А.О. Бухаров, (Ассистент кафедры гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин Филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Шадринске)
Г.А. Ротанова, (Учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 2», г. Шадринск)
|
||||
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим категориям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. В настоящее время имеются крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций, например, труды А.В. Хуторского, О.Е. Лебедева, А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой и др. [1; 2; 3; 4; 5 и др.] Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, окончательно ещё не устоялся. Тем не менее, представляется целесообразным выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Перед современной школой стоят важные задачи формирования у обучающихся историко-краеведческих компетенций. Подходы к учебно-воспитательному процессу в современной школе меняются. Если раньше целью была только непосредственная передача знаний от учителя к ученику, то в настоящее время складывается компетентностный подход, предполагающий, помимо прочего, формирование способности и готовности у учеников анализировать исторические события, выявлять причинно-следственные связи, рассматривать альтернативные варианты хода исторического события, на основе изучения исторических источников делать собственные выводы и умозаключения. Задача современного учителя состоит в том, чтобы утвердить в сознании каждого воспитанника патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, развить желание самостоятельно черпать новые историко-краеведческие знания, сформировать готовность дальше просвещаться. Компетентность включает в себя способность изучать, искать, думать, анализировать, делать выводы и т.д. Сегодня очень важно прослеживать связь между историей всей страны и региональными особенностями, выявлять взаимовлияние событий, происходящих в масштабах всего государства и даже мира, и имеющих место быть на территории отдельно взятого региона. На уроках исторического краеведения происходит формирование патриотических чувств, воспитание гражданина, любящего и уважающего свою Родину – Российскую Федерацию и свою малую родину – в нашем случае город Шадринск и его окрестности. Возникает вопрос: каким образом и какими методами возможно наиболее эффективное формирование историко-краеведческих компетенций. Не выходя за пределы класса, решение такой задачи представляется весьма и весьма затруднительным. Важнейшим средством формирования историко-краеведческих компетенций является, на наш взгляд, экскурсия, которая обладает значительными педагогическими возможностями, соответствующими возрасту школьников и обеспечивающая восприятие, понимание и осмысление ими увиденного. Экскурсия, становясь частью педагогического процесса, принимает на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, к числу которых относятся: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. При разработке плана экскурсий на уроках по историческому краеведению мы учитывали следующие аспекты: будет ли тема и содержание экскурсии интересны детям, смогут ли ученики в силу возраста понять содержание экскурсии, не будет ли продолжительность экскурсии чрезмерной для них, смогут ли содержание экскурсии и методические приёмы положительно повлиять на формирование историко-краеведческих компетенций ребенка и т.д. Нами были выбраны следующие основные направления для организации экскурсий: духовно-нравственное воспитание школьников, военно-патриотическое воспитание, историко-краеведческое направление и др. Тематика экскурсий по духовно-нравственному воспитанию школьников представлена следующим образом:
Военно-патриотическое направление включает блок экскурсий:
Тематика экскурсий по историко-краеведческому направлению включает в себя следующие экскурсии:
Кроме этого, по каждой из экскурсий у нас подготовлены электронные презентации. Это даёт возможность освежить в памяти увиденное, проводить беседы по историко-краеведческим проблемам, способствует осмыслению и закреплению в памяти исторических ценностей. Помимо прочего, в случае невозможности организовать реальную экскурсию по тем или иным причинам, существует возможность проводить заочные экскурсии, не выходя из школы, на основе данных презентаций. Формами работы заочных экскурсий являются: рассказ учителя с просмотром слайдов презентации, просмотр фрагмента презентации с выполнением задания, защита проектов и творческих работ учащихся и др. Итак, экскурсионная работа как средство формирования историко-краеведческих компетенций вносит существенный вклад в формирование личности школьника. Важнейшей частью этой работы является стадия рефлексии. В апреле 2012 г. нами были проведены опрос и анкетирование школьников, в котором приняли участие 68 человек из 6-х и 8-х классов. 95% опрошенных экскурсионную работу оценивают позитивно. Большинство учащихся отмечают повышение внутренней мотивации по дальнейшему изучению историко-краеведческих аспектов, положительный эмоционально-чувственный настрой, а также формирование интеллектуального компонента на уроках истории. В качестве пожеланий прозвучали предложения совершать более длительные и дальние поездки, например, в города Тобольск, Екатеринбург, Москву, Челябинск, Санкт-Петербург и др.
|
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Г.А. Ротанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |