viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.Л. Половинкина,  (К.и.н., доцент, Липецкий государственный технический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Становление и развитие российского государства
В статье подняты проблемы и роль чиновничества, административного аппарата и государственной службы в истории России (связанные неразрывно с ее становлением и развитием); приведены основные периоды в государственности России, факты истории, личности знаменитых реформаторов российской государственности.

Ключевые слова: Становление и развитие российского государства, история государственной службы России, исторические моменты, государственная власть, чиновничество, реформы, исторические личности-реформаторы, эволюционные этапы, роль чиновничества в государственном управлении, бюрократизм.

 

Формирование традиций,  структуры, институтов и механизмов  государственной власти и его аппарата по мере становления российского государства всегда неотрывно были связаны с чиновничеством.

Как бы не именовали чиновников в разные времена (государственный служащий, служилый человек, чиновник, государев человек или служащий, дворцовый), суть, цели и функции их должностей  никогда не менялись – служить государству, служить на благо своей страны, служить России.

    История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства (с его выживаемостью в сложных геополитических условиях XVI–XVII вв.), пери­одом  «удельного княжества» (с закономерным и прогрессив­ным этапом феодальной раздробленности и вступлением в ста­дию распада), татаро-монгольским игом, политикой Золотой Орды в отношении русских земель и созданием единого Русского (Московского) государства (в условиях тотальной борьбы самыми мощными военными державами средневеко­вья: с исламизированной Зо­лотой Ордой и католицимизированной  Речью Посполитой), Смутой (с сис­темным кризисом и сложным взаимодействием разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества   XVI–XVII вв.), чередой дворцовых переворотов (с фаворитизмом и регентством), реформами Петра I и Екатерины II, земскими реформами (подняли аграрно-крестьянскую Россию на ноги и превратили страну в могущественную мировую державу), нулевой и Первой мировой войнами, двумя революциями (с полным развалом имперской российской государственности, заменой прежних государственных институтов, традиций и системы государственной службы, с приобретением  опыта самоуправления; созданием принципиально новой государственной системы, основанной на Советах трудящихся, идеологическом и политическом диктате),  НЭПом (с доктриной свободной экономической торговли и плановым народным хозяйством), Великой Отечественной войной (с огромными человеческими и материальными потерями, трагичными и скорбными моментами, великим праздником Победы), созданием и развалом СССР (со взлетами и падениями; ошибками личностей, народа и государства; коллективизацией и индустриализацией; освоением космоса; демонтажом партийно-государственной машины), лихими 90-ми (с перестройками и «перегрузкам», с развитым номенклатурно-бюрократическим аппаратом, с переходом к новой модели государственного, местного управления и самоуправления, преобразованием и созданием заново российской государственности в условиях  мирового геополитического коллапса), новыми современными преобразованиями (с попыткой пересмотров фактов нашей истории и жесткой (а порой и жестокой) борьбой за многополярность миропорядка) и  многим другим [1,2,5,7,8,9,12,13].

За всеми этими историческими моментами и событиями стоит государственный аппарат (для каждой эпохи – свой) и чиновники (государственные служащие). За каждым эволюционным этапом развития чиновничества России  видны не только основные этапы формирования ее государственности, развития управленческого опыта и управленческой мысли, а стоит историческая личность-реформатор.  Наиболее известными реформаторами Российского государства (государственности и управления) были   Иван IV (Грозный), Петр I, Екатерина II, Александр II, Николай I; реформами управления занимались Г.Р.Державин, Н.П.Румянцев, В.А. и П.А. Зубовы, П.В.Завадовский, А.Б.Куракин, М.М.Сперанский, П.А.Столыпин, С.Ю.Витте и другие. Это были «державные мужи», которые никогда не ставили «местечковые интересы» выше  интересов Государства Россия.

Значимая роль чиновничества в государственном управлении уже  доказана – военной и гражданской службой, преданностью государству и государственности, кровью и жизнями, требованиями и просьбами,  приказами (указами) и распоряжениями, документами и кинолентами, неоспоримыми фактами истории и мн.др.

В 1846г. министр юстиции граф В.Н. Панин (по поручению императора Николая I) разработал записку о пересмотре устава о гражданской службе. Для реализации замысла был образован Особый комитет для пересмотра «Устава о службе гражданской». На основании указаний императора комитет высказался за отмену названий чинов, замену  производства за выслугу лет прибавкой к жалованью. Однако работа комитета была замедлена двумя серьезными записками на имя Николая I министра народного просвещения С.С.Уварова:

  • в первой   он доказывал, что чины есть «орудие столь могущественное, что доколе оно останется в руках властителей, едва ли что-либо может поколебать самодержавную власть в ее основаниях»;
  • во второй подчеркивал, что есть несколько путей для достижения известности или власти:  род, богатство, талант (Европейский). В Российском же «гражданское значение всех и каждого зависит от степени, которая определяется по усмотрению высшей власти» в зависимости от службы престолу и отечеству. Так же утверждалось, что «Табель о рангах…» так укоренилась в сознании россиян (соответствует их психологии), что стала частью представлений о мироустройстве. «Россия любит в «Табели о рангах» торжественное выражение начала, славянским народам драгоценного –равенства пред законом, дорожит знамением мысли, что каждый в свою очередь может проложить себе путь к высшим достоинствам службы», –писал С.С.Уваров[3].

В реальной жизни было все далеко не так, как красиво написал С.С.Уваров. Однако, перспектива блестящей карьеры, возможность приобрести дворянское достоинство действительно привлекала многих; достигнув же известных высот, они становились защитниками (за редким исключением) сложившейся системы чинопроизводства.

Николай I был вынужден согласиться с С.С.Уваровым: подписание  им Проект нового Устава о службе гражданской не состоялось;  Особый комитет в  1856г. был закрыт.

Условия и правила прохождения государственной службы (как и сам отбор претендентов к ней) был жестким; последовательное произведение в чины, после выслуги определенного количества лет в каждом чине – одно из них (независимо от фармации и эпохи; это правило, впрочем, как и многие другие, действует и в нынешних реалиях для госслужащих РФ). Никто не мог быть производим через чин, или, минуя чины низшие, прямо в высшие. Только император мог сделать исключение: назначить чиновника на любую должность и присвоить ему соответствующий чин. Послужной список С.Ю. Витте: Управляющий Юго-Западных железных дорог (титулярный советник IX класса)  → Директор департамента железнодорожных дел Министерства финансов (действительный статский советники IV класса; назначен императором Александром III после крушения царского поезда (несколькими месяцами ранее отказался повысить скорость движения императорского поезда на перегоне по требованию министра путей сообщения и генерал-адъютанта со словами:  «Я государю голову ломать не хочу», – поступок абсолютно недопустимый); назначение вызвало сенсацию в сановно-бюрократических кругах) → Министр финансов Российской империи (всего спустя три года)[4].

Эти факты свидетельствуют еще раз, что «роль личности в истории»  всегда отражается на деятельности государства, его аппарата, и принятии управленческих решений.

В мемуарной литературе приводится много фактов, свидетельствующих о великолепии и блистательных карьерах (высших чинов; хорошем материальном  и социальном положениях) и бедственном положении чиновников (в основном, рядового чиновничества). К отрицательным  составляющим «чиновничества» относились: пагубные последствия беззакония, бесконтрольность должностных лиц, низкий нравственный и образовательный уровень, мизерные оклады,  процветающее  казнокрадство («От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно», А.С.Пушкин[6]), беспримерное взяточничество (не презиралось; считалось необходимым атрибутом чиновной службы; нередко были единственным рычагом для запуска механизма бюрократической машины), прогрессирование бюрократии (бумаготворчество и многоступенчатость в прохождении бумаг)[10,11,14]. По отношению к нынешнему времени почти ничего не изменилось.

Советская власть первыми же своими декретами разрушила дореволюционную нормативно-правовую базу государственного аппарата и чиновничьей службы; термины «чиновник» и «бюрократ» стали тождественны и перешли в разряд ругательств. Затем были долгие годы забвения государственной службы и ее специалистов; были  зависимы  от существовавшей в стране государственной практики, диктата  и дискретного управления (от правительства до администраций предприятий и учреждений)[15].

Только к середине 90-х годов  ХХв. (уже в современной России) законодательно было оформлено понятие «государственная служба» (соответственно «государственный служащий») со всеми задачами, требованиями и правилами, условиями и результатами служения государству и обществу; фактически была создана система прохождения государственной службы, включающей в себя подобие «Табели о рангах…» (в контексте изучения абсолютизма в России, развития государственного аппарата, становления чиновничества, проблем борьбы с бюрократизмом и т. п.).

Смена времен и фармаций, министерств и ведомств, учреждений  и организаций, мундиров и фраков, жалования и окладов, чинов и рангов  никак не отразились на чиновничестве – спрос на  него актуален и по сей день. Однако все преобразования и крутые повороты российской истории показали, что сами понятия «чиновник» и «чиновничество» бессмертны (как и черты, составляющие их суть), поскольку обусловлены исключительно ролью государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. – 241с.
2. Архипова Т.Г., Сенин А.С., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России XVIII – XX века – М.: РГГУ, 2001. – 230с.
3. Егоров В.П., Слиньков А.В. История чиновничества в России / Учебное пособие. – М.: 2012.– 335с.
4. Егоров В.П., Слиньков А.В. История государственного аппарата и чиновничества в России / учебное пособие / Московский гос. ун-т путей сообщ., Юридический ин-т. – М: Юридический ин-т МИИТа, 2013. – 280 с.
5. Еремян В.В., Федеров М.В. История местного самоуправления в России. Часть 1./Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН. – 1999. – 295с.
6. Жерихина Е., Шепелев Л. Столичный Петербург. Город и власть. – СПб.: Центрполиграф, 2009. – 552 c.
7. Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии, XV–XVI вв. – M.: Мысль, 1985. – 278с.
8. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) /Под редакцией и с предисловием В. А. Томсинова. – М.: Зерцало 2004. – 504 с.
9. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. – Москва–Берлин.: МЕDIA, 2015. – 402с.
10. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. –Л.: 1969. – 231с.
11. Оболонский А.В., Барабашов А.Г. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 440 с.
12. Российское законодательство X–XX веков: В 9 т. Акты земских соборов. – М., 1985.–Т. 3.
13. Соколова Э.В. Эволюция сословно-представительной власти в России с середины XVI до середины XVII вв. Монография. На основе кандидатской диссертации, защищенной в Ивановском государственном университете в 2007г. – М., 2013г. – 229с.
14. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: формирование бюрократии. – М.: Наука, 1974.– 393с. 15. Янов А.Л. У истоков трагедии. – М.: Прогресс-Традиция , 2001. – 540с.


©  М.Л. Половинкина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru