VIP Studio ИНФО Модель разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент кафедры коррекционная педагогика, КГПУ им. В.П.Астафьева)

Т.В. Ивченко,  (Учитель, Есаульская общеобразовательная школа Красноярского края)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ-АПРЕЛЬ  2015

Разноуровневое (дифференцированное) обучение

Одним из решений проблем организации учебно - воспитательного процесса в комплект-классе VIII вида в условиях сельской малокомплектной школы предлагается модель разноуровневого (дифференцированного) обучения детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в условиях сельской малокомплектной школы, разработанная авторами статьи.
Фокусируется внимание на возможности использования разноуровневого (дифференцированного) обучения детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в условиях сельской малокомплектной школы, разработанная авторами статьи.

Ключевые слова: Разноуровневое (дифференцированное) обучение, умственно отсталые дети, младший школьный возраст, учебно-воспитательный процесс, коррекционная работа, сельская малокомплектная школа.

В  настоящее время в сфере образования России существует следующие формы обучения: общеобразовательное обучение; обучение, реализуемое в сети компенсирующих и комбинированных образовательных учреждений; интегрированное; инклюзивное.

Именно интегрированное обучение реализуется на базе малокомплектной Есаульской общеобразовательной школы Красноярского края при обучении детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в специальных (коррекционных) комплект – классах VIII вида.

Дети данных комплект–классов интегрированы в общеобразовательную малокомплектную сельскую школу с целью их максимально возможной социализации, допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в органах социальной защиты или индивидуальной трудовой деятельности.

В силу неоднородности психофизических и интеллектуальных отклонений классы разновозрастные. И вследствие малочисленности данной категории обучающихся в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы VIII вида формируются из обучающихся разных классов и функционирует как единый класс-комплект.

При организации учебно-воспитательного процесса с умственно отсталыми учащимися в условиях малокомплектной сельской школы, педагогу необходимо учитывать специфику этой категории детей с ОВЗ.

Именно проблема организации учебно-воспитательного процесса умственно отсталых учащихся в специальных (коррекционных) разновозрастных комплект-классах VIII вида обуславловила необходимость разработки модели разноуровневого обучения на основе дифференциации, как системы этой категории учащихся в условиях сельской малокомплектной школы.

Целью исследования является разработка модели разноуровневого обучения на основе дифференциации как системы обучения умственно отсталых учащихся в условиях сельской малокомплектной школы.

В соответствии с этой целью выдвинуты следующие задачи:

  1. выявить объективные социальные, психологические и педагогические основания разноуровневого (дифференцированного) обучения;
  2. рассмотреть основные компоненты дифференцированной основы разноуровневого обучения;
  3. обосновать дифференциацию умственно отсталых учащихся в условиях сельской малокомплектной школы;
  4. определить необходимые для разноуровневого обучения границы дифференциации на содержании учебного предмета «Русский язык»;
  5. осуществить экспериментальную проверку эффективности модели разноуровневого обучения на основе дифференциации, направленной на достижение каждым умственно отсталым учеником ближайших и отдаленных целей обучения.

Объектом исследования явился процесс обучения умственно отсталых детей, которые в силу своей малочисленности в условиях сельской малокомплектной школы организованны в разновозрастные комплект-классы.

Предметом исследования является разноуровневое обучение, основанное на системе дифференциации, предоставляющего возможность детям любой степени развития достигать уровня образования не ниже определенного госстандартом.

Гипотеза. Реализация модели разноуровневого (дифференцированного) обучения умственно отсталых учащихся может обеспечить малокомплектной сельской школе:
  1. достижение ФГОС при обучении исследуемой категории детей;
  2. повышение целостности, упорядоченности учебного процесса, ориентированного на когнитивную и личностную парадигмы обучения;
  3. выход на вариативность темпа изучения учебного материала по русскому языку, темпа продвижения умственно отсталых учеников, учитывающий различный уровень возможностей школьников как средство построения индивидуального маршрута обучения.

Базой исследования является сельская малокомплектная Есаульская общеобразовательная школа Красноярского края. Период экспериментального исследования охватывал 3 года (2012 - 2015 гг.).

Термин «модель» означает некую систему (образец, пример, образ, конструкцию), которая отображает и выражает определенные свойства и отношения другой системы, называемой оригиналом, и в указанном смысле заменяет его … мысленный или условный образ. Аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической или предметной форме их основные типические черты» [4, с. 59].

Оригиналом, согласно определению Г.К.Селевко, будем считать содержание обучения и требования к знаниям и умениям умственно отсталых детей, согласно программам для специальных (коррекционных) школ VIII вида. В частности, нами за основу была взята программа для специальных (коррекционных) школ под редакцией В. В. Воронковой.

Структурными элементами представленной модели являются:
  1. Особенности организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Содержание учебного предмета «Русский язык».
  3. Психолого-педагогическая диагностика.
  4. Мониторинг.
  5. Комплексное сопровождение учащихся в процессе обучения.

Остановимся подробнее на содержании перечисленных структурных элементов модели разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Структура уроков в комплект-классе также специфична: уроки, целиком посвященные объяснению нового материала, не проводятся. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы, разным возрастом учащихся класса [3].

Новый материал сообщается небольшими порциями с последующим многократным его закреплении. Необходимо так организовать работу на уроке, чтобы при знакомстве с новым материалом одной частью класса, другая была занята повторением или закреплением ранее изученного. Задания выполняются при строгом контроле учителя, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала. При этом необходимо требовать от учащихся класса комментирования своих действий.

Особое место отводится самостоятельной работе. Подбираются виды самостоятельной работы с учетом программы, возможностей каждого ученика класса. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приемы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся.

Особенностями организации учебно-воспитательного процесса разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы являются: подготовка разноуровневого дидактического материала; использование большого спектра форм контроля и разноуровневых проверочных и контрольных работ [3].

Содержание учебного предмета «Русский язык».

Использованы программы по русскому языку для 3 и 4 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Специфика программ для специальных (коррекционных) школ такова, что содержание построено «концентрически». Данная необходимость продиктована нарушениями всей познавательной деятельности учащихся с умственно отсталостью, необходимостью многократного повторения из-за слабых устанавливающихся причинно-следственных связей у данной категории детей. Т.о., мы считаем, что возможно построить структуру рабочих программ для учащихся 3 и 4 комплект-класса так, что основные разделы предмета будут проводится в один временной промежуток, и количество часов, отведенных на изучение того или иного раздела сделать одинаковыми. Если у одного из классов по программе количество часов по данному разделу меньше, чем у другого, то можно включить уроки для учащихся этого класса на повторение и закрепление пройденного материала.

Психолого-педагогическая диагностика.

Для класса детей с умственной отсталостью характерно разнообразие первичного дефекта и его причин, особенностей развития вторичных дефектов, уровней овладения знаниями и умениями. И как следствие, у каждого ученика свой темп усвоения материала, согласно его индивидуальным и специфическим особенностям. Для дифференциации умственно отсталых учащихся по уровню развития и способностям производится психолого- педагогическая диагностика [5].

Мониторинг.

Мониторинг уровня усвоения знаний и умений по конкретному предмету, в частности по русскому языку, обеспечивают различные формы контроля и дифференцированные проверочные и контрольные работы [5].

Комплексное сопровождение учащихся в процессе обучения.

Одной из приоритетных задач сопровождения является организация конструктивного сотрудничества с ребенком с ОВЗ, которое открывает перспективы его личностного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и последующей успешной социализации [2; 5; 6].

Мы рассматриваем медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания умственно отсталого школьника с точки зрения содержания и технологий реализации как систему организации психолого-педагогических условий и мер, направленных на помощь ребенку и его развитие.

Организация комплекса специальных психолого-педагогических и образовательных условий обучения школьника с умственной отсталостью, объединенных в единую систему медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, требует вклада усилий команды специалистов различного профиля [О. А. Козырева, 3, с. 112].

На рисунке 1 представлена модель разноуровневого (дифференцированного) обучения умственно отсталых детей в условиях сельской малокомплектной школы.

Разноуровневое (дифференцированное) обучение

Рисунок 1. Модель разноуровневого (дифференцированного) обучения умственно отсталых детей
в условиях сельской малокомплектной школы.

 

Т.о., можно сформулировать следующие выводы:

На основании анализа различных источников научно-педагогического теоретического и опытно-экспериментального характера нами разработана и реализуется модель разноуровневого дифференцированного обучения детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в условиях сельской малокомплектной школе, основанная на:

  • дифференциации умственно отсталых учащихся по уровню развития, способностям, наклонностям и интересам [2];
  • расчленении учебного материала по русскому языку по его содержанию и объему с учетом ведущего компонента учебного предмета;
  • выделении в технологии обучения методов, адекватных усвоению данного материала умственно отсталых учениками 3-4 комплект-класса начального звена школы.
Представлена модель разноуровневого (дифференцированного) обучения детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в условиях сельской малокомплектной школы как одна из множества возможных моделей реализации концепции дифференцированного разноуровневого обучения. Данная модель обеспечивает непрерывность и постепенность развития личности умственно отсталого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антропова М.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. 1992. №9-10. С.39-51.
2. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5. С.80-84
3. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема// Вестник ТГПУ. Выпуск №1. 2014. С.112 – 115.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий // М.: НИИ школьные технологии, 2006. С. 816
5. Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Психолого-педагогическая диагностика. // Специальная психология. 2007. № 1. С.16-22.
6. Фуряева Т.В. Интеграция особых детей в общество / Т.В. Фуряева // Педагогика. 2006. №7. с.29-37.


©  О.А. Козырева, Т.В. Ивченко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru