Е.П. Максачук, (К.п.н., Московская государственная академия физической культуры и спорта, МО, Люберецкий район)
|
||||
Любое образовательное учреждение, в том числе спортивной направленности, является частью социальной системы и представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Учреждения дополнительного образования спортивной направленности являются колоритным примером системности и целостности в сфере физической культуры и спорта. Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Для современного ребенка спортивные занятия все чаще оказываются единственным способом избежать угрозы влияния улицы, наркотиков, насилия. Воспитание личности ребенка в процессе спортивной деятельности предполагает становление нравственных основ [3]. В задачи нравственного воспитания входят:
Если учебно-тренировочный процесс построен некорректно, и ребенок не ощущает значимость собственного присутствия в спортивной деятельности, то он менее склонен к постоянному саморазвитию и повышению квалификации, возникают сложности с самооценкой и адаптацией к спортивному коллективу. Образование включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие. Спортивная деятельность нацелена на совершенствование, достижение спортивного мастерства посредством направленности в деятельности личности. Получая дополнительное спортивное образование, ребенок-спортсмен обретает общие, специальные и специфические знания, умения и навыки средствами теоретической и практической подготовки. Системообразующим компонентом образовательной деятельности личности ребенка в ходе занятий спортом становится ориентация на цель, на результат. В понятие спортивного воспитания входит несколько компонентов: учебно-тренировочный, образовательный и воспитательный процессы. В данной статье рассматриваются образовательный и воспитательный компоненты, поскольку непосредственно тренировочная деятельность имеет в каждом виде спорта свою специфику. В современном образовании становление культуры личности, ее ценностно-смысловое определение выделяются в качестве одного из основных приоритетов: образование выступает как сложный культурный процесс развития и саморазвития личности, как культурная деятельность субъектов, неоднородное культурное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер, прежде всего – культуры. Еще П.Ф. Лесгафт, говорил о «идеально-нормальной личности», заостряя внимание на взаимосвязи физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. В осуществлении этих идей большую роль, по мнению П.Ф. Лесгафта, играет воспитывающий и развивающий характер воздействия на человека физических упражнений, где особенно важно развитие мышления занимающихся на основе принципов предвидения, осознания того, что надо сделать в упражнении, а также представления о результатах его выполнения в плане развития как их телесных сил, так и интеллекта. Спортивное образование определяет ценности, нормы, идеалы, успешность профессионального и личностного становления юных спортсменов. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры личности, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной обстановке. Спортивное образование предполагает интеграцию физического обучения и физического воспитания, физического развития и физического здоровьесбережения, обеспечивающих высокий уровень физической культуры личности. Формирование спортивной культуры состоит из двух взаимно связанных процессов: формирование культуры двигательной деятельности, которое означает деятельностную сторону спортивной культуры, т.е. сам процесс [2]. Однако образование по спортивной культуре не в кое мере не ограничивается этими только лишь процессами формирования двигательных умений и навыков. Есть еще другая, не менее важная часть образовательного процесса – умение использовать полученные знания, умения и навыки в процессе педагогической деятельности личностью. В последнее время в сфере образования распространяется идея личностно ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности, которая при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности [1]. Органичность в спортивном воспитании образовательного и воспитательного компонентов определяется базовым совокупным целеполаганием этих процессов – формированием и развитием спортивной культуры личности. В учебно-воспитательном процессе в условиях ДЮСШ должно осуществляться положение классической педагогики о том, что обучение воспитывает, а воспитание обучает, и далее о том, что спортивное воспитание оказывает действенное влияние на развитие человека через формирование спортивной культуры личности спортсмена.
|
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Е.П. Максачук, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |