VIP Studio ИНФО Семейные отношения между супругами в контексте взаимодействия с соционикой
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

Д.О. Усова,  (ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ-АПРЕЛЬ  2015

Семья

В статье рассматриваются семейные отношения между супругами с позиций соционики, что является актуальным на сегодняшний день как для существующих, так и для потенциальных семей. Дается общая характеристика состояния брачных отношений на сегодняшний день, приводится понятие соционики и дихотомических типов в ней. Рассматриваются семейные сценарии с описанием интертипных отношений в каждом из них.

Ключевые слова: Семья, семейные отношения между супругами, соционика, дихотомические типы, интертипные отношения.

На сегодняшний день проблема конфликтов является чрезвычайно актуальной для современного общества – они охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека. Универсальная природа конфликта сделала его объектом изучения различных сторон жизни общества и привлекла внимание многих современных авторов – конфликтологов.  В частности, исследованию конфликтов в отдельных сферах общественной жизни посвящены работы В.А. Авксентьева, М.А. Аствацатуровой, О.Ф. Волочаевой,  И.С. Миллер, М.М. Шульги. [5]

Проблема семьи, ее сохранения и укрепления основ ее жизни занимает сегодня едва ли не первое место по важности среди социальных проблем общества. Во многом это объясняется тем, что в современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций.

Специалисты сходятся во мнении, что на психологическое состояние и здоровье семьи влияет не только способность супругов позитивно и конструктивно решать конфликтные ситуации, понимать и принимать психофизиологические и социально-психологические различия между мужчиной и женщиной, но и создавать эмоциональное единство в семье. Психологически здоровые супружеские отношения представляют собой гармоничные отношения, позитивно обогащающие личность, повышающие коммуникабельность человека и его способность к любви, способности понимать нравственные ценности, свободу от страха, чувства вины и стыда, ложных представлений и других психологических факторов, нарушающих гармонию взаимоотношений в браке.

Сегодня многие пары, готовящиеся вступить в брак или уже связанные супружескими узами, не умеют правильно построить свои взаимоотношения и практически не знают, как это сделать, так как психологическая подготовка жениха и невесты - будущих мужа и жены - в этом плане серьезно и основательно не велась. Средства массовой информации также формируют и распространяют неверные представления о семейной жизни и ее тонкостях.

Данная статья является попыткой взглянуть на идею семейных отношений с точки зрения соционики – науки об информационном метаболизме, которая изучает и описывает, как у человека происходит процесс восприятия и обработки информации. Призвание соционики - помочь человеку увидеть, насколько разными могут быть другие люди и как можно наладить с ними общение, почему некоторые естественные для нас вещи могут быть на самом деле болезненными и неприемлемыми для других. [4]

    Как известно, семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.[7] Конфликт является основополагающей причиной возникновения семейных разногласий в семье.

Одним из основополагающих постулатов соционики является то, что существует так называемая «дуальная природа» отношений, или отношения полного взаимного дополнения.[3] Именно дуальные отношения являются самым главным открытием соционики и являются самыми комфортными и гармоничными отношениями между супругами. В дуальных парах редко возникают конфликты, а если и возникают, то быстро и безболезненно разрешаются. [1]

Между тем, исследований на тему типологического состава семей в соционике велось очень мало. По статистике получается, что едва ли не половина браков заключается между дуалами, но из собственных наблюдений за семейными парами можно придти к выводу, что будущие супруг или супруга ищутся с аналогичным или близким к родительскому соционическим типом. Поэтому гораздо более важным представляется определение у человека семейного сценария и поиск спутника жизни с учетом того, какие соционические типы могут реализовать этот семейный сценарий.

То, что позволяется и считается нормой в одних интертипных отношениях, неприемлемо в других, то, что поощряется в одних семейных сценариях - не поддерживается в других. Поиск ответа на вопрос, что является стержнем в семейных отношениях с точки зрения типологии Юнга, и определил основной объект исследований, а попытка рассмотреть типологический состав семейных пар и является целью данной статьи.

В основу статьи положена теория дихотомии в соционике. Согласно этой теории, выделяется четыре типа людей – логик, этик, сенсорик и интуит. Каждому из них присущи свои уникальные качества, отличающие один тип от другого. Между тем, каждому типу присуща экстраверсия (направленность на окружающий мир), либо интроверсия (направленность на свой внутренний мир).  [6]

Для исследования было выбрано 10 семейных пар, семейный стаж которых превышал два  года. Для  диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком в конкретной супружеской паре использовался "Тест - опросник удовлетворенности браком". Тест - опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа: а - верно; б -трудно сказать; в - неверно. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответов.

Для выявления соционического типа отдельно взятого супруга/супруги использовался адаптивный тест по соционике, в котором предложено 4 вопроса, каждый из которых предполагает два варианта ответа. Из них нужно выбрать тот, который больше подходит или содержит минимум противоречий.

По результатам исследования на первом месте оказались конфликтные отношения – 5 пар из выбранных 10. На втором месте стоят полудуальные отношения – 3 пары. И лишь на третьем месте находятся дуальные, или, другими словами, наиболее гармоничные отношения – всего лишь 2 пары.

Исходя из этого, выявились следующие семейные сценарии: самым распространенным сценарием оказался сценарий «решительный муж - заботливая жена». Сюда вошли дуальные отношения, где мужчина – логик, а женщина - этик. В таких браках прослеживается классический сценарий, где женщина большей частью занимается домом и семьей, а мужчина зарабатывает деньги и кормит семью. Женщина более душевна и ранима, мужчина более разумен и хладнокровен. Мужчина практически не интересуется домашними делами, но вместе с тем он весьма неприхотлив. Жена - полноправная хозяйка в доме, все подчинено ее воле и ее распорядку. И эта роль полностью устраивает мужа. Ситуация, когда муж сидит с детьми дома, а жена зарабатывает, неприемлема для обоих, ведь это роняет статус мужа, а значит, и статус жены, а это совершенно недопустимо для обоих супругов. Конфликты при таком сценарии сводятся к минимуму и происходят, как правило, когда муж решается установить свои порядки в доме, то есть ворваться без разрешения на территорию, которая ему неподвластна – территорию, полностью подконтрольную его жене.

Далее идет семейный сценарий, где семейная жизнь строится совершенно по иным принципам, где наблюдается достаточно жесткая привязка к семейным ролям, основанным на гендерных стереотипах. Это полудуальные отношенияс семейным сценарием «сильный мужчина – слабая женщина». В данном семейном сценарии муж – логик, а женщина – сенсорик. Муж ведет все хозяйство и самостоятельно решает все значимые вопросы, все под его присмотром и контролем, в том числе и жена. Но в то же время мужчина заботится и оберегает жену, следит, чтобы ничего ее не расстраивало. Жена в случае несогласия мужа может прибегнуть к некоторым «женским хитростям», например, просто сесть и заплакать, а то и вовсе закатить вполне приличный скандал. Если этой мерой не злоупотреблять, она воздействует на сердце логика практически безотказно. В этом сценарии капризы жены считаются частью семейной игры, что сводит вероятность возникновения семейных конфликтов к минимальному уровню.

Далее идут конфликтные пары, на которые и делался основной упор в данной статье. Здесь идет несколько сценариев, и первый из них – так называемый «деловой союз». В таких парах все четко и конкретно: муж – сенсорик - глава семьи и это не обсуждается, а жена – интуит -  «мужняя женщина», и отношения имеют четкую субординацию. В данном сценарии оба супруга обычно имеют престижную работу и стабильный высокий доход, оба на хорошем счету и пользуются уважением в обществе. По наблюдениям автора, в таких семьях не хватает сердечного тепла и любви друг к другу, а объясняется это тем, что в таких браках и муж, и жена не требуют многого друг от друга. Каждый занимается своим делом, у каждого свой заработок, хозяйство каждый ведет сам. Оба вполне самодостаточны и имеют свой круг интересов. Поддержку друг у друга супруги практически не ищут, однако за советами друг к другу обращаются довольно часто. Муж в таком случае полностью полагается на интуицию и решение жены и беспрекословно следует ее советам. Правда, если семейная идиллия вдруг нарушается, «разборы полетов» происходят с сенсорной прямотой и интуитивным упорством. Обычно оба супруга упрямы и импульсивны – никто не хочет уступать друг другу. Противостояние может длиться довольно долго, а консенсус зачастую так и не может быть достигнут вследствие того, что каждый из супругов остается при своем мнении. Муж полагается на свои чувства, а женщина полностью полагается на свою интуицию.

Второй семейный сценарий у конфликтных пар - брак между мужчиной и женщиной, в котором оба являются интуитами  - «духовный союз». Как правило, это союз между экстравертными и интровертными интуитами. В таких парах женщина играет более активную роль, чем мужчина. Она социально активна, имеет или стремится иметь свой бизнес, а муж более нетороплив, временами даже заторможен, предпочитает домашнее уединение шумным компаниям, поездкам и развлечениям, которые предпочитает в большинстве своем его супруга. Конфликты здесь появляются на фоне расхождения интересов, однако часто их сглаживает понимание глубокого духовного мира друг друга, так как понять интуита может только тот, кто сам обладает таким же богатством. Именно эта сторона является стержнем в подобных браках и позволяет им не распадаться.

Отсюда напрашивается вывод, что, не имея возможности реализовать свои лидерские качества с другими соционическими типами, женщины - интуиты выбирают в мужья тех, кого они хорошо понимают и кем достаточно легко могут управлять. В таких семьях избегают силового давления, которое можно наблюдать в сенсорных парах, а «повышенная мечтательность» обоих супругов не является препятствием для построения гармоничных отношений.

В противовес духовным бракам ставится семейный сценарий, получивший название «приземленный союз». Это браки, где оба супруга - сенсорики. Скрытым мотивом и конфликтогенным фактором в таких парах служит избегание, пренебрежительное отношение к интуитивным типам, непонимание, недооценка роли интуитивных аспектов в жизни друг друга, то есть супруги отказываются принимать внутренний мир друг друга, каждый поглощен своими чувствами и ощущениями.

Отдельно стоят браки между двумя логиками – «союз разумных людей». Скрытым мотивом в таких парах можно отметить избегание чувственно - эмоционального компонента в семейных отношениях. Как правило, оба супруга слабо разбираются в чувствах не только другого, но и в своих собственных. В таких семьях ценят прямоту, а все сложные ситуации подвергаются тщательному разбору и логическому анализу. Большое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, т.к. интеллектуальные состязания - часть этого сценария, и проявляются они практически в каждом аспекте совместной жизни супругов.

Последний сценарий, о котором хотелось бы сказать – «уютный мир». Это браки между интровертами - иррационалами. Особенность таких пар состоит в том, что они живут в своем собственном мире, далеком от реалий мира современного.  Такая пара живет по принципу «это наша территория и чужие здесь не ходят». У такого типа семей  всегда четко ограниченный круг людей, которые вхожи в их дом. Несмотря на то, что оба супруга довольно гостеприимны,  впустить чужого человека в свой мир для них крайне дискомфортно. По сути своей и муж, и жена очень спокойны и неторопливы. Правда, эта неторопливость зачастую и является основной причиной конфликта, поскольку оба члена такого союза попеременно не успевают принимать важные решения вовремя.

Таким образом, в качестве основного тезиса данной работы можно сделать вывод, что комфортность в интертипных отношениях не является основным фактором выбора спутника жизни. [2] Главным фактором, определяющим представления о семейной жизни, являются семейные сценарии, которые формируются под влиянием соционических дихотомических типов. Предложенные сценарии носят упрощенный и схематичный характер. Если разбираться в этом вопросе досконально, можно выявить более сложные цепочки запросов каждого из супругов, и в том, насколько эти запросы будут удовлетворены, и кроется секрет комфортности и гармоничности в отношениях каждой пары.

В качестве рекомендации одним из возможных направлений укрепления семейных отношений может стать популяризация соционики среди широких слоев населения, проведение семейных консультаций, а также индивидуальных консультаций людей, желающих вступить в брак, с целью выявления особенностей интертипных отношений между членами уже существующей либо потенциальной семьи, что позволит своевременно предупреждать возможные проблемы во взаимоотношениях и обозначение путей их избежания либо сглаживания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурчак, Э. А. Психологические особенности формирования экстра- и интровертированных черт личности: Дис. канд. психол. Наук / Э. А. Бурчак. - Москва, 1996. – 62 с.
2. Соционика. инфо. Главная страница. - Режим доступа: http://www.socionika.info/ (дата обращения: 10.04.2015).
3. Соционика. инфо. Дуальная природа человека. - Режим доступа: http://www.socionika.info/ (дата обращения: 10.04.2015).
4. Центр актуальной соционики. Теория соционики. – Режим доступа: http://www.tipirovanie.ru/socionika-teoria.php/ (дата обращения: 09.04.2015).
5. Авксентьев В.А., Шульга М.М. Этноконфессиональные отношения в ставропольском крае: опыт конфликтологического анализа // Конфликтология. ˗ 2014. ˗ Т. 3. ˗ С. 148-162;
6. Лытов Д.А., Лытова М.Ф. Введение в соционику: Часть 1. – М.: Издательский Дом МСП, 2005 – 2006. – С.
7. Смелзер Н. Социология: курс лекций. – М.: Феникс, 2012. – С. 312.
8. Аствацатурова М.А. Межэтнические противоречия и конфликты в ставропольском крае // Россия и мусульманский мир. ˗ 2014. ˗ № 2 (260). ˗ С. 36-42.;
9. Волочаева О.Ф. «Ненасильственное» изменение политических режимов как феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. ˗ 2015. ˗ № 3. ˗ С. 83-86;
10. Миллер И.С. Студент как субъект конфликта: некоторые прикладные следствия анализа картины студенческой саморефлексии // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 1. – С. 23-28.


©  Д.О. Усова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru