viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

     В.Ю. Зайченко, (ВНИИгеосистем)

 

 

 

Право распоряжения результатами научно-технической деятельности –
новые объекты управления

 

В  юриспруденции “право распоряжения” [лат. jus possidendi] определяется как предоставленная возможность собственнику по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Наиболее крупный собственник в нашей стране – государство, которое владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом. Основными видами государственного имущества в сфере природопользования являются: недра в соответствии с законом РФ “О недрах” и информация, полученная за счет государственных средств, в соответствии с законом РФ “Об информации, информатизации и защите информации”. Что касается других видов природных ресурсов, то согласно ст. 9 п. 2 Конституции Российской Федерации: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. Формы собственности на отдельные виды природных ресурсов определяются законами Российской Федерации. Специфическим видом имущества служат результаты научно-технической деятельности (НТД), полученные за счет государственных средств. Распоряжение имущественными правами на эти виды имущества от имени Российской Федерации в ранее принятом постановлении Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности” поручалось федеральным органам исполнительной власти в закрепленных областях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 этот порядок, наконец, определен путем утверждения специального положения о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты НТД, полученные за счет средств федерального бюджета.

МПР России и его федеральные агентства, являясь государственными заказчиками, финансируют значительные объемы работ в закрепленных сферах за счет средств федерального бюджета, а в отношении государственных заказчиков согласно п. 3, который внесен в виде изменений в ранее принятое постановление Правительства РФ “Об использовании результатов научно-технической деятельности”, написано: “Возложить на государственных заказчиков по государственным контрактам и договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд при закреплении за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации указанных государственных контрактов и договоров, распоряжение этими правами от имени Российской Федерации”.

Отсюда следует, что для обеспечения эффективности использования полученных за счет средств федерального бюджета результатов НТД, государственный заказчик – МПР России будет определять юридическую судьбу создаваемого имущества. Остается определить, каким именно имуществом и каким образом оно будет им распоряжаться. Обратимся непосредственно к содержанию “Положения о закреплении и передаче прав хозяйствующим субъектам на результаты НТД, полученные за счет средств федерального бюджета”.

В п. 2 Положения указано: “Для целей настоящего Положения под правами на результаты научно-технической деятельности понимаются:

  • исключительные права на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин и баз данных;
  • права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)”.

Обращают на себя внимание две группы распоряжения правами: первая группа – распоряжение исключительным правом на объекты НТД, в перечне которых не оказалось объектов авторских прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров, исключительное право на использование которых предоставляется законами РФ “Об авторском праве и смежных правах” и “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” соответственно; и вторая группа – распоряжение правами, которые не являются исключительными. Эти две группы прав имеют существенные отличия, так как согласно ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности физических или юридических лиц – это интеллектуальная собственность с особым режимом охраны имущественных и личных неимущественных прав физических и юридических лиц на создаваемые объекты, а просто права – это охрана объектов в пределах установленных законами РФ норм на объекты, которые могут быть и не результатами творческого труда, например, организационные, финансовые, управленческие и другие секреты производства. Например, закон РФ “О коммерческой тайне” от 29 июля 2004 г. № 98-Ф3 предоставляет правообладателям конфиденциальной информации в том числе и информации, содержащей секреты производства, следующие права: право использовать, право разрешать доступ, право вводить в оборот, право требовать от физических и юридических лиц сохранять конфиденциальность. Это несколько иной режим правовой охраны по сравнению с исключительным правом использования, однако достаточно полно обеспечивающий правомочия обладателей ноу-хау при представлении подобных объектов для реализации на рынок для получения дохода.

Природоресурсная сфера является чрезвычайно наукоемкой, где за счет федерального бюджета создается много объектов НТД, поэтому в связи с необходимостью выполнения указанного постановления Правительства РФ важно знать, какие из них следует относить к результатам НТД, а какие нет, т.е. нужна объективная классификация результатов НТД в сфере природопользования, получаемых за счет средств федерального бюджета.

Обратимся к определениям, при­веденным в законе РФ “О науке и государственной научно-технической политике” в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-Ф3. В гл. 1 “Общие положения” читаем: “Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач”.

“Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы”.

Исходя из приведенных определений, термин “научно-техническая деятельность” в упомянутом постановлении Правительства РФ используется как обобщающее понятие, объединяющее результаты фундаментальных, прикладных и научно-технических исследований, направленных на обеспечение функционирования науки, техники и производства в различных системах в целом. Отсюда следует, что необходимо рассматривать все результаты научной и научно-технической деятельности, осуществляемой за счет средств федерального бюджета в природно-ресурсной сфере, определять виды прав на создаваемые объекты и устанавливать их правообладателей. Например, в сфере недропользования за счет средств федерального бюджета выполняются значительные объемы геолого-разведочных работ по геологическому изучению недр, результатами которых являются геологические отчеты, карты, подсчетные планы и другие объекты творческого труда, являющиеся произведениями в области наук о Земле. По классификации, приведенной в законе РФ “Об авторском праве и смежных правах”, они являются объектами авторского права, имущественные права на которые принадлежат Российской Федерации, а личные неимущественные права – их авторам. Но согласно этому же закону РФ: “Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект” (ст. 6, п. 5), поэтому Российская Федерация как собственник может распоряжаться своим правом независимо от личных неимущественных прав авторов.

Аналогичные объекты в значительном объеме создаются за счет средств федерального бюджета и при выполнении научных, изыскательских, проектных и других работ в сфере водопользования, лесопользования, экологии и охраны окружающей среды. Таким образом, к результатам НТД в сфере природопользования могут быть отнесены объекты научной, научно-технической и производственной деятельности, которые по форме и содержанию относятся к результатам творческого труда и могут быть классифицированы как объекты авторского права а, следовательно, являются интеллектуальной собственностью. Учитывая, что согласно Положению должны учитываться и права на патентоспособные технические решения и секреты производства, перечень результатов НТД, на которые должно распространяться право распоряжения, подлежит уточнению.

Формы управления распоряжения правом на результаты научно-технической деятельности

Согласно Положению, утвержденному Правительством РФ от 17 ноября 2005 г. № 685, следует: “Закрепление прав на результаты, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, осуществляется на основании п. 4 и 8 настоящего Положения в соответствии с государственным контрактом, заключаемым государственным заказчиком, или договором, заключаемым главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральным государственным учреждением” (п. 3), а п. 4 постановления гласит: “Государственные заказчики при заключении государственных контрактов включают в них условие о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности:

  • за Российской Федерацией, если результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения (включая изготовление опытной партии) берет на себя Российская Федерация;
  • за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика за Российской Федерацией и исполнителем совместно, если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения.

В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определяемых в государственных контрактах”.

Порядок принятия государственными заказчиками решений о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5).

Из приведенных положений предельно ясны правомочия государственных заказчиков при закреплении прав распоряжения результатами НТД за исключением одного – кто имеет право в указанных случаях включать в состав нематериальных активов бухгалтерского баланса результаты, полученные за счет средств федерального бюджета как государственное имущество, и в дальнейшем иметь право вводить их в гражданско-правовой и хозяйственный обороты.

Следует надеяться, что этот вопрос найдет отражение в новом постановлении Правительства РФ о порядке принятия государственным заказчиком решений о закреплении прав на результаты НТД, полученные за счет средств федерального бюджета.

Новым решением Правительства РФ для условий рыночной экономики является п. 8, который изложен в следующей редакции: “Права на результаты научно-технической деятельности, получаемые в федеральных государственных учреждениях, закрепляются за указанными учреждениями” и далее: “Условия распоряжения этими правами определяются договором, заключаемым главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральным государственным учреждением. Форма типового договора утверждается Правительством Российской Федерации”. Это означает, что исполнитель – государственное учреждение – кроме государственного контракта, в котором должны быть указаны объемы закрепляемых за ним прав, должен будет дополнительно заключать с государственным заказчиком договор, где будут определены условия распоряжения создаваемых им результатов НТД. Эти условия, очевидно, будут определяться в зависимости от их значимости и доходности при реализации на рынке. Об этом свидетельствует п. 10 Положения: “Договоры об уступке прав на результаты научно-технической деятельности, а также лицензионные договоры о предоставлении хозяйствующим субъектам прав на использование результатов научно-технической деятельности для выпуска продукции должны предусматривать условие о выплате зачисляемых в федеральный бюджет компенсационных платежей, осуществляемой за счет средств, поступивших от уступки и использования прав на результаты научно-технической деятельности”.

Постановлением Правительства РФ также поручено Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработать и в I квартале 2006 г. внести в Правительство РФ в установленном порядке предложения по определению размера и вида зачисляемых в федеральный бюджет компенсационных платежей, выплачиваемых хозяйствующими субъектами за счет средств, поступивших от уступки, и использование прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты НТД (п. 3, первый абзац). Этому же министерству поручено: совместно с Минфином России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук разработать в I квартале 2006 г. и внести в правительство РФ предложение о порядке распределения, учета и использования средств, поступивших в результате реализации прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности гражданского назначения (п. 3, второй абзац). Это означает, что определенная доля доходов от реализации результатов НТД на рынке должна направляться в организации-исполнители государственных контрактов для развития собственного производства и материального поощрения авторов разработок. Остается ждать дополнительных решений Правительства РФ по этим вопросам.

    ВЫВОДЫ

    1. Постановление Правительства РФ “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности” открывает путь к более эффективному использованию результатов научно-технической деятельности, получаемых за счет средств федерального бюджета, который соответствует международной практике и требованиям Всемирной торговой организации.

    2. В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности” в природно-ресурсной сфере появились новые объекты управления, представленные правами на результаты творческой деятельности, такие как изобретения, полезные модели, опытные промышленные образцы, объекты авторского права, права на программы для ЭВМ и базы данных, а также приравненные к ним права на средства индивидуализации юридического лица и производимой продукции и другие, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, которые ранее не подлежали управлению.

    3. Для обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности” необходимо незамедлительно приступить к разработке нормативно-правовой и методической баз, позволяющих реализовать основные положения постановления с учетом специфики природно-ресурсной сферы и системы управления МПР России.

    4. При реализации указанного правительственного постановления в полном объеме можно ожидать поступление доходов от использования результатов НТД на рынке, сопоставимых с доходами от лицен­зирования объектов природно-ресурсной сферы.

    5. С принятием постановления Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 появилась реальная возможность реализации государственной инновационной политики о взаимной материальной заинтересованности государства и разработчиков в создании и использовании результатов творческого труда в рыночных условиях.

 

 


©  В.Ю. Зайченко, Журнал "Геология Нефти и Газа", 3-2006
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru