VIP Studio ИНФО Экскурсионная работа как средство формирования историко-краеведческих компетенций
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

А.О. Бухаров,  (Ассистент кафедры гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин Филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Шадринске)

Г.А. Ротанова,  (Учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 2», г. Шадринск)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2012

Экскурсия

Настоящая статья посвящена анализу экскурсионной работы как средства формирования историко-краеведческих компетенций учащихся. Анализ педагогических возможностей экскурсии осуществляется с точки зрения компетентностного подхода. Доказывается, что экскурсия, становясь частью педагогического процесса, принимает на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения, обеспечивает восприятие, понимание и осмысление увиденного.

Ключевые слова: Экскурсия, компетентностный подход, историко-краеведческие компетенции.

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим категориям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

В настоящее время имеются крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций, например, труды А.В. Хуторского, О.Е. Лебедева, А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой и др. [1; 2; 3; 4; 5 и др.]

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, окончательно ещё не устоялся. Тем не менее, представляется целесообразным выделить некоторые существенные черты этого подхода.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и витагенный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, правовых, исторических, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Перед современной школой стоят важные задачи формирования у обучающихся историко-краеведческих компетенций. Подходы к учебно-воспитательному процессу в современной школе меняются. Если раньше целью была только непосредственная передача знаний  от учителя к ученику, то в настоящее время складывается компетентностный подход, предполагающий, помимо прочего, формирование способности и готовности у учеников анализировать исторические события, выявлять причинно-следственные связи, рассматривать альтернативные варианты хода исторического события, на основе изучения исторических источников делать собственные выводы и умозаключения.

Задача современного учителя состоит в том, чтобы утвердить в сознании каждого воспитанника  патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, развить желание самостоятельно черпать новые историко-краеведческие знания, сформировать готовность дальше просвещаться. Компетентность включает в себя способность изучать, искать, думать, анализировать, делать выводы и т.д.

Сегодня очень важно прослеживать связь между историей всей страны  и региональными особенностями, выявлять взаимовлияние событий, происходящих в масштабах всего государства и даже мира, и имеющих место быть на территории отдельно взятого региона. На уроках исторического краеведения происходит формирование патриотических чувств, воспитание гражданина, любящего и уважающего свою Родину – Российскую Федерацию и свою малую родину – в нашем случае город Шадринск и его окрестности.

Возникает вопрос: каким образом и какими методами возможно наиболее эффективное формирование историко-краеведческих компетенций. Не выходя за пределы класса, решение такой задачи представляется весьма и весьма затруднительным. Важнейшим средством формирования историко-краеведческих компетенций является, на наш взгляд, экскурсия, которая обладает значительными педагогическими возможностями, соответствующими возрасту школьников и обеспечивающая восприятие, понимание и осмысление ими увиденного. Экскурсия, становясь частью педагогического процесса, принимает на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, к числу которых относятся: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

При разработке плана экскурсий на уроках по историческому краеведению мы учитывали следующие аспекты: будет ли тема и содержание экскурсии интересны детям, смогут ли ученики в силу возраста понять содержание экскурсии, не будет ли продолжительность экскурсии чрезмерной для них, смогут ли содержание экскурсии и методические приёмы положительно повлиять на формирование историко-краеведческих компетенций ребенка и т.д.

Нами были выбраны следующие основные направления для организации экскурсий: духовно-нравственное воспитание школьников, военно-патриотическое воспитание, историко-краеведческое направление и др.

Тематика экскурсий по духовно-нравственному воспитанию школьников представлена следующим образом:

  • История храмов и церквей города Шадринска в дореволюционный период (Краеведческий музей им. В.П. Бирюкова г. Шадринска);
  • Шадринск православный (обзорная экскурсия по храмам города);
  • Традиции благотворительности шадринского купечества (пешеходная экскурсия по городу);
  • Храм как архиректурный шедевр (экскурсия в Спасо-Преображенский собор);
  • Внутреннее убранство храма. Иконостас (экскурсия в Воскресенский храм);
  • История Далматовского Успенского мужского монастыря (экскурсии в Далматовский краеведческий музей и Далматовский Успенский мужской монастырь);
  • Монастырь как место совершения церковных обрядов (экскурсия в Чимеевский мужской монастырь);
  • Боровской женский монастырь – памятник деревянного зодчества (экскурсия в  женский монастырь с. Боровское Катайского района Курганской области);
  • Хранители памяти России (экскурсия в Монастырь Ганина Яма – место расстрела царской семьи,  город Екатеринбург).

Военно-патриотическое направление включает блок экскурсий:

  • Захоронения погибших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны на Воскресенском кладбище (пешая экскурсия);
  • Мемориал славы города Шадринска (посещение площади Революции);
  • Школа № 32 в годы войны (экскурсия в школьный краеведческий музей);
  • Их имена на школьном обелиске;
  • Памятники павшим героям Великой Отечественной войны микрорайона школы (пешая экскурсия);
  • Музей истории аэропорта (г. Курган) - автобусная экскурсия.

Тематика экскурсий по историко-краеведческому направлению включает в себя следующие экскурсии:

  • История улиц г. Шадринска (пешая экскурсия);
  • Площади и скверы г. Шадринска (обзорная экскурсия);
  • Музей истории Дома Детства и юношества;
  • Музей Т.С. Мальцева - гордость края – автобусная экскурсия;
  • Областной краеведческий музей (г. Курган) – автобусная экскурсия;
  • Музей декабристов (г. Курган) – автобусная экскурсия;
  • Музей 367-й стрелковой дивизии (г. Курган) – автобусная экскурсия.

Кроме этого, по каждой из экскурсий у нас подготовлены электронные презентации. Это даёт возможность освежить в памяти увиденное, проводить беседы по историко-краеведческим проблемам, способствует осмыслению и закреплению в памяти исторических ценностей.  Помимо прочего, в случае невозможности организовать реальную экскурсию по тем или иным причинам, существует возможность проводить заочные экскурсии, не выходя из школы, на основе данных презентаций.  Формами работы заочных экскурсий являются: рассказ учителя с просмотром слайдов презентации, просмотр фрагмента презентации с выполнением задания, защита проектов и творческих работ учащихся и др.

Итак, экскурсионная работа как средство формирования историко-краеведческих компетенций вносит существенный вклад в формирование  личности школьника. Важнейшей частью этой работы является стадия рефлексии. В апреле 2012 г.  нами были проведены опрос и анкетирование школьников, в котором приняли участие 68 человек из 6-х и 8-х классов. 95% опрошенных экскурсионную работу оценивают позитивно. Большинство учащихся отмечают повышение внутренней мотивации по дальнейшему изучению историко-краеведческих аспектов, положительный эмоционально-чувственный настрой, а также формирование интеллектуального компонента на уроках истории.  В качестве пожеланий прозвучали предложения совершать более длительные и дальние поездки, например, в города Тобольск, Екатеринбург, Москву, Челябинск, Санкт-Петербург и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
2. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 12 – 20.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – №5. – С. 55 – 61.
4. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. Каспржака А.Г., Ивановой Л.Ф. – М., 2004, 415 с.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3 – 12.


©  Г.А. Ротанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru