viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Верстка Полиграфии, WEB сайтов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

М.Л. Половинкина,  (К.и.н., доцент, Липецкий государственный технический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Становление и развитие российского государства
В статье подняты проблемы и роль чиновничества, административного аппарата и государственной службы в истории России (связанные неразрывно с ее становлением и развитием); приведены основные периоды в государственности России, факты истории, личности знаменитых реформаторов российской государственности.

Ключевые слова: Становление и развитие российского государства, история государственной службы России, исторические моменты, государственная власть, чиновничество, реформы, исторические личности-реформаторы, эволюционные этапы, роль чиновничества в государственном управлении, бюрократизм.

 

Формирование традиций,  структуры, институтов и механизмов  государственной власти и его аппарата по мере становления российского государства всегда неотрывно были связаны с чиновничеством.

Как бы не именовали чиновников в разные времена (государственный служащий, служилый человек, чиновник, государев человек или служащий, дворцовый), суть, цели и функции их должностей  никогда не менялись – служить государству, служить на благо своей страны, служить России.

    История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства (с его выживаемостью в сложных геополитических условиях XVI–XVII вв.), пери­одом  «удельного княжества» (с закономерным и прогрессив­ным этапом феодальной раздробленности и вступлением в ста­дию распада), татаро-монгольским игом, политикой Золотой Орды в отношении русских земель и созданием единого Русского (Московского) государства (в условиях тотальной борьбы самыми мощными военными державами средневеко­вья: с исламизированной Зо­лотой Ордой и католицимизированной  Речью Посполитой), Смутой (с сис­темным кризисом и сложным взаимодействием разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества   XVI–XVII вв.), чередой дворцовых переворотов (с фаворитизмом и регентством), реформами Петра I и Екатерины II, земскими реформами (подняли аграрно-крестьянскую Россию на ноги и превратили страну в могущественную мировую державу), нулевой и Первой мировой войнами, двумя революциями (с полным развалом имперской российской государственности, заменой прежних государственных институтов, традиций и системы государственной службы, с приобретением  опыта самоуправления; созданием принципиально новой государственной системы, основанной на Советах трудящихся, идеологическом и политическом диктате),  НЭПом (с доктриной свободной экономической торговли и плановым народным хозяйством), Великой Отечественной войной (с огромными человеческими и материальными потерями, трагичными и скорбными моментами, великим праздником Победы), созданием и развалом СССР (со взлетами и падениями; ошибками личностей, народа и государства; коллективизацией и индустриализацией; освоением космоса; демонтажом партийно-государственной машины), лихими 90-ми (с перестройками и «перегрузкам», с развитым номенклатурно-бюрократическим аппаратом, с переходом к новой модели государственного, местного управления и самоуправления, преобразованием и созданием заново российской государственности в условиях  мирового геополитического коллапса), новыми современными преобразованиями (с попыткой пересмотров фактов нашей истории и жесткой (а порой и жестокой) борьбой за многополярность миропорядка) и  многим другим [1,2,5,7,8,9,12,13].

За всеми этими историческими моментами и событиями стоит государственный аппарат (для каждой эпохи – свой) и чиновники (государственные служащие). За каждым эволюционным этапом развития чиновничества России  видны не только основные этапы формирования ее государственности, развития управленческого опыта и управленческой мысли, а стоит историческая личность-реформатор.  Наиболее известными реформаторами Российского государства (государственности и управления) были   Иван IV (Грозный), Петр I, Екатерина II, Александр II, Николай I; реформами управления занимались Г.Р.Державин, Н.П.Румянцев, В.А. и П.А. Зубовы, П.В.Завадовский, А.Б.Куракин, М.М.Сперанский, П.А.Столыпин, С.Ю.Витте и другие. Это были «державные мужи», которые никогда не ставили «местечковые интересы» выше  интересов Государства Россия.

Значимая роль чиновничества в государственном управлении уже  доказана – военной и гражданской службой, преданностью государству и государственности, кровью и жизнями, требованиями и просьбами,  приказами (указами) и распоряжениями, документами и кинолентами, неоспоримыми фактами истории и мн.др.

В 1846г. министр юстиции граф В.Н. Панин (по поручению императора Николая I) разработал записку о пересмотре устава о гражданской службе. Для реализации замысла был образован Особый комитет для пересмотра «Устава о службе гражданской». На основании указаний императора комитет высказался за отмену названий чинов, замену  производства за выслугу лет прибавкой к жалованью. Однако работа комитета была замедлена двумя серьезными записками на имя Николая I министра народного просвещения С.С.Уварова:

  • в первой   он доказывал, что чины есть «орудие столь могущественное, что доколе оно останется в руках властителей, едва ли что-либо может поколебать самодержавную власть в ее основаниях»;
  • во второй подчеркивал, что есть несколько путей для достижения известности или власти:  род, богатство, талант (Европейский). В Российском же «гражданское значение всех и каждого зависит от степени, которая определяется по усмотрению высшей власти» в зависимости от службы престолу и отечеству. Так же утверждалось, что «Табель о рангах…» так укоренилась в сознании россиян (соответствует их психологии), что стала частью представлений о мироустройстве. «Россия любит в «Табели о рангах» торжественное выражение начала, славянским народам драгоценного –равенства пред законом, дорожит знамением мысли, что каждый в свою очередь может проложить себе путь к высшим достоинствам службы», –писал С.С.Уваров[3].

В реальной жизни было все далеко не так, как красиво написал С.С.Уваров. Однако, перспектива блестящей карьеры, возможность приобрести дворянское достоинство действительно привлекала многих; достигнув же известных высот, они становились защитниками (за редким исключением) сложившейся системы чинопроизводства.

Николай I был вынужден согласиться с С.С.Уваровым: подписание  им Проект нового Устава о службе гражданской не состоялось;  Особый комитет в  1856г. был закрыт.

Условия и правила прохождения государственной службы (как и сам отбор претендентов к ней) был жестким; последовательное произведение в чины, после выслуги определенного количества лет в каждом чине – одно из них (независимо от фармации и эпохи; это правило, впрочем, как и многие другие, действует и в нынешних реалиях для госслужащих РФ). Никто не мог быть производим через чин, или, минуя чины низшие, прямо в высшие. Только император мог сделать исключение: назначить чиновника на любую должность и присвоить ему соответствующий чин. Послужной список С.Ю. Витте: Управляющий Юго-Западных железных дорог (титулярный советник IX класса)  → Директор департамента железнодорожных дел Министерства финансов (действительный статский советники IV класса; назначен императором Александром III после крушения царского поезда (несколькими месяцами ранее отказался повысить скорость движения императорского поезда на перегоне по требованию министра путей сообщения и генерал-адъютанта со словами:  «Я государю голову ломать не хочу», – поступок абсолютно недопустимый); назначение вызвало сенсацию в сановно-бюрократических кругах) → Министр финансов Российской империи (всего спустя три года)[4].

Эти факты свидетельствуют еще раз, что «роль личности в истории»  всегда отражается на деятельности государства, его аппарата, и принятии управленческих решений.

В мемуарной литературе приводится много фактов, свидетельствующих о великолепии и блистательных карьерах (высших чинов; хорошем материальном  и социальном положениях) и бедственном положении чиновников (в основном, рядового чиновничества). К отрицательным  составляющим «чиновничества» относились: пагубные последствия беззакония, бесконтрольность должностных лиц, низкий нравственный и образовательный уровень, мизерные оклады,  процветающее  казнокрадство («От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно», А.С.Пушкин[6]), беспримерное взяточничество (не презиралось; считалось необходимым атрибутом чиновной службы; нередко были единственным рычагом для запуска механизма бюрократической машины), прогрессирование бюрократии (бумаготворчество и многоступенчатость в прохождении бумаг)[10,11,14]. По отношению к нынешнему времени почти ничего не изменилось.

Советская власть первыми же своими декретами разрушила дореволюционную нормативно-правовую базу государственного аппарата и чиновничьей службы; термины «чиновник» и «бюрократ» стали тождественны и перешли в разряд ругательств. Затем были долгие годы забвения государственной службы и ее специалистов; были  зависимы  от существовавшей в стране государственной практики, диктата  и дискретного управления (от правительства до администраций предприятий и учреждений)[15].

Только к середине 90-х годов  ХХв. (уже в современной России) законодательно было оформлено понятие «государственная служба» (соответственно «государственный служащий») со всеми задачами, требованиями и правилами, условиями и результатами служения государству и обществу; фактически была создана система прохождения государственной службы, включающей в себя подобие «Табели о рангах…» (в контексте изучения абсолютизма в России, развития государственного аппарата, становления чиновничества, проблем борьбы с бюрократизмом и т. п.).

Смена времен и фармаций, министерств и ведомств, учреждений  и организаций, мундиров и фраков, жалования и окладов, чинов и рангов  никак не отразились на чиновничестве – спрос на  него актуален и по сей день. Однако все преобразования и крутые повороты российской истории показали, что сами понятия «чиновник» и «чиновничество» бессмертны (как и черты, составляющие их суть), поскольку обусловлены исключительно ролью государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. – 241с.
2. Архипова Т.Г., Сенин А.С., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России XVIII – XX века – М.: РГГУ, 2001. – 230с.
3. Егоров В.П., Слиньков А.В. История чиновничества в России / Учебное пособие. – М.: 2012.– 335с.
4. Егоров В.П., Слиньков А.В. История государственного аппарата и чиновничества в России / учебное пособие / Московский гос. ун-т путей сообщ., Юридический ин-т. – М: Юридический ин-т МИИТа, 2013. – 280 с.
5. Еремян В.В., Федеров М.В. История местного самоуправления в России. Часть 1./Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН. – 1999. – 295с.
6. Жерихина Е., Шепелев Л. Столичный Петербург. Город и власть. – СПб.: Центрполиграф, 2009. – 552 c.
7. Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии, XV–XVI вв. – M.: Мысль, 1985. – 278с.
8. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) /Под редакцией и с предисловием В. А. Томсинова. – М.: Зерцало 2004. – 504 с.
9. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. – Москва–Берлин.: МЕDIA, 2015. – 402с.
10. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. –Л.: 1969. – 231с.
11. Оболонский А.В., Барабашов А.Г. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 440 с.
12. Российское законодательство X–XX веков: В 9 т. Акты земских соборов. – М., 1985.–Т. 3.
13. Соколова Э.В. Эволюция сословно-представительной власти в России с середины XVI до середины XVII вв. Монография. На основе кандидатской диссертации, защищенной в Ивановском государственном университете в 2007г. – М., 2013г. – 229с.
14. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: формирование бюрократии. – М.: Наука, 1974.– 393с. 15. Янов А.Л. У истоков трагедии. – М.: Прогресс-Традиция , 2001. – 540с.


©  М.Л. Половинкина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru