VIP Studio ИНФО Опыт формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися – участниками неформальных молодежных движений
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

С.С. Кукулин,  (Соискатель, ассистент кафедры педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2012

Неформальные молодежные объединения

В статье обосновывается актуальность и необходимость формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися – участниками неформальных молодежных объединений. Представлена модель формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога и описана опытно-экспериментальная работа по формированию данного личностно-профессионального качества.

Ключевые слова: Неформальные молодежные объединения, компетентностный подход, социальная компетентность педагога.

Современное общество развивается под знаком глобализации, что, с одной стороны, свидетельствует о новом качестве социокультурной реальности – огромном разнообразии нелинейных связей специфических ингрупп, а с другой, - провоцирует ряд социальных конфликтов именно на почве различий, дискриминацию от самых жестоких до имплицитных форм. Наиболее опасны подобные проявления, когда они касаются подрастающего поколения. В качестве реакции на данные тенденции в мировой научной и образовательной практике заявляются такие ключевые идеи, как толерантность, диалог, сотрудничество. Областью исследований, решающей подобного рода проблемы, выступает так называемая межгрупповая педагогика, нацеленная на разрешение конфликтов в сфере образования и через сферу образования на почве этнического, социального, субкультурного, религиозного, гендерного, сексистского и пр. столкновения. Одним из таких столкновений, которое может вызвать волну двусторонней дискриминации, являются конфликты, связанные с субкультурными различиями молодежи.

Феномен молодежной субкультуры, неформальных молодежных объединений как признак XX-XXI столетий своей масштабностью превосходит государственные, национальные, географические границы. Являясь голосом молодого поколения, альтернативной социальной реальностью, он проникает во все сферы взаимодействия молодого поколения и мира взрослых. Если учесть во внимание тот факт, что современный человек достигает социальной зрелости (способен зарабатывать столько, чтобы обеспечить свое самостоятельное бытие) к 20-22 годам и где-то треть своего биологического времени проводит в различного рода образовательных заведениях, то помимо сферы неформального бытия, образовательная сфера является вторым по значимости локусом, где может возникнуть конфликт на фоне столкновения неформальной субкультуры и официального мира взрослых, причем со стороны педагога этот конфликт не всегда различим.

В контексте современных тенденций педагогической науки именно исследование межгруппового взаимодействия – в данном случае речь идет о молодежных субкультурах – на уровне образовательных систем является одной из  актуальных задач не только науки, образовательной практики, но и социальной сферы. В этой связи немаловажным для системы высшего профессионального образования является подготовка будущего педагога к взаимодействию с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений.

Неслучайно, что согласно компетентностному подходу к высшему педагогическому профессиональному образования, который в свою очередь также явился некой реакцией на динамичность и изменчивость современного мира, одинаково важное значение отводится как предметным, так социально-педагогическим компетенциям будущего педагога [1], [3], [5]. Следует отметить, что основу социально-педагогической компетентности педагога составляет именно ценностные ориентации учителя на идеи толерантности, демократии, владение им способностей устанавливать конструктивный диалог с учащимися - представителями разных социальных, этнических, субкультурных групп и т.д. Целевая ориентация подобной практики отвечает общемировым, в том числе и российским тенденциям в области социальной, молодежной и образовательной политики, где центральной ценностью выступает мир как основа социального бытия, исчерпывающего дискриминацию различного уровня.

Таким образом, в свете современных тенденций социальной политики, образовательной практики и науки формирование социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений отвечает требованиям толерантности, демократии, сотрудничества, а обращение к проблемам формирования, развития социально-педагогической компетентности будущего педагога в качестве фундамента его подготовки к межгрупповому взаимодействию согласуется с новейшими требованиями в сфере высшего педагогического профессионального образования.

Исследование конкретных социальных компетенций позволило сформулировать определение социально-педагогической компетентности учителя для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений, под которой следует понимать интегральное личностно-профессиональное образование педагога, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности в аспекте толерантного отношения к субкультурным различиям, социальные знания в области неформальных молодежных объединений и неформальных субкультур, выступающие в качестве руководства к действию в сфере индивидуализации образования, субъектную способность к самообразованию и саморазвитию, личностное умение осуществлять социальные технологии в организации взаимодействия с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений.

Формирование социально-педагогической компетентности будущего педагога сопряжено с поиском адекватной модели взаимодействия с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений.

В социально-образовательной практике сложились устойчивые модели взаимодействия с неформальными молодежными объединениями:

  • Либеральная модель, предполагающая бездействие в отно­шении к возникающим объединениям и группам.
  • Административно-репрессивная модель, основанная на неприятии каких-либо социальных различий, не входящих в формальную модель социальных взаимодействий, представленная такими стратегиями, как запрет и репрессии и разрушение.
  • Административно-манипулятивная модель, выступающая «мягким» вариантом административно-репрессивной модели, представленная стратегиями переориентации (ресоциализации) и профилактики.
  • Демократическая модель, означающая конструктивно-реалистический взгляд на положение дел и логику развития общества, правильное понимание причин возникновения, сущности и путей развития неформального движения [3], [4], [6].

Демократическая модель взаимодействия педагога и образовательного учреждения с неформальными молодежными объединениями и их представителями отвечает задачам компетентностного подхода [4]. Данная модель предполагает владение педагогом коммуникативных, организаторских, управленческих техник, основанных на принципах толерантности, уважения и сохранения особенностей всех участников образовательного процесса, диалога и взаимопонимания. В данном ракурсе можно выделить следующие роли педагога, отвечающие данным принципам: консультант, фасилитатор, модератор.

Исследуя проблему путей формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений, мы пришли к выводу, что наиболее адекватной моделью данной инновационной преобразовательной деятельности будет являться следующая модель. В качестве необходимых и достаточных условий можно рассматривать следующие. Во-первых, развитая культурно-образовательная среда университета, которая за счет использования принципа демократизации межгруппового взаимодействия может быть преобразована в такую форму, как мероприятия, на которых осуществляется взаимодействие с неформальными молодежными объединениями. Во-вторых, немаловажным условием выступает наличие гибкой инновационной системы университета, позволяющей в формате сочетания формального, неформального и сопутствующего образования внедрить в образовательный процесс курс по выбору студентов «Образовательное пространство неформальных молодежных объединений» [8]. В-третьих, наличие в университете гибкой поликультурной воспитательной системы, функционирующей согласно принципам вариативности, сотрудничества, толерантности, позволяет внедрить в форме сопутствующего образования в воспитательный процесс вуза деятельность клуба «Ролевое моделирование» [7].

В качестве методического инструментария формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога в исследовании рассматриваются методы, ориентированные на реализацию принципов вариативности, свободы и активности в самоопределении личностью своего выбора и самостоятельного принятия решения; сопровождения образовательного процесса; партнерства, кооперации, сотрудничества; толерантности, диалога и понимания. Следует отметить, что в качестве конкретных методов мы ориентируемся на методы контекстного обучения и метод case-study (формирующий инструментарий когнитивной компетенции), идеи экспериментального обучения и методы обучения жизненным навыкам и «обучения действием» (формирующий инструментарий функциональной компетенции), имитационные игры и методы обучения в практике (формирующий инструментарий личностной компетенции), тренинги, метод обучения ассертивному поведению и метод коучинга (формирующий инструментарий коммуникативной компетенции), модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия, alact-модель и методы рефлексивного обучения (формирующий инструментарий рефлексивной компетенции), методы обучения в сетевых сообществах (формирующий инструментарий самообразовательной компетенции).

Неформальные молодежные объединения

В ходе подготовительного этапа формирующего эксперимента удалось установить следующее.

Учащихся - участников неформальных молодежных объединений в возрасте от 13 до 17 лет в школах приблизительно 1/6 от всего состава учеников, что доказывает важность такой характеристики мира подростка, как его принадлежность к молодежной субкультуре или неформальному молодежному объединению. Вместе с тем учителя часто не могут отличить ученика-неформала от учащихся, не выражающих себя через субкультуру. Данное положение доказывает актуальность и необходимость формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися-неформалами.

Учителя, как правило, не обладают знанием особенностей субкультур, в то время как представления учащихся о субкультурах и неформальности носит зачастую поверхностный характер. Наиболее адекватными в этом отношении представляет собой социальная группа студенчества, так как студенты уже пережили опыт субкультурной вовлеченности и имеют опыт адекватной оценки данного феномена.

Ввиду слабого уровня сформированности социально-педагогической компетентности учителей, а также ввиду специфики как психологии подростка-неформала, так и психологии неформальной молодежной субкультуры в целом образовательные провоцируют конфликты с участием учащихся-неформалов.

Констатирующий этап эксперимента показал, что у студентов контрольной и экспериментальной групп когнитивный компонент, заключающийся во владении знаниями о субкультурах, у большинства либо не сформирован, либо сформирован на уровне обыденного знания. Функционально-личностная компетенция, владение которой проявляется в умении оценивать и решать проблемы, связанные со взаимодействием с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений, у студентов обеих групп также практически не сформирована. Немного иная картина вырисовывается с оценкой владения ценностно-коммуникативной компетенцией, заключающееся в умении вести диалог на основе толерантности как личностной характеристики: у подавляющего большинства студентов обеих групп данный вид компетенции развит на среднем уровне. Рефлексивно-самообразовательная компетенция развита примерно у трети студентов контрольной и экспериментальной групп. Итак, показатели уровня сформированности различных видов компетенций у испытуемых контрольной и экспериментальной групп оказались  примерно равными, что является необходимым условием для проведения формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент был нацелен на внедрение в образовательный процесс университета модели формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений. Формирование данного качества осуществлялось по двум направлениям. Первое направление - чтение курса по выбору «Образовательное пространство неформальных молодежных объединений» [8]. Данный курс по выбору был направлен на развитие когнитивной, функциональной, ценностной, самообразовательной компетенций (развитие  коммуникативной и рефлексивной компетенций осуществлялось сопутствующим путем). Спецификой психолого-педагогического сопровождения преподавания данного курса явилось применение следующих методов: метод case-study, методы обучения жизненным навыкам, базовая модель трех стадий «Вызов — осмысление — рефлексия», метод обучения в сетевых сообществах. Следует отметить, что метод case-study выступает в качестве технологического контента, позволяющего использовать все другие методы. Второе направление формирующего эксперимента связано с функционированием клуба «Ролевое моделирование» [7] на базе общежития ЕГУ им. И.А. Бунина. Данная работа была направлена на развитие функциональной, личностной, ценностной, коммуникативной и рефлексивной компетенций. В качестве особенности функционирования клуба можно выбелить постоянный контакт и совместное проведение игр и тренингов с представителями неформальных молодежных объединений, что позволяет полноценно реализовать такие методы, как имитационные игры, методы обучения в практике, методы обучения ассертивному поведению и метод коучинга.

В ходе проведения контрольного этапа эксперимента удалось установить, что теоретическое освоение материала не формирует в полной мере социально-педагогическую компетентность педагога для работы с учащимися - участниками неформальных молодежных объединений: происходит развитие когнитивной компетенции, незначительное развитие рефлексивно-самообразовательной компетенции, однако остальные виды компетенций развиваются слабо (на примере контрольной группы). Вместе с тем, как видно из развития экспериментальной группы, социально-педагогическая компетентность может быть развита при интеграции неформального (курс по выбору) и сопутствующего (клуб «Ролевое моделирование») образования, причем формирование социально-педагогической компетентности должно осуществляться за счет адекватного компетентностному и деятельностному подходам методического инструментария.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борытко, Н.М. Профессионально–педагогическая компетентность педагога [Электронный ресурс] // Интернет–журнал "Эйдос". – 2007. – 30 сентября. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930–10.htm
2. Васильева, Р.М. Социальное партнерство как фактор профилактики девиантного поведения подростков [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Р.М. Васильева. - Чебоксары , 2006
3. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст] / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Научно–публицистический альманах. - Новокузнецк: СО РАО, ИПК. – 2005. - Выпуск 8. - с. 26-44.
4. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. [Текст] / И.М. Ильинский – М., 2001.
5. Компетентностная модель современного педагога [Текст]: Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир–Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
6. Косарецкая, С.В., Синягина, Н.Ю. О неформальных молодежных объединениях. [Текст] / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 159 с.
7. Кукулин, С.С. Мастер ролевой игры [Текст] / С.С. Кукулин // Педагогика: курсы по выбору студентов: учебно-методическое пособие. – Выпуск 3. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – С. 80-87 (0,5 п.л.)
8. Кукулин, С.С. Образовательное пространство неформальных молодежных объединений [Текст] / С.С. Кукулин // Педагогика: курсы по выбору студентов: учебно-методическое пособие. – Выпуск 3. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – С. 66-80 (1 п.л.)


©  С.С. Кукулин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru