levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

Magazines

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 
There is no translation available.

П.С. Медведев,  (Аспирант, Северо-Западный Институт управления РАНХиГС)

Д.П. Ратаев,  (Аспирант, Северо-Западный Институт управления РАНХиГС)

Серия «Экономика и Право» # ИЮНЬ  2017

Роспатент
Автор настоящей статьи исследует особенности правового регулирования Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) как специального органа государственной власти, наделенного административными властными полномочиями в сфере интеллектуальной собственности. Автор обращает внимание на недостаточность правового регулирования деятельности системы государственных учреждений, отсутствие специальных научных исследований в данной области. Научная новизна исследования заключается в предложенной автором схеме административно-правового статуса Роспатента, регулируемого как законодательными актами на уровне Указов Президента России, а также актами Правительства России и профильного министерства.

Ключевые слова: Роспатент, государственное учреждение, административно-правовой статус, административный регламент.

 

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, или Роспатент, является самостоятельным субъектом административно-правовых отношений наряду с другими органами исполнительной власти Российской Федерации. Компетенция данной Службы, как видно из ее полного названия, распространяется на очень большой круг вопросов, связанных прежде всего с защитой объектов интеллектуальной собственности. При этом, вопросы, относящиеся к компетенции Роспатента являются весьма значительными, поскольку касаются не только частных интересов изобретателей, но и  государственных интересов, национальных приоритетов России, что особенно заметно на примере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ  военного, специального и двойного назначения. В связи с этим на Роспатент, как и на другие органы исполнительной власти в России, возложены внешние  административно-властные полномочия.

Несмотря на указанную роль и значимость Роспатента в системе государственной власти России, правовая регламентация функционирования данной Службы как субъекта административного права, являющегося составной частью системы исполнительной власти, в современном российском законодательстве до настоящего времени достаточно не урегулирована. Нормативно-правовое регулирование деятельности Роспатента осуществляется множеством нормативных актов разного уровня и силы действия, что затрудняет определение административно-правового статуса данного органа исполнительной власти.

Между тем, Правительством России в настоящее время проводится широкомасштабная  административная реформа, основная задача которой заключается в  упорядочивании деятельности всех государственных учреждений и регламентации их компетенции, с целью повышения эффективности их деятельности и ухода от возможного дублирования функций.

Стоит отметить, что вопросы правового статуса учреждений, в том числе и государственных, обычно рассматриваются с точки зрения гражданского права. С точки зрения административного права эта тема практически не рассматривалась[1]. К тому же, ни в советский, ни в постсоветский периоды развития отечественной науки административного права не было написано ни одной монографической работы, специально посвященной административно-правовому статусу государственных учреждений. Не осуществлялись по этой теме и комплексные диссертационные исследования[2]. Вопросы статуса Роспатента как специального субъекта административных правоотношений не рассматриваются даже в учебниках по административному праву.

В целом, как известно, формирование структуры федеральной исполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ[3], относится к ведению РФ. Система исполнительной власти в России состоит из Правительства, министерств и другие федеральных органов исполнительной власти, ее структура формируется на нормативной основе, состоящей из Конституции России, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»[4], других федеральных законов и указов Президента России. Начало административной реформе системы органов государственной власти положил Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[5]. Указ № 314 по новому определял приоритеты и задачи исполнительной власти, что потребовало переосмысления и вопросов компетенции и структуры системы федеральных органов исполнительной власти.

Как следует из текста Указа № 314, в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов: а) федеральные министерства; б) федеральные службы; в) федеральные агентства.

В соответствии с новыми положениями, федеральная служба признавалась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также иные, специальные функции. Федеральные службы были сгруппированы по подведомственности. Некоторые из них замыкались непосредственно на Президента Российской Федерации, другие находились в ведении Правительства. Роспатент изначально (с 2004 года) был отнесен к подведомственности Министерства образования и науки, но в период с 2011 по 2012 года он был переведен в непосредственное подчинение Правительства России, а с 22.05.2012 Роспатент из ведения Правительства РФ передан в ведение Минэкономразвития России.

С организационной точки зрения, Федеральная служба по интеллектуальной собственности имеет статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. К полномочиям Служб, в пределах их компетенции, относится издание специальных нормативных актов. В то же время, федеральные службы не наделялись полномочиями на осуществление в своей сфере деятельности нормативно-правового регулирования, за исключением случаев, прямо оговариваемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Федеральным службам по надзору также не были предоставлены полномочия осуществлять управление государственным имуществом и оказывать платные государственные услуги. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти был утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452[6].

Основным нормативно–правовым актом, регламентирующим деятельность  Роспатента, является Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»[7]. Административно-правовой статус Роспатента определяется его компетенцией в административно-публичной сфере. Полномочия Роспатента  в этой и других сферах регламентируются Положением о Роспатенте, утвержденном Постановлением Правительства № 218,  а также разрабатываемыми на его основе Административными регламентами. Административные Регламенты являются нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и сроки предоставления государственных услуг. С точки зрения законодательства о предоставлении государственных услуг регламент является ключевым документом новых пакетов документов. Особенность регламентов состоит в том, что все они разработаны по специальным правилам, единым для всех федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ФОИВ), и поэтому имеют однотипную структуру.

Регламенты по общему правилу являются вторичными документами. Они должны базироваться на нормах актов, выпущенных ранее.  Регламенты, по которым работает Роспатент, базируются на нормах ГК РФ, требований, правил, порядков и других законов и подзаконных актов. Поэтому регламенты Роспатента имеют многочисленные отсылки к этим актам, имеющим более раннюю дату утверждения[3].

Роспатент непосредственно занимается регистрацией прав на результаты интеллектуальной деятельности и разбором всех споров и конфликтов, возникающих в сфере регистрации прав на интеллектуальную собственность. Здесь, как отмечают некоторые исследователи, Роспатент не наделен конкретными полномочиями в инновационной сфере, и в остальном полномочия Роспатента носят явно декларативный характер. Зависимость данного органа от решений Министерства экономического развития РФ очевидна. Такой способ управления инновационными процессами в стране замедляет их, сводя на нет все импульсы и колебания еще оставшейся новаторской среды нашего государства[4].

Деятельность Роспатента неразрывно связана с деятельностью подведомственных ему государственных учреждений, таких как Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» - ФИПС, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» - ФГБУ «ФАПРИД», и        Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» - ФГБОУ ВПО РГАИС.  При этом, деятельность этих учреждений, несмотря на их принадлежность к институтам государственной власти, в основном регулируется нормами гражданского, а не административного законодательства. Данное обстоятельство, как отмечает Т.В. Ерохина, требует четкого определения места и роли государственных учреждений в административных правоотношениях, нормативного разграничения гражданско-правового и административно-правового статуса государственных учреждений как в науке административного права, так и в федеральном административном законодательстве[1].

Подводя итоги исследования, можно утверждать следующее:

1. Роспатент является субъектом, осуществляющим государственную функцию в сфере регулирования отношений, связанных с регистрацией прав на интеллектуальную собственность, в связи с чем он наделен определенными административными властными полномочиями, и, следовательно, обладает определенным административно-правовым статусом;

2. Правосубъектность Роспатента определяется положениями Указа Президента России о структуре органов государственной власти, конкретизированными в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2012 № 218;

3. Непосредственно административно-властные полномочия Роспатента, связанные с осуществлением им функций по оказанию государственных услуг, связанных с отношениями интеллектуальной собственности, регулируются Административными Регламентами, утверждаемыми Министерством экономики и развития, в ведомственном подчинении которого находится Роспатент.

4. Наиболее актуальной проблемой определения административно-правового статуса Роспатента является отсутствие специального законодательного акта, в котором бы давались определения понятия «государственное учреждение», определялись задачи, функции, принципы деятельности государственных учреждений, определялись основные права и обязанности в различных сферах деятельности государственных учреждений, а также регламентировался единый порядок создания, реорганизации, изменения типа, государственной регистрации и ликвидации, правовые основы взаимодействия с органами государственной власти, а также вопросы ответственности. В связи с этим нами поддерживается предложение о создании специального Федерального закона «О государственных (муниципальных) учреждениях»[1].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ерохина Т.В. Некоторые вопросы административно-правового статуса государственных учреждений // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 62 - 66.
2. Киселев А.В. Административно-правовой статус государственных учреждений: понятие, элементы, особенности// Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 6.
3. Алексеева О.Л. Регистрация объектов патентного права: общие особенности подзаконных актов // ИС. Промышленная собственность. 2016. № 11. С. 7 - 20.
4. Маркеев А.И. Правовое регулирование инновационной деятельности: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2015.
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
6. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 31. - Ст. 3233.
7. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Собрание законодательства РФ.2012. № 14. Ст. 1627.



© 
П.С. Медведев, Д.П. Ратаев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru