VIP Studio ИНФО Герменевтические основания профессионального образования: философско-педагогический аспект
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

И.А. Левицкая,  (К.п.н., Зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Филиал ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева», г. Междуреченск)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2012

Герменевтика

В статье раскрываются теоретико-методологические проблемы герменевтической педагогики в рамках методологии познания феноменов гуманитарной культуры в высшей школе. На основе философского анализа показана специфика герменевтического подхода, применение которого обусловлено комплексом социокультурных причин. Обоснована актуальность педагогической герменевтики как одного из методов гуманитарных наук и необходимость координации с общенаучным и естественнонаучным подходами.

Ключевые слова: Герменевтика, методологическая основа, гуманитарное знание, педагогическая герменевтика, герменевтический подход, герменевтическая интерпретация.

Современный человек вступает в разнообразные и всё более усложняющиеся многомерные социокультурные связи и сталкивается с необходимостью, нередко перерастающей в острую проблему, достижения адекватного понимания, согласия и гармонии во взаимоотношениях и взаимодействии с окружающим миром.

Что касается системы высшего образования, то идея «выстраивания связей» между поколениями и эпохами, идея посредничества, профессионально реализуемая педагогом в образовательной деятельности, и идея опосредования процесса становления личности заявляют о себе как ключевые мировоззренческие ориентиры профессиональной деятельности.

Вместе с тем, обращение к современному опыту профессионального образования свидетельствует о том, что в нём, к сожалению, преимущественно доминируют тенденции, обобщённо обозначаемые понятиями «передача» (информации), «накопление» (опыта), «формирование» (личности), в которых воплощены мировоззренческие установки естественнонаучного и технократического типов мышления, характеризующихся предельной рационализацией, объективацией и недооценкой ценностно-смыслового и рефлексивного субъективно-личностного начал в познании, общении и взаимодействии.

Знаменательно, что одной из ведущих методологических стратегий гуманитарных наук в настоящее время является  герменевтический подход, в соответствии с которым принципиальную значимость приобретают ключевые категории герменевтики: «понимание», «осмысление», «интерпретация» и др.

В современной методологической трактовке герменевтика (в пер. с греч. – разъясняющий, растолковывающий) понимается как методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание — постижение смысла. Это философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения. Феномен понимания и правильного истолкования понятого не является только специальной методологической проблемой гуманитарных наук («наук о духе»), а оно относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом.

Первоначально герменевтика рассматривалась, как искусство интерпретации. С течением времени, под воздействием смены исторических эпох герменевтика трансформировалась в философскую дисциплину. Начало этой трансформации философы отождествляют с феноменом Нового времени, эпохой модернизма и постмодернизма, который, прежде всего, связан с выделением в отдельные сферы таких феноменов как политика и экономика.

Протекающие духовно-исторические процессы создали фон, на котором происходила дифференциация науки, которая стала особо значимой для герменевтики, поскольку произошло разделение на гуманистическое и естественнонаучное направления. Гуманизм выдвинул на первое место человека, а естествознание — природу. Герменевтика становится методом, основанном на рефлексии, размышлениях о том, что вообще происходит в процессе понимания и его профессионального использования, в котором центральное место занимает человек, который рассматривается и как часть природы, и как часть культуры. В это время возникает новое направление в философской науке – философская герменевтика, которая фундаментальным образом рассматривает роль и место «человека в мире» [2; 7; 10].

Основы герменевтики как общей теории интерпретации заложены немецким философом Ф. Шлейермахером на рубеже XVIII -XIX в. Герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», выражения воплощенной индивидуальности. В. Дильтей развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания. С его точки зрения герменевтика есть искусство истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни.

XX веке герменевтику развивали М. Хайдеггер, X. Гадамер (онтологическая герменевтика), П. Рикер (гносеологическая герменевтика), Э. Бетти (методологическая герменевтика) и др. Крупнейший вклад в разработку философской герменевтики внес немецкий философ X. Гадамер [1].

Важной особенностью гуманитарных наук, согласно Х. Гадамеру, является то, что их предметом является нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий (в этом смысле говорят о совпадении субъекта и объекта познания). А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания.

Однако, философ подчеркивает, что гуманитарные науки («науки о духе») имеют свою специфику, свои способы постижения мира, и на самом деле они далеки от того, чтобы чувствовать свою неполноценность относительно естествознания. Хотя в социальном познании можно и нужно применять методы естественных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное — учитывать особенности предмета гуманитарного знания (в частности, включенность туда «самого познающего»).

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Х. Гадамер считает «историчность»: социокультурная определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.

Согласно Х. Гадамеру, действительность не только теоретически познается научными средствами, но и жизненно-практически «испытуется» человеком, поэтому у него часто речь идет не о познании, а об опыте мира. Последний включает в себя и непосредственность переживания («опыт жизни»), и различные формы практического и эстетического опосредования реальности («опыт истории», «опыт искусства», «опыт философии»). Тем самым, «опыт науки» — отнюдь не единственный вид опыта, а последний есть совокупность своих видов, ни один из которых недопустимо сводить к научному опыту, а тем более абсолютизировать его [3].

Один из крупных представителей современной герменевтики — французский философ, представитель феноменологической герменевтики П. Рикер исходил из того, что проблема личности является фундаментальной в философии. При исследовании этой проблемы он опирается на свою философскую позицию, которую характеризует тремя чертами: она продолжает линию рефлексивной философии, остается в зависимости от феноменологии и разрабатывает герменевтический вариант этой феноменологии.

Герменевтика, согласно П. Рикеру, — это этап в работе по присвоению смысла, этап между абстрактной рефлексией и конкретной рефлексией, это выявление мышлением смысла, скрытого в символе. «Глубинным» он считает следующее требование герменевтики: всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит тот или иной текст, и самим интерпретатором. Явно или неявно всякая герменевтика выступает пониманием самого себя через другого [2].

Таким образом, проблема герменевтики выходит за рамки, полагаемые понятием о методе, как оно сложилось в современной науке. Понимание и истолкование является не только научной задачей, но очевидным образом относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. Изначально герменевтический феномен вообще не является проблемой метода. Речь здесь идет не о каком-то методе понимания, который сделал бы тексты предметом научного познания, наподобие всех прочих предметов опыта. Речь здесь вообще идет в первую очередь не о построении какой-либо системы прочно обоснованного познания, отвечающего методологическому идеалу науки, и все-таки здесь тоже идет речь о познании и об истине.

Что касается собственно педагогики, то тенденции трактовки мировоззренческих основ деятельности педагога с позиции двух различных парадигм – с одной стороны, естественнонаучной, а с другой, гуманитарной – проявляли себя в отечественной педагогике XIX века в форме сложившихся мировоззренческих традиций: университетской (К.Д.Ушинский, П.Г.Редкий) и духовно-академической (о. Евсевий, П.Д.Юркевич). Их главное отличие состояло в признании или непризнании в трактовке и осуществлении процесса образования роли такого фактора, как вера, а также в вопросе приоритетов веры или антропологического знания.

Середина XX в. характеризуется достаточно устойчивым интересом к герменевтике как научному подходу, который обусловлен социальными и культурными причинами:

  • необходимость понимания научной культуры, «перевода» с узкоспециального и чуждого большинству языка на язык социальной практики и повседневности;
  • сциентизация мира и вызванный этим рост темпов изменений, их скорость и частотность;
  • необходимость упорядочивания информационного поля, окружающего человека, связанное с пониманием его прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, «герменевтический ренессанс» была задан самой культурно-исторической ситуацией XX в., в рамках которой потребовалось связать науку и повседневный мир в условиях его изменчивости, информационной перегруженности, стать своеобразным коммуникатором различных традиций и культур [4; 7].

Процессы изменений нарастают с огромной скоростью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в системе образования, и в профессиональной деятельности. В этом контексте интегративная функция герменевтики позволит обеспечить не только адекватное восприятие и актуализацию этих изменений, но и опосредовать опыт транскультурных традиций мирового образования. Применение герменевтических методов истолкования и понимания становится особенно важным в условиях современной российской действительности, где пока окончательно не сформированы общезначимые ценности. Опираясь на огромный историко-культурный опыт, герменевтика позволит избежать традиционной постановки научных проблем, а, следовательно, выработать другую стратегию интерпретации, разработать иные технические процедуры. Как показывает история, благодаря герменевтике актуализировались такие течения, как критическая теория общества или столь значимая для исследования стратегий науки, культуры и образования, как структурно-семиотический анализ.

Обзор герменевтических принципов, выработанных в процессе исторического развития герменевтической теории, дает основания утверждать, что существует два совершенно различных понимания герменевтики. Первое ориентируется на объективность гуманитарных наук, но при этом пытается сохранить индивидуальное своеобразие своих предметов — оно принадлежит классической (репродуктивной, воспроизводящей, исторической) герменевтике. Второе отбрасывает понятие метода и объективности наук о культуре и ориентируется на саму возможность понимания — оно принадлежит герменевтике фундаментальной (философской, современной, онтологической, интегративной).

Вертикальный (исторический) компаративный анализ понятийного аппарата герменевтики показал, что классическая герменевтика является методологией гуманитарных наук, основным ее отличием в данном контексте является проблема понимания рассматриваемого объекта. При этом существенным для процесса понимания является изучение триады: предмет - метод понимания - субъект. В современной герменевтике субъект познания называют герменевтом или интерпретатором, а предмет герменевтики называют интерпретандумом. Под объектом герменевтики понимают любое проявление человеческой культуры независимо от их конкретной формы. Теория герменевтики абстрагируется от них, для нее не важно, идет ли речь о текстах, картинах, зданиях либо о человеческом поведении и поступках, хотя, несомненно, можно и нужно говорить о герменевтике текста, герменевтике музыки, архитектуры и т. д. Традиционно к предметной области герменевтики были отнесены, прежде всего, история, язык, искусство, религия, право, обычаи и системы воспитания, то есть символические системы и структуры повседневности. Это преимущественно те предметы, которыми занимаются и занимались в рамках гуманитарного знания в течение XIX и XX вв. [9].

В центре герменевтики находятся проблемы объяснения и понимания, направленные объекты любой природы, как связанной так и не связанной с личностью человека. Специфика современной фундаментальной герменевтики, заключается в том, что учитывается историчность и субъекта, и объекта, которая заключается научном сознании, экстраполированном в область истории с непрерывной рефлексией полученных знаний и опыта. Причем вопрос об объекте не может обсуждаться без привлечения проблемы субъекта. Это особенно важно для герменевтики, потому что герменевтический предмет обладает принципиальным образом той же самой природой, что и герменевтический субъект: оба принадлежат сфере духа и характеризуются свободной активностью. Поэтому важным постулатом герменевтики является изменение содержание понятий субъекта и объекта (интерпретатора и интерпретаидума), рассматриваемое субъект как часть объекта, то есть интерпретатор воспринимается как часть интерпретаидума. Именно эта особенность, на наш взгляд, оправдывает более широкое применение процедур герменевтики в «человекоразмерных системах».[1; 2; 10]

Переходя к горизонтальному компаративному анализу сущности герменевтического подхода необходимо отметить, что применительно к любому объекту исследования его следует охарактеризовать триадой «междисциплинарность – трансдисциплинарность – мультидисциплинарность». «Трансдисциплинарность» характеризует герменевтику как научную методологию, исследования, в рамках которой идут «через» и «сквозь» различные дисциплины и выходят на более высокий уровень, некий метауровень, который независим от той или иной конкретной дисциплины. «Междисциплинарность» же означает, прежде всего, перенос методов исследования и используемых моделей из одной научной дисциплины в другую. «Мультидисциплинарность» характеризует герменевтику, как научную методологию, в которой предмет исследования изучается одновременно несколькими научными дисциплинами. Именно эти свойства позволяют применять герменевтический подход в таких науках, как педагогика, экономика, социология и т.д. [3; 9].

Таким образом, приведённые положения могут выступать в качестве мировоззренческой базы в разработке методологических оснований новой гуманистической концепции образования, в основе которой целостное видение человека в единстве его природного, социально-культурного и духовного начал, опирающееся на органичное сочетание ценностно-смыслового и логико-гносеологического подходов, обращение не только к личности и её поведению, но и к сознанию.

Одним из основателей герменевтического подхода в педагогических исследованиях является В.И. Загвязинский. Конкретизировала герменевтический подход в педагогической науке на уровне концептуального использования Закирова А.Ф., которая ввела термин «педагогическая герменевтика». Под педагогической герменевтикой понимается теория и практика истолкования и интерпретации педагогических знаний, зафиксированных в разного рода письменных текстах и отражающих представления о человеке как субъекте творческого саморазвития, целях, механизмах, принципах, содержании, методах и формах воспитания и самовоспитания, имеющая целью наиболее полное осмысление и глубокое понимание этих знаний с учётом социально-культурных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта субъекта понимания. [4]

Объектом герменевтики как методологии гуманитарного познания является человек, включённый в социокультурные связи, а её предметом – текст как явление гуманитарной культуры и механизм, управляющий процессом понимания. При этом понятие текста трактуется в широком смысле, т.е. как любая упорядоченная знаковая система, где знаками являются не только буквы письменного языка, но и другие символы и образы. Человеческий поступок, сознание, мир в целом выступают как потенциальные тексты, ждущие творческого истолкования и интерпретации (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили и др.) [6].

Проведённое исследование показало, что востребованность педагогической герменевтики обусловлена, прежде всего, внутренними импульсами самой педагогики с её нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности, наиболее ярко отражённым не только в науке, но и в культуре в целом; а также общемировыми тенденциями общественного развития и поисками выхода из антропологического кризиса.

Выделение педагогической герменевтики в качестве особого направления педагогической теории и практики своевременно и чрезвычайно актуально. Современная педагогика сформировалась в традициях европейских наук нового времени, отражающих предельную рационализацию человеческого сознания, преимущественную опору на логику, ориентацию на поиски жёстких и устойчивых причинно-следственных связей между явлениями. Следование педагогики классическим научным подходам привело к преобладанию естественнонаучного стиля мышления, при котором даже гуманистически ориентированный педагог начинает воспринимать и интерпретировать человека и педагогическую реальность в целом через призму строгих научных категорий, через «логику исчисления» (В. Налимов). Как отмечают философы, европейская научная традиция нового времени, не включающая взаимопонимание в область специальных исследований, предполагает самодостаточность субъекта деятельности, который противопоставлен объекту. Парадоксально, но в педагогике, во многом построенной по законам наук о неживой природе, проблема взаимопонимания субъектов педагогического процесса долгое время оставалась в тени [6].

Избыточному сциентизму и технократизму мышления педагогическая герменевтика противопоставляет гуманистическое миропонимание, в центре которого не поиски истины, а её рефлексивное постижение на основе свободного, глубоко личностного понимания, всегда ситуативно обусловленного. Педагогическая герменевтика вскрывает глубинные основания свободной и творческой педагогической деятельности, не скованной идеологическими догмами и не сдерживаемой каркасами научно-педагогических парадигм.

Применение в теории и практике высшего образования герменевтического подхода, не сводимого к познанию истины, а неразрывно связанного с ценностями, - это необходимое условие достижения гуманистической направленности педагогики.

Теоретико-методологические основы педагогической герменевтики базируются на гуманистическом миропонимании, построенном на трактовке знания с учетом целостности педагогического процесса, соединяющего в себе социально обусловленные и субъективно-личностные, рационально-логические и образно-эмоциональные, гностические и аффективные, проективные и рефлексивные начала [5].

Герменевтический подход выявил способы достижения целостности педагогического процесса на основе взаимодополнения следующих его характеристик:

  • целей педагогической деятельности (герменевтический подход соединяет цели образовательные и цели воспитательные, цели профессионального образования и цели самовоспитания педагога);
  • содержания педагогической деятельности (педагогическая герменевтика показывает способы сочетания в процессе истолкования педагогических реалий научно-педагогических и накопленных в целом культурой сведений о человеке);
  • методов интерпретации педагогической реальности, в которых сочетается, с одной стороны, научное познание, исследование, изучение педагогических явлений, а с другой, - их постижение на основе «вчувствования», «вживания в стихию субъективных и общекультурных образов и символов, не имеющих однозначного истолкования».

Герменевтическая интерпретация знания предполагает выработку личностных смыслов знания на основе самопонимания и рефлексии  над собственным жизненным опытом, в т.ч. профессиональным. При наложении контекстов науки, культуры и жизненного опыта субъекта интерпретации определяется своего рода «поле понимания», в котором представлен результат субъективно-личностного видения объективного значения педагогического знания и общекультурных педагогических смыслов [4; 6].

Герменевтический инструментарий педагога включает специальные разнообразные методы работы с педагогическим знанием, направленные, с одной стороны, на постигаемый текст, а с другой – на самого субъекта интерпретации (методы самопознания, саморефлексии).

Герменевтический взгляд позволил выделить ряд универсальных для гуманитарного познания положений, в соответствии с которыми условиями приближения к наиболее полному и адекватному пониманию человека с гуманистических позиций являются:

  • органическое сочетание познания с самопознанием;
  • сочетание логико-научного и художественно-эстетического подходов в процессе образования;
  • «вчувствование», «вживание» (дивинация) во внутренний мир и психологию другого «Я», в педагогическую ситуацию в целом;
  • опора в понимании на диалог как необходимое условие самораскрытия субъектов педагогического процесса.
Востребованность педагогической герменевтики в профессиональной подготовке, а также в практике профессионального самообразования как становящееся в рамках методологии познания феноменов гуманитарной культуры направление, теория и практика понимания и интерпретации знаний проявляется с опорой на общественный и индивидуальный, рациональный и эмоционально-чувственный опыт, представленный не только в науке, но и в  культуре в целом. Важно подчеркнуть, что педагогическая герменевтика предполагает расширение арсенала познания человека и окружающего мира за счёт активного привлечения методов гуманитарных наук и предусматривает их координацию с общенаучным и естественнонаучным подходами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/ Издание Башкирского университета. – Уфа, 2000. – 60 с.
2. Богданов, Е.В. Философская герменевтика: история и современность [Текст] / Е.В. Богданов. – Спб: СпбГУАП, 2002. – 190 с.
3. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. [Текст] / Х.Г.Гадамер. – М, 2006. – 352 с.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
5. Закирова А.Ф. Введение в педагогическую герменевтику. [Текст] / А.Ф. Закирова. – Екатеринбург: «Сократ», 2000. – 64 с.
6. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. Монография. [Текст] / А.Ф. Закирова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. – 152 с.
7. Кохановский В.П. Философия [Текст] / В.П. Кохановский. - М.: Феникс,2007. – 187 с.
8. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. [Текст] / В.В. Розанов. – М.: Танаис, 1996. – 803 с.
9. Соколов Б.Г. Х.Г.Гадамер: современная герменевтика и герменевтическая традиция. [Текст] / Б.Г. Соколов // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб, 1997. – С.91-97.
10. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование [Текст] / И.И. Сулима // Педагогика. 1999. № 1. – С.36-42.


©  И.А. Левицкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru