за всем этим – информационный вакуум. Нет ни новых геологических данных или хотя бы информации о качестве завершенных отчетов, ни адекватного числа выданных свидетельств о факте открытия новых месторождений, ни грамма апробированных в установленном порядке прогнозных ресурсов! Давая возможность компаниям вести прибыльный бизнес, государство вправе и обязано организовать системность исследований и контроль за производством ГРР и ни в коем случае не допускать хаотичности и нерезультативности. Необходимо самым решительным образом усилить эту работу.

Серьезное беспокойство вызывает огромный объем лицензирования, который планируется на 2006 г. – более 1000 аукционов и около 300 объектов на геологическое изучение за счет средств недропользователей. С одной стороны, можно только приветствовать активность территориальных органов Роснедра и органов власти субъектов Федерации, которыми ежегодно наращиваются объемы лицензирования. Но при этом надо отметить, что качество представляемых материалов в целом низкое. Тем не менее все перечни рассмотрены, абсолютное их большинство утверждено.

Необходимо также обратить внимание руководителей всех уровней на мобилизацию усилий по реализации планов ГРР текущего года, выполняемых в рамках госзаказа, и подготовку обоснованных предложений на 2007 г. При этом следует обратить внимание на то, что уровень и оперативность предоставляемых заказчику материалов постоянно снижаются. Понятно, что в основе этого лежит целый ряд объективных причин – неконкурентоспособность объектов госзаказа, вымывающая наиболее квалифицированных специалистов, старение лабораторно-аналитической и технической баз предприятий, осложнение связей с территориальными фондами геологической информации и т.д. Вместе с тем сегодня именно неоперативность на всех уровнях приводит к несвоевременному представлению документации, определяющей правильное финансирование ГРР.

В связи с этим к основным текущим задачам территориальных органов следует отнести:

  • повышение качества и оперативности предоставления материалов по объектам госзаказа: от обоснований по постановке работ и геологических заданий до отчетных материалов;
  • своевременное и качественное предоставление материалов для формирования перечней лицензирования;
  • усиление контроля на всех стадиях ГРР;
  • проведение анализа результатов геологического изучения недр за счет частных средств за последние 5 лет.
 

 

© В.Н. Бавлов, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 3-2006
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru