viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        Л.П. Кечкин, (Кузбасснедра)
        Т.Б. Рогова, С.В.Шаклеин, (Кузбасский государственный технический университет)

 

 

 

Начиная с 1995 г. предоставление права добычи угля на новых участках угольных месторождений Кузбасса осуществляется по итогам аукционов и конкурсов. Всего в бассейне по состоянию на конец 2005 г. было вовлечено в промышленную эксплуатацию 95 таких участков, причем половина из них – в 2004-2005 гг. (рис. 1). Накопленный опыт проведения аукционов и конкурсов по своему характеру и объему является достаточно представительным, что предопределяет возможность и целесообразность его обобщения для дальнейшего использования при организации и совершенствовании процессов недропользования в угольной отрасли.

Наибольший интерес представляют итоги аукционов и конкурсов 2004-2005 гг., в ходе которых было предоставлено право пользования недрами на 47 участках (табл.1) с общими запасами и ресурсами в 4,71 млрд т угля в условиях как роста, так и падения мировых цен на уголь.

 

При анализе результатов аукционов и конкурсов по угольным участкам следует прежде всего обратить внимание на их горно-технологический характер. В отличие от большинства месторождений нефти и газа, а также значительной части месторождений твердых полезных ископаемых угольные участки могут использоваться как для строительства новых предприятий, так и для развития уже действующих. Угольные пласты в Кузбассе прослеживаются на сотни километров и достаточно условно разделены на отдельные участки, переданные в пользование шахтам и разрезам. Однако неизбежно наступает момент, когда запасы угольного предприятия заканчиваются и оно должно быть закрыто, а вся созданная инфраструктура ликвидирована. Но есть и другой выход – так называемая "прирезка запасов", когда предприятие получает соседний участок недр (так называемую "прирезку") и осваивает его, используя ранее созданную систему горных выработок, производственный комплекс, коммуникации, природоохранный комплекс и кадровый потенциал. Главный признак "прирезки" – это то, что эксплуатация ее запасов экономически и социально более выгодна или вообще возможна только уже действующим предприятием.

Современное горное законодательство игнорирует понятие "прирезки" и предполагает получение права пользования им на общих основаниях. В то же время действующая система государственного учета запасов существование "прирезок" признает – в Государственном балансе запасов полезных ископаемых разведанные месторождения угля и их участки разделяются на две группы:

  • резервные разведанные месторождения и участки для строительства новых угольных предприятий (резерв подгруппы "А");
  • резервные разведанные участки для реконструкции и продления срока службы действующих предприятий (резерв подгруппы "Б").

 

Из 47 залицензированных в 2004- 2005 гг. участков к "прирезкам" относилось 19 (запасы и ресурсы – 2,11 млрд т угля), а к остальным, которые будем в дальнейшем условно именовать "самостоятельными", – 28 участков (запасы и ресурсы – 2,6 млрд т угля).

В рассматриваемый период было проведено 4 конкурса и 43 аукциона.

Предоставление права пользования "прирезками" осуществлялось в режиме конкурсов и аукционов (15 аукционов и 4 конкурса). Во всех проведенных конкурсах участвовало только по одному конкурсанту. В аукционах принимало участие от 2 (83 % аукционов) до 3 (17 %) юридических лиц, а подавляющее их большинство (около 83 %) завершалось уже после первого шага.

Минимальная ожидаемая сумма поступлений в бюджет от проведения аукционов по "прирезкам" (т.е. размер разового стартового платежа, увеличенный на размер первого шага аукциона) составляла 2881,34 млн р. Фактическая сумма поступлений составила 2899,77 млн р. и превысила минимально ожидаемую всего на 0,6 %. Средняя удельная стоимость получения права пользования недрами "прирезок" на аукционах составила 1,74 р/т геологических запасов и на конкурсах – 0,54 р/т. Столь низкая "стоимость" запасов, выставленных на конкурс четырех "прирезок", обусловлена нахождением в их числе двух участков с очень низкой разведанностью (почти 50 % запасов относится категории С2). Без учета этих низкоразведанных участков средняя удельная стоимость выставленных на конкурсы запасов "прирезок" составила 1,69 р/т.

При этом следует иметь в виду, что в отличие от аукционов в ходе конкурсов заявители вносили и предложения об уровне своего добровольного финансового участия в решении социально-экономических вопросов муниципальных образований. Общий объем таких средств составил 379,7 млн р. С их учетом средняя удельная стоимость выставленных на конкурсы запасов "прирезок" фактически составила 1,36 р/т (2,93 р/т по оценке, произведенной без учета низкоразведанных участков). Таким образом, проведенные конкурсы реально стимулировали развитие социальной ответственности собственников бизнеса, превратили ее из чисто нравственной категории еще и в экономическую. Формирующаяся на конкурсах триада понятий "нравственно, законно, выгодно" является несомненным положительным фактором. Кроме того, в отличие от аукционов часть средств, полученных от проведения конкурсов, поступала в федеральный бюджет (разовый платеж), а часть (спонсорская поддержка), хотя и косвенно, – в региональный.

Несложно заметить, что предоставление в пользование запасов "прирезок" происходило крайне спокойно, без какого-либо ажиотажа. Это вполне естественно, так как недропользователь таких участков предопределен объективными технико-экономическими причинами. Вместе с тем для обеспечения самой юридической возможности проведения аукционов недропользователи вынуждены были искать "дружеские" структуры, составляющие им мнимую конкуренцию при проведении аукционов. Необходимость внесения залогового платежа исключает возможность бескорыстности такой "дружбы".

В целом опыт предоставления в пользование участков недр "прирезок" однозначно указывает на отсутствие финансовой эффективности аукционов в данных условиях, а объективная необходимость наличия формальных конкурентов на аукционе фактически подталкивает недропользователей к идее их замены предварительным сговором. Все это девальвирует горное законодательство, приводит к тому, что его соблюдение становится возможным только при "обмане" государства путем фальсификации своих истинных намерений.

Объективность существования специфики вовлечения в эксплуатацию "прирезок" наглядно подтвердили итоги аукциона по участку "Разрез Глуховский", который является "прирезкой" для ЗАО "Разрез Распадский". На этом аукционе, проведенном 07.04.2005 г., участок был приобретен ООО "Энергоуголь" за 599,4 млн р. (30,27 р. за 1 т балансовых запасов). Однако впоследствии ООО "Энергоуголь" отказалось от данного приобретения в связи с невозможностью освоения участка без использования инфраструктуры ЗАО "Распадская угольная компания", в состав которой входит ЗАО "Разрез Распадский". На повторном аукционе, прошедшем 10.11.2005 г., право пользования участком получило ЗАО "Разрез Распадский", заплатив 84 млн р. (4,24 р. за 1 т запасов). В ходе аукциона был сделан только один шаг.

 

Предоставление права пользования "самостоятельными" участками осуществлялось в рассматриваемый период исключительно в режиме аукционов. В аукционах принимало участие от двух до девяти юридических лиц (рис. 2). Большая часть аукционов также завершалась после их первого шага (рис. 3). Однако на 4 аукционах наблюдалось значительное число шагов: от 86 (аукцион по участку "Поле шахты "Черниговская") до 1124 (аукцион по участку "Ерунаковский-VIII").

Минимальная ожидаемая сумма поступлений в бюджет от проведения аукционов по "самостоятельным" участкам составляла 5096,5 млн р. Фактическая сумма поступлений – 9018,87 млн р. (почти в 1,8 раза превысила минимально ожидаемую). Однако это превышение, которое можно рассматривать в качестве показателя эффективности аукционов, было достигнуто исключительно за счет результатов упомянутых 5 рекордных торгов. Для остальной части аукционов превышение фактических поступлений над минимально ожидаемыми составляет всего лишь 2,4 % (фактически получено 4638,43 млн р. при минимально ожидаемой сумме 4529,28 млн р.). Причем максимальная эффективность аукциона (до 15 % прироста стоимости объекта) отмечалась только для изначально "дешевых" запасов (рис. 4), т.е. при минимальном приросте их стоимости в абсолютном выражении.

Таким образом, вовлечение 86 % "самостоятельных" участков в режиме аукциона имело в Кузбассе низкую эффективность. Реальную эффективность продемонстрировали аукционы только по четырем участкам: "Ерунаковский-VIII", "Подгорный", "Никитинский-2" и "Поле шахты "Черниговская". Окончательный платеж по этим аукционам, составивший 4380,44 млн р. (48 % всех поступлений от проведения аукционов), в 8 раз превысил сумму стартовых платежей (540,2 млн р.).

Средняя удельная стоимость получения права пользования недрами "самостоятельных" участков составила 3,47 р/т геологических запасов (без учета результатов вышеупомянутых четырех рекордных аукционов – 1,97 р/т).

Анализ распределения участков недр по приобретателям права их разработки (табл. 2) указывает на различную ориентацию и активность собственников при развитии используемой ими минерально-сырьевой базы.

Среди ведущих недропользователей, участвовавших в конкурсах и аукционах в 2004-2005 гг., пять угольных компаний Кузбасса, добывших в 2005 г. 56 % угля (ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ОАО "СУЭК", ЗАО "Распадская угольная компания", ООО "РОСА-Кузбасс"), были ориентированы на развитие сырьевой базы уже действующих предприятий.

Шесть угольных компаний, обеспечивших в 2005 г. 20 % добычи в Кузбассе (ОАО "УК "Южный Кузбасс", ОАО "Кокс", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз", ОАО "Северсталь-ресурс" и ОАО "Кузбасская Топливная Компания"), преимущественно ориентировались на получение в пользование участков недр для нового шахтного строительства. Причем половина платежей, внесенных на конкурсах и аукционах всеми перечисленными в табл. 2 компаниями, приходилась на долю пяти компаний (ОАО "Кокс", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз", ОАО "Северсталь-ресурс" и ОАО "Кузбасская Топливная Компания"), суммарно добывших в 2005 г. всего около 11 % угля.

Обобщенные на рис. 5 (горизонтальная ось – региональная значимость компании, вертикальная – степень "амбициозности" компании) данные свидетельствуют о том, что высокую цену за приобретение прав пользования недрами "самостоятельных" участков готовы в настоящее время платить только компании, стремящиеся к увеличению своей пока незначительной доли в угледобывающем секторе, а наиболее крупные "игроки" угольного рынка Кузбасса уже завершили формирование своих активов и перешли к стадии их поддержания и оптимизации. Во многих, прежде всего в южных, районах Кузбасса уже сформирована развитая инфраструктура нескольких угольных компаний, практически исключающая возможность появления в этих районах новых недропользователей без согласия уже действующих. Данное обстоятельство объективно ведет к снижению рыночной стоимости участков недр в этих районах, поскольку даже "самостоятельные" участки недр фактически превращаются в данной ситуации в корпоративные "прирезки".

На первом рекордном по своим результатам аукционе по участку "Ерунаковский-VIII" борьба происходила между ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз". За девять дней до аукциона на шахте "Есаульская", входящей в структуру ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" и расположенной вблизи участка "Ерунаковский-VIII", произошла крупная авария, поставившая под сомнение саму судьбу шахты. Кроме того, промышленные запасы шахты "Есаульская" (23,5 млн т на момент проведения аукциона) обеспечивали ее работу примерно на 5 лет – до 2009 г. Таким образом, участок "Ерунаковский-VIII" практически рассматривался как корпоративная "прирезка" ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", призванная не только обеспечить восполнение выбывающих производственных мощностей, но и обеспечить трудоустройство работников шахты (почти 1200 чел.). После совершения 1124 шагов победу на аукционе одержало ОАО "ОУК "Южкузбассуголь". Однако в целом ситуация с аукционом по участку "Ерунаковский-VIII" далеко нетипична и заставляет еще раз задуматься о механизмах взаимодействия государства и социально ответственного бизнеса.

Сходная по напряжению борьба имела место вокруг участка "Поле шахты "Черниговская", основными конкурентами в которой являлись те же претенденты. Этот участок также является корпоративной прирезкой к полю шахты "Южная" (ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз"). Несмотря на то, что участок теоретически может быть вскрыт независимо, существенно более эффективным является его вскрытие с поля шахты "Южная" при использовании инфраструктуры этой шахты и принадлежащего этому же собственнику разреза "Черниговский".

Основным конкурентом ЗАО "Салек" (входящего в ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз") выступило ООО "Шахта-12" (близкое в тот период к группе "Евразхолдинг", а следовательно, и к ОАО "ОУК "Южкузбассуголь"). Поскольку реализация права пользования недрами участка "Поле шахты "Черниговская", расположенного в 200 км от поля ООО "Шахта-12", технически и инфраструктурно маловероятна, большинство аналитиков Кузбасса полагают, что более чем пятикратное увеличение стоимости участка (с 200 до 1060 млн р.) в ходе продолжительных торгов (86 шагов) является своеобразной "местью" за неприемлемо высокую стоимость аукциона по участку "Ерунаковский-VIII". В целом данный аукцион в очередной раз продемонстрировал креативность мышления российского бизнеса в части использования предоставляемых законодательством возможностей в конкурентной борьбе. Нравственность подобных технологий, пусть даже и принесших в государственную казну значительные средства, вызывает серьезные сомнения.

Право отработки 7,3 млн т запасов участка "Подгорный" было приобретено ООО "Энергоуголь" за 125 млн р. в упорной борьбе с ООО "Сибпромбизнес". Эта была вторая (после неудачи с ранее упомянутым участком "Разрез Глуховский"), на сей раз успешная, попытка вхождения ООО "Энергоуголь" в угольный бизнес Кузбасса. По мнению специалистов, борьба на данном аукционе шла за создание "форпоста" владельцев данной компании в Кемеровской области. При этом следует обратить внимание на то, что, судя по сообщениям прессы, значительная часть последних шагов аукциона совершалась проигравшей стороной аукциона в условиях невозможности оплатить достигнутый уровень цены участка и лишь с целью "наказать" победителя.

Последний из рекордных аукционов – торги по участку "Никитинский-2" представляется экспертам как честная борьба двух компаний – ОАО "Кокс" и ОАО "Шахта Заречная" за участок с достаточно сложными в разработке запасами газовых жирных углей для обеспечения потребностей собственников бизнеса в сырье за счет собственных источников. Характерной особенностью участка является возможность его освоения без использования инфраструктуры соседних угольных компаний.

Таким образом, опыт проведения конкурсов и аукционов в 2004-2005 гг. свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе высокая финансовая эффективность аукционов может проявиться только в отношении "самостоятельных" участков недр, расположенных в районах Кузбасса, обеспечивающих возможность их освоения с использованием только элементов федеральной инфраструктуры.

По итогам аукционов средневзвешенная по запасам удельная цена приобретения права вовлечения запасов и ресурсов углей в эксплуатацию составила:

  • для низкометаморфизованных энергетических углей – 0,99 р/т по "прирезкам" и 1,78 р/т по "самостоятельным" участкам, аналогичная цена по итогам конкурсов по "прирезкам" – 1,69 р/т без учета отчислений на развитие социально–экономической сферы муниципальных образований и 2,93 р/т с их учетом;
  • для высокометаморфизованных энергетических углей по "прирезкам" – 3,23 р/т, по "самостоятельным" участкам – до 5,40 р/т (значимая статистика отсутствует);
  • по коксующимся углям по "прирезкам" – 1,81 р/т и по "самостоятельным" участкам – 3,07 р/т, при наибольшем отличии для газовых и жирных углей – соответственно 1,40 и 3,07 р/т.

В целом удельная стоимость приобретения на аукционах права пользования запасами "прирезок" была в 1,7 раза ниже, чем для "самостоятельных" участков.

Анализ результатов аукционов и конкурсов указывает еще на одно весьма существенное и до конца не осознанное обстоятельство. Суммарный объем добычи по предоставленным в пользование участкам превышает 65 млн т угля в год (см. табл. 2). Учитывая, что предоставленные в пользование "прирезки" в основном ориентированы на восполнение выбывающих мощностей, можно предположить, что общий ожидаемый прирост годовой добычи за счет освоения участков составит около 55 млн т угля в год или 1/3 достигнутого в 2005 г. уровня добычи угля в Кузбассе (167,115 млн т).

Вместе с тем уже сейчас администрация Кемеровской области поднимает вопрос о том, что добыча в Кузбассе даже 170 млн т угля вплотную приближена к критической "экологической емкости" региона. Естественно, что "прирезки" и "самостоятельные" участки оказывают существенно различное влияние на экологическое состояние территорий.

Однако если "экологическая емкость" понятие достаточно сложно определимое и может проявиться лишь в довольно далекой перспективе, то резкое увеличение производства угля может уже в ближайшее время привести к серьезному изменению состояния рынка угля. Вероятный кризис перепроизводства способен привести к катастрофическим социально-экономическим последствиям для региона. Основным способом избежать их является изменение структуры рынка углей, изменение существующих и создание новых его сегментов. В угольной отрасли это прежде всего не только расширение углеэнергетического сегмента, но и организация глубокой переработки угля с выпуском полукокса различного хозяйственного назначения, метанола, моторных топлив, извлечение из золы ценных и редкоземельных элементов и т.д. Необходимость стимулирования недропользователей по развитию глубокой переработки сырья ни у кого уже не вызывает сомнений, однако, как отметил Министр природных ресурсов РФ Ю.П.Трутнев в интервью "Российской газете" 16 февраля 2006 г., "государству нельзя делать резких движений, меры побуждения должны быть плавными, постепенными."

Таким образом, происшедшие в самое последнее время изменения состояния угольного рынка и отрасли в целом объективно требуют перехода от ресурсно-распределительного недропользования к всеобъемлющему управлению недрами, включающему вопросы эффективности использования добываемого угля. В качестве "мягкого" побудительного механизма активного внедрения технологий глубокой переработки и развития традиционных направлений использования угля может, вероятно, использоваться конкуренция потенциальных недропользователей по этим направлениям еще на стадии получения права пользования недрами.

Все перечисленное заставляет вновь задуматься о роли и значении конкурсов в организации недропользования на современном этапе развития угольной отрасли.

Не исключено, что конкурсы могли бы стать основным инструментом предоставления права пользования недрами в Кузнецком угольном бассейне, но только для участков "прирезок" и "самостоятельных" участков, расположенных "внутри" систем инфраструктуры существующих крупных компаний.

Однако для повышения объективности конкурсов каждое из конкурсных предложений заявителя должно быть выражено в денежной форме. В качестве ключевых вопросов конкурсных предложений должны стать вклады в развитие социальной сферы региона, разработку и применение новых технологий и технических средств ведения горных работ, участие в подготовке кадров и научном обеспечении безопасного ведения горных работ, развитие производственной инфраструктуры района работ (с обеспечением доступа к ней иных недропользователей), направления использования и обеспечения глубины переработки добываемого угля, а также гарантии финансовой обеспеченности реализации проектов. Причем в случае равноправности имеющихся предложений конкурс должен переходить в режим открытого аукциона. Сформулированные заявителем конкретные финансовые предложения обязательно должны быть включены в качестве условий реализации права пользования недрами в заключаемые условия пользования участками недр.

Кроме того, целесообразно, на основе разработки современной генеральной схемы "раскройки" шахтных полей Кузбасса сформировать фонд участков для реконструкции и продления срока службы действующих предприятий (резерв подгруппы "Б"), который избавил бы действующих недропользователей от необходимости запасаться впрок "прирезками". Такие участки обеспечили бы сокращение объемов корпоративных резервов, придали бы длительную устойчивость перспективам социально-экономического развития муниципальных образований и рост рыночной капитализации компаний.

 

 

© Л.П. Кечкин, Т.Б. Рогова, С.В.Шаклеин, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 2-2006
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru