viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        А.М. Адам, М.Р. Цибульникова, (Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области)

 

 

 

В  настоящее время экономистами поднята проблема увеличения рентной составляющей в доходах федерального бюджета, но отсутствуют исследования, направленные на распределение рентных доходов между федеральным и региональными бюджетами. Существует точка зрения, согласно которой рентные доходы от использования неравномерно распределенных запасов минерального сырья должны поступать в федеральный бюджет с целью выравнивания экономических условий в бедных природными ресурсами регионах. В соответствии с этим на законодательном уровне признано справедливым аккумулирование налога на добычу углеводородного сырья в федеральном бюджете. Исследования, проведенные в Томской области, позволяют утверждать, что этот подход не учитывает издержек региона, связанных с нефтедобычей.

Томская область – ресурсный регион, где углеводородное сырье является основным полезным ископаемым (природный капитал области на 98 % состоит из нефтяных ресурсов). Его начальные геологические ресурсы составляют 5,4 млрд т у.т.

В области открыто 104 месторождения, в том числе 85 нефтяных, 13 нефтегазоконденсатных и 6 газоконденсатных. Общие запасы нефти категорий A+B+C1 на месторождениях, переданных в недропользование, составляют 292 млн т.

Большая часть нефтяных месторождений разрабатывается с 1970-х гг. Разработка месторождений, кроме изъятия нефти, влечет за собой в значительных объемах изъятие из хозяйственного оборота биологических ресурсов.

Рост внутреннего регионального продукта (ВРП) характеризуется высокой экспоненциальной зависимостью (коэффициент корреляции – 0,96) от объема добычи нефти (рисунок).

 

С 2004 г. на территориях нефтегазодобычи не остается налога на добычу свободного газа, а с 2005 г. от налога на добычу нефти остается 5 %. Такое налоговое распределение не обеспечивает территориям компенсации изъятия природных ресурсов и приводит к истощению природного потенциала территорий.

Повышенные уровни добычи нефти в 2003 г. (13,4 вместо 10,0 млн т согласно проектным документам) позволили существенно увеличить доходы бюджета области. В сумме поступлений в бюджет территории большую часть составили налог на доходы физических лиц (30,2 %) и платежи за пользование природными ресурсами (включая налог на добычу) – 22,2 %.

Превышение запланированных уровней добычи нефти в 2002-2003 гг. позволило в значительной степени увеличить размеры ВРП области. Однако при этом не произошло улучшения социальной обстановки в районах нефтедобычи, напротив, вырос уровень безработицы. Кроме того, высокие уровни добычи нефти были достигнуты в последние годы за счет отбора наиболее рентабельных и высокодебитных запасов. Такая выборочная добыча отрицательно сказывается на экологическом состоянии районов области и впоследствии приведет к истощению запасов нефти.

С целью учета влияния негативных последствий истощения природных ресурсов на социальное развитие на локальном уровне проводилась оценка стоимости и истощения запасов минерального сырья на основе общепринятых международных подходов [1, 2, 3].

Оценка истощения месторождений нефти была проведена с использованием метода издержек пользователя. На основе этого метода, предложенного С.Эл.Серафи в качестве одной из разработок Всемирного банка [2], определяется объем капитала, который необходимо вкладывать в восстановление ресурсов для сохранения стабильного дохода после их полного истощения. Величина истощения рассчитывается по формуле:

U = R/(1 + s)T ,

    где U – величина общего истощения запасов за год; s – ставка дисконтирования; R – экономическая рента за освоение ресурсов; Т – срок эксплуатации месторождения.

При этом R = G – (О + гК), где G – годовая выручка от эксплуатации месторождения; О – текущие издержки добычи сырья; г – ставка дохода, ожидаемого от эксплуатации месторождения; К – общий привлеченный капитал;

T = VR/D ,

    где VR – объем достоверных запасов в денежном выражении; D – годовой объем добычи сырья.

Применение этого метода предполагает сохранение уровня ренты постоянным на протяжении всего срока эксплуатации месторождения и наиболее распространено в районах, специализирующихся на добыче минерального сырья из многочисленных небольших месторождений.

В Томской области общая площадь нефтегазодобывающих районов составляет 15272,2 тыс. га. Общая площадь нефтяных месторождений – 454,04 тыс. га, что составляет 3 % площади нефтегазодобывающих районов (без учета зоны влияния разработок на окружающую среду).

Из месторождений области в 2003 г. добыто 13,4 млн т нефти. При этом уровне добычи оставшиеся запасы будут отработаны за 22 года.

Общая стоимость запасов, или будущая рента, составляет 1022 млрд р., а с учетом дисконтирования – 868,7 млрд р. (для расчетов взята цена 1 т нефти, равная 3,5 тыс. р.).

Средняя годовая рента за 20 лет (срок действия лицензии) составляет: 868,7/20 = 43,4 млрд р.

Среднее годовое экономическое истощение ресурсов нефти, рассчитанное по вышеприведенной формуле, составляет:

U = R/(l + s)T = 43,4/(1 + 0,15)22 = 2 млрд р.

За 20 лет истощение запасов нефти в денежном выражении составит 40 млрд р.

Общая стоимость природных ресурсов, которые будут полностью изъяты при разработке месторождений за 20 лет, составит 11,6 млрд р. (древесина, дикоросы, охотничье- промысловые животные).

В итоге за срок действия лицензий социально-эколого-экономическое истощение природного капитала составит 51,6 млрд р., или 2,6 млрд р. в год.

В 2003 г. от налога на добычу углеводородного сырья в области в бюджетную систему РФ поступило 10,9 млрд р. Следовательно, компенсационная часть должна составить 2,6 млрд р., или 28 % общих налоговых поступлений в бюджет Томской области.

Таким образом, с целью предотвращения негативных последствий истощения природных ресурсов окружающей среды для развития нефтегазодобывающих территорий необходимо оставлять 28-30 % налога на добычу нефти в региональных бюджетах.

Предлагаемый подход может быть положен в основу региональной методики исчисления убытков, возникающих при причинении экологического вреда, наносимого нефтегазодобывающими производствами. Методика может быть утверждена в соответствии с функциями органов государственной власти субъектов РФ согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды”.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепции и методы статистики окружающей среды: статистика природной среды. Технический доклад. Методологические исследования. – ООН, 1991. Серия F, № 57.
2. El Serafy S. 1989. The proper calculation of income from depletable resources. In Ahmad, Y. J., El Serafy, S. and Lutz, E. (eds.). Environmental acco- unting for sustainable development. A United Nations Environment Program – World Bank Symposium. Washington, D.C.: World Bank.
3. United Nation. 1998. Integrated environmental and economic acco- unting. An operational manual. Draft. © А.М.Адам, М.Р.Цибульникова, 2006
 

© А.М. Адам, М.Р. Цибульникова, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 2-2006
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru