viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

О.С. Фисенко,  (К.ф.н., доцент, Российский университет дружбы народов)

Л.М. Гура,  (К.пед.н., доцент, директор Гуманитарно-педагогического института Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2017

Языковая личность
В статье раскрывается содержание понятия «языковая личность» с позиции различных направлений. Обосновывается семантико-когнитивный подход к изучению языковой личности. Описывается структура языковой личности, ее семантико-строевой уровень организации, отражающие иерархию как общечеловеческих ценностей, так и индивидуальных ценностей.

Ключевые слова: Языковая личность, направления изучения языковой личности, вербально-семантический и когнитивный уровень языковой личности, ментальное пространство языковой личности, языковое сознание, общечеловеческие ценности, индивидуальные ценности, семантико-когнитивный подход.

 

ВВЕДЕНИЕ

Языковая личность как фактор языка, культуры и сознания представляет собой универсальную категорию, обеспечивающую сохранность национальной самобытности этноса. Особую актуальность изучение языковой личности приобретает в связи с развитием антропоцентрического подхода в языкознании: нельзя изучать язык сам по себе, не обращаясь к языковой личности как носителю и создателю языка с присущими ей этническими, религиозными, историко-социальными и психолингвистическими особенностями. Языковая личность в российском языкознании последних десятилетий является ключевым понятием не только психолингвистики, но и когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и ряда смежных наук. Особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение языковой личности как носителя общечеловеческих ценностей. Отсутствие единства в представлениях о содержании и структуре базовых ценностей приводит к духовно-идеологическому кризису нации, поэтому проблема их экспликации языковой личностью приобретает особую актуальность в современном поликультурном мире.

Постановка задачи

Значительный вклад в концепцию языковой личности в российском языкознании внес Ю.Н. Караулов. Согласно ученому, языковая личность – это личность, выраженная в языке (текстах) и через язык… реконструированная в основных чертах на базе языковых средств» [9, с. 38]. Языковая личность представляет собой «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью» [8, с.3]. Как видим, проблема изучения языковой личности взаимосвязана с многогранностью самого понятия «языковая личность», не поддающегося однозначной категоризации. Анализ научно-исследовательской литературы показывает, что изучение языковой личности – это сложная далекая от решения задача, стоящая перед современными филологами-русистами.

Данная статья направлена на обоснование семантико-когнитивного подхода к исследованию языковой личности как носителю общечеловеческих ценностей, предполагающего исследование ментальных процессов, происходящих при познании действительности языковой личностью и форм их ментальных репрезентаций. Исследование языковой личности как носителя общечеловеческих ценностей предполагает использование ряда положений смежных научных подходов: 1) в основе знаний о мире лежит ментальная единица, обеспечивающая выход на концептосферу социума (положение когнитивной лингвистики, изучающей язык как когнитивный механизм, служащий для кодирования и трансформации информации [12, с.53-55]; 2) речевая деятельность рассматривается как целое, которое возможно моделировать комплексно (положение психолингвистики); 3) изучение национальной концептосферы возможно от культуры к сознанию (положение лингвокультурологии).

Соответственно, объектом исследования является языковая личность как носитель языка, выполняющий кумулятивную (накопительную) функцию, сохраняющую и передающую знания, накопленные народом.

Направления изучения языковой личности

Можно выделить ряд направлений изучения языковой личности.

1. Исследования, направленные на уточнение терминологического статуса категории «языковая личность». Языковая личность – это носитель сознания как высшей формы психического отражения, которая рассматривается как «сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности» [16, с.5-6].

2. Исследования, направленные на изучение взаимосвязи языка и сознания личности. Признавая тот факт, что «язык – это один из способов видения мира» [6, с.349], исследователи полагают, что область языка не совпадает с областью мысли: «В середине человеческого развития мысль может быть связана со словом, но в начале она, по-видимому, еще не доросла до него, а на высокой степени отвлеченности покидает его, как не удовлетворяющее ее требованиям и как бы потому, что не может вполне отрешиться от чувственности, ищет внешней опоры только в произвольном знаке» [17, с.36]. Безусловно, язык зависит от мышления, но и мышление зависит от языка. Термин языковая личность указывает нам на привязку к языку, на отражение действительности посредством языка. Следует оговориться, что не все может быть вербализировано. Часть информации, относящейся к области когнитивного сознания, никогда не будет иметь языковую форму.

3. Исследования, направленные на решение проблемы разграничения содержания понятий «языковая личность», «мышление» и «сознание». Например, И.А. Стернин под сознанием понимает статический аспект явления, а под мышлением – динамический [20, с.140]. Языковая личность включает в себя динамический и статический элемент, поскольку не только отражает действительность в готовом виде, но и воздействует, преобразуя ее.

4. Исследования, связанные с изучением национальной языковой личности: «в языке находят отражение те черты внеязыковой действительности, которые представляются релевантными для носителей культуры, пользующихся этим языком и, в частности, значением слов, носителей языка начинает видеть мир под углом зрения, подсказанным его родным языком, и сживается с концептуализацией мира, характерной для соответствующей культуры» [26, с.12].

Семантико-когнитивный подход к изучению языковой личности

Описание языковой личности предполагает характеристику семантико-строевого уровня ее организации, реконструкцию языковой модели мира, или тезауруса данной личности, выявление ее жизненных или ситуативных доминант, установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а также в особенностях восприятия чужих текстов [9, с. 43].

Семантико-когнитивный подход предполагает изучение феномена языковой личности с позиций ее языковой способности, языкового сознания и языковой компетенции. «Языковая способность» восходит к идее Л.В. Щербы о психофизиологической речевой организации индивида как системе потенциальных языковых представлений [27]. А.М. Шахнарович полагает, что «языковая способность – многокомпонентная функциональная система, являющаяся следствием отражения (и генерации) элементов системы родного языка. Это своего рода конструкт, функционирующий по определенным правилам, некоторая система элементов и правил их реализации», способ «хранения языка в сознании» и одновременно «способ реализации отраженных сознанием элементов системы языка» [24, с. 214]. Языковая способность является механизмом, регулирующим речевую деятельность. По мнению А.Н. Ростовой, вслед за языковой способностью и на ее основе возникает языковое сознание [19, с. 37]. Языковое сознание – сложное явление, которое по мнению И.А. Стернина, можно рассматривать как «совокупность психических механизмов порождения, понимания речи и хранения языка в сознании, то есть психические механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека» [21, с.144]. Следующим необходимым компонентом речевой деятельности является языковая компетенция. Данная категория еще не имеет четкого определения. Наиболее удачной с нашей точки зрения является трактовка языковой компетенции, предложенная Е.Д. Божович. Языковая компетенция – это целостное образование, включающее три компонента: знания о языке, речевой опыт интуитивный компонент речи – чувство языка, которое «возникает на «стыке» опыта и знаний, при их взаимопроникновении» [4, с. 64]. Ведущую роль в этом играет система этнокультурных ценностей, представляющая особый вид смысла, закрепленный в общественном сознании. Общечеловеческие ценности являются кодом или ядром лингвокультуры, который содержит передаваемые от поколения к поколению представления о хорошем и плохом, добре и зле, правильном и неправильном, общепринятые традиции и негласные правила, нормы морали, религии, права и др. Понятие о добре и зле, ценном, неценном и антиценном вырабатываются в общественном сознании. Языковая личность придает значение ценности также средствам и ресурсам, но они имеют более низкий ранг. Общечеловеческие ценности как многомерное понятие исходят из установки на «культурный синтез», «схождение культур» у языковых личностей определенного этноса. Принадлежность к единому смысловому пространству является связующим звеном между жизнью отдельной языковой личности и историческим процессом, интеллектуальной рефлексии и коллективным бессознательным. С точки зрения Д.А. Леонтьева, ценности представляют собой общественные идеалы [13, с.22]. Общественное сознание понимается как социальная ценность, комплекс устойчивых убеждений, который отражает установки общества и личности, накладываемые культурой. Социальные ценности связаны с идеалом, смыслом, значимостью и оценкой. Без ценностей «жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей» [10]. Ценность представляет особый вид смысла, который закреплен в общественном сознании. Синонимом ценности является «значимость» (Г. Лотце), не зависящая от опыта и не играющая роль в познании.

Языковая личность в системе ценностных координат

Вербально-семантический и когнитивный уровни языковой личности включают единицы когнитивного уровня, в качестве которых выступают понятия, идеи, концепты, которые отражают иерархию ценностей. Языковая личность усваивает общечеловеческие ценности в процессе социализации, расширяя их семантическое наполнение на протяжении всей своей жизни. Ценности для языковой личности представляют «своеобразные маяки, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано – либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации» [15, с. 471]. Ценности по форме выражения могут быть субъективными – личностными, индивидуальными и объективными – групповыми, общечеловеческими, коллективными: «ценность есть субъектно-объектное отношение», следовательно, «ценностное отношение человека к миру имеет объективную сторону – ценность – и субъективную сторону оценку» [22, с. 92]. По мнению М.С. Каган, «ценность нельзя увидеть, услышать, пощупать, она устанавливается непосредственно переживанием, а затем пониманием; ее можно описать на том или ином языке – как это делают идеологи или художники, но она существует вне и до таких описаний» [7, с.84]. Личностные ценности возникают в социокультурном пространстве, к которому принадлежит определенная языковая личность и имеет проявление в ценностных ориентациях личности. Будучи внутренними стимулами, ценности побуждают личность к определенным поступкам и действиям. Не зависит от ее восприятия человеком только объективная компонента ценности. На личностную ценность оказывает влияние множество факторов. Люди по-разному оценивают одни и те же объекты, явления и предметы независимо от их принадлежности к одному социуму. Подчеркнем, что ценности общества, личности и социальных групп не всегда совпадают. Личностные ценности (или личностные ориентации) являются основной характеристикой языковой личности.

Вполне закономерно возникновение вопросов о соотношении в ментальном пространстве языковой личности истины и ценности, полезности и ценности. П.А. Флоренский обратил внимание на различные смыслы, которые вкладываются в понятия истины. В славянской культуре славян истина имеет онтологический смысл, в греческой культуре – гносеологический, в римской – юридической, в древнееврейской культуре – теократический.

    Ценность следует отличать от «полезности», поскольку первое – более универсальное понятие, не сводимое ко второму.

Благодаря изучению ценности происходит осмысление специфики человеческой деятельности, своеобразие не только общества и культуры, но и  специфики ценностных ориентаций языковой личности. Исследователи под ценностями понимают высший уровень интересов и потребностей человека. При этом регулятивами ценностного практического и духовного освоения мира являются социокультурные концепты, которые служат категориально-понятийной матрицей. Они и определяют категории самосознания (этического) языковой личности. Система ценностных ориентиров языковой личности формируется на основе аксиологических представлений.

Отметим, что  понятие «ценностные ориентации» оформилось в зарубежной науке в начале XX века в трудах Ф. Знанецкого и У. Томаса. И было описано как социальная установка личности, которая регулирует ее поведение, т.е. как «социальный антитюд». Более поздние социологические исследования определяют ценностные ориентации личности как установки на социальные ценности, т.е. установки на труд, учебу, семью, заработок. От ценностных ориентаций, которые стоят за любой теорией и системой взглядов, зависит благосостояние общества. Так, согласие по основным жизненным вопросам приводит к спокойной мирной жизни и труду, а рассогласованность – к волнениям и социальному дискомфорту.

    Ценностные ориентации как элементы внутренней структуры личности задают смысложизненные цели.

Исследователи ценностных ориентаций считают, что ценности и нормы общества сначала навязываются индивиду и только потом идет их творческое активное усвоение [14, с.64-65]. Подчеркнем, что установки личности позволяют ей поступать, ориентируясь на значимые ценные объекты. Они задают мотивированность и направленность человеческих поступков. Составляя доминантный элемент характеристики языковой личности, определяют ее отношение к окружающей действительности. Но ценностные ориентации языковой личности не всегда совпадают с ценностями общества. Часто система индивидуальные ценности языковой личности, формируясь, безусловно, на общечеловеческих и этнических системах ценностей, имеет собственную субъективную систему ценностей. Благодаря освоению язык, человек включается в систему общественных отношений, но по-своему воспринимает отражает окружающий мир, что находит отражение в языковых средствах, служащих для овнешнения их. Каждый человек индивидуально принимает решение, что и когда что делать. Данные системы ценностей включены психологами в структуру личности и понимаются как «переживания, отношения» [2, с. 205]. Посредством ценностным ориентирам человек включается в процесс ценностного постижения мира. Благодаря значимости происходит демонстрация личностного отношения как к предметам, так и к объектам, складывающимся в процессе общественной практики. Значимостью может обладать субъект и объект. Объекты осознаются человеком как ценность или антиценность.

Можно выделить  три аспекта ценностных ориентиров:

1. люди, ориентированные на ценности прошлого,
2. люди, ценящие то, что есть сейчас, и
3. люди, считающие главными ценностями те, которые будут достигнуты в будущем.

Элементы такой системы ценностей иерархизированы: они занимают определенное место, выполняют функции, взаимодействуют с другими элементами, могут быть высшими, низшими или рядоположенными. Ранжирование ценностей осуществляется с объективных и субъективных, идеальных и реальных позиций. Базовые ценности имеют статус «абсолютных ориентиров» [23, с.9]. Они составляют основное содержание социокультурной среды.

Языковая личность репрезентирует общечеловеческие и индивидуальные ценности различных уровней и групп. М. Рокич противопоставляет ценности-средства и ценности-цели. Он говорит о том, что ценности могут быть терминальные (признание того, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (утверждение, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации) [18].

Отметим, что разнообразие классификации ценностей связано с критериями, положенными в их основу. В работах философов распространена классификация, которая основывается на формальных критериях. Согласно которым ценности делятся на субъективные и объективные, относительные и абсолютные, позитивные и негативные. Согласно с содержательными критериями могут выделены этические, эстетические, предметные и логические ценности.

В классификации словацкого ученого В. Брожика [5] выделяются ценности духовные и материальные, воображаемые и действительные, апостериорные и априорные, прошлые, нынешние и будущие, инструментальные и финальные, эстетические, утилитарные, религиозные, правовые и другие.

Австрийский психиатр и психолог В. Франкл [1990] трактовал ценности как смысловые универсалии. Он выделил 3 группы ценностей, которые делают жизнь людей осмысленной:

1. ценности творчества (что мы даем жизни);
2. ценности переживания (что мы берем от мира);
3. ценности отношения (позиция человека по отношению к судьбе).

На основе иерархии строит свою классификацию ценностей отечественный ученый С.Ф. Анисимов [3]:

  • высшие ценности (человечество и человек);
  • ценности материальной жизни (природные ресурсы, орудия и продукты труда, необходимые для существования человека);
  • ценности социальной жизни (семья, нация, государство, различные общественные образования);
  • ценности духовной жизни и культуры (научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы).

Описание языковой личности предполагает характеристику семантико-строевого уровня ее организации, реконструкцию языковой модели мира, или тезауруса данной личности, выявление ее жизненных или ситуативных доминант, установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а также в особенностях восприятия чужих текстов [9, с. 43]. Основные мотивы устремлений личности определяют ценности. Они рассматриваются как внутренние стимулы, побуждающие личность к определенным действиям и поступкам. Объективная компонента ценности, как правило, постоянна и не зависит от ее восприятия человеком. На формирование личностной ценности оказывает влияние множество факторов. Одни и те же объекты, предметы и явления люди оценивают по-разному независимо от их принадлежности к одному социуму. «Следует отметить, что ценности личности, социальных групп и общества не всегда совпадают. Личностные ценности (или личностные ориентации) являются основной характеристикой личности. В социальных исследованиях выделяются ценности общества и социальных групп и ценности личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, языковая личность как носитель общественных и индивидуальных ценностей является перспективным объектом исследования с точки зрения семантико-когнитивного подхода к анализу языка. Значимость изучения ценностной структуры языковой личности возрастает с каждым годом, так как ценности, являясь центральными компонентами концептосферы социума, обеспечивают стабильность лингвокультуры этноса. Часто понятия ценность и концепт сближаются, но ценность имеет гораздо объемнее семантическое пространство, нежели пространство концепта. Семантическое пространство ценности расширяется за счет межценностных семантических связей на уровне индивидуальной и групповой языковой личности. Выступая как ментальные образования, ценности выражают смысловое содержание посредством языка и служат структурированию сознания языковой личности. Языковая личность, принимая групповые ценности, обеспечивает относительно устойчивое существование социума и способствует сохранению его национальной самобытности, культуры.

Ценностно-смысловая структура иерархична на индивидуальном и на групповом уровне, что способствует формированию ценностных ориентиров языковой личности, группы и общества в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Adonina L.V., Lazarev S.V, Fisenko O.S., Chernova N.V. Universal values: semantic-cognitive approach // // Journal of Language and Literature. – 2015. – Т.6. – № 4. – P.393-396
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 457с.
3. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. – М.: Мысль, 1970. – 183с.
4. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М., 2002. – 228 с.
5. Брожик В. Марксистская теория оценки. – М.: Политздат, 1982. – 110с.
6. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.:Прогресс,1985. – 448 с.
7. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.
8. Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. – М.: Наука, 1989. – С. 3-8
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 264 с.
10. Клакхон К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию: пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 362 с.
11. Kornilova T.V., Matveenko V.E., Fisenko O.S., Chernova N.V. The role of audio and video means in the training of foreign philologists concerning national vocabulary of russian language // Journal of Language and Literature. – 2015. – Т.6. – № 4. – С. 390-392
12. Краткий словарь когнитивных терминов /Е.С. Кубрякова. – М.: Филол. фак–т МГУ, 1997. – 243 с.
13. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – №4. – С. 15-26
14. Маруценко Т.Г. Установка и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения. – Грозный: Веда, 1986. – 94 с.
15. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности / Социология в СССР. – Изд. В 2 тт. –Т.1. – М.: Мысль, 1966. – 532 с.
16. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 230 с.
17. Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев: СИНТО, 1993. – 189 с.
18. Рокич М. Природа человеческих ценностей. – М.; Нью-Йорк, 1973. – 276с.
19. Ростова А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале русских говоров Сибири). – Томск, 2000. – 193 с.
20. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2002. – 228 с.
21. Стернин И.А. Язык и национальное сознание. – М., 2005. – №2 (49). – С. 140-155
22. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. – 2004. – №7. – С. 86-96
23. Фисенко О.С. Общечеловеческие ценности как социокультурные концепты // Социокультурные концепты в социальной работе. Сборник научных и учебно-методических статей. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С. 3-32
24. Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: сб. статей. – М.: Инт-т рус. яз. РАН. – М., 1995. – С. 213-223
25. Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – 413 с.
26. Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» // Русский язык в школе. – М., 2002. – №4. – С. 12
27. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428с.
28. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л.: Наука, 1979. – 264 с.


©  О.С. Фисенко, Л.М. Гура, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru