viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

        Анатолий Григорьевич Москвин, (Ведущий геолог, ИАЦ “Минерал”)

 

 

 

А.Г. Москвин

Oграниченность сырьевых запасов “традиционной” нефти заставляет нефтяников и потребителей их продукции все большее внимание обращать на другие типы углеводородов (УВ), способные частично заменить обычную нефть. К таким типам относятся и природные асфальты.

Под природным асфальтом понимается, в соответствии с зарубежными классификациями, группа вязких и твердых битумов, характеризующаяся удельным весом 1,0-1,1 г/cм3 и содержанием масел 25-50 %. Иногда в англоязычной литературе их называют еще “сверхтяжелой нефтью” (extraheavy oil) и “природными битумами” (natural bitumen). Правда, в последнее время за рубежом и в отечественных классификациях наметилась тенденция к разделению двух названных продуктов. Например, в последних ежегодных обзорах Всемирного энергетического совета (ВЭС) сверхтяжелой нефтью считается естественный УВ-продукт со средней плотностью 1,018 г/см3, тогда как к природным асфальтам отнесены УВ со средней плотностью 1,037 г/см3. Соответственно меняется и содержание асфальтов в сырце: 61,9 и 69,6 %. Кроме того, природные асфальты характеризуются высокой динамической вязкостью – порядка 10 000 мПас [19].

Природные асфальты были известны человеку с давних времен. Свидетельства их использования можно встретить уже в классической литературе Древнего Востока. На протяжении тысячелетий люди использовали асфальты для смоления лодок и изготовления водонепроницаемой посуды, пропитки крыш и стен своих домов, составления различных лекарственных настоев и смесей, а с римских времен и до наших дней асфальты употреблялись главным образом для дорожных покрытий. В последнее десятилетие стали постепенно внедряться в практику новые технологические процессы, позволяющие вести рентабельное извлечение из твердой асфальтовой массы жидких УВ. Эту жидкость обычно (хотя и, по существу, неправильно) называют “синтетической нефтью”. Впоследствии эту “синтетику” разбавляют обычной легкой нефтью, получая качественный рыночный продукт, не отличающийся от “традиционной” нефти. Во времена постепенного истощения традиционных источников жидких УВ эта новая возможность применения давно известного природного сырья все больше привлекает внимание производственников. В ряде случаев природные асфальты уже сегодня могут (главным образом в энергетических целях) заменить месторождения “традиционной” нефти. Именно с учетом такой тенденции и составлен настоящий обзор асфальтовых месторождений мира.

Поскольку природный асфальт является, как правило, продуктом разрушения нефтяных месторождений, то его залежи встречаются практически во всех нефтегазоносных бассейнах. Однако, как показали новейшие исследования, крупнейшие месторождения сверхтяжелой нефти и природных асфальтов приурочены к платформенным осадочным свитам, перекрывающим континентальные кратоны. Поднятие и эрозия подобных массивов создают условия, препятствующие миграции нефти, что приводит к деградации, преимущественно бактериальной, нефтяных скоплений и образованию сверхтяжелых и сверхвязких УВ (мальт и асфальтов) [6]. Скопления природных асфальтов, различных по объемам запасов и ресурсов, выявлены во многих странах практически на всех континентах (таблица).

Запасы и ресурсы природных асфальтов (по наиболее богатым странам), млрд т

    Северная и Южная Америка

Упомянутые выше условия характерны прежде всего для огромных пространств Канады и Венесуэлы. Именно здесь в основном и сосредоточены известные запасы сверхтяжелых нефтей и природных асфальтов.

* Здесь и далее разделение запасов по категориям приводится в соответствии с принятыми за рубежом классификациями.

По оценке ВЭС в Канаде, главным образом в провинции Альберта, подтвержденные запасы* тяжелых УВ (“природных битумов”) составляют около 28,4 млрд т (в пересчете на нефть) при начальных геологических запасах 260 млрд т. Перспективные геологические ресурсы (также в пересчете на нефть) – 41 млрд т, прогнозные – 146 млрд т [19]. (Здесь, как и в дальнейшем, пересчет баррелей в тонны выполнен с учетом плотности тяжелых УВ.) Все эти битумы содержатся в песчаных битуминозных породах (“нефтяных песках”), разработка которых идет полным ходом в течение многих лет. Накопленная добыча на 01.01.2003 г. превысила 490 млн т нефти [19]. Однако здесь основная часть содержащихся в “нефтяных песках” битумов относится к категории сверхтяжелых нефтей (мальт), а следовательно, они не являются предметом рассмотрения в настоящей статье. К сожалению, в доступной литературе не удалось обнаружить раздельных запасов по двум названным категориям битумов. По-видимому, добывающие компании вообще не придают значения такой разнице, поскольку термическая обработка материалов, близких по физическим свойствам, делает подобное разделение неактуальным.

Огромнейшие запасы природных асфальтов в Венесуэле сосредоточены в Поясе Ориноко, занимающем южную часть осадочного бассейна Митурин, непосредственно к северу от среднего течения р.Ориноко. Самые старые сведения о нефте- и асфальтопроявлениях в этой области восходят к 1832 г. Упомянутый осадочный бассейн вытянулся почти на 600 км в широтном направлении при средней меридиональной протяженности около 70 км; площадь его составляет около 54 тыс. км2, а залежи УВ занимают общую площадь 13600 км2. Начальные геологические запасы природных асфальтов в Поясе Ориноко исчисляются в 63 млрд т, подтвержденные определяются разными авторами в 220-370 млн т, вероятные и возможные запасы (соответствуют отечественным категориям предварительно оцененных запасов и перспективных ресурсов) – 600 млн т, прогнозные ресурсы – 10,5-14,4 млрд т [18, 14]. Суммарно для сверхтяжелых УВ (мальты и природные асфальты) встречаются и еще более высокие оценки: подтвержденные запасы – до 5 млрд т [13].

Следует подчеркнуть, что при подсчете запасов и ресурсов сверхтяжелых УВ в недрах Пояса Ориноко зарубежные геологи объединяют мальты с природными асфальтами. Частично это объясняется недостаточной изученностью региона, частично здесь играет роль обстоятельство, уже отмеченное при обсуждении месторождений канадских “нефтяных песков”, а именно: современные технологии переработки позволяют практически с одинаковой эффективностью получать обычную нефть как из мальт, так и из природных асфальтов.

Коллекторские породы Пояса представлены прибрежно-морскими и дельтовыми преимущественно песчанистыми отложениями ранне- и среднемиоценового возраста (формация офисина), местами залегающими прямо на кристаллическом фундаменте докембрийского возраста. Все проявления УВ в пределах Пояса связаны с платформенной частью бассейна Митурин. Формация офисина считается крупнейшим в мире коллектором мальт и природных асфальтов. Она характеризуется высокой открытой пористостью (25 % и выше) и высокой проницаемостью. Для природных битумов Пояса характерны высокая вязкость [1], высокое содержание ванадия (до 1100 ppm), никеля (свыше 100 ppm) и серы (3,5-5,4 %).

На сегодня не существует единого взгляда на образование грандиозных асфальтовых скоплений. Согласно самой популярной гипотезе асфальты образовались вследствие процессов деградации, биодеградации и окисления легких нефтей. Ряд специалистов считает, что в данном районе просто сосуществуют скопления УВ на разной стадии эволюции. Имеются данные о “стратификации” жидких УВ по плотности в вертикальном разрезе. Возможно также, что немалое воздействие на процесс образования месторождений природных асфальтов оказали такие факторы, как природный газ и подземные воды.

Современные разработки природных асфальтов Пояса Ориноко в промышленном масштабе начались в середине 1990 г., после провозглашения официального правительственного курса “Нефтяного открытия Венесуэлы”. За первые 5 лет в освоение и разработку месторождений природных битумов в пределах Пояса инвестировано свыше 12 млрд дол. [11].

Освоение ресурсов тяжелых УВ в Венесуэле с самого начала предполагалось проводить в тесном сотрудничестве с крупнейшими мировыми компаниями. К настоящему времени образовано 4 региональных проекта: Sincor (Total – 47 %; Statoil – 15 %; PDVSA – 38 %), Petrozuata (ConocoPhillips – 51,1 %; PDVSA – 49,9 %), Hamaca (ChevronTexaco – 30 %; ConocoPhillips – 40 %; PDVSA – 30 %), Cerro Negro (ExxonMobil – 41,7 %; Veba – 16,6 %; PDVSA – 41,7 %). Суммарные инвестиции в проекты планируются в объеме 13,3 млрд дол. Длительность контрактов – 35 лет.

Предполагаются следующие уровни добычи в пересчете на нефть торговой марки Orimulsion, млн т/год: проект Hamaca – 20,0; проект Sincor – 9,0; проект Petrozuata – 6,5; проект Cerro Negro – 6,0 [18]. В проекте Petrozuata сверхтяжелая нефть (в которую перерабатывается и часть природных асфальтов) транспортируется на северное побережье Венесуэлы, где доводится до кондиции 0,898-0,940 г/см3, а дальше направляется на перерабатывающие заводы США (Лейк-Чарлз и Кордон) или Венесуэлы. В проектах Cerro Negro, Sincor и Hamaca в настоящее время перерабатывается только мальта [19].

В феврале 2005 г. французская компания Total начала переговоры с правительством Венесуэлы о новом проекте добычи природных битумов Sincor. Месяц спустя желание расширить свою деятельность в пределах Пояса Ориноко высказали испано-аргентинская Repsol YPF и американская корпорация ChevronTexaco. Пока их намерения ограничиваются строительством новой перерабатывающей установки. Венесуэльская государственная компания PDVSA намерена в ближайшие годы инвестировать в разведку и освоение нефтяных богатств Пояса Ориноко свыше 30 млрд дол.

Сегодня освоение УВ Пояса Ориноко ведется с малой интенсивностью: добывается около 0,3 % доказанных запасов в год (при оптимальном уровне отбора 7,3 %). Учитывая, что в состав торговых смесей входит всего около 60 % полученных из природных битумов мальт, можно предположить, что ежегодная добыча природных асфальтов из месторождений Пояса Ориноко близка к 15 млн т.

Суммарная продукция “синтетической” нефти Orimulsion в 2002 г. составила около 9,0 млн т. Однако уже в 2006 г. PDVSA рассчитывает получить не менее 20 млн т этого продукта [19], а в 2007 г. производство возрастет до 32-34 млн т, при этом операционные расходы на производство 1 барреля “синтетической” нефти составляли на рубеже веков около 1,5 дол. К 2004 г. операционные расходы значительно возросли: чуть больше 3 дол/баррель при добыче и около 6 дол/баррель при переработке в нефть плотностью 0,865 г/cм3. Тем не менее разработка месторождений Пояса Ориноко продолжает быть исключительно выгодной: баррель “синтетической” нефти при средней экспортной цене в 30 дол. приносил в 2004 г. (за вычетом налогов и экспортной пошлины) 10 дол. прибыли [4]. Следует отметить, что коэффициент извлекаемости мальт и асфальтов в настоящее время весьма невысок – порядка 10 %, а это представляет колоссальный резерв для добывающей промышленности в случае внедрения технологически более прогрессивных методов добычи сверхтяжелых УВ.

В Венесуэле же, в восточной провинции Сукре, находится самое большое асфальтовое озеро в мире – Гуаноко. Оно занимает площадь в 4 млн м2. Известно оно было уже местным индейцам народности варао, использовавшим природные асфальты для пропитки своих каноэ. Промышленные разработки асфальта начались в конце XIX в. За первые 44 года было добыто 1,250 млн т асфальта. Весь асфальт экспортировался в США, где он использовался как дорожное покрытие, в том числе в Нью-Йорке, Чикаго и Детройте. Запасы асфальта месторождения Гуаноко оцениваются сейчас в 12 млн т, и в 1978 г. Министерство энергетики и горной промышленности Венесуэлы изучало проект восстановления добычи. Однако тогда проект сочли нерентабельным. В последние годы господствующим стало убеждение, что разрабатывать Гуаноко все же надо, однако делать это предполагается за счет частных инвестиций.

Поверхностные выходы асфальтов меньшего размера отмечаются в районе дельты Ориноко в Ла-Бреа и Лос-Саньос-Гуаноко, а также на ряде нефтяных месторождений.

    В Республике Тринидад и Тобаго широко известным источником природного асфальта является озеро Пич-Лейк (озера Ла-Бреа, Асфальтовое) на юго-западе о-ва Тринидад. Как и на востоке соседней Венесуэлы, местные индейцы пользовались этим асфальтом для пропитки своих каноэ. Свидетельства о давнем использовании асфальта (“пич” на языке индейцев кумана) сохранились в легендах.

Первые попытки промышленного использования асфальтов Пич-Лейка предприняли испанцы в конце XVIII в., однако только в 1850 г. начинается масштабное освоение богатств Асфальтового озера. В 1888 г. была основана The Trinidad Lake Asphalt Company, которая до сих пор осуществляет добычу природного асфальта. В 1978 г. она была преобразована в национальную государственную компанию Lake Asphalt of Trinidad and Tobago, Ltd. В 1990-х гг. ежегодная добыча компании составляла примерно 20 тыс. т. В настоящее время Пич-Лейк является самым значительным коммерческим месторождением в мире, хотя добыча несколько упала. Около 80 % добычи направляется на экспорт. Стоимость экспорта, например, в 1999 г. составила 3 млн дол. [5].

Поскольку запасы асфальтов в Пич-Лейк оцениваются в 6-10 млн т [8], при современном уровне добычи их хватит не меньше, чем на 400 лет.

Кроме Пич-Лейк, на о-ве Тринидад выявлено еще 15 месторождений природных асфальтов. Их суммарные геологические запасы составляют 180 млн т, прогнозные ресурсы – 10,5 млн т [19].

    В США общие запасы тяжелых УВ оцениваются в 58,1 млрд баррелей, но при подсчете имелась в виду масса битуминозной породы (tar sands), а не содержащиеся в ней УВ. При этом около 35,7 % запасов считаются “спекулятивными”, т.е. прогнозными ресурсами. Битуминозные отложения широко распространены по территории США: около 33 % их локализовано в штате Юта, 17 % – на Аляске, остальное – в Калифорнии, Алабаме, Кентукки, Техасе и других штатах. Около 80 % известных запасов природных битумов и (как предполагают) около 75 % неоткрытых запасов сконцентрированы в месторождениях западно-канадского типа, и это привело американских геологов к заключению, что в подобного рода осадочных бассейнах создавались идеальные условия для накопления деградировавшей нефти [19].

Разработки тяжелых УВ начались еще в XIX в. в Калифорнии. Многие месторождения битумов в США долгие десятилетия поставляли асфальт для дорожного покрытия, пока в практику не был внедрен метод получения более качественного асфальта на нефтеперерабатывающих заводах. Постепенно асфальтовые месторождения отходили на обочину развития добывающей промышленности, однако попытки реабилитировать хотя бы некоторые из них предпринимались не раз.

Так, в 1985 г. были предложены к разработке 43 проекта, охватывавших месторождения УВ с вязкостью не менее 1000 мПас, но они включали всего лишь около 15 % запасов природных битумов США. Однако ни один из них не был осуществлен. Одной из причин потери интереса к разработке битуминозных песков стало отсутствие надлежащего законодательства по аренде соответствующих территорий [19].

В штате Юта (г.Душейн в округе Юинта) ведутся разработки твердого темно-бурого асфальта подкласса гильсонит из жил, вертикально пронизывающих отложения формаций гринривер и юинта. Ежегодно добывается около 60 тыс. т гильсонита [17]. Старательская добыча гильсонита в районе велась с 1889 г., но только с основанием American Gilsonite Company (1904 г.) добыча стала промышленной. В первый же год компанией добыто около 3,0 тыс. т гильсонита. Максимум добычи пришелся на 1961 г., когда ее объем составил 470 тыс. т [14]. Продукцией American Gilsonite Company пользуются более 40 государств мира, прежде всего – европейские страны.

Проявления гильсонита отмечены также на западе штата Колорадо. В обоих штатах природный асфальт встречается в виде жил мощностью от 2,5 до 5,5 м, некоторые жилы прослежены на протяжении 8 миль. Добытый гильсонит применяется при изготовлении ряда специальных продуктов: типографской краски, защитных покрытий, буровых добавок и пр.

Гораздо большей известностью пользуются месторождения природного асфальта в Калифорнии. Самое популярное из них – ранчо Ла-Бреа, расположенное в 5 милях от центра Лос-Анджелеса. Прославлено это месторождение отнюдь не своими размерами или объемом добычи: в горизонтах природного асфальта сохранилась богатейшая палеонтологическая коллекция животных ледникового периода.

Небольшие по масштабам разработки природного асфальта начались близ городка МакКиттрик (в округе Керн) в начале 1860-х гг., сразу же после открытия нефтяных месторождений в этом районе. Здесь был найдена уникальная глыба из чистого асфальта высотой около 3 м и диаметром около 180 см [16]. Выходы асфальта, приуроченные к отложениям верхнего миоцена, плиоцена и плейстоцена, прослежены на расстоянии 4 миль. Промышленные разработки продолжались до начала ХХ в., причем основной проблемой маккиттриковского асфальта считалась очистка его от многочисленных органических включений. В 1900-1910 гг. было проведено палеонтологическое обследование месторождения, после чего решено прекратить его промышленное использование.

Проявления природного асфальта, в том числе поверхностные, открыты и в других штатах США.

В Висконсине они встречаются в известняках девонского возраста к северу от г. Милуоки.

В Кентукки природные асфальты связаны с песчаниками каменноугольного возраста. Они разрабатывались в начале ХХ в., поставляя материал для асфальтирования городских улиц; позднее добыча была прекращена, но в конце 1970-х – начале 1980-х гг., после резкого роста цен на нефть, она возобновилась и продолжалась до начала 1990 гг. Геологические запасы битуминозных песчаников в Кентукки (в пересчете на жидкие УВ) на начало 2004 г. оценивались в 540 млн т [15]. По другой оценке подтвержденные запасы природных асфальтов в Кентукки составляют 500 млн т [10].

Месторождения природного асфальта в штате Алабама (округ Лоренс) были известны еще местным индейцам. Современные разработки идут с различной степенью интенсивности с 1927 г. По данным Палеонтологического научно-исследовательского центра Смитсонианского института текущие запасы природных асфальтов составляют не менее 700 млн т, в пересчете на нефтяное содержание – 100 млн т [10].

В штате Западная Виргиния, близ р.Огайо (община Сиско), до сих пор действует небольшая асфальтовая шахта.

Американские геологи считают, что поверхностные выходы УВ, в том числе и природных асфальтов, сыграли значительную роль в открытии месторождений нефти и газа, причем как на начальном этапе освоения калифорнийских недр (Ньюхолл в 1876 г.), так и в совсем недавние времена (Ливермор в 1976 г.). С их помощью открыто не менее 43 нефтегазовых месторождений.

Всего в США выявлено 85 месторождений природного асфальта, не считая мелких проявлений; восемь из них относились к гигантским (свыше 150 млн т); правда, оценивались при этом запасы битуминозных песков. Начальные геологические запасы (в пересчете на нефть) определялись в 6700 млн т, начальные извлекаемые – всего в 10 млн т. (Эти явно заниженные запасы уже выработаны.) Сегодня по данным ВЭС потенциал США составляет 3150 млн т перспективных ресурсов (геологических) и 23,5 млрд т прогнозных ресурсов [19], хотя всего пятью годами раньше перспективные и прогнозные геологические ресурсы США тем же источником оценивались в 4231 млн т [18].

    На Кубе значительные месторождения природного асфальта известны в провинциях Пинар-дель-Рио и Вилья-Клара. Мощность асфальтовых горизонтов иногда превышает 20 м. После прихода европейцев эти месторождения использовались главным образом для пропитки корабельных днищ. Интенсивная разработка месторождений начинается только в конце ХIX в., когда асфальт стали использовать для дорожных покрытий. Кубинский асфальт направлялся главным образом в США. В начале ХХ в. северный сосед принимал ежегодно более 7 тыс. т кубинского асфальта. В последние полвека добыча асфальта на острове резко сократилась и не превышает нескольких тысяч тонн, идущих на удовлетворение потребностей местного дорожного строительства.

Небольшие асфальтовые месторождения открыты в Эквадоре (поверхностные проявления в междуречье Пангальяку и Ольин-Чико на северо-востоке страны), на Барбадосе (где он называется “мэнджек”), юге Боливии (колумбийская Амазония), в Перу (департамент Тарихо), где начальные геологические запасы многочисленных, но мелких месторождений оцениваются в 21 млн т [19], и в ряде других районов Латинской Америки.

Особый тип асфальтовых месторождений открыт в 2003 г. учеными бременского Центра исследований океанических окраин. На дне Мексиканского залива, западнее п-ова Юкатан, на глубине порядка 3000 м были обнаружены соляные диапиры, поднимающиеся над морским дном на 450-800 м. В центральной части этих структур были обнаружены кратеры, извергающие асфальт; подводной фотосъемкой были зафиксированы асфальтовые потоки на их склонах. Некоторые из потоков достигают мощности 20 м. Покрытые асфальтом участки морского дна обычно занимают площадь свыше 1 км2 [13]. Подобные структуры были названы “асфальтовыми вулканами”. Район асфальтовых вулканов соседствует с соляно-купольной областью. Как известно, по всему побережью Мексиканского залива соляные структуры встречаются поблизости от месторождений жидких и газообразных УВ. Так, вблизи от асфальтовых вулканов района Кампече-Ноллз обнаружены проявления газогидратов и выходы свободного газа. Донные асфальтовые вулканы Мексиканского залива считаются продуктом разрушения нефтяных залежей микроорганизмами. Теоретически упомянутые асфальтовые пласты можно разрабатывать, однако практически вряд ли подобная идея когда-нибудь будет осуществлена вследствие явной нерентабельности. Скорее всего, “вулканические” асфальты будут востребованы только как побочный продукт при разработке нефтяных и газогидратных месторождений.

    Африка

Геологические запасы всех африканских месторождений на 01.01.2003 г. составляли 68,1 млрд т, подтвержденные – 206 млн т, вероятные и возможные – 6,6 млрд т [19].

Наиболее богата асфальтами нефтеносная Нигерия: ее начальные геологические запасы оценены в 66,9 млрд т, однако подтвержденные запасы пока относительно невелики – 91 млн т. Они сосредоточены на юго-западе страны и пока что не рассматриваются как сырьевой источник. Видимо, такое положение сохранится до тех пор, пока в Нигерии будет добываться много “традиционной” нефти.

    В Анголе разработки месторождений природных асфальтов ведутся уже несколько десятков лет. В 1960-1970-е гг. объемы добычи на прибрежной полосе достигали 30 тыс. т в год. Развитие нефтедобывающей промышленности и прежде всего открытие крупных морских месторождений “традиционной” нефти повлияли на снижение добычи. Впрочем, данному обстоятельству в немалой степени способствовала и нестабильная политическая обстановка в стране. Основные месторождения Анголы расположены в Куанза-Камерунском нефтегазоносном бассейне (НГБ). Начальные геологические запасы природных асфальтов в стране составляют около 715 млн т [19], однако разработка месторождений в целях получения дополнительных источников энергетического сырья в ближайшие десятилетия не предусмотрена. В Анголе, как и в Нигерии, низка доля подтвержденных запасов – всего 74 млн т.

Небольшие по запасам месторождения природных асфальтов выявлены в обоих конголезских государствах. В Республике Конго (Браззавиль) мелкое месторождение находится по соседству с озером Китина. Из него добывают асфальт для нужд местной дорожной администрации. Остаточные запасы месторождения чуть больше 1 млн т. В Демократической Республике Конго месторождение расположено близ Кабинды (Ангола). В конце 1950-х гг. оно еще разрабатывалось (порядка 4 тыс. т в год). Подтвержденные запасы месторождения – чуть меньше 5 млн т [19].

    На Мадагаскаре открыто крупное месторождение природных асфальтов Бемоланга с начальными геологическим запасами 278 млн т, подтвержденными – 35 млн т, вероятными и возможными – 30,5 млн т, однако и здесь добыча УВ в энергетических целях пока не предусмотрена [19].

    Европа

Самое значительное из европейских асфальтовых месторождений находится в Албании. Асфальтовое месторождение Селеница соседствует с одноименным нефтяным месторождением. Геологические запасы природных асфальтов оцениваются здесь в 59 млн т.

Среди других стран запасы природных асфальтов более или менее ощутимы только в Италии, тогда как в других государствах они чисто символические. Итальянские месторождения природного асфальта расположены в четырех различных осадочных впадинах, относящихся к разным НГБ, приуроченным к передовым прогибам с тектонически нарушенными осадочными свитами. Наиболее богата асфальтами впадина Кальтанизетта, относящаяся к Тунисско-Сицилийскому НГБ. Здесь месторождения асфальта соседствуют с нефтяными, отчасти совпадая с ними по площади. Кстати, нефть этих морских месторождений, как правило, высоковязкая и приближается по этой характеристике к располагающимся рядом природным асфальтам [19]. Природный асфальт разрабатывается в небольших количествах на юге Сицилии, близ Рагузы (пещера Анчоне). Подобные же мелкие месторождения открыты в области Лацио и Абруццских горах, однако, насколько известно, там разработки не ведутся. По оценке ВЭС в Италии подтвержденные запасы природного асфальта составляют около 33 млн т [19].

Известны битумы и в других европейских странах. В Румынии подтвержденные запасы природных асфальтов составляют около 1 млн т.

    На северо-западе Германии, в пределах Центрально-Европейского НГБ, выявлено месторождение очень вязких природных битумов Нордхорн. Рудник природного асфальта до сих пор действует в верховьях Везера, в дер.Хольцен, близ городка Эшерсхаузен. Небольшие месторождения природного асфальта были открыты в районе Ганновера: Линденер-Берг (XVIII в.) и между Алерном и Фельбером (XIX в.); в первом обнаружена была еще и жидкая нефть. Оба месторождения выработаны еще в первой четверти прошлого века. Асфальтовое месторождение в Зирингхуке близ Бентхайма (земля Нижняя Саксония) разрабатывалось с 1736 г. Бентхаймское “черное золото” (так его называли) с содержанием 94 % чистого асфальта употреблялось главным образом для производства парафина. Несколько десятилетий (1880-1929 гг.) добыча велась подземным способом, после чего была прекращена вследствие низкой рентабельности [7].

Суммарные начальные запасы всех немецких месторождений не превышают 200 тыс. т [19].

В небольших количествах природный асфальт для местных нужд все еще добывают на севере Испании (Сьерра-де-Маэсту, провинция Алава). Месторождение Маэсту разрабатывается с незапамятных времен. Его генезис связывают с разрушением крупного месторождения нефти, образовавшегося в конце мела или начале эоцена.

    В Великобритании сверхтяжелую нефть, близкую по плотности к природным асфальтам (до 1,009 г/см3), добывают в британском секторе Северного моря на одном из горизонтов месторождения Пайпер. Такой же по качеству флюид открыт в нефтепроявлении к западу от Шетландских островов.

    В Швейцарии месторождение Валь-де-Травер (кантон Нёвшатель) является примером мелких асфальтовых месторождений, расположенных по обе стороны Альп и разрабатывавшихся в отдаленном и недавнем прошлом. Месторождение природного асфальта было открыто в 1711 г., а уже в следующем году началась его разработка, которая с различной степенью интенсивности велась до 1986 г., причем до 1960 г. существовала государственная монополия на разработку асфальтового месторождения. Улицы крупнейших европейских городов (Париж, Лондон, Стокгольм и др.) были покрыты асфальтом из Валь-де-Травер. Остаточные запасы Валь-де-Травер оцениваются примерно в 1,5 млн т [19]. Небольшая шахта все еще действует в том же кантоне, в Куве.

    Во Франции известны три месторождения природного асфальта, разрабатываемые в настоящее время шахтным способом в Лованьи (департамент Савойя) и Шане (департамент Эн). Добыча на этих месторождениях невелика и направлена на удовлетворение местных потребностей. Кроме того, в департаменте Гар разрабатывается месторождение палеогеновых асфальтовых песков в Сен-Жан-де-Марюежоль. Разрабатывает месторождение компания Sociйtй Franзaise des Asphaltes. В 2000 г. было добыто 11500 т породы, которая потом размельчается, проходит термическую обработку и в виде обогащенного порошка отправляется потребителям [9].

    В Хорватии практически по всему побережью отмечаются выходы твердых и полужидких битумов. Некоторые проявления природных асфальтов достигают промышленных размеров. Крупнейший до недавних пор асфальтовый рудник Европы “Паклина” располагался в Динаридах, близ г.Вргорац, на границе Хорватии и Герцеговины. Другой значительный рудник (Minjera) функционировал на о-ве Брач, возле городка Шкрип. Разработки здесь начались вскоре после 1780 г., когда было получено разрешение на производство горных работ. Добытый природный асфальт вывозился преимущественно в Италию, где служил основным сырьем для производства искусственного дорожного покрытия, но однако вскоре добыча была прекращена, поскольку хозяева рудника посчитали, что уже выбрали все битумы. Оказалось, что это не так. В 1967 г. снова возник интерес к добыче асфальта, была доказана экономическая целесообразность возобновления разработок, но добычу так и не восстановили [12].

Незначительное по запасам месторождение Натанеби открыто на территории Грузии (подтвержденные запасы – 0,5 млн т).

    Азия

На Ближнем Востоке начальные геологические запасы природных асфальтов подсчитаны только в Иордании, Бахрейне и Сирии. Иорданские запасы асфальтов составляют 5 млн т; в Бахрейне – примерно 50 млн т, в Сирии – порядка первых миллионов тонн.

Асфальтовое месторождение Бабенна в Сирии является единственным из разрабатываемых в богатейшем нефтяном регионе. По данным Дамаскской торговой палаты ежегодная добыча асфальтовой крошки едва превышает 110 тыс. т [3]. В настоящее время прорабатываются проекты освоения месторождений природного асфальта в Куфайе и битуминозных песков в Бушре (с целью получения асфальта).

Постоянным источником природных битумов является Мертвое море. Там до сих пор время от времени на поверхность из придонных горизонтов всплывают обширные пятна битумов. На берегах можно встретить асфальтовые скопления. Видимо, именно это обстоятельство послужило римлянам основанием назвать его Асфальтовым озером. В настоящее время ни о каких масштабных проектах добычи битумов речь не идет.

Отдельные выходы и проявления асфальтов отмечены в Ираке и Израиле.

    В Иране два нефтяных месторождения содержат природные асфальты или мальты. К сожалению, однозначно принадлежность флюида определить по литературным данным нельзя, поскольку авторы сообщений придерживаются разных взглядов на сверхтяжелые УВ. Известно только, что в одном из месторождений (морской Ф-структуре) содержится, скорее всего, все-таки мальта, тогда как продукт, добывающийся с 1931 г. в небольших количествах на мелком месторождении Кух-э-Мунд, вполне может быть отнесен к природным асфальтам. Иранцы называют его “азиатским гильсонитом”. Его реализацией занимается преимущественно Yaser Commercial Company. По сравнению с американской разновидностью “азиатский гильсонит” отличается бульшей плотностью (соответственно 1,04-1,06 и 1,1-1,2 г/см3), бульшей зольностью (0,5 и 7,0-8,5 %), бульшим содержанием летучих компонентов, более высокой точкой пластичности, несколько бульшим содержанием влаги (0,5 и 0,5-1,5 %) [2].

В Восточной и Юго-Восточной Азии природные асфальты известны по месторождениям Индонезии и Китая.

В Индонезии подтвержденные запасы составляют 67 млн т; начальные геологические – 1,4 млрд т. Подавляющая доля запасов относится к хорошо известному месторождению Пасар-Вайо на о-ве Бутон (к югу от Сулавеси), крупнейшему в Юго-Восточной Азии. Оно достаточно давно разрабатывается и до последнего времени поставляло асфальт для дорожных покрытий. Ежегодная добыча в настоящее время составляет около 0,5 млн т.

В Китае речь идет о четырех месторождениях в Джунгарском НГБ, на западе страны; пока здесь подсчитаны только геологические запасы, составляющие 253 млн т [19].

На территории СНГ основные по размерам залежи природных асфальтов обнаружены в Казахстане, в пределах Прикаспийского НГБ. Их геологические запасы оцениваются в 40,2 млрд т, подтвержденные – в 6,68 млрд т [19]. Наличие в стране крупных и легкодоступных запасов традиционной нефти отодвигает срок освоения этих запасов в необозримое будущее.

Небольшие месторождения природных асфальтов известны в пределах Южно-Каспийского НГБ. Самое значительное из них – Чейлдаг – находится в Азербайджане, вблизи Баку. Его геологические запасы оцениваются всего в 3,8 млн т [19], а поэтому считается, что оно никогда не будет использоваться в энергетических целях. Известно также одно проявление сверхтяжелых УВ в Узбекистане в Аму-Дарьинском НГБ – Хаудаг. Судя по литературным источникам, речь идет о месторождении мальт.

    В Российской Федерации также есть залежи природного асфальта. Например, в Поволжье, еще до открытия нефти, некоторые из таких залежей разрабатывались, поставляя асфальт городскому хозяйству. В данных ВЭС учитывается 36 месторождений сверхтяжелых УВ на территории России. Их суммарные доказанные запасы составляют около 4,5 млрд т; перспективные и прогнозные ресурсы страны в целом оценены в 1,7 млрд т. К сожалению, в подсчетах ВЭС природные асфальты объединены с мальтами. В связи с этим вышеприведенные значения следовало бы уменьшить, по крайней мере, в 2 раза. Как видно, и в этом случае ресурс природных асфальтов получается весьма значительный. Правда, основные запасы этого сырья приурочены к северным регионам нашей страны. В настоящее время разработка месторождений асфальта экономически нецелесообразна. Однако развитие процессов переработки тяжелых УВ в энергетических целях даже на уровне, достигнутом в настоящее время за рубежом, позволяет считать отечественные месторождения этого вида УВ надежным резервом нефтедобывающей промышленности. Когда подойдут к концу запасы “традиционной” нефти, на повестку дня встанет вопрос об освоении новых, “нетрадиционных”, источников жидкого топлива, к числу которых относятся месторождения мальт и природных асфальтов. Наличие такого потенциального запаса позволяет считать все разговоры о “конце нефтяной эры” преждевременными.

***

В ежегодном обзоре ВЭС глобальные подтвержденные запасы природных асфальтов (без учета Российской Федерации) оценены в 38,4 млрд т [19]. Однако цифра эта требует существенного уточнения. Прежде всего из нее надо исключить сведения о канадских запасах, о чем уже говорилось выше. Далее, ее надо дополнить сведениями о запасах природных асфальтов США, Венесуэлы, стран Латинской Америки. Таким образом, по расчетам подтвержденные запасы природных асфальтов в зарубежных странах на начало 2004 г. можно оценить в 9,3 млрд т. Если ограничиться только теми запасами, которые можно использовать в энергетических целях, то таковые составят не менее 7,3 млрд т. Как видно, эти запасы сравнимы по величине с извлекаемыми запасами “традиционной” нефти во многих странах, возглавляющих список богатых нефтью государств. Причем высока вероятность того, что в ближайшие годы объем глобальных запасов асфальтов может быть значительно увеличен.

Отсюда понятно, почему некоторые энергетики говорят о появлении “четвертого вида ископаемого топлива”. А отдельные оптимисты, как, например, профессор Дэвид Деминг из университета американского штата Оклахома, полагают, что при нынешнем уровне потребления нефти энергетических запасов природных битумов человечеству хватит по меньшей мере на 500 лет. Мировая добыча природных асфальтов по данным ВЭС не превышает 650 тыс. т в год [19]. Эта оценка не включает сведений о добыче природных битумов на месторождениях Пояса Ориноко.


 

ЛИТЕРАТУРА
1. AAPG Bulletin 2004. Integration of subsurface applications to develop a dynamic stochastic modeling workflow – T.Svanes et al. http://www.aapgbull.geoscienceworld/org.
2. Alibaba.com. Yaser Commercial Company. Gilsonite. http://www.alibaba. com. 2005.
3. Damascus Chamber of Industry. Industry In Syria. http://www.dci-syria. org. 23.07.2004.
4. EnergyBulletin.2004. Attempts to offset oil depletion in Venezuala through heavy oil processing. http://www.energybulletin.net. 16.05.2005.
5. Grupa LOTOS SA. Asfalty. http:// www.lotos.pl. 22.04.2005.
6. GSA. Extra-heavy oil and natural bitumen: contribution to future energy supply. http://gsa.confex.com. 03.03.2005.
7. Historisches aus Sieringhoek. http://www.da-kulmi.de. 2004.
8. Lake Asphalt of Trinidad and Tobago (1978) Ltd. The Pitch Lake of La Brea. http://www.trinidadlakeasphalt.com. 14.05.2005.
9. Mineralinfo. Panorama des activites minieres en France en 2000. http://www.mineralinfo.org. 12.06.2003.
10. Paleontological Research Institute. Fossil Fuel Resources in Inland Basins. http://www.priweb.org. 2003.
11. Revista Venezolana del economio... La valorizacion del crudo extrapesado de la faja petrolifera del Orinoco. htpp://www.revele.com/revista_venezolana_de_economia_y_ciencias_sociales/vol110-n2.
12. Speleoloski odsjek HPD Zeljeznicar. Spilja – rudnik “Minjera”. http:// www.math.hr. 04.10.2004.
13. The Hindu. Asphalt flows from deep-sea volcanoes. http://www.hindu. com. 06.02.2004.
14. TrainWeb. Gilsonite. http://www. trainweb.org. 13.05.2005.
15. University of Kentucki. Kentucki Geological Survey. Kentucky Oil and Gas Assessment Overview: Resources. http://www.uky.edu. 2004.
16. USGS. Seeps in California History. http://seeps.wr.usgs.gov. 29.06.1999.
17. Utah Gov. Departement of Natural Resources. CRMP Overview. Industrial Rock and Mineral Resources. http: //www.planning.utah.gov. 08.11.2004.


©  А.Г. Москвин, Журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление", 1-2006
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru