viagra super force

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

 

 

 

 

 

YOU ARE WELCOME

VIP Studio INFO

 

Publishing Your Materials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Polygraphy, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

There is no translation available.

Т.А. Корнева,  (Аспирант, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 686 «Класс-Центр»)

Серия «Гуманитарные науки» # АПРЕЛЬ  2017

Проектная деятельность
В статье выносится на обсуждение вопрос о формировании готовности учителей начальных классов к организации проектной деятельности. Автором обращается внимание на то, что по своей натуре и по своему призванию учитель является творческой личностью, развитие его креативных умений и способностей профессионально и компетентно решать задачи, выдвинутые в новом стандарте начального школьного образования, зависит, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Ключевые слова: Проектная деятельность, инновационная мобильность, готовность, метод проектов, пластилинография, проект-коллаж.

 

Готовность педагогов к организации проектной деятельности младших школьников является необходимым условием включения метода проектов в учебный процесс. Под готовностью к инновационной деятельности в научных работах понимается совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первым структурным компонентом готовности является наличие мотива включения в эту деятельность. Именно мотив придает смысл деятельности для учителя. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные ценные для учителя смыслы. Инновационная деятельность может рассматриваться как способ получения дополнительного заработка; как средство достижения высоких результатов в педагогической деятельности; как инструмент творческой самореализации.

Рассуждения о направленности учителя начальных классов на развитие своего творческого потенциала и профессиональных умений приводят к заключению о том, что это является необходимым условием приобретения инновационной деятельностью ценностного смысла. Известно, что каждый креативный учитель может достигать более высокого уровня мастерства,  только совершенствуясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Как подчеркивал В.А.Сластенин, работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Тот, кто стремится достичь высот мастерства, должен осознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Второй структурный компонент готовности представлен комплексом знаний о современных требованиях к результатам начального образования, инновационных моделях и технологиях обучения и развития личности младшего школьника, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Понимание учителем современных проблем образования в условиях его модернизации  определяется прежде всего тем, как он понимает требования ФГОС нового поколения к результатам своей деятельности в начальной школе. Также и учитель, недостаточно хорошо ориентирующийся в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы и своей практики, и возможностей их устранения.

Однако, следует заметить, что недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Для того, чтобы беспрепятственно ориентироваться в области новых методик и технологий обучения, воспитания и развития личности ребенка, необходимо хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим условиям.

Уровень инновационной мобильности и профессиональной компетентности учителя начальных классов может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности.

Третий структурный компонент готовности к инновационной деятельности представляет собой совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель начальных классов, то есть  компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, профессионально подготовленный к инновационной деятельности, владеет сущностью понятий педагогической инноватики; глубоко осознает место и роль инновационной деятельности в школе, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью; проявляет интерес к изучению творческого опыта педагогов-новаторов; умеет анализировать новые учебники, учебно-методические пособия и дополнительный дидактический материал; умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; участвует в экспериментах и апробирует новые методы преподавания; участвует в разработке инновационных проектов.

В научно-педагогической литературе  понятие готовности рассматривается как сложное многокомпонентное образование.  Оно раскрывается с учетом позиции следующих подходов: в личностном подходе готовность – это сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств, позволяющая успешно осуществлять профессиональную деятельность (В.А. Сластенин, И.Т.Золотая); в функциональном подходе готовность понимается как определенное функциональное состояние, как избирательная активность, психологическая установка (В.А.Сластенин); в социокультурном подходе – социально фиксированная установка, задающая поведение личности (Калиновский Ю.И.).

В структуре готовности в качестве основных компонентов учеными выделяются личностная готовность (качества личности, социальная активность, инновационная мобильность); методическая готовность (теоретические знания об организации и осуществлении проектной деятельности младших школьников); практическая готовность (владение умениями  организации, планирования, непосредственной работы над детским проектом, способность к поэтапному сопровождению проекта).

Проектная деятельность как ведущий вид деятельности в начальных классах (согласно новому стандарту начального общего образования) давно привлекает внимание российских и зарубежных ученых. Причиной этому является то, что в проектной деятельности получают развитие практические умения младших школьников изобретать собственный продукт, решать занимательные задачи, воплощать идеи и фантазии в своих творческих работах. Таким образом, становится очевидным то, что готовность к организации проектной деятельности младших школьников является показателем инновационной мобильности учителей начальных классов.

Что же представляет собой проектная деятельность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к трудам современных ученых, которые внесли в педагогическую науку новые идеи по организации учебной деятельности младших школьников (Ю.В.Жаркова, В.А.Кильней, Н.Ю.Пахомова и др.). Проектную деятельность ученые относят к области детской самодеятельности. Метод проекта, на котором базируется проектная деятельность, является одной из личностно-ориентированных педагогических технологий, направленной на развитие познавательных навыков младших школьников,  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Как заметила Е.С.Полат, предназначение метода проекта состоит в том, чтобы стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [9, с.66]. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно-репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

При использовании проектного метода в начальной школе необходимо учитывать психофизические особенности младших школьников.

Основоположник проектного метода обучения Джон Дьюи был убежден, что в процессе обучения необходимо исходить из основных детских инстинктов:

  • инстинкта делания;
  • инстинкта исследователя;
  • инстинкта художественного (творческого);
  • инстинкта социального (жажда общения).

Именно на основе перечисленных инстинктов развиваются все интересы ребенка. И если школа положит в основу обучения именно эти естественные детские инстинкты, то обучение превратиться не только в продуктивный, но и увлекательный процесс, а ребенок будет постоянно выступать в роли исследователя.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста развито наглядно-образное мышление. Поэтому темы проектных работ должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Проблема проекта или исследования младшего школьника должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития, только так она сможет мотивировать включение в самостоятельную работу.

Начиная уже с 1 класса, учитель постепенно формирует у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности:

  • целеполагание
  • планирование действий
  • работа с различными источниками информации
  • формулирование вопросов
  •  рефлексия.

На первой ступени обучения главную роль играют групповые (коллективные) проекты. Индивидуальные проекты, как правило, в этом возрасте сложны для выполнения.  Индивидуальные проекты могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта: книга, карта, игра, выставка, викторина, панно и т.п.

На наш взгляд, правильнее было бы на данном этапе говорить об обучении не проектной, а предпроектной деятельности. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе идет поэтапное освоение учителями этой педагогической технологии.

Работа над коллективным проектом претерпевает ряд изменений в ходе обучения детей на начальной ступени школьного образования. В первом классе в ходе работы над коллективным проектом дети учатся делать индивидуальные мини проекты в рамках одной общей темы, поскольку возраст 7-8 лет – возраст индивидуалистов. В силу психофизических особенностей, детям пока трудно делиться результатами своей интеллектуальной деятельности. Во втором классе уже возможно кратковременное объединение детей в малые группы, где они все больше овладевают умением договариваться, умением прислушиваться к мнению другого и принятием это мнение, приобретают многие коммуникативные умения.

Проектная деятельность, организованная с учетом психофизических особенностей детей, позволяет выделить следующие этапы развития коммуникативных универсальных учебных действий:

    1 КЛАСС (возраст 7-8 лет) – это возраст, когда в ребенке сильно развито чувство индивидуалиста. Он еще, как правило, не готов, взаимодействовать в ходе учебной деятельности, не готов разделять результаты своего труда с кем бы то ни было. К концу первого класса ситуация несколько изменяется: часть детей – воспитанников детских дошкольных учреждений, готовы включаться в работу над общей проблемой в рамках небольшой группы (2-3 человека).

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий особо актуально сегодня в связи с тем, что в школу приходят дети, большинство из которых не имеют широкого опыта общения и взаимодействия со сверстниками. Так называемые «домашние» дети до поступления в школу общаются, как правило, только со взрослыми. Задача школы – социализировать таких детей, научить их сотрудничеству и взаимодействию.

Включение детей в проектную деятельность, как в урочное, так и во внеурочное время позволяет сформировать коммуникативные качества в кротчайшие сроки. Уже к концу первого года обучения большинство детей готовы стать участником мини группы для работы над общей проблемой.

    2 КЛАСС – происходит укоренение работы в малых группах, при этом доминанта индивидуальности не теряет своей актуальности.

    3 КЛАСС – большинство детей овладели коммуникативными УУД и способны плодотворно работать в коллективе единомышленников.

    4 КЛАСС (10-11 лет) – возраст, когда многие дети способны брать на себя организаторские функции, корректировку работы группы в нужном направлении, готовы воспринимать свою работу как часть общего дела.

Безусловно, коллективная работа класса над годовым проектом позволяет обучающимся планомерно и гармонично сформировать коммуникативные универсальные учебные действия.

В начальных классах метод проектов как педагогическая технология интегрирует в себе игровые технологии, в том числе, связанные с художественным творчеством детей, развитием эстетического вкуса, детской фантазии, самораскрытием таланта и личного представления о мире. Спектр детских проектов многообразен. Однако учителю необходимо знать, что работа над проектом – это самостоятельная творческая проектная деятельность детей, которая выходит за рамки учебного времени и ее полноценное осуществление возможно в условиях дополнительного образования детей. Проектная деятельность на уроке возможна в том случае, если проект имеет форму коллажа, который дети могут выполнять в мини-группах (командах). Проект-коллаж – это творческий жанр, когда произведение создаётся из самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collйe - наклеенная бумага. В каждом ребенке заложена  творческая личность – художник, и чтобы проявить себя надо выполнять любую работу творчески, пробовать что-то новое и по-новому мечтать и фантазировать. При этом у детей пробуждается радость творчества, которая никогда не даёт остановиться на достигнутом, побуждая к поискам нового. своеобразный прием изобразительного или другого искусства, который заключается в создании произведений при помощи наклеивания различных материалов или предметов на выбранную основу.

Одной из креативных технологий, интегрирующих с методом проектов, является технология пластилинографии. Эта действительно креативная технология привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых ( в метод проектов ей в является технология пластелинографии, привлекающая внимание отечественных и зарубежных ученых (Phillips Diane).

Пластилинография идеально может применяться в работе над проектом-коллажем. Что же такое пластилинография? В научной литературе пластилинография трактуется как нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется наполнение смысла.

    Пластилинография – это сложное, многогранное явление. При работе по этой технологии происходит не только усвоение учебных умений, знаний и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера. При этом способности и умения учащихся собственно к лепке не являются определяющим фактором достижения необходимого результата. Неважно, насколько хорошо умеет лепить ребенок. Важно – насколько интересен и значим для него сам процесс занятия, и какие задачи ставит перед ним учитель. Здесь можно вспомнить «эффект соленого огурца» В.Ф. Шаталова, который утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Пластилин помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. А умелое использование технологии «Пластилин» в учебном процессе облегчает его, создает положительные эмоции, что облегчает процесс познания и делает его увлекательным. В сове время А.В.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. При использовании пластилинотехнологии мир познается через пластилин. Младшие школьники, как правило, легко лепят любые фигуры, поскольку они еще не заботятся о правильности форм и всецело окунаются в творческий процесс, они творят по интуиции, по сути. В них сохранилась еще детская непосредственность.

Включение младших школьников в коллективную работу с «разделением труда», с постановкой разных задач перед учениками, позволяет педагогу целенаправленно создать для каждого учащегося ситуацию успеха. Причем создать ее самым эффективным образом – скрытно и незаметно для ученика.  В.А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя … радость успеха может померкнуть [11, с. 289].

А.А. Леонтьев писал о том, что «…учитель обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать возникновение у учащихся состояний, благоприятных для их учебной деятельности. Чем выше эмоции, тем большую роль играют мысли, тем легче они возбуждают мысли» [6, с. 182].

Лепка из пластилина рекомендована детям в образовательном процессе не столько для творческого развития, сколько для развития мелкой моторики, совершенствования мелких движений пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.

Кроме всего вышеперечисленного, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом, именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. А в Израиле лепка из пластилина является лечебным методом и ее используют как идеальную методику для детей с проблемами концентрации внимания и даже для тех, кому поставлен диагноз «аутизм».

Применение педагогической технологии пластилинографии возможно на всех предметах в начальной школе. Так при изучении цифр на уроках математики дети лепят не только цифры, но и примеры, часы и линейки.

На уроках чтения и обучения грамоте, знакомясь с буквами русского алфавита, дети лепят пластилиновые буквы, буквосочетания, слова, ключевые понятия. При лепке букв они выполняют увлекательное задание по измерению их длины. Для чего используют прочную нитку или проволоку, которую прокладывают по поверхности пластилиновой буквы. После чего нитка измеряется по линейке и выясняется длина той или иной буквы. В ходе подобного эксперимента первоклашки составляют индивидуальную таблицу с условным названием «Самая протяженная буква». Данные таблицы позволяют впоследствии составлять увлекательные примеры и задачи.

Поскольку на уроках обучения грамоте большое внимание уделяется звуковому анализу и формированию у детей фонетического слуха, дети могут воплотить свои ассоциации в пластилине.

Знания «пропущенные через пальчики» усваиваются легко и непринужденно. Ведь дети хорошо запоминают только то, что для них интересно и вызывает эмоциональный отклик. Пластилин помогает стойкому запоминанию цифр, букв русского алфавита, написанию слов, а в дальнейшем – грамматических структур и правил. Кроме того, в ходе опытного обучения было выяснено, что обучение с использованием технологии пластилинографии впоследствии благоприятно влияет на чистописание и ориентирование в пространстве учебной тетради.

Во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний, благодаря чему при решении учебных задач дети способны мыслить креативно, а порой совершать маленькие открытия, в результате чего происходит осознание собственной успешности и востребованности в учебном коллективе.

Таким образом, проекты бывают не только долгосрочными, например, предусмотренными на один год, и вписываться в общешкольный исследовательский или творческий проект, но и рассчитанными на неделю, или укладываться в рамки учебного времени урока (проекты-коллажи).

Готовность учителя к проектной деятельности – это понимание того, что проекты не есть доклады, не сухой отчет, а это красочное детство, в основе которого лежат познавательные интересы младших школьников и умения самостоятельно конструировать свои знания, своим трудом создавать фантастические картины и сказочные пейзажи, реализовывать свои мечты и желания с помощью красок, карандашей, пластилина или наборов для рукоделия и художественной вышивки.

Теоретические знания учителя о сущности метода проектов, о научных подходах к его применению на разных этапах обучения и специфике использования в начальной школе составляют основу для развития методических умений управления проектной деятельностью (планировать, развитие проекта на каждом его этапе в соответствии с поставленными задачами; решать промежуточные задачи, разрабатывать презентации и представлять их как результат выполненного проекта); проведения пробного обучения с опорой на творческий опыт опытных и инновационно работающих учителей.

Стремление и личная заинтересованность учителя начальных классов в освоении метода проектов, изучении опыта творческих учителей, смелость в принятии решения об апробации креативных технологий на основе проекта свидетельствует об инновационной мобильности учителя.

Таким образом, использование метода проектов, требует от учителя теоретических знаний о его интегративной сущности, о креативных технологиях, с которыми он интегрирует, и которые отвечают психологическим, психофизиологическим и возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Учитель начальных классов должен владеть техникой организации проектной деятельности на уроке и в условиях дополнительного образования;  адекватно организационным условиям планировать целевое назначение проекта, его продолжительность, предугадывать его результат.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жаркова Ю.В., Терлецкая О.В., Лазарева Н.Н. Теоретические основы готовности педагога к проектной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 114-117
2. Золотая И.Г. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в поствузовский период//Вестник Челябинского педагогического университета.-2010.-№ 2.-С.104-109
3. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности Текст. / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С.Е. Шишов // Стандарт и мониторинг в образовании.- 2004. №5. - С. 30 - 31.
4. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис. ... д-ра пед. наук / Ю. И. Калиновский. - СПб., 2001. - 218 с.
5. Корнилова, Л.В. Компетенции учителя начальной школы, обусловленные введением ФГОС НОО //Журнал Научное обеспечение системы повышения квалификации. Выпуск № 3 (8).- 2011.- С. 131-134
6. Леонтьев А.А. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, - М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 228 с.
7. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности Текст. / Н. Ю. Пахомова // Учитель. 2000. - №4. - С. 52 - 55.
8. Е.С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Мн.: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.
9. Сластёнин, В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в РФ Текст. / В. А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. 2005. - № 3. - С. 20 - 28.
10. Сухомлинский В.АКак воспитать настоящего человека. (Советы воспитателям.) Мн., «Нар. асвета», 1978. – 288 с.
11. Phillips Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford / Oxford University Press, 1999. - 180 p.


©  Т.А. Корнева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru