levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

Magazines

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
There is no translation available.

В.М. Федоров,  (ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»)

Серия «Экономика и Право» # ИЮНЬ  2017

Энтропийно-синергетический подход
В процессе реорганизации образовательных организаций высшего образования региона можно обнаружить различные субкультурные образования, носители которых различным образом относятся к сложившейся в вузе системе целей и ценностей. Недостаток участия и интереса руководителей университета к неконгруэнтным субкультурам трансформирует расхождения в разногласия и столкновения, блокирующие эффективную деятельность опорного университета. Данные основания являются одной из причин для обоснования и применения нового перспективного междисциплинарного энтропийно-синергетического методологического подхода к исследованию управления организационной культурой опорного университета. Проведенное исследование позволило на базе предложенного подхода обеспечить возможность построения и использования модели формирования и развития организационной культуры опорного университета. Обосновано, что энтропийно-синергетический подход к управлению организационной культурой опорного университета на практике позволяет существенно повысить результативность деятельности образовательной организации за счет синергетического эффекта.

Ключевые слова: Энтропийно-синергетический подход, организационная культура, управление.

 

Исследователи Ф. Эванс и Д. Бишоп утверждают, что «несовместимость организационных культур и отсутствие синергии персонала являются причинами неудач в установлении взаимоотношений объединяемых коллективов»   [1, с. 255]. По мнению автора исследования, управление оргкультурой реорганизуемых университетов – достаточно сложный процесс, поэтому предлагает подходить к её исследованию с энтропийно-синергетических позиций. Этот подход считается наиболее сложным из всех существующих.

С точки зрения синергетики, управление – это последовательная смена хаоса и порядка, при этом управление и развитие происходит с постоянным ростом энтропии системы. Ключевые свойства и основы энтропийно-синергетического подхода обсуждаются и анализируются в работах таких исследователей как И.Р. Пригожин, Г. Николис, К. Шеннон, М.В. Волькенштейн, В.В. Василькова, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, Г. Хакен, Д.С. Чернавский и П. Шамбадаль [2-10]. По мнению данных исследователей, в рамках энтропийно-синергетического подхода формируется новое представление связи частей и целого и согласованности их изменений в условиях неопределенности (энтропии).

По мнению И.Р. Пригожина, синергетика - это наука, исследующая спонтанное усложнение систем и образований [11]. Подобные самостоятельно образующиеся новообразования объединяются под общим названием - диссипативные структуры [12, с. 56 ]. Для зарождения данных структур и проявления самоорганизации в системной целостности, они должны отвечать следующим условиям:

1. быть открытой;
2. являться неравновесной;
3. иметь свойства нелинейности [13].

Поскольку  энтропийно-синергетический подход базируется  на  едино-целостной  картине  мира,  нам  представляется,  что  управление  по  энтропийно-синергетическим  правилам  является  наиболее  эффективным и подходящим.

Энтропийно-синергетический подход - это направление, которое преодолевает ограничения системного подхода, используя при этом его возможности и преимущества. Он предусматривает, что любое совершенствование управления организационно-культурной системой осуществляется через неустойчивость, бифуркацию, случайность. Данный подход позволяет сделать вывод, что управление организационной культурой есть вопрос не силы влияния, а правильного направления воздействия.

Энтропийно-синергетический подход позволяет исследовать управление организационной культурой опорного университета в трех аспектах:

1. в динамическом аспекте, т.е. с точки зрения специфики формирования и совершенствования управления организационной культурой в условиях нелинейности;
2. посредством воздействия управления организационной культурой на достижение синергетического эффекта;
3. через воздействие управления организационной культурой на процедуры самоорганизации опорного университета.

Важность и роль энтропийно-синергетического подхода к управлению организационной культурой опорного университета состоит в том, что руководители могут более эффективней регулировать собственную деятельность с жизнедеятельностью образовательной организации в целом, в случае если они полностью осознают систему и собственное место в ней. Исключительную важность это может представлять для ректората опорного университета, вследствие того, что энтропийно-синергетический подход инициирует создание надлежащей поддержки равновесия между потребностями и интересами реорганизуемых вузов и основными задачами всей образовательной организации. Он акцентирует внимание на информационных потоках и важности коммуникаций в системе.

Согласно энтропийно-синергетического подхода, управление оргкультурой опорного университета представляет собой неравновесную, открытую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Открытость означает существование входов и выходов, которые обеспечивают обмен оргкультуры элементами и энергией с внешней средой. Среда является носителем различных конфигураций и альтернатив развития системы и её компонентов. Обменные процессы проходят в любой точке диссипативной структуры по множеству каналов, что обеспечивает определенное состояние её функционирования и развития [9]. Управление оргкультурой направляет сотрудников опорного университета на объединение, совместную деятельность и создает условия для достижения синергетического эффекта. Энтропийно-синергетический подход подразумевает исследование управления организационной культурой опорного университета как явной системной целостности в единстве всех сложных элементов и компонентов. Данный подход нацелен и содействует достижению основной миссии управления организационной культурой - обеспечению самоорганизации в университете, увеличению потенциала и возможностей.

Организационная культура как конструкт управленческих действий имеет противоречивый характер. Основополагающее разногласие состоит в необходимости, с одной стороны, сохранять её с помощью установленных норм и ценностей, с другой – осуществлять перемены, подобающие условиям меняющейся внешней среды. Нормы гарантируют устойчивость и стабильность, единство в организации, согласованность взаимодействия, но в то же время могут быть причиной, ограничивающей перемены и тормозящей развитие [14]. Поэтому важнейшая и ключевая задача руководства опорного университета в области управления организационной культурой состоит в осмысленном влиянии на нее и целенаправленном внесении корректив, соответствующих целям управления.

Управление организационной культурой опорного университета с точки зрения энтропийно-синергетического подхода предполагает её создание, сохранение и, при необходимости, преобразование.

Формирование организационной культуры состоит в осуществлении конкретных воздействий, нацеленных на подготовку системы принципов, правил, установлений, требований и условий с целью выполнения стоящих перед образовательной организацией задач.

На стадии становления - управление организационной культурой предполагает применение таких мер, как:

  • определение основных задач образовательной организации;
  • разработку принципов и правил;
  • создание символики;
  • создание стандартов действий, воплощающих требования и условия образовательной организации;
  • разработку стратегии управления организационной культурой[15].

Таким образом, формирование культурного наполнения представляет собой сложный процесс, требующий существенных расходов времени и высокой компетентности руководителей опорного университета. По существу, создание оргкультуры предполагает культивацию и внедрение общих ценностей для всех работников образовательной организации. Успешный результат в разрешении настоящего вопроса находится в зависимости от того, в какой мере провозглашаемые руководством организационные ценности отвечают ценностным ориентациям сотрудников. В случае если ценностные установки сотрудников и руководства вуза не будут сочетаться, то это может привести к различным столкновениям и инцидентам, которые могут повлечь снижение общих результатов деятельности образовательной организации [16, с. 30].

Поддержание организационной культуры предстает важнейшей составляющей управления и принимает ключевое значение в том случае, если зрелая оргкультура удовлетворяет запросам внутренних и внешних позиций образовательной организации.

Сохранение и поддержание организационной культуры опорного университета осуществляется в рамках таких процессов, как подбор персонала, социализация сотрудников, оценка и развитие сотрудников [17, с. 27].

Преобразование организационной культуры опорного университета является особо важным и востребованным в случае, если оргкультура  никак не отвечает ключевым запросам и условиям, предъявляемым к образовательной организации, не соответствует установленной стратегии, не оказывает содействия организационному совершенствованию.

Преобразование организационной культуры предполагает влияние со стороны руководителей опорного университета, сосредоточенное на преобразовании элементов культуры образовательной организации с целью развития и (или) повышения результативности ее деятельности [18].

Таким образом, управление культурой опорного университета является довольно многосложным процессом, призывающим к всестороннему и глубокому исследованию культурного наполнения образовательной организации, фиксации разнообразных обстоятельств и моментов, разработки определенного механизма управления ею. При этом целью управления является организационное развитие.

Синергетический механизм формирования и развития управления организационной культурой проявляется через установление и усиление взаимосвязи и взаимодействия элементов образовательной организации. Система формирования и развития организационной культуры опорного университета представляет собой комплексный процесс - состав, содержание и последовательность которого представлена на рис. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эванс Ф. Ч., Бишоп Д. М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 332 с.
2. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. — М.: Мир, 1990. — 344 с.
3. Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Основы теории сложных систем. — М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2007. — 620 с.
4. Волькенштейн М. В. Энтропия и информация. — М.: Наука, 2006. — 192 с.
5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994. — 236 с.
6. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. — СПб.: Лань, 1999. — 480 с.
7. Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 288 с.
8. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Изд. иностр. лит., 2002. — 832 с.
9. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. — 406 с.
10. Шамбадаль П. Развитие и приложение понятия энтропии. — М.: Наука, 1967. — 280 с.
11. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985. — 328 с.
12. История и синергетика: Математическое моделирование социальной динамики. — М.: КомКнига, 2005. — 192 с
13. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. — 414 с.
14. Никулин Д. В. Организационная культура: технология формирования // Человек и труд. - 2005. - N 7. - С. 80 – 82
15. Рыбакова М. В. Организационная культура как фактор устойчивого развития // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 2. - С. 221 – 234
16. Карпов А. В. Организационная культура в теории и практике отечественного менеджмента // Журнал практического психолога. – 2007. - № 4. - С. 28-36
17. Моргунов Е. Организационная культура: единство или множественность // Управление персоналом. - 2010. - № 6. - С. 26-30
18. Демидова Е. В. Организационная культура как фактор повышения эффективности обучения // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2010. - № 8. - С. 53 – 59



© 
В.М. Федоров, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru