VIP Studio ИНФО Использование инсигний королем Рожером ii в период становления сицилийского королевства
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

There is no translation available.

Е.С. Носова,  (К.ист.н., доцент, Московский Педагогический Государственный Университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2012

Инсигнии

Статья посвящена исследованию инсигний короля Рожера II в период становления сицилийского королевства. Определяется символическое и знаковое значение атрибутики королевской власти. Рассматривается сущность государственной власти сквозь призму иерархической структуры инсигний.

Ключевые слова: Инсигнии, король Рожер II, власть, атрибутика.

 

Представления о власти в средневековом мире являлись одним из основных средств коммуникации королей с подвластным населением и с представителями  духовной или светской власти, то есть были тем языком, с помощью которого различным слоям населения сообщались определённые сведения о правителе, с целью укрепления его власти.

В 1130 году, после длительного сопротивления местного населения, в кафедральном  соборе Палермо легат папы Анаклета II помазал Рожера II на сицилийский престол. Рожер II понимал, что легитимность его власти и успешность проводимой в будущем им политики, будет во многом зависеть от системы представлений о государе. Его цель во многом осложнялась тем, что Сицилийское королевство не было этнически однородным. В его состав входили италийцы, не слившиеся с ними лангобарды, византийцы, арабы, евреи, франки (главным образом нормандцы). Поэтому Рожер II и его наследники формируют образ правителя с помощью атрибутов власти, заимствуя их из различных культур.

Приведём несколько примеров. Для начала стоит обратиться к самому знаменитому мозаичному изображению в церкви Сан-Никола-деи -Гречи в Палермо – акту коронования Рожера II. На мозаике изображён Христос, который коронует Рoжера II. Король изображён в византийских одеждах и в длинной далматике. Его корона украшена  подвесками с драгоценными камнями по константинопольскому образцу. Над головой Рожера II – надпись по гречески «Ρογεριωσ Ρεξ» - «Рожер король». Христос правой рукой возлагает корону на голову Рoжера II, а в левой держит свёрнутый свиток (символ божественного закона).

Следующим ярким примером инсигнии власти являются, сохранившиеся коронационные одежды сицилийских королей:  мантия и туника.  На красной расшитой золотом мантии подол  расшит куфическими письменами и датой хиджры  официального восшествия на престол Рожера II. В центре мантия украшена вышивкой в виде мирового древа по обе стороны которого располагаются львы на поверженных верблюдах. На белом шёлковом коронационном платье Вильгельма II,  преемника Рожера II, подол расшит золотыми арабскими и латинскими буквами. По краю манжет имеется вышивка сталкивающихся львов на белом фоне.

Инсигнии

Также стоит упомянуть о монетах, которые чеканились в период правления Рожера II. На территории Сицилии были найдены несколько вариантов серебряных дукатов. На первом типе монет на аверсе изображён Рожер II с сыном, между ними Крест. На реверсе – погрудное изображение Христа и надпись: IC XC RG Aetern (Jesus Christus regnat in aeternum). На втором типе монет на аверсе изображён Рожер II в королевских одеяниях по константинопольскому образцу. В руках он держит посох и державу. На реверсе Христос Пантократор.

Инсигнии

Проанализируем теперь смысловое наполнение данных источников. Как уже говорилось ранее, Рожер II активно заимствует инсигнии из различных культур.  В сценах инвеституры Рожер II активно использует византийские символы власти – корона, посох, пурпурные одежды с золотыми вышивками, белоснежная туника, стараясь всячески подчеркнуть божественное происхождение своей власти: земной правитель это воплощение высшей власти, которую он получает от Бога и ему одному  даёт отчёт в своём правлении. Использование титула Rex, в значении василевс, на монетах и на мозаиках, также не случайно. В этот период в Европе произошла «папская революция» - король больше не являлся высшим духовным лидером в своих владениях. Он становился светским правителем, подчинённым в духовных вопросах Римской церкви, возглавляемой папой. Превращаясь в светских правителей, европейские короли становились конституционной фигурой, должностным лицом с юридически оформленными функциями. Отныне властные полномочия короля были ограничены правом подданных на сопротивление неправомерным приказам короля, доходящим даже до права и обязанности убить короля-тирана. А этого Рожер II не мог себе позволить. Он должен быть абсолютным правителем, даже по необходимости выступать в роли тирана. Только так и не иначе можно удержать в повиновении столь разнообразное этническое население своего королевства. Только титул василевс понятен большинству его подданных (греческое и итальянское население видит в этом преемственность власти от византийских императоров прямых потомков Римской империи, арабы понимают, что перед ними царь царей (василевс)).

Также не случайно на мозаике Рожер II изображается в далматике (деталь литургического облачения католического клирика) намекая на наследственные легатские полномочия. Известно, что папа Урбан II своей папской буллой предоставил графу Рожеру (отцу Рожера II) и его преемникам наследование права папского легата в Калабрии и Сицилии. Булла гарантировала, что ни один папский легат не вступит во владения Рожера без согласия последнего. Вполне естественно, что сицилийские короли этим правом активно пользовались, претворяя в жизнь свои абсолютистские замыслы по отношению не только к светской, но и к духовной власти. Для того, чтобы не обострять отношения с папством, Рожер II использует символику льва, которая имеет двойной подтекст. С одной стороны, лев символизирует могущество и неограниченную власть, а с другой стороны, в христианской трактовке лев – борец с язычниками. Рожер II неоднократно объявляет священную войну против язычников, мотивируя это тем, что только Бог может защитить избранных язычников от возмездия львов (подразумевая норманнов). Символ льва был достаточно широко распространён. Его можно найти на монетах, мозаиках, в предметах обихода (дверные ручки) и даже на коронационной мантии.

В своей стратегии постоянной демонстрации королевской власти к своим поданным Рожер II обращается, в том числе и к арабским инсигниям. Здесь стоит сразу упомянуть, что многие императорские инсигнии перекликались с символами власти халифов. Например, плащ, посох, трон, меч. Эти символы были очень понятны и сакральны в восточном мире.  В данном случае Рожер II добавляет несколько арабских символов, которые вновь подчёркивают его абсолютную власть в королевстве. Например, на мозаике в Палатинской капелле Рожер II изображается в восточном стиле, то есть в арабских одеждах в окружении подушек даст (специальные подушки для трона). В руках он держит бокал и опахало. Опахало символизирует господство над духовной и светской властью.

Королевский двор как один из символов власти, по замыслу Рожера II должен быть олицетворением могущества просвещённого монарха. Для этого Рожер II по примеру халифов построил дворец с богатым внутренним интерьером, вокруг которого раскинулись сады с диковинными птицами и животными, озера и летние дворцы. Окружил себя многочисленными советниками, ограничил доступ в свои покои очень узким кругом лиц. К королевскому двору были приглашены философы, астрономы, математики, врачи, художники и т.д. Самыми знаменитыми из них были врач Абу-Сальт Оммейа, грек Доксопатер – автор знаменитого сочинения о патриарших престолах, арабский географ и путешественник аль-Идрси, написавший своё знаменитое «Развлечение истомлённого в странствии по областям». Поэтому мы можем говорить о том, что двор Рожера II представлял собой феномен, поражающий своей красотой и роскошью, который больше напоминал Восток, нежели скромное жилище европейского монарха.

Однако за пределами королевского двора власть Рожера II неоднократно воспринималась со скепсисом и заново поднимался вопрос об ее легитимности. Для того, чтобы  снять остроту ситуации нужно было подтолкнуть недовольные массы населения примкнуть к власти короля и добиться от них верности. Дополнительную сложность составляло то, что в сицилийском королевстве было этнически разнородное население с разными законами, обычаями, языками и т.д. И в сложившейся исторической ситуации Рожер II использовал  понятия «слава» и «удача» в формировании «доброго и удачливого правителя». Этот шаг был политически обоснован. Ведь немногие поданные могли когда-либо увидеть своего короля, и соответственно их оценка его персоны должна служить свидетельством «излучением власти» короля. Устные рассказы о богатстве Рожера II, о его мудрости и строгом благочестии побуждали людей из всех социальных слоёв подчиняться приказаниям данного монарха. Возможно, ещё сильнее на сознание его поданных воздействовали сообщения через определённые предметы, стоявшие в той или иной связи с его персоной – они служили дальнейшему распространению его королевской власти. Его грамоты с печатями, таинственными письменами, монограммы были столь своеобразны, что они недвусмысленно свидетельствовали о принадлежности королю. Но самым впечатляющим и самым продолжительным средством воздействия короля на население королевства были еженедельные богослужения за короля и его войско.

В заключении хотелось бы отметить, что использование Рожером II инсигний королевской власти, заимствуя их из различных культур, имело позитивное воздействие на формирование образа справедливого, могущественного и мудрого правителя как  внутри королевства, так и за его пределами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Byzantine Mosaics in Norman Sicily. Palermo: Cefalu: Monreale Adele Cilento 2009.
2. Byzantine Court Culture, from 829 to 1204.,/ed. by Henry Maguire. Dumbarton Oaks, 2004.
3. Finley M., Smith D. and Dugan C.. A History of Sicily. Viking, NY, 1987.
4. Hubert Houben. Roger II of Sicily: A Ruler between East and West., Cambridge 2002.
5. Marie Schuette and Sigrid Muller-Christensen. The Art of Embroidery translated by Donald King, Thames and Hudson, 1964.
6. Норвич Джон. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130—1194 / Перевод с английского Л. А. Игоревского — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.Вы автор? Узнайте о Автор Центральной Are you an author? Learn about Author Central


©  Е.С. Носова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru