VIP Studio ИНФО Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

О.А. Мальгина,  (Аспирант, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ-АПРЕЛЬ  2015

Универсальные учебные действия

В данной статье, мы остановимся на методах исследования регулятивного блока универсальных учебных действий, результатах педагогического эксперимента, а также приведём образец примерного полного заключения.

Ключевые слова: Универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, предшкольное образование, дошкольный возраст, формирование.

Актуальным направлением работы в современной педагогики и психологии является проблема формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки, мы пришли к такому выводу, изучив теоретический и практический аспекты данного вопроса.

В настоящей статье, мы остановимся на методах исследования регулятивного блока универсальных учебных действий, результатах эксперимента, а также приведём образец примерного полного заключения.

В изученных работах встречаются фамилии следующих авторов: А.Г. Асмолова, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмовой, В.Г. Тютеревой, А. В. Федотовой и других, которые дают определения термина «универсальные учебные действия» [3].

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина: «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить, как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].

В наиболее общем плане, по нашему мнению, универсальные учебные действия можно определить, как деятельность самого учащегося, направленную на организацию учебно-познавательного процесса, а также на развитие способности ребёнка работать с учебными и практическими задачами.

В структуру универсальных учебных действий входит регулятивный блок. Регулятивные действия – это действия, которые обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Они включают:

  • «целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);
  • контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • коррекция (внесение дополнительных отклонений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);
  • оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения);
  • саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий» [1,2].

Исследование проводилось на базе центра предшкольной подготовки «Дошкольник-21» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) №21 города Ставрополя.

Для диагностики регулятивного блока универсальных учебных действий применялись следующие задания: «Что перепутал художник?», «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), «Рисование по точкам». А также метод наблюдения [2].

Для проведения задания «Что перепутал художник?» необходимо каждому ребёнку индивидуально предъявить две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти, показать и назвать различия между картинками. «Критериями оценивания выступают (умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях, имеет следующий операциональный состав):

  • ознакомление с общей структурой анализа объекта;
  • определение направления движения по объекту;
  • вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
  • поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных» [2].

Материал для проведения задания «Графический диктант» состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный. Данное исследование можно проводить индивидуально, фронтально, а также парами. Все дети должны следовать словесной инструкции экспериментатора. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Методика «Рисование по точкам» включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребёнком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем дети выполняют задание по словесной инструкции и используют помощь педагога[1,2].

Показателями сформированности регулятивного блока выступали: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В результате проведения педагогического эксперимента были получены следующие результаты. В соответствии с выделенными критериями общий уровень сформированности действий контроля, исследуемой группы детей составляет 85% в констатирующем эксперименте. В контрольном эксперименте 88% выполнения задания.

В соответствии с выделенными критериями общий уровень выполнения задания, направленного на изучение действий произвольности, составил 70% в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента показали 74%.

Основываясь на выделенных критериях, общий уровень выполнения задания констатирующего эксперимента, направленного на изучение действий планирования, саморегуляции и коррекции составил 89%.  Контрольный эксперимент показал 93%.

В результате изучения сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки были выделены пять уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий). Результаты изучения регулятивных универсальных учебных действий констатирующего и контрольного экспериментов представлены ниже на диаграмме №1.

Универсальные учебные действия

Диаграмма №1.
 

Результаты изучения сформированности основ регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.

Из диаграммы следует, что в констатирующем эксперименте были получены такие результаты. Исследуемых детей, которые бы были отнесены к низкому уровню и уровню ниже среднего не было выявлено – 0%. На среднем уровне оказалось 2% исследуемых детей. На уровне выше среднего 24% исследуемых детей. Хороший результат показали 74% детей, их мы отнесли к высокому уровню. В контрольном эксперименте результаты следующие: исследуемых детей, которые бы были отнесены к низкому, ниже среднего и среднему уровням не было выявлено – 0%. На уровне выше среднего оказалось 22% исследуемых детей. Хороший результат показали 78% исследуемых детей, их мы отнесли к высокому уровню.

В целом, по результатам полного изучения всех структурных компонентов универсальных учебных действий, можно дать примерно такое заключение (составляется на каждого исследуемого отдельно).

Заключение №1.

Внутренняя позиция школьника находится в процессе формирование (уровень выше среднего). У ребёнка ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.Низкий уровень развития познавательного интереса и инициативы. Логические действия хорошо развиты. Действия самооценивания находятся в процессе формирования (низкий уровень), ребёнок при сложностях в выполнении задания ссылается на способности и везение.Действия нравственно-этического оценивания сформированы на среднем уровне. У ребёнка ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнёра, готовность к альтруистическому действию. Ребенок называет норму справедливого распределения. Норма сформирована, как правило, которому необходимо следовать всем. Ребёнок ещё не выделяет моральное содержание ситуации. Принятие установки на просоциальное поведение. Моральные суждения плохо развиты. Знаково-символические познавательные действия не сформированы. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Ребёнок даёт неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяет слова, перечисляя существительные-предметы. Регулятивные действия контроля недостаточно сформированы. У ребёнка ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что разработанная и апробированная программа формирования регулятивных универсальных учебных действий является эффективной и её возможно применять в педагогической работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. – 128 с.
3. Мальгина О.А. Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как залог успешного школьного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11.


©  О.А. Мальгина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru