viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Journal ISSUES

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ф.П. Васильев,  (Д.юр.н., профессор каф. «Транспортное право» МИИТ, помощник дир. Юридического института по внешним связям, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» - МГУПС , МИИТ)

М.В. Ферафонтова,  (Доцент каф. ТПиОТД в МИИТ, кандидат экономических наук)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ  2016

В статье рассматривается деятельность одного из субъектов обеспечения экономической безопасности России, а именно Счётной палаты РФ. Изучаются принципы деятельности Счётной Палаты. В рамках закрепленных требований, для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты (далее – СП), методологического обеспечения деятельности ведомства, выполнения общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и ЭкАМ, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федераций и Госдуме, образуется Коллегия СП. Рассмотрена организационная структура Коллегии СП, состав её участников и механизм работы. Притом, авторы ставят вопрос о необходимости совершенствования деятельности СП с точки зрения повышения ответственности и роли в правовом воспитании граждан в РФ.

Ключевые слова: Счётная палата, анализ, аудит, бюджет, Госдума, закон, коррупция, контроль, надзор, ответственность, правосознание, Совет Федерации, субъект, государственная тайна, экспертный.

 

Несмотря на наличие обилия контрольно-надзорных органов, вопросы обеспечения экономической безопасности страны за последние годы актуальны и проблематичны в условиях присутствии международных экономических санкций. В целях решения этих и других проблем был принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации»  (далее – ФЗ о Счетной палате) СП России становится одним из субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность страны. Так, в статистическом отчете отмечается, что в 2014 г. Счетной палатой [1]было проведено 445 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 22 проверки по поручению Совета Федерации и 29 мероприятий по поручению Госдумы. Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы составила 524,5 млрд. рублей, из которых 342,8 млрд. рублей (65,4% от общего объема нарушений) - это нарушения бюджетного законодательства и 39,6 млрд. рублей (7,6% от общего объема нарушений) - нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Неэффективное использование бюджетных средств составило 173,1 миллиарда рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 9,1 млрд. рублей. В 2014 году СП обеспечен возврат в федеральный бюджет 977 миллионов рублей, в бюджет Союзного государства – 57,7 миллиона рублей. В следственные органы и органы прокуратуры было направлено 158 материалов контрольных мероприятий. По выявленным Счетной палатой фактам нарушений возбуждены 24 уголовных дела, 26 материалов приобщено к материалам предварительного следствия и по 5 проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Законодателями определены состав и структура Счетной палаты, а также предмет регулирования и цель деятельности  Счетной палаты. Так, ФЗ о Счетной палате регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой страны (далее - СП) внешнего государственного аудита (контроля) (lалее – ГАК) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (Далее – ГВФ), федеральной собственностью (далее - федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции СП, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие страны (при этом руководителям СП следует учитывать Указ Президента России от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Российская газета от 31 декабря 2015 г.), а также задачи, функции, полномочия и организацию ее деятельности.

Параллельно определен  статус СП. В частности, она является постоянно действующим высшим органом внешнего ГАК, образуемым в порядке, установленном ФЗ о Счетной палате, и подотчетным ФС. В рамках же решения собственных  задач она обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Её деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Госдумы. Ведомство (СП) является юридическим лицом.

В целях установления единой госправовой дисциплины (службы) в данном случае также присутствуют ограничения и обязанности, налагаемые на Председателя СП, его заместителя и аудиторов СП. Так, Председатель СП, его заместитель, аудиторы СП не вправе: быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в ОГВ и органах местного самоуправления (ОМС), если иное не предусмотрено соответствующими ФЗ; замещать иные должности в ОГВ (Имеется в виду - органах государственной власти.) и ОМС; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информобеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; заниматься: предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Притом данная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, ФЗ или договоренностями на взаимной основе федеральных ОГВ с госорганами иностранных государств, международными или иностранными организациями; получать: гонорары за публикации и выступления в качестве Председателя СП, его заместителя и аудитора СП; в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью РФ и передаются по акту в СП. Супруга (супруг) и несовершеннолетние дети Председателя СП, его заместителя или аудитора СП также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть, пользоваться иностранными финансовыми инструментами; разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных (должностных) обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с ФЗ к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей [2]. Кроме того Председатель СП, его заместитель и аудиторы СП обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном НПА РФ. Или же с октября 2015 г.

Как федеральный субъект управления (контроля), в рамках выполнения своих задач СП осуществляет следующие функции:

  • внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ, бюджетов ГВФ;
  • осуществление внешнего госфинансового контроля в сфере бюджетных правоотношений [4, с. 146-153]; Об осуществлении палатами ФС парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений см. ФЗ от 7.05.2013 № 77 «О парламентском контроле»;
  • проведение: проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году; по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов ГВФ;
  • экспертиза проектов ФЗ о: внесении изменений в ФЗ о федеральном бюджете и бюджетах ГВФ, подготовка и представление палатам ФС заключений на проекты ФЗ о внесении изменений в ФЗ о федеральном бюджете и бюджетах ГВФ; мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей, исходя из приоритетов социально-экономического развития России при разработке и реализации документов стратегического планирования страны в пределах компетенции СП;
  • оценка: эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития страны; влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития России; экспертиза проектов ФЗ, иных НПА в части, касающейся расходных обязательств государства; экспертиза проектов ФЗ, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов ГВФ, а также госпрограмм страны; подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам ФС и направление Председателю Правительства России аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период;
  • проведение аудита: систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы; в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля); аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств, иностранных юрлиц перед РФ, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета; экспертиза международных договоров и документов стратегического планирования РФ (При этом СП обязана учитывать также нормы Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». СЗ РФ 30.06.2014 № 26 (часть I) ст. 3378), в том числе госпрограмм РФ, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ в пределах компетенции СП; по обращению федерального госоргана, органа управления ГВФ оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методпомощи при разработке стандартов внутреннего аудита; проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего ГАК; систематический анализ итогов проводимых контрольных и ЭкАМ; внесение в СФ и Госдуму предложений о совершенствовании ФЗ по вопросам, относящимся к компетенции СП.

Важностью, в рамках рассматриваемого вопроса является то, что СП обладает следующими полномочиями:

  • получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего ГАК;
  • предоставляет федеральным ОИВ рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных госинформсистем в целях обеспечения выполнения государсвтенных функций, предоставления госуслуг, а также получает необходимый СП для осуществления внешнего ГАК постоянный доступ к таким системам в соответствии с ФЗ РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, ФЗ о государственной и иной охраняемой законом тайне;
  • осуществляет: по обращениям контрольно-счетных органов (КСО) субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) ОГВ субъектов РФ и ОМС оценку (анализ) деятельности КСО субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов ФЗ о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности; контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования РФ, а также по их составу и количественным значениям; а с октября 2015 г. осуществляет информобмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным ОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве; осуществляет иные полномочия.

И контрольная, и экспертно-аналитическая деятельность (далее – ЭкАД) осуществляется: путем проведения контрольных и ЭкАМ в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми СП стандартами внешнего ГАК; в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего ГАК, утверждаемыми СП. Притом, финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля).

Аудит госпрограмм России (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:

  • соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами; обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении; соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям. Оценка же федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

    Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для госнужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами; федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов РФ; государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капвложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов.

Важным фактором является то, что в целях обеспечения экономической безопасности страны СП осуществляет внешний ГАК в отношении федеральных госорганов (в том числе их аппаратов), органов ГВФ, Центробанка РФ, федеральных госучреждений (ФГУ), федеральных госунитарных предприятий (ГУП), госкорпораций и госкомпаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах. Она осуществляет также внешний ГАК в отношении госорганов субъектов РФ (в том числе их аппаратов), ОМС в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ и ФЗ о Счетной палате.

Ныне СП анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, ГВФ. В целях недопущения искажения в области госконтроля СП осуществляет предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ в целях установления их соответствия ФЗ, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов. В рамках предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ СП осуществляет комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проверку и анализ обоснованности показателей проектов федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, наличия и состояния нормативной и методической базы их формирования, оценку проектов федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента России и иных программных документов, оценку качества прогнозирования доходов федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений. В процессе исполнения федерального бюджета анализирует полноту и своевременность поступлений этих доходов, кассовое исполнение федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями ФЗ о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Ежеквартально она представляет палатам ФС оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводится анализ данных о доходах, расходах и об источниках финансирования дефицита федерального бюджета. СП осуществляет также проверки ФХД (Имеется в виду - финансово-хозяйственной деятельности). Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Госдумы, принимаемыми на основании предложений Национального финансового совета.

А также проводит экспертизу и дает заключения:

  • по госпрограммам страны (федеральным целевым программам); по документам стратегического планирования РФ; по докладу об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции; по вопросам: эффективности использования бюджетных средств, федеральной собственности и иных ресурсов; бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ в пределах компетенции;
  • по проектам: законодательных и иных НПА и финансово-экономическим обоснованиям к ним по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Госдумы, а также по проектам законодательных актов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ; международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета.

При проведении контрольных мероприятий инспекторы и иные сотрудники аппарата ведомства, участвующие в контрольном мероприятии, в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия необходимых документов и материалов должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом аудитора СП. Порядок и форма уведомления утверждаются в установленном СП порядке. Или же, если руководители объектов аудита (контроля) обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов и иных сотрудников аппарата СП, участвующих в контрольных мероприятиях, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техобслуживание. А инспекторы и иные сотрудники аппарата не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов аудита (контроля), а также разглашать полученную информацию, предавать гласности свои выводы до принятия Коллегией СП соответствующего решения. Притом члены Коллегии, инспекторы и иные сотрудники аппарата СП обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении на объектах аудита (контроля) контрольных и ЭкАМ, объективно проводить контрольные и ЭкАМ и достоверно отражать их результаты. И они, а также привлеченные к работе специалисты могут использовать полученные данные только при выполнении работ, поручаемых СП. А также они несут ответственность за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и ЭкАМ, представляемых в госорганы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны. Но при этом, требования инспекторов, иных сотрудников аппарата СП, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении контрольных и ЭкАМ, являются обязательными для ОГВ, иных госорганов, а также для организаций и учреждений независимо от их подчиненности и формы собственности.

Проведенный правовой анализ о деятельности и роли СП (и иных источников) в области обеспечения экономической безопасности России позволяют выдвинуть следующие предложения:

  • с учетом особого правового статуса СП в системе данного ведомства предусмотреть принятие (дачи) клятвы – присяги государственными служащими данного ведомства в публично-официальной форме, которое способствует как сохранении и развития правосознания и патриотического воспитания;
  • в рамках требований Президента России и обеспечения единой государственной политики в области развития и совершенствования правовой грамотности руководителям СП целесообразно принять ведомственную концепцию о правовой грамотности и правосознании в системе СП России.

Эти предложения необходимы в связи с тем, что в общественном правоотношении закономерно присутствует с точки зрения правовой философии субъективизм и недопущения идеализации системы СП в системе госуправления установить правовую ответственность на общих основаниях. То есть, за допущенные правонарушения, связанные с оборотом объектов повышенной опасности (автотранспортными средствами, огнестрельным оружием, нарковеществами), с коррупционными и экстремистского характера действиями, а также за нарушение законных прав и свобод граждан.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21703
2. Приказ МВД России от 21.03.2007 № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» Зарегистрировано в Минюсте 17.10.2007 № 10337.
3. Абрамов С.Б. Счетная палата Российской Федерации в условиях становления и развития системы финансового контроля в России, 1995-2003 гг.// МГПУ, дис. канд. истор. Наук. М.:, 2003. – 217 с.
4. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Лятифова Т.С. и др. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 - 2014 г. С. 146-153.
5. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Николаев А.Г. «Единые правила этических норм государственных и муниципальных служащих и пресечения коррупционных факторов в системе государственной службы в России». (на итальянском языке). Italian Science Review, Free Online Journal Published monthly: ISSN: 2308-832X Issue 2 (11); February 2014. P. 109-116.
6. Бережкова Н.Ф. Современные виды государственной службы и присяги в России / Права человека и система их защиты в России. //Материалы Всероссийской научно-практ. конф. (Чебоксары, 23 и 24 ноября 2007 г.) Науч. Стат. Чебоксары 2008. С. 444-452.
7. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2015. - 583 с. - (Серия «Научные издания для юристов»).
8. Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук
9. Ф.П. Васильев. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н.Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, - 816 с.
10. Vasil'ev F.P., Toropin Ju.V. Regolamentazione giuridica della disciplina finanziaria (contabilità) come un modo per garantire la sicurezza economica della Russia. PP. 41-54
11. Васильев Ф.П., Долинко В.И. Деятельность Счетной палаты как реализация норм Конституции России //Конституция РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Международной научно-практ. конф. (Москва, 14.11.2013). В 3х частях. Ч. 3. Под редакцией Председателя СК России докт. юр. наук, проф. Заслуженного юриста РФ, генерал-полковника юст. А.И. Бастрыкина. Москва, 2013. Институт повыш. квалификации СК России, 2013. – с. 250.
12. Васильев, Ф.П., Орехова Л.М. К вопросу о современном толковании правовой грамотности / Ф.П. Васильев, Л.М. Орехова // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 9. - С. 100-104.
13. Погосян Н. Д. Правовой статус Счетной палаты РФ // Юрист 1997. № 10. С. 8.
14. Соменков А.Д. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации. Авто-реф. дисс. на соис. уч. ст. канд. юрид. наук. М. 1997.
15. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // жур. (ВАК) Труды Академии управления МВД России. 2014 № 2(30). С. 67- 71.



© 
Ф.П. Васильев, М.В. Ферафонтова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru