viagra super force

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

The Latest Publications in the Series "Humanities"

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
There is no translation available.

К.В. Шевченко,  (Ст. преподаватель, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри)

И.И. Николаева,  (Ст. преподаватель, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2017
Социальный интеллект
    Рассматриваются проблемы развития социального интеллекта, описаны функции и задачи развития социального интеллекта как фактора успешной социализации человека в современном обществе. Раскрываются особенности системы личностных отношений младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Целью исследования являлось развитие социального интеллекта младших школьников посредством психолого-педагогической программы «Мы вместе». Приводятся данные констатирующего и итогового исследований по данной проблеме. Раскрывается содержание программы «Мы вместе, направленной на развитие социального интеллекта младших школьников, описывается методы и приемы психолого-педагогической работы. Анализ результатов педагогического эксперимента позволил выявить положительную динамику в повышении коммуникативных навыков младших школьников, готовности к совместной деятельности, способности понимать другого, умения предвидеть последствие поведения, понимать невербальную или вербальную экспрессии и умения взаимодействовать друг с другом.

Ключевые слова: Социальный интеллект, развитие личности, младший школьник, психолого-педагогическая работа.

 

Современные дети живут в мире компьютерной информационной технологии, которые применяются во всей сфере человеческой деятельности: в телевидении, в кино, в образовательной среде, в сфере общения, игровых приставках, книгах, электронных  игрушках, играх для развития памяти, воображения, мышления, изучения иностранных языков и т.д. Активное использование средств информационных технологий в  жизни  ведет к свертыванию общей культуры личности, сокращению живого непосредственного общения. При таком опосредованном общении теряются навыки полноценных видов взаимодействия, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Особо это влияет на социально-коммуникативное развитие детей: возникает трудности в общении, наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Все это актуализирует проблему формирования социального интеллекта у детей. Развитие культуры общения, умения правильно понимать поведение других людей необходимо человеку, чтобы успешно адаптироваться в системе социальных отношений общества. Развивать коммуникативные способности можно в любом возрасте, но формировать эти способности лучше всего в младшем школьном возрасте, где межличностные отношения со сверстниками занимают важное место для его психологического и социального развития.

Актуальность проблемы нашего состоит в том, что при достаточно большого количества исследований (В.Г. Бочарова, Л. С. Выготский,  Ю.Н. Емельянова Дж. Гилпорт, И.С. Кон, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, А.В. Мудрик, Э. Торндайк, Г. Олпорт, Ж. Пиаже, С.Т. Шацкий и др.) по  проблеме социализации школьников, недостаточно изученным остается психолого-педагогический аспект содействия формированию  и развитию социального интеллекта младшего школьника.

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. В научной литературе социальный интеллект определяется как интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Он объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с общением и межличностными отношениями. Социальный интеллект, таким образом, обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

    Цель работы – исследовать возможности развития социального интеллекта младших школьников посредством психолого-педагогической программы «Мы вместе».

Впервые понятие «социальный интеллект» использовал Э. Торндайк.  Он определяет социальный интеллект как необходимую, познавательную способность, которая позволяет успешно взаимодействовать с людьми [1]. Г. Олпорт в своих работах описывает социальный интеллект как особую способность, правильно оценивать людей, предугадывать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях [2].

Ю.Н. Емельянов, в отличие от других, изучал социальный интеллект в пределах практической психологической деятельности. Он определяет его как повышение коммуникативной осведомленности человека с помощью социально-психологического обучения [3].

А.Л. Южанинова в своих работах выделяет функции социального интеллекта:

  1. коммуникативно-ценностная функция, связанная с потребностью понимать окружающих и быть понятым ими;
  2. познавательно-оценочная функция, которая позволяет установить отношение человека к окружающей его действительности и определить позиции к тому, что происходит к окружающей среде;
  3. рефлексивно-коррекционная функция, которая характеризуется самопознанием и осознанием достоинств и недостатков своей деятельности [4].

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Таким образом, формирование социального интеллекта является обязательным условием для успешной социализации человека в обществе. Умение разъяснять и предсказывать как поведение партнера по общению, так и свое собственное поведение позволяет рационально налаживать процесс общения и межличностного взаимодействия, делать его более практичным. Следовательно, социальный интеллект является неотъемлемым фактором в развитии детей, так как их межличностное взаимодействие не будет вполне успешным и полным, если участники процесса взаимодействия друг с другом не научатся правильно понимать свое поведение и поведение окружающих их людей.

С началом школьного обучения у младшего школьника начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В этом возрастном периоде происходит усиленное установление дружеских контактов, закрепляется система личностных отношений в классе, способность видеть и чувствовать происходящую ситуацию со стороны другого человека, что и составляет самую главную основу социального интеллекта. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из самых важных и значимых задач развития ребенка на данном возрастном этапе. Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьник - это человек, активно завладевающий навыками общения [5]. Поэтому одна из главных целей современного образования сегодня – научить человека осмысленно ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных отношениях, в людях, в их поведении.

Процесс обучения и воспитания в младшем школьника, по мнению Д.Б. Эльконина, играет большую роль в формировании общей культуры личности, в развитии интеллектуальных способностей, через которую в дальнейшем осуществляются процесс познания и усвоения окружающего мира, построение отношений ребенка с окружающими людьми, с обществом [6].  Интеллект и эмоции здесь выступают определенным механизмом формирования социального интеллекта. Таким образом, следует уделять целенаправленное внимание развитию социального интеллекта  в образовательном процессе начальной школы.

    Цель исследования – исследовать возможности формирования социального интеллекта младших школьников посредством психолого-педагогической программы «Мы вместе».

Экспериментальной базой нашего исследования является МОУ СОШ № 9, пос. Чульман,  Республика Саха (Якутия), в котором задействованы  учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.

Для выявления развития социального интеллекта младших на анализа  научной литературы была составлена психолого-педагогической диагностики, включающая следующие методики:

  1. методика исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен) [7, с. 68.];
  2. тест описания поведения  Томаса (адаптированный Н.В. Гришиной) [8, с. 73].
  3. тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер) [9, с.504].

Анализ результатов исследования позволил установить слабое знание младшими школьниками невербальных средств общения, не способность в полной мере прогнозировать и предвидеть последствия поведения людей у 20% (5 чел), у 32% ( 8 чел) - отсутствие стремления к кооперации, тeнденции к достижению собственных целей  и недостаточную развитость коммуникативных навыков у 48%  (12 чел).

Для решения выявленных проблем была разработана психолого-педагогическая программа  «Мы вместе», целью которой являлась развитие социального интеллекта младших школьников для эффективного межличностного взаимодействия.

Задачи программы:

  1. формирование навыков социального поведения;
  2. развитие доброжелательного отношения к сверстникам;
  3. развитие коммуникативных навыков;
  4. установление продуктивного общения в коллективе;
  5. умение согласовывать свои действия с действиями других;
  6. развитие готовности к сотрудничеству.

В основу программы «Мы вместе» легли положения, концепции  авторских программ («Играем все вместе», Н.В. Никорчук; тренинг «Страна понимания», Р.Р. Калинина; программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников «Сотрудничество», А. Ивашова; программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы у детей, А. Ю. Филатова).

Форма работы – групповая деятельность.
Частота проведения занятий1 раз в неделю, продолжительность занятия – 30-35 мин.
Длительность реализации программы – 20 занятий.

    Ожидаемый результат: развитие умения понимать свое поведение и поведение других; умение взаимодействовать друг с другом; формирование способности понимать эмоциональное состояние; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения; развитие отзывчивости, сочувствия к переживаниям других.

Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

I. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, создание положительного эмоционального настроя между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, упражнения, направленные на активацию внутреннего ресурса и потенциала младших школьников.

II. Основная.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры (ролевые игры, логические игры, игры на взаимодействие), сказкотерапия (сочинение сказок), элементы социально-психологического тренинга (упражнения), направленные на развитие социального интеллекта младших школьников и релаксация (музыка, звуки природы, свободное рисование).

III. Заключительная.

В этой части подводятся итоги проведенного занятия, выделяются ключевые моменты и выводы, упражнения на саморефлексию.

В методов, мы в своей работе, были игры на взаимодействие, ролевые логическиеигры и сказкотерапия. Применение перечисленных методов дает возможность проанализировать разные ситуации, помогает школьникам увидеть себя со стороны, раскрыть свой внутренний потенциал, преодолеть неуверенность, замкнутость, поверить в уникальность и неповторимость своей личности, открыто, честно высказывать свое мнение, легко находить контакт с другими.

Кроме того, с младшими школьниками проводились элементы социально-психологического тренинга  - упражнения, направленные на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выявление  чувств и эмоциональных реакций других, на выработку навыков прочтения состояния другого, формирование эмпатийности, доверительного  и внимательного отношения  друг к другу.

Особым интересом у младших школьников пользовался прием использования музыки, звуков природы, которые способствовали снятию эмоционального напряжения как внутреннего, так и между участниками группы, снижению тревожности,  созданию эмоционально теплого настроения и комфортного психологического климата в классе.

Анализ результатов контрольной и первичной диагностики педагогического эксперимента позволил выявить, что показатель низкого уровня социального интеллекта  снизился на 28%, степень готовности к совместной деятельности увеличился на 20%;  показатель взаимной поддержки и принятия других возрос на 24%, уровень  коммуникативного контроля повысился на 32%.

Достоверность результатов исследования социального интеллекта проверены методом математической обработки диагностических данных по методике Х2 – критерий («хи-квадрат критерий»). В результате была выявлена вероятность допустимой ошибки, которая составила 0,001, что подтверждает эффективность нашей экспериментальной работы.

Таким образом, следует сделать вывод, что занятия по психолого-педагогической программе «Мы вместе», способствовали повышению коммуникативных навыков, налаживанию межличностных отношений со сверстниками, а значит, положительно повлияли на развитие социального интеллекта младших школьников. В ходе эксперимента у младших школьников сформировалась способность понимать другого, прислушиваться к себе и окружающим, умение предвидеть последствие поведения, понимать невербальную или вербальную экспрессии, умение взаимодействовать друг с другом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Thorndike, E.L. (1920) Intelligence and its use // Harper’s Magazine. 140. P. 227–235.
2. Allport, G. W. Pattern and growth in personaliti. / G. W. AHport. - New York: Holt Rinehart and Winston. - 1961.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. – 265 с.
4. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии: сб. ст. Саратов: издательство Саратовского университета, 1984. - С. 63-67.
5. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
8. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2009. - 141 с.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.


©  К.В. Шевченко, И.И. Николаева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru