viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

      В.Ю. Зайченко, (ВНИИгеосистем)

 

 

 

В развитие положений, изложенных в работе [4], возникла необходимость рассмотрения вопроса о товаре и товарных отношениях, сложившихся в сфере геологического изучения недр в результате развития рыночной экономики в России, потому что авторы работы [4] считают, что “в ходе рыночных отношений геолого-разведочная отрасль осталась без товарной продукции”. Рассмотрим товарную продукцию и товарные отношения в этой сфере.

Товарные отношения наступают тогда, когда есть товар, его собственник, товаропроизводители, про­давцы и посредники, представляющие товар на рынке (дилеры, брокеры и т.д.), а также покупатели, приобретающие предложенный товар по рыночной стоимости.

Что же является товаром в сфере геологического изучения и использования недр? Это далеко не праздный вопрос, так как сфера, где образуются товары, является достаточно сложной природной средой, которая сама выступает в роли предмета потребления, а также служит базой для производства различных видов продукции, которые в условиях рыночной экономики становятся товаром, имеющим потребительскую стоимость.

Согласно “Энциклопедическому словарю” товар – это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи, имеющий потребительскую стоимость или стоимость.

Как видно, товар обладает двумя свойствами – потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость создается конкретным трудом, а стоимость – абстрактными затратами рабочей силы вообще (энергии человека) независимо от его конкретной формы.

Совершенно очевидно, что сами недра, являющиеся предметом геологического изучения, не относятся к продукту человеческого труда, однако в процессе их познания образуются конкретные продукты деятельности человека, которые могут быть товаром на рынке. Это, прежде всего, геологическая информация о недрах, представленная различными документами: картами, разрезами, описаниями месторождений полезных ископаемых и другими, которые согласно Федеральному закону “Об информации, информатизации и защите информации” являются “документированной информацией”, имеющей реквизиты.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации информация является вещью и объектом гражданских имущественных прав, а отсюда следует, что она может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом по решению ее правообладателя, т.е. собственника (ст. 129).

Согласно действующему Закону “О недрах” геологическая информация о недрах, полученная за счет государственных средств, является государственной собственностью (ст. 27), т.е. собственником геологической продукции является государство. Собственник – государство определил и закрепил свои правомочия в отношении этого имущества в Законе “О недрах” следующим образом: “За пользование геологической информацией, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации” (ст. 43-1). Как видно, собственник решил эту продукцию не продавать в натуральном виде как имущество, а предоставлять его в пользование за определенную плату – т.е. предоставлять право пользования этим имуществом на основе договора. В этом случае товаром является не геологическая информационная продукция как таковая, а право ее пользования, т.е. пользование содержащимися сведениями на условиях, определяемых собственником.

Здесь уместно напомнить, что право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Право владения [лат. jus possessionis] – это предоставленная законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении.

Право пользования [лат. jus utendi] – это основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и /или получения от него плодов и доходов.

Право распоряжения [лат. jus possidendi] – это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Эти правомочия тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое право собственности.

В целях управления государственными информационными геологическими ресурсами в области недр Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 июня 2004 г. № 293 передало Федеральному агентству по недропользованию МПР России право “предоставления в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного изучения недр” (п. 5.3.2 раздела “Полномочия”). Таким образом, предоставляя пользователю геологическую информацию за определенную плату, Федеральное агентство по недропользованию МПР России как доверенное лицо государства фактически торгует правом пользования геологической информацией как товаром, так как согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации: “К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги; информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага”. Из приведенного положения Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кроме права пользования геологической информацией товаром могут быть и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в сфере геологического изучения недр (интеллектуальная собственность). В этой сфере широко развита интеллектуальная деятельность не только профессионалов, но и рядовых специалистов, результаты творческого труда которых позволяют обеспечивать экономические и социальные условия развития общества за счет использования выявленных и разведанных ими минерально-сырьевых, энергетических, водных и других природных ресурсов недр, а также обоснования рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Результаты интеллектуальной деятельности представляют собой особые ценности для общества и государства в целом и могут быть выражены как в материально-вещественной форме – в виде научно-технической продукции (НТПр), так и в нематериальной форме – в виде исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Этот вид еще называют неосязаемой формой, так как он представлен правом ее создателей на результаты творческого труда.

Взаимоотношения государства, заказчиков, творческих коллективов и отдельных личностей при создании и использовании интеллектуальных ценностей носят достаточно сложный характер, но их главной особенностью является обеспечение свободы творчества и правовой охраны результатов законодательным путем (ст. 44 Конституции Российской Федерации).

В Гражданском кодексе Российской Федерации правоотношения и объекты права в области интеллектуальной деятельности установлены следующим образом: “В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя” (ст. 138).

Как видно, правомочия лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации устанавливаются в виде исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а это означает, что эти права на их использование принадлежат только субъектам, создавших интеллектуальные ценности, и никому другому. Объектами права в данном случае являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ и услуг.

Как следует из ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, обладателями исключительных прав могут быть физические или юридические лица, творческим трудом которых были созданы объекты интеллектуальной собственности. В качестве юридических лиц могут выступать: государство, отдельные фирмы, компании и корпорации, научно-исследовательские и геолого-разведочные организации, общественные объединения и другие, создаваемые для удовлетворения общественных потребностей или же для осуществления коллективных целей группы частных лиц. Детальное изложение вопросов, касающихся интеллектуальной собственности в сфере недропользования, рассмотрено в работе автора данной статьи (2004). Отметим главное – кто из физических или юридических лиц может быть правообладателем прав собственника на объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку результаты творческой деятельности в основном представляются в информационной форме, то право собственности на них определяется нормами Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации”, а именно:

п. 2 – физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования;
п. 3 – Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов;
п. 5 – информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества;
п. 6 – информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приведенные положения закона имеют исключительно важное значение для определения правомочий субъектов, фигурирующих в сфере недропользования.

Правомочность заказчиков и работодателей определяется нормами действующих законов, а также положениями ряда подзаконных актов – постановлений Правительства Российской Федерации и решений органов федеральной исполнительной власти.

В рамках наделенных полномочий заказчики и работодатели могут передавать право пользования объектами НТПр и объектами интеллектуальной собственности путем заключения соответствующих договоров – лицензий, авторских договоров, концессионных соглашений и др. Характерно, что передача права распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета и являющимися собственностью Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти в закрепленных областях вышеуказанными нормативными актами пока не передано. Постановлением Правительства Российской Федерации “Об использовании результатов научно-технической деятельности” от 2 сентября 1999 г. № 982 им предложено разработать и утвердить в Правительстве РФ документ: “Порядок ввода в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета” применительно к закрепленным областям деятельности.

Из приведенного следует, что исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, созданные в сфере геологического изучения недр, являются товаром, и оно может реализовываться правообладателем на рынке по рыночным ценам.

Характерно, что Всемирной тор­говой торговой организацией (ВТО) принято специальное соглашение по этому виду товаров под названием “Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности” (ТРИПС), которое подписали 144 страны – члены ВТО.

Третьим видом товара в сфере геологического изучения недр являются участки недр и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью (ст. 1-2 действующего Закона “О недрах”). Право владения и пользования участками недр согласно закону предоставляется на основании лицензионных соглашений, а именно: “Лицензия предоставляет право владения участками недр на условиях, определяемых лицензиями, с целью временного пользования для геологического изучения, разведки и доразведки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение” (ст. 6, 11).

Как видно, собственник недр – государство предоставляет недропользователям право владения участками недр только для указанных в законе целей на определенных условиях для временного пользования, но отнюдь не право распоряжения ими.

Как было отмечено, право пользования – это основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов, а право распоряжения – это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Характерным примером реализации одновременно прав пользования и распоряжения участками недр является лицензирование добычи полезных ископаемых. В ст. 1-2 Закона “О недрах” по этому поводу написано, что: “Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности”, а это значит, что субъекты – недропользователи, получившие лицензию на право добычи полезных ископаемых, могут реализовать право пользования и распоряжения добытым сырьем в полном объеме, в пределах установленной лицензией квоты на его добычу.

В соответствии с “Положением о порядке лицензирования пользования недрами” (1992 г.) участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.

Участок недр в виде горного отвода предоставляется: при выдаче лицензии на право добычи полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организации особо охраняемых участков недр, а также при проведении геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Участки недр в виде геологического отвода предоставляются при выдаче лицензий на геологическое изучение недр.

Отсюда следует, что правомочия, предоставляемые государством недропользователям этими видами лицензий, будут различными.

В настоящее время разрабатывается новый Федеральный закон “О недрах”. В новом законе, очевидно, будут предусмотрены иные правовые нормы владения, пользования и распоряжения недрами, что потребует новых комментариев, а также повлечет за собой необходимость разработки и утверждения нового “Положения о порядке пользования недрами”, так как действующее явно устарело – оно было утверждено еще Постановлением Верховного Совета Российской Федерации в 1992 г. и ни разу не изменялось.

Право собственности на недра при определенных условиях может быть реализовано в виде нематериальных активов, которые могут отражаться в бухгалтерском балансе субъектов – правообладателей в разделе “нематериальные активы” в соответствии с “Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов” ПБУ-14/2000 Минфина России. Условия взятия на учет объектов права указаны в этом нормативном документе, главными из которых являются наличие юридических оснований для признания исключительных прав на объекты природных ресурсов конкретных субъектов, а также их стоимостная оценка.

Следует отметить, что в сфере недропользования, как и в сфере природопользования в целом отсутствует практика оценки стоимости прав собственности на природные объекты и включение их в состав нематериальных активов, так как разработанных методик экономической оценки права, являющегося нематериальной категорией, применительно к недрам пока не существует. Такое положение затрудняет объективную экономическую оценку выдаваемых лицензий на право владения, пользования и распоряжения природными ресурсами недр, что не отвечает условиям рыночной экономики и ведет к существенным потерям доходов государства. Следует отметить, что это относится и к объектам исключительных прав (интеллектуальная собственность), принадлежащих государству.

Анализ законодательных актов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих правоотношения в сфере геологического изучения недр, позволяет установить следующие виды товаров, которые в настоящее время фигурируют на рынке недропользования:

1 право пользования геологической информацией о недрах;
2 право владения и пользования участками недр с целью их геологического изучения и оценки наличия полезных ископаемых;
3 право владения и пользования участками недр одновременно для разведки и доразведки месторождений полезных ископаемых, а также их эксплуатации с целью получения выгоды от добычи минерального сырья;
4 право владения и пользования месторождениями полезных ископаемых с целью получения доходов от реализации добытого минерального сырья в объеме, установленном лицензионными соглашениями;
5 право владения и пользования результатами интеллектуальной деятельности: НТПр и объектами интеллектуальной собственности.

Первый вид товара – право пользования геологической информацией о недрах может принадлежать как государству, так и субъектам, за счет средств которых получена геологическая информация. Отметим, что имеются и другие мнения, хотя законодательно до сих пор определено только так. Следующие три вида товаров – право владения и пользования участками недр, разведки и доразведки месторождений полезных ископаемых и их эксплуатации на правах собственности принадлежат государству, так как законодательно определено, что недра в целом являются государственной собственностью.

Что касается результатов интеллектуальной деятельности – НТПр и объектов интеллектуальной собственности, то они на правах собственности могут принадлежать как государству, так и физическим лицам в зависимости от средств, за счет которых они получены.

К товарам в области геологического изучения недр следует отнести также результаты геолого-разведочных и изыскательских работ; разнообразные услуги по разработке техники и технологий геолого-разведочных работ, составление проектов работ, переинтерпретации имеющейся геологической и иной информации, подготовку обзоров и заключений, которые могут выполняться как за счет государственных средств, так и за счет средств юридических и физических лиц, но присутствовать на рынке нед­ропользования.

Таким образом, в рыночных условиях в России основным фигурантом на рынке недропользования является государство, которое строит торговые отношения с другими субъектами по своему усмотрению в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Что касается объектов интеллектуальной собственности как товара, представленного исключительным правом юридических или физических лиц, то нормативных документов, определяющих правомочия государственных структур в части распоряжения этим правом на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие Российской Федерации, пока не принято. Правомочия других юридических, а также физических лиц, творческим трудом которых они были созданы, определяются действующим законодательством.

Торговые отношения государства – основного собственника указанных товаров в сфере геологического изучения недр на внутреннем рынке недропользователей складываются следующим образом: свои правомочия в части первых четырех видов товаров оно передало доверенному лицу – Федеральному агентству по недропользованию МПР России, которое и строит свои отношения на рынке с производителями, посредниками и покупателями на рынке недропользования в соответствии с Законом “О недрах” и Положением “О лицензировании пользования недрами”. Правомочных посредников как таковых, получивших представительские полномочия от Агентства по недропользованию МПР России, пока не существует. Для участия в торгах привлекаются федеральные унитарные предприятия и организации, владеющие информацией о предмете представленных на торги товаров. Такое положение, по нашему мнению, сложилось потому, что объекты права, имеющиеся в сфере геологического изучения недр, пока не оценены и не взяты на бухгалтерский учет в составе имущества конкретных предприятий, которые и должны были бы представлять интересы государства в части извлечения доходов от продажи имеющегося в их ведении имущества.

Следует полагать, что со временем это будет устранено и в сфере геологического изучения недр под управлением Агентства по недропользованию будет создана мощная дилерская служба, которая возьмет на себя представительские функции на внутреннем и зарубежных рынках.

После принятия решений Правительством Российской Федерации по распоряжению исключительным правом на объекты интеллектуальной деятельности, принадлежащие Российской Федерации, в эту систему могут быть включены и организации, которым будет поручен бухгалтерский учет этого имущества.

Как будут складываться торговые отношения между доверенным лицом государства в области геологического изучения недр – Агентством по недропользованию, производителями продукции, будущими дилерами и покупателями товаров, имеющихся на рынке недропользования, покажет дальнейшее развитие рыночных механизмов в России.

В настоящее время торговые отношения в сфере геологического изучения недр не соответствуют современным требованиям мирового рынка и находятся в стадии становления.

Определение потребительской стоимости права пользования объектами собственности
в сфере геологического изучения недр

Как было показано, основным товаром в этой сфере является право владения и пользования, которое является нематериальной категорией. В отличие от материальной продукции определение его стоимости является достаточно трудной задачей, но требующей решения, так как товара без стоимости не существует.

Согласно нормативным документам Минфина России объекты права учитываются в составе имущества предприятия в разделе бухгалтерского баланса “нематериальные активы” по стоимости первоначальных затрат на создание этих объектов и доведение их до состояния, пригодного для представления на рынок (ПБУ 14/2000). Однако стоимостная оценка объектов права для целей бухгалтерского учета не является рыночной стоимостью объектов, поэтому ее следует определять для каждого вида товара, имеющегося в сфере геологического изучения недр, отдельно.

В России уже создана достаточно развитая нормативная база оценочной деятельности, которая позволяет производить общие стоимостные оценки различных объектов оценки. Это прежде всего Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и постановление Правительства Российской Федерации “Стандарты оценки”, которые устанавливают общие правила и методы оценки. Что касается экономической оценки предоставления права владения, пользования и распоряжения объектами, исключительное право на которые принадлежит юридическим или физическим лицам, то имеются многочисленные научно-методические наработки в этой области, обобщение которых позволит разработать необходимые нормативные документы, устанавливающие правила определения потребительской стоимости объектов интеллектуальной собственности (Дмитриев О., 1999; Зайченко В.Ю., 2004; Леонтьев Ю.Б., 1999, 2002, [1-3, 5]).

Собственник недр – государство, стремясь извлечь максимальную выгоду от предоставления принадлежащих ему объектов собственности в пользование, законодательным путем установило несколько видов платежей за пользование недрами, а именно:

1 разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях;
2 регулярные платежи за пользование недрами;
3 плата за пользование геологической информацией о недрах;
4 сбор за участие в конкурсах и аукционах;
5 плата за выдачу лицензий.

Кроме того, с 1 января 2002 г. вступил в силу Закон № 126-Ф3, который дополнил Налоговый кодекс РФ главой 26 “Налог на добычу полезных ископаемых”, а также ввел новую редакцию раздела V “Платежи за пользование недрами” Закона “О недрах”. Основная идея нового закона состоит в том, что все налоговые платежи, взимаемые с недропользователей, регулируются Налоговым кодексом, а все прочие, неналоговые платежи и сборы – Законом “О недрах”. Безусловно, федеральные платежи, за исключением налогов, должны быть учтены при определении реальной потребительской стоимости товаров в сфере геологического изучения недр, представленных на рынке недропользователей. Налогообложение наступает после приобретения как в материальной форме, так и в виде права пользования имуществом с целью извлечения выгоды, что необходимо учитывать. Эти разработки в системе МПР России должны быть реализованы уже в ближайшее время.

В заключение следует сделать следующий основной вывод, что только с развитием рыночных отношений в России в сфере геологического изучения недр появился товар, с которым его правообладатели получили возможность совершать торговые операции на рынке недропользования, а государство – получать доход от их реализации в виде разовых и постоянных платежей.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. – М.: Экспертное бюро, 1997.
2. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в уставном капитале // Хозяйство и право. – 1997. – № 3.
3. Оценка интеллектуальной собственности /Учебное пособие под ред. С.А.Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Орлов В.П. О рыночном механизме в геологическом изучении недр / В.П.Орлов, Б.В.Хакимов, Ю.С.Сергеев // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2005. – № 1.
5. Савиковская Е. Виды стоимости ИС // Интеллектуальная собственность. – 2000. – № 8.


©  В.Ю. Зайченко, Журнал "Геология Нефти и Газа", 1-2006
 

 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru