viagra super force

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

The Latest Publications in the Series "Humanities"

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
There is no translation available.

А.Ю. Колесов,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2017
Профессиональная мобильность
В данной статье представлен анализ сущности профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре, а также содержание данной педагогической категории, состоящей из пяти компонентов. Потребностно-мотивационный компонент профессиональной мобильности детерминирует развитие личностного, когнитивного и деятельностного компонентов. Данные компоненты профессиональной мобильности влияют на развитие социальных отношений. Содержание этого компонента в исследовании определено как эффективные корпоративные отношения с коллегами, руководством, обучающимися (лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами), общественностью, способствующие перемещению личности в профессиональном пространстве.

Ключевые слова: Профессиональная мобильность, высшее образование, профессиональная деятельность, адаптивная физическая культура.

 

Профессиональная мобильность в педагогическом прочтении представляет собой интегративное личностное образование, которое обеспечивает целенаправленный профессиональный рост и развитие личности, что может выражаться в горизонтальном и/или вертикальном перемещении личности в социально-профессиональном пространстве.

Целенаправленность профессионального роста и развития детерминировано не столько приобретением личностью опыта профессиональной деятельности, сколько потребностями, мотивами и ценностями личности, которые в комплексе стимулируют ее активность.

Профессиональная мобильность как интегративное качество личности обеспечивает реализацию трех основных функций: адаптационной, ориентационной и преобразующей.

Адаптационная функция профессиональной мобильности позволяет успешно адаптироваться личности в условиях новой профессиональной деятельности. Особенно значимо развитие данной функции для выпускников образовательных организаций высшего образования, поскольку эффективность их профессиональной деятельности определяется во многом способностью адаптироваться в новых для них условиях (Е.А. Никитина [13], И.К. Прохорова [15]).

Ориентационная функция позволяет индивиду определиться со стратегией личностного, социального и профессионального развития, спроектировать комплекс действий по достижению определенной целевой ориентации, корректировать и изменять ее. Наиболее общим концептом, описывающим ориентацию профессионально мобильной личности, можно рассматривать успех на личностном, социальном и / или профессиональном уровнях в субъективном или объективном выражении (М.А. Захарова, И.А. Карпачева, В.Н. Мезинов [8]).

Преобразующая функция профессиональной мобильности обеспечивает продуктивные изменения личностных качеств индивида, его профессиональной компетентности и профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность как педагогическая категория имеет общие и специфические характеристики. Общие характеристики были описаны выше. Специфические характеристики детерминированы видом профессиональной деятельности личности. В настоящем исследовании изучается профессиональная мобильность бакалавра по адаптивной физической культуре. Специфика данного вида профессиональной мобильности проявляется на уровне содержания профессиональной деятельности.

Содержание профессиональной деятельности бакалавра по адаптивной физической культуре регламентировано ФГОС ВО и профессиональными стандартами; она предполагает осуществление педагогической, воспитательной, развивающей, реабилитационной, компенсаторной, профилактической видов деятельности, а именно организация физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов).

Профессиональная мобильность бакалавра по адаптивной физической культуре определяется в исследовании как интегративное личностное образование, включающее в себя качества личности, личностные, социальные и профессиональные компетенции, опыт организации физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, обеспечивающее горизонтальные и вертикальные перемещения индивида в социально-профессиональном пространстве.

С учетом опыта, сложившегося в отечественной науке (О. Ю. Акулов [2], Е. И. Герасименко [6], З. И. Александрова [3], Е. Р. Ипатова [9], В. А. Мищенко [11], Т.А. Мясникова [12] и др.), по определению содержания профессиональной мобильности в настоящем исследовании выделяются следующие компоненты данного интегративного личностного образования: потребностно-мотивационный, личностный, когнитивный, деятельностный, социальных отношений.

Потребностно-мотивационный компонент профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре является ключевым для формирования и развития данного интегративного личностного образования, поскольку потребностно-мотивационная сфера личности аккумулирует самостоятельную и осознанную деятельность, какой и является осуществление перемещений индивида в социально-профессиональном пространстве. Данный компонент включает в себя потребности самореализации, саморазвития, профессиональную мотивацию, мотивацию профессиональной самореализации и профессионального самообразования, мотивацию достижений.

В структуре профессиональной мобильности как интегративного личностного образования немаловажную роль играют потребности личности в самореализации и саморазвитии. Именно сформированность данных потребностей является тем фундаментом, на котором базируется мотивация личности к активным перемещениям в социально-профессиональном пространстве.

Данные потребности в опредмеченном виде составляют основу профессиональной мотивации личности, которая детерминирует профессиональный выбор и профессиональную деятельность индивида. В. А. Бодров [4] отмечает, что профессиональная мотивация личности обусловливает:

  • выбор профессии при поступлении обучающегося в образовательные организации среднего профессионального образования или высшего профессионального образования;
  • качество овладения студентом профессиональными компетенциями;
  • выбор места работы;
  • эффективность профессиональной деятельности;
  • карьерный рост и / или смену места работы.

Специфика профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры влияет на систему профессиональной мотивации студента и специалиста. На уровне интересов личности необходимо отметить междисциплинарность сферы профессиональной деятельности бакалавра по адаптивной физической культуре – физиология, медицина, физическая культура и спорт, психология, коммуникация. Также немаловажное значение имеет тот факт, что профессиональная деятельность в сфере адаптивной физической культуры имеет ярко выраженный общественно значимый и одобряемый характер: специалист в данной области помогает другим людям, поскольку он работает с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп. Следовательно, данная профессиональная деятельность способствует общественному признанию индивида. Кроме того, важным является возможность дополнительного заработка, поскольку многие специалисты по адаптивно физической культуре оказывают услуги гражданам на уровне частной практики. И, наконец, сфера адаптивной физической культуры представляет возможности для карьерного роста, например, достаточно престижной является должность инструктора-методиста спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре, однако для того, чтобы работать в данной должности, необходимыми являются такие условия, как соответствующий уровень образования и опыт практической деятельности (как правило, не менее трех лет).

Для формирования и развития профессиональной мобильности значимыми являются специфические мотивы профессиональной мотивации.

Прежде всего, необходимо отметить мотивацию профессиональной самореализации, которая, по мысли А. Маслоу, в современном культурном пространстве является достаточно актуальным способом личностной самореализации [10, с. 50]. Профессиональная самореализация предполагает идентификацию личности с профессией. Профессиональная самореализация невозможна без профессионального самообразования, поэтому данный вид профессиональной мотивации также играет ключевую роль в формировании профессиональной мобильности личности.

Сформированность потребностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности индивида детерминирует развитие личностного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Личностный компонент профессиональной мобильности включает в себя свойства и качества личности, необходимые и достаточные для перемещений в социально-профессиональном пространстве. Ключевыми качествами, составляющими основу личностного компонента профессиональной мобильности, выступают активность и лабильность.

Под активностью в данном случае понимается качество личности, определяющее деятельный характер отношения человека к себе и окружающему миру, а также способность преобразовывать себя и окружающую действительность.

В.А. Петровский считает, что активность личности индивида выражается прежде всего в его инициативности и ситуативности [14]. Инициативность личности свидетельствует о глубокой степени вовлеченности человека в деятельность, высоком уровне мотивации, волевых и творческих способностей индивида. Ситуативность представляет собой такую характеристику личности, которая обусловливает эффективную деятельность в условиях разнообразных ситуаций.

Качества инициативности и ситуативности играют важную роль для профессиональной мобильности. Инициативность позволяет преобразовывать профессиональную деятельность, совершенствовать ее. Развитие качества ситуативности обеспечивает эффективность действия в различных ситуациях, которые могут возникать в профессиональной деятельности. Тем самым профессионал получает содержательное подкрепление для возможного горизонтального и вертикального перемещения в социально-профессиональном пространстве.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что активность человека проявляется в целенаправленности и осознанности его деятельности и оценке результатов [1]. Следовательно, активность личности проявляется в сформированности таких качеств, как целеустремленность и рефлексивность.

Целеустремленность личности профессионала позволяет объективизировать мотивацию профессиональной самореализации, самообразования и достижений. Умение ставить цели выступает первоначальным этапом для определения механизмов их достижения. Целеустремленность как качество позволяет профессионалу реализовывать намеченный план действий, добиваться результата. Рефлексивность как сопутствующая способность позволяет оценить адекватность целеполагания, эффективность выбранных инструментов и ресурсов достижения цели, значимость для личности полученных результатов. Рефлексия выступает тем механизмом, который обеспечивает научение индивида в процессе целенаправленной деятельности.

Второе ключевое личностное качество профессионально мобильного индивида – лабильность, или гибкость. Лабильность психики проявляется прежде всего в сформированности таких качеств, как адаптивность и открытость (Ю. Ю. Дворецкая [7]).

Адаптивность представляет собой разноуровневую систему физиологических, психических (прежде всего эмоционально-волевых и когнитивных), психологических механизмов, позволяющих индивиду адаптироваться в новых условиях в разных средах, в том числе и в профессиональной среде. Для профессиональной мобильности личности адаптивность играет ключевую роль, поскольку любые перемещения в социально-профессиональном пространстве представляют собой погружение в новые условия профессиональной деятельности.

Открытость также является значимым качеством личности, которое способствует ей быть профессионально мобильной. Открытость новому в профессиональной, научной сферах, в сфере межличностных взаимодействий выступает мощным инструментом для успешности перемещений в социально-профессиональном пространстве.

Когнитивный компонент профессиональной мобильности в структурно-функциональном плане представляет собой синтез знаний и когнитивных умений. В содержательном плане когнитивный компонент включает в себя знания и умения профессиональной сферы деятельности и сферы, связанной с самообразованием, саморазвитием и карьерным ростом.

Профессиональные знания и умения в структуре профессиональной мобильности входят в структуру профессиональной компетентности и представляют собой комплекс междисциплинарных знаний и умений в области адаптивной физической культуры.

Знания и умения, связанные с профессиональным самообразованием, саморазвитием и карьерным ростом, обеспечивают эффективность научно-исследовательской и самообразовательной деятельности. В частности, данный комплекс знаний и умений связан с:

  • целеполаганием, планированием профессионального развития, рефлексией его результатов;
  • владением способами профессионального саморазвития;
  • владением представлениями о тенденциях развития рынка труда, данной отрасли;
  • проведением теоретических и эмпирических исследований в области методики физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;
  • выбором коммуникативных стратегий в отношении коллег, руководства, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, представителей общественности;
  • поиском механизмов коррекции отклонений в развитии и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

Деятельностный компонент профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре в структурно-функциональном плане представляет собой опыт деятельности, в содержательном плане так же, как и в когнитивном компоненте, выделяются непосредственный опыт профессиональной деятельности и опыт деятельности по профессиональному самообразованию и саморазвитию.

Первичный опыт профессиональной деятельности студенты получают в ходе аудиторных занятий и производственной практики. Для того, чтобы аудиторные занятия способствовали не только теоретической подготовке студентов, но и формировали у них опыт методической, диагностической, воспитательной и развивающей деятельности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, необходимо реализовывать практико-ориентированные технологии на лекционных, семинарских (практических) занятиях, а также в организации самостоятельной работы студентов.

Опыт деятельности по профессиональному самообразованию и саморазвитию в рамках обучения по программе бакалавриата приобретается в результате проведения самостоятельной научно-исследовательской работы в форме подготовки статей, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, участия в проектах, профессиональных конкурсах, грантовых конкурсах, публичных выступлениях на научно-практических конференциях, практико-ориентированных семинарах, вебинарах, ведения портфолио достижений студента.

Сформированные личностный, когнитивный и деятельностный компоненты профессиональной мобильности влияют на развитие компонента социальных отношений. Данный компонент рассматривается в качестве результирующего элемента профессиональной мобильности.

Компонент социальных отношений представляет собой активную социальную позицию индивида, основанную на установке эффективности корпоративных отношений с коллегами, руководством, обучающимися (лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами), общественностью. В случае, когда речь идет о студентах, можно говорить о готовности обучающихся к эффективным социальным отношениям в сфере профессиональной деятельности.

Анализ исследований, посвященных формированию профессиональной мобильности будущего специалиста, показывает, что авторы применяют различные подходы к определению уровней сформированности данного интегративного личностного образования. Однако общим для многих исследований является оценка сформированности профессиональной мобильности через соотнесение с креативностью, творческим отношением к преобразованию действительности, продуктивным мышлением и продуктивной деятельностью (О. Ю. Акулов [2], Е. И. Герасименко [6], Е. Р. Ипатова [9], И. К. Прохорова [15] и др.).

Данная оценка в большей степени соответствует профессиональной мобильности специалиста, который уже осуществляет профессиональную деятельность. Что же касается студентов, то с уверенностью говорить о сформированности профессиональной мобильности достаточно сложно, в силу того, что погружение в профессиональную деятельность, как правило, изменяет отношение человека к профессии, систему межличностных отношений, осознание себя в сфере профессиональной деятельности. В этой связи более объективным является определения уровня сформированности профессиональной мобильности как некого потенциального состояния. Неслучайно, в исследовании В. Г. Бураевой уровни сформированности профессиональной мобильности трактуются как потенциально мобильный, условно мобильный, потенциально немобильный [5, с. 53]. Нам импонирует такая точка зрения, поэтому в настоящем исследовании в качестве уровней сформированности профессиональной мобильности будут использоваться выше обозначенные.

Таким образом, в ходе исследования сущности профессиональной мобильности удалось установить, что данная педагогическая категория имеет общие и специфические характеристики. Общие характеристики включают в себя артикуляцию активность личности на субъектном и социальном уровнях, адаптационную, ориентационную и преобразующую функциональность. Специфические характеристики детерминированы видом профессиональной деятельности личности. Деятельность в сфере адаптивной физической культуры представляет собой единство педагогической, воспитательной, развивающей, реабилитационной, компенсаторной, профилактической деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп. В исследовании также определено содержание профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре, состоящее из пяти компонентов: потребностно-мотивационного, личностного, когнитивного, деятельностного, социальных отношений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал. личности) [Текст]: Избр. психол. тр. / К. А. Абульханова. – М., Воронеж, 1999. – 216 с.
2. Акулов, О. Ю. Формирование профессиональной мобильности курсанта в образовательном процессе военного вуза [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О. Ю. Акулов. – Воронеж, 2016. – 196 с.
3. Александрова, З. И. Психолого-педагогическая подготовка студентов колледжа как средство развития социально-профессиональной мобильности [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / З. И. Александрова. – Санкт-Петербург, 2009. – 285 с.
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. – Москва: Per Se, 2006. – 511 с.
5. Бураева, В. Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории [Текст] / В.Г. Бураева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3. – С. 51-54.
6. Герасименко, Е. И. Формирование профессиональной мобильности будущего экономиста средствами иностранного языка [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е. И. Герасименко – Оренбург, 2011. – 244 с.
7. Дворецкая, Ю. Ю. Психология профессионально мобильной личности [Текст]: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.01. / Ю. Ю. Дворецкая. – Краснодар, 2007. – 146 с.
8. Захарова, М. А. Формирование профессиональной мобильности будущего специалиста сферы образования в условиях педагогической практики [Текст] / М. А. Захарова, И. А. Карпачева, В. Н. Мезинов // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2011. – № 13 (115). – С. 218-225.
9. Ипатова, Е. Р. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е. Р. Ипатова. – Шадринск, 2012. – 193 с.
10. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы [Текст]: [как открыть высшие ценности в себе и в мире] / А. Маслоу; под ред. Г. А. Балла, А. В. Киричука, Д. А. Леонтьева. – Москва, 2011. – 494 с.
11. Мищенко, В. А. Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов [Текст]: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / В. А. Мищенко. – Москва, 2012. – 436 с.
12. Мясникова, Т. И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т. И. Мясникова. – Екатеринбург, 2010. – 192 с.
13. Никитина, Е. А. Формирование позитивной Я-концепции студентов: от теории к практике [Текст]: учебное пособие / Е. А. Никитина, А. А. Кузнецова. – Курск: ЮЗГУ, 2014. – 107 с.
14. Петровский, В. А. Человек над ситуацией [Текст] / В. А. Петровский. – Москва: Смысл, 2010. – 559 с.
15. Прохорова, И. К. Роль педагогической практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / И. К. Прохорова. – Тюмень, 2012. – 174 с.


©  А.Ю. Колесов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru