VIP Studio ИНФО Налоги как зеркало политики государства средних веков и нового времени
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

В.А. Бунько,  (К.э.н., доцент, фил. Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Пскове )

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ-АПРЕЛЬ  2015

Налоги

Налоговые системы формируются исторически, под влиянием тех общественных отношений, которые складываются в данной стране. На примере отдельных стран рассматривается этот процесс. Показана и обратная связь, то, как влияет налоговая система на судьбу государств.

Ключевые слова: Налоги, власть, общество, право, земля.

Типичный состав населения таков: земельные магнаты, дворянские шпаги, свободные, полусвободные, несвободные крестьяне, ремесленники и купцы в городах. В то же время  укрепляется административный аппарат. Особое место занимала церковь. Соотношение сил, традиции власти и политики складывались по-разному. Этим и объясняется различие налоговых систем. В то же время представители исторической социологии полагают, что средневековое государство, по-сути, было армией в сочетании с налоговой системой, которая возникла для того, чтобы получать из экономики товары для армии [1, с.127]. Действительно, наличие военной доминанты трудно отрицать. Заключение исторических социологов во многом справедливо.

 В истории Византии периоды подъема сменялись периодами упадка, но необходимость отражения внешней агрессии вынуждала проводить реформы. Главой  Восточной Римской империи был  император, сосредоточивший в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть; он также руководил церковью, созывал соборы, назначал высших церковных иерархов. Могущество и сила царей находились в зависимости от величины их домена. При царе в качестве совещательного органа действовал Государственный совет (консисторий). Сенат (синклит) рассматривал законопроекты, но в конце VII  в. Лев VI лишил сенат этого права [2, с.143]. При императоре Юстиниане (527−565) удалось восстановить большую часть территории Римской империи, но позднее многие земли были потеряны. Основатели Исаврийской династии (717−802) провели ряд реформ под флагом иконоборчества. Ликвидируются монастыри, земли (половина земельного фонда) передаются сельским общинам с обязательством платить налоги. В результате вместо монастырских земель с их привилегиями находится постоянный источник доходов бюджета и содержания армии. Земли не могли отчуждаться, община отвечала перед государством за уплату налогов. Кроме того, феодалы наделяются землей на условиях несения военной службы [2, с.134]. В результате Лев III создал армию, способную противостоять арабской коннице. Когда в начале IХ в. арабская опасность ослабла, процесс феодализации резко усилился, положение крестьян стало ухудшаться.  

В начальный период истории Византии среди крестьянского населения преобладали свободные мелкие собственники и крестьяне-общинники. Но в IХ − Х вв. после ослабления внешней опасности, прежде всего со стороны Арабского халифата, начинается наступление на свободных крестьян. Широкое распространение получили бенефиции (проник), большая часть которых со временем превратилась в феоды.  В конце XIII − начале XIV вв. огромное количество земель было роздано светским феодалам и крупным монастырям. Разоренное крестьянство стало уходить из общин без земли. Число заброшенных и пустующих земель все более увеличивалось. Многие общинные земли переходили в государственную собственность. Государство оказалось неспособным противостоять внешней угрозе. Византия прекратила свое существование в 1453 г. Таким образом, развитие экономики и становление независимого государства неразрывно связаны, как это показывает опыт Византии, с развитием   налоговой системы.  

В Западной Европе во второй половине VIII в. сложилась империя франков, которая впоследствии распалась  на более мелкие государства. Проследим историю налогов во Франции и Германии, сравним с организацией налогообложения в Англии.

Во Франции получили распространение разные формы государственного управления. Наивысшим судебным органом в соответствии с административной реформой Людовика IX Святого (1226−1270) стал парламент. Королевские ревизоры контролировали местную администрацию. Был введен обычай «сорок дней короля», в течение которых прекращались внутренние войны. Королевская, более полноценная монета вытеснила из обращения местные деньги. Постепенно усиливается центральная власть. Новые классы заинтересованы в отмене пошлин на территории страны, в наведении порядка. Постоянные налоги и постоянная армия делали короля независимым от феодалов. Налогообложения не избежала и церковь. Во времена правления  Филиппа IV Красивого (1285 – 1314) были созваны Генеральные Штаты (1302) – представители духовенства, дворянства и так называемого третьего сословия (города). В 1357 г. депутаты, возглавляемые Этьеном Марселем, принимают в 1357 г. «Великий мартовский ордонанс». Генеральные Штаты получают право контроля налогообложения, сбора и расходования бюджетных средств [2, с.33]. Но реализовать это право помешали дальнейшие события. Видимо в это время, как это следует из других источников,  Генеральными Штатами фиксируется требование равномерности налогообложения.  

Карл V (1364−1380) проводит налоговую реформу. Он обращается за поддержкой не к Генеральным Штатам, а к собранию нотаблей, в которое входили представители известных фамилий, включая профессоров Парижского университета. В 1369 г. король получил согласие на взимание нескольких постоянных налогов: соляного налога, подворного (налог с каждого дома), таможенных пошлин. Был создан военный флот, усовершенствована артиллерия. Столетняя война закончилась в 1453 г. Карлом VIII в 1484 г. были созваны Генеральные Штаты для санкционирования субсидий, после этого они не собирались 75 лет [2, с.36].

При короле Людовике ХI (1461−1483) завершается объединение почти всей Франции, подготавливается переход к абсолютной монархии. Людовик ХI был выдающимся политиком своего времени, он положил начало политике меркантилизма. При нем были отменены частично внутренние пошлины, становится очевидной влияние налогов на функционирование экономики.

При  Генрихе IV Бурбоне (1594−1610) Генеральные Штаты не собирались. Усилился процесс бюрократизации административного аппарата, чиновники заняли ведущее место в королевском совете. Высшим центральным органом был государственный совет, были другие советы: совет финансов, совет депеш, или внутренних дел и т.д. Права парламента сокращаются. Изданный в 1641 г. эдикт разрешил парламенту представлять ремонстрации только по правительственным актам, касающихся финансов. В 1672 г. Король вовсе запретил представлять ремонстрации (ремонстрации – отказ в регистрации королевских актов по причине их несоответствия правилам и обычаям провинции или законодательству страны). Значительными полномочиями обладал Генеральный контролер, ему же подчинялись интенданты. К концу правления Людовика XIV страна оказалась разоренной. Государственный долг достигал 2,5 млрд. франков, в 16 раз превышая годовой доход страны [2, с.43]. В период правления Людовика XV кризис абсолютизма усилился.

Германия как самостоятельное государство выделилось из империи Карла Великого в 843 г. Германское общество делилось на два основных сословия: военное и податное. Причем к военному сословию относились только лица, способные сражаться в конному строю. К податному населению относились крестьяне и горожане. Римский папа Григорий VII выступил с программой «Диктат папы». В целом  борьба с папами содействовала ослаблению императорской власти в Германии. Церковные феодалы в Германии усилились, превратились в территориальных князей. При Генрихе I Птицелове был введен порядок наследственного завещания престола. В результате междоусобной борьбы князья добились возобновления выборов короля феодалами. В начале ХI в. при императоре образовался совет из высших представителей знати.

После 1273 г. Германия распалась на ряд самостоятельных феодальных владений. В то же время территориально империя в XI–ХIII вв. значительно расширяется. Власть сосредоточивается в руках наиболее могущественных князей, из которых начинает формироваться особое учреждение – коллегия так называемых курфюрстов (князей-избирателей). Время от времени собирался рейхстаг, наделенный законодательной властью. Но решения рейхстага проводились в жизнь средствами отдельных земель. Поворотным можно считать 1495 г., в котором были приняты три важных решения: объявлен вечный земский мир, была введена подать на государственные нужды, предназначенная на содержание имперской администрации и армии, был учрежден имперский суд. В отдельных землях существовали ландтаги. Таким образом, Германия XIV в. – слабая конфедерация, в которой вся полнота власти сосредоточилась в руках князей-избирателей [2, с.67].

Право собственности в Германии сложилось в основном по тому же общему типу феодальных отношений, которые существовали в Англии и Франции. Собственность на землю характеризовалась иерархической структурой. Князья, графы владели своими родовыми поместьями как аллодом. Ленное право регулировало отношения между феодальным господином и вассалом.  Право на землю у вассала возникало в результате особого договора, носившего характер торжественного обряда. Лен переходил по наследству старшему сыну, не делился между сыновьями. В Германии дольше и прочнее, чем в других странах,  сохранялось правило, запрещающее вассалу отчуждать полученный лен. В крепостной зависимости находилась меньшая часть крестьян. Большая часть была на положении зависимых крестьян – наследственных держателей земельных участков, за что они платили денежные оброки и несли разного рода повинности в пользу собственника земли – феодала. Кроме того, крестьяне платили государственные налоги – местным князьям и десятины в пользу церкви. Большая десятина – зерном, малая десятина – овощами.

Католическая церковь в Германии по сравнению с другими странами Европы занимала исключительно привилегированное положение. К началу ХV1 в. более двадцати германских прелатов были одновременно имперскими территориальными князьями. Не случайно реформация начинается в Германии (хотя идеи такой реформы высказывались ранее и в других странах). Секуляризация церковных земель, отмена десятины сопровождала реформацию. Адам Смит (1723−1790)  отмечает в своем «Богатстве народов», касаясь десятины в Нидерландах, что пресвитерианские страны  «были избавлены от этого разорительного налога»  [3, с.506].

Итак, во Франции были введены представительные органы власти, на которых принимались решения по налогам, но  впоследствии принятие этих решений делегируется чиновникам. Собрание нотаблей послужило  промежуточной формой плавного перехода власти от демократических представителей к администрации. Генеральные Штаты не стали эффективным органом представительской власти. Германия второй половины XVII в. – своеобразная монархия, в которой установился княжеский абсолютизм. Дилемма такова: или налоги и абсолютизм, или слабое государство без налогов. Этот вывод подтверждает статистика. В сочинениях И.И.Янжула (1846−1914) можно найти такие данные. В 1750 г. во Франции было собрано 14 млн. ф. ст. государственных доходов;  в Германии – 1,6 млн. ф.ст. [4, с.9]. В отличие от Франции, в Англии усиление королевской власти не повлекло за собой ликвидацию парламента. При этом парламент был двухпалатный. Сохранилось и местное самоуправление. 

Земельные отношения средневековой Англии были построены на системе «держаний». Бароны, лорды, державшие земли непосредственно от короля, имели своих держателей, которых они наделяли землей из своего фонда. Были свободные и несвободные держатели. На свободных держателей лежали определенные повинности. Своеобразно была проведена военная реформа Генрихом II Анжуйским (1154 – 1189). Военная служба феодалов заменяется денежными платежами. Мелкие и средние феодалы, платя военный налог (так называемые «щитовые деньги»), занимаются разведением овец и вывозом шерсти за границу. Это послужило толчком к развитию капиталистического элемента. При этом налоги органично вошли в новый порядок.  В Англии, в отличие от Франции и Германии, не было деления населения на плательщиков налогов и служащих, освобожденных от налогов. 15 июня 1215 г. Иоанн Безземельный (1199 – 1216) подписал Великую хартию вольностей. Эдуард I (1275 – 1309) созвал в 1295 г. общий сословный парламент, с этих пор парламент собирается систематически с правом решения налоговых вопросов. За парламентом закрепляется право утверждать как прямые, так и косвенные налоги. В конце XIV в. парламент добивается права контроля над раскладыванием бюджетных средств, королевских субвенций, требуя от правительства предоставления отчетов [2, с.106−107].

Социальные  конфликты в Англии не приобретали такой остроты, как во Франции, хотя волнения и выступления крестьян также были. Например, при Ричарде II (1377–1399), когда резко возросли налоги. Но власть реагирует на эти выступления, смягчая режим. В течение XV в. крестьяне переводятся на денежные платежи; большинство их стало свободными. Свободные крестьяне были двух категорий: собственники своей земли (фригольдеры) и платившие за свой надел (держание) собственнику земли чинш (копигольдеры).

Таким образом, в Англии получило развитие и экономика, и налоговая система. В Германии не было сильных налогов, но не было и сильного единого государства. Во Франции налоги получили развитие, но в отдельные периоды, что и закончилось крушением финансово-налоговой системы. Людовик XIV вступил на престол пятилетним ребенком. При существующей тогда «системе взимания податей и при алчности всех близко стоящих к кормилу правления, большая часть доходов не достигала казны». Отовсюду раздавались жалобы на налоговый гнет и на управление финансами. Возрастание всевластия короля угрожало интересам многих, поэтому стал популярен опыт Англии, парламент стал изучать свои права, стараясь привести их в стройную систему. «Абсолютизм казался пригодным лишь для скифов и варварских племен»  [5, с.400].

Таким образом, налоги порождались государством, они нужны были для ведения войн, это так. Но не налоги разрушали государства, а их воровство, неумение собрать, отсутствие правильного, основанного на демократии способа их установления, архаичная система государственного управления. А.Смит отмечал, что при безначалии, существовавшем в Европе в эпоху феодализма, государь был вынужден довольствоваться обложением тех, кто был слишком слаб, чтобы отказаться платить налоги [3, с.608]. Возникает неравномерность налогообложения, положение отдельных категорий населения резко ухудшается. Алчность аппарата и казнокрадство может разрушить рациональную налоговую систему. Высокие налоги в связи с чрезвычайными обстоятельствами могут иметь место, но они не должны превращаться в постоянные; чрезмерные налоги влекут крестьянские волнения, бунты. С другой стороны, страна может сократить налоги и военные расходы, но не до такой степени, чтобы рисковать собственным существованием.

Польское княжество появилось на страницах письменных источников в 60-х гг. Х в. Перерастание племенных союзов в территориальные княжества датируется VIII – IX вв. Княжество полян явилось центром, вокруг которого объединились польские земли. Во второй половине Х в. Польша представляла достаточно стабильную, раннефеодальную монархию. При сыне князя Мешко (960−992), Болеславе I Храбром (992−1025) дружинники начинают получать земли за службу. Страна была поделена на округа, во главе которых князь ставил наместников. В 996 г. принимается христианство. В 1138 г. Болеслав III поделил страну на уделы, старшему сыну отводилась роль великого князя [2, с.164]. В XIII в. распад углубился, великокняжеская власть теряла значение. Переселение немецких богатых купцов породило независимость города от феодала. Классическая для феодализма схема такова: монарх (правительство) плюс дворянские шпаги, плюс города против магнатов. В Польше город раскололся, там были свои магнаты, заинтересованные во внешней торговле, и мелкая торговля, ориентированная на внутренний рынок. Этой прослойке, заинтересованной в единстве страны, не хватало сил, чтобы выступить на общегосударственной политической арене. Это позволило шляхте не только теснить знать, но и ограничить короля  [2, с. 168]. После не оставившего прямых наследников Казимира III (1333−1370) трон перешел по женской линии венгерскому королю Людовику (1370−1382). За признание свой дочери наследницей польского престола он расплатился Кошицким привилеем 1374 г. Это освободило имения дворян почти от всех регулярных государственных податей, чрезвычайные налоги вводились с согласия дворянских представителей.

В 1454 г. созывается ополчение для борьбы с Тевтонским ордером. Ультимативные требования шляхты были позднее оформлены как Нешахские статуты. Короля обязали не созывать ополчения и не вводить новых податей без согласия земских сеймиков (областных съездов дворянства). Практически был реализован такой вариант: послы стали съезжаться к королю, в 1493 г. этот порядок был узаконен, возникла «посольская изба» − нижняя палата общегосударственного сословного представительства. При короле был создан совет из 16 сенаторов. Без его ведома и его согласия король не мог что-либо предпринять. Законы принимал сейм. В какой-то мере такой порядок помог России, которая  с 1564 г. вела беспрерывные войны. В 1578 г. создалась реальная угроза г. Пскову. Польский сейм расхваливал воинские доблести короля Стефана Батория, но субсидировал только на еще один поход  [6, с.257].

Таким образом, в целом подтверждается теория социологов о государстве как о синтезе армии с  налоговой системой. Успешное развитие получили те государства, в которых внешняя и внутренняя политика гармонично сочетались, в которых налоговая система явилась фактором развития гражданского общества.

На ход европейской истории сильно повлияли крестовые походы, поток золота, хлынувший после Великих географических открытий и изобретение пороха. С изобретением огнестрельного оружия тяжелая конница утратила свою главенствующую роль на поле боя. В борьбе за независимость Нидерланды в 1585−1610 гг. противопоставили испанской коннице новую военную технологию. Мушкетеры выстраивались в 8−10 шеренг, первая делала залп, а затем «контрмарш», оказавшись позади всех, чтобы перезарядить мушкеты. Проведение военной реформы требовало денег. В 1575−1610 гг. налоговые платежи в расчете на душу населения выросли примерно в шесть раз. Большую часть дохода давали акцизы, но существовали и налоги на землю, на здания, а в отдельных провинциях и подоходный налог. Но война могла окупить расходы, что и создавало искушение. После победы при Ньюпорте в 1600 г., соседние страны стали перенимать  новую тактику. Нововведения вызвали волну завоеваний, побежденные страны старались копировать оружие завоевателей, и те социальные порядки, которые обеспечивали его эффективное применение. Возникает восточно-европейский абсолютизм и регулярное общество [7, с.55]. В Швеции этой политике следовал король Густав II Адольф.

В середине XVI в. Швеция представляла собой государство с сильной королевской властью, относительно слабым дворянством и крестьянством, сохранившим свою свободу. Король заботился «О всеобщем благе»  [7, с.58]. После смерти Карла IX в 1611 г. дворянство заставило юного Густава II Адольфа дать «королевское обещание» править вместе с Государственным советом (риксродом) и дворяне получили монополию на занятие всех высших должностей (пожизненно). Канцлер граф Аксель Оксеншерна стремился направить короля на путь завоеваний, который дал бы добычу дворянству. Военная реформа сопровождалась ростом налогов. В 1624 г. был проведен земельный кадастр, все налоги преобразованы в единый поземельный налог, определяемый в зависимости от размеров посевов и количества скота. Были введены новые акцизы, повышены пошлины в балтийских портах. Государство вводило монополии на экспорт и производство отдельных товаров, в частности, дававшую большие доходы медную монополию. В 1623−1632 гг. доходы государства увеличились с 2,5 до 6,5 млн. талеров. Производство, торговля, потребление – все было объектом регулирования. С участием нидерландских специалистов была преобразована система управления. Были заимствованы у голландцев методы составления регулярных бюджетов, была введена система ревизии и контроля. Голландцам были предоставлены налоговые льготы для создания местной промышленности. Восприятие голландских металлургических технологий,  улучшение технологий литья позволило в конце 1629 г. создать легкую полевую артиллерию.    

Начались военные завоевания. В отдельные годы военные доходы на порядок превосходили обычные доходы бюджета. После смерти короля риксдаг потребовал уменьшить налоги. Возникло стремление к роскоши и (французское влияние) придворные праздники. Началась распродажа и раздача коронных земель. К середине XVII в. 2/3 земель оказались в руках дворян, а, поскольку дворянские поместья освобождались от налогов, то правительство утратило значительную часть доходов. Крестьянство обратилось с ходатайством к королеве Кристине: «как будто мы боролись за них, а не за интересы родины». Карлом X Густавом было принято решение, возвращающее короне четверть ранее розданных земель. Но им была продолжена политика «военного государства». Нападение Карла X Густава поляки назвали «потопом». Шведские завоевания и были названы «шоком», сформировавшим восточный (восточноевропейский) абсолютизм [7, с.61].

К 1675 г. Швеция утратила свое военно-техническое превосходство и оказалась перед лицом нависшей военной угрозы. Выход из кризиса был осуществлен мерами, напоминавшими те, которые были проведены в сходной ситуации в Дании.

В 1659 г. шведская армия штурмовала  Копенгаген, и только помощь союзников спасла Данию. Власть оказалась в руках бюргерского ополчения. В 1660 г. было созвано собрание всех сословий, на котором встал вопрос о реформах. 10 октября король объявил в столице военное положение. Королевский закон 1665 г. утвердило абсолютизм. Вводится «Табель о рангах», дворянские поместья лишились налоговых привилегий, налоги с крестьян возросли, но рента владельцев земли уменьшилась. Владельцы поместий были обязаны сами собирать налоги со своих крестьян, и отвечали за недобор, за запустившие земли. Ленная система была отменена, так как до половины доходов лена присваивались ленсманом, вместо них были введены государственные чиновники, получавшие фиксированное жалованье. Особые уполномоченные были назначены для сбора налогов в доменах. По Датскому кодексу 1685 г. все поданные были равны перед законом. В 1671 г. была введена «Табель о рангах» [8, с.33].

В Швеции, как и в Дании, аристократическому правительству были предъявлены обвинения в растрате средств. Была проведена «редукция» − возврата короне всех земель, «приватизированных» ранее. 12 декабря 1680 г. риксдаг принял «Декларацию сословий». На основании этих фактов С.А.Нефёдов делает вывод, что в Швеции утвердился «восточный абсолютизм». То была военная диктатура, поставившая целью, как и в Дании, мобилизовать средства для создания мощной армии и, в частности, отнять у дворянства присвоенные им доходы  [8, с.32]. Таким образом, еще раз убеждаемся, что равномерность (всеобщность) налогообложения, умеренные налоги являются условием функционирования государства. Дания и Швеция в целях наведения порядка пошли на отмену ленной системы и создания, так называемого, регулярного общества, хотя опыт других стран показывает возможность и другого, демократического пути развития.  

В Бранденбурге налоги вотировались собранием сословий, ландтагом. Пользуясь своей военной силой, дворяне-рыцари постепенно закрепощали крестьян, и в 1538 г. ландтаг запретил крестьянам покидать поместья без разрешения господ. В 1653 г. права юнкеров расширились в обмен на введение прямой подати с общин сроком на шесть лет. Эта «контрибуция» позволила Фридриху Вильгельму создать современную 20-ти тысячную армию. В 1655 г. курфюрст присоединился к шведам в их нашествии на Польшу. Война принесла славу, военную добычу и власть над Пруссией. Когда шестилетний срок контрибуции кончился, Фридрих Вильгельм продолжал ее собирать, несмотря на протесты, но уже с помощью армии. Дисциплинированная армия «расчищала монарху-полководцу дорогу к абсолютизму» [7, с.62]. В 1667 г. таким же порядком был введен новый косвенный налог. Опять на срок, и опять была привлечена армия для сбора налога. В роли налоговых чиновников использовались солдаты, получившие отставку по ранению или болезни. Местное самоуправление оставалось в руках дворянства, увеличившего барщину до шести дней в неделю. Свою цену за политику власти заплатили и города, поскольку новый акциз не распространялся на крестьянское сословие (платили только города). Подтверждается вывод А.Смита о том, что в средние века налоги возлагались на слабейшее сословие. Правда, прусское государство, так же как и Швеция, имела значительные доходы от домена. Треть земель принадлежали курфюрсту, который привлекал переселенцев, чтобы заселить свободные земли и собирать земельную ренту. Проводилась активная экономическая политика, например, был запрещен вывоз шерсти и ввоз шерстяных тканей  [7, с.63].  Опыт Пруссии показывает, что несправедливое налогообложение входит в жизнь, когда с помощью налоговых привилегий монарх создает опору своей власти.

Сделанный обзор показывает наличие разных способов организации общественной жизни и налогообложения, в частности. Общий вывод таков: налогообложение – это фактор, условие и показатель развития общества. Принцип разделения властей, действенный парламент, участие общества в установлении и контроле налогов является залогом равномерности и справедливости налогообложения. Налоговые иммунитеты ведут, в конечном счете, к застою или даже к разрушению экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коллинз Р. Четыре социологические традиции. Пер. В.Россмана. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009. 317 с. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
2. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб.: Питер, 2013. 283 с.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Издательство политической литературы, 1961. 684 с.
4. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1904. 482 с.
5. Егер О. Новая история (Всемирная история, т. 3). М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 720 с.: ил.
6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. : Эксмо, 2011. 1024 с.: ил.
7. Нефёдов С.А. Происхождение регулярного государства Петра Великого // Вопросы истории. 2013. №12. С.53−64.
8. Нефёдов С.А. Происхождение регулярного государства Петра Великого // Вопросы истории. 2014. №1. С.31−40.


©  В.А. Бунько, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru