viagra super force

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

The Latest Publications in the Series "Humanities"

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
There is no translation available.

Т.А. Трифонова,  (К.п.н., ЧУ ДПО Центр гуманитарного образования "Лингва", г. Сургут)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2017

Рефлексия
Статья адресована руководителям муниципальных, частных и дополнительных образовательных учреждений, руководителям методических объединений, заведующим кафедр повышения квалификации, педагогам и специалистам, работающим в сфере образования.
В статье на примере опыта работы сотрудников в Частном учреждении дополнительного профессионального образования Центр гуманитарного образования "Lingua" (г.Сургут) рассматривается актуальная проблема рефлексии как условия развития профессионалов, работающих в системе образования, прописаны условия, предложено материально-деятельностное средство - профессиональный дневник сотрудника.

Ключевые слова: Рефлексия, умение рефлексировать, профессиональная культура, образовательная среда, самостоятельность, профессиональный дневник сотрудника.

 

Изменения, происходящие в социально-экономическом, научно-техническом, образовательном и духовном развитии Российского общества вызвали потребность в профессионалах нового типа, способных действовать в условиях реформирования системы образования Российской Федерации и в то же время, профессионалах нравственных, порядочных, способных к творческому труду, готовых к поиску и реализации новых, эффективных подходов к организации своей деятельности.

Современные преобразования определяют необходимость изменения имеющихся систем профессиональной подготовки, переподготовки и курсов повышения квалификации педагогических кадров и кадров, работающих в системе образования, которые выступают носителем перемен в образовательном процессе и обеспечивают «непрерывную передачу культуры предшествующими поколениями последующим поколениям, прежде всего посредством передачи опыта становления личности, воспитания и развития молодого поколения» [12].

Поэтому специфика любой профессиональной деятельности, и деятельности педагогов  в частности, заключается в ее общественно-активном, созидательном характере. В связи с этим, важно расставить приоритеты и выдвинуть ведущую цель – становление личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, что предполагает овладение умением рефлексировать, выражающемся в способности формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать деятельность, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Умение рефлексировать не даётся человеку от рождения, оно совершенствуется с возрастом, образованием, социально-экономическим статусом человека. Развитие умения рефлексировать  - процесс сложный и длительный, поэтому начинать его следует с начальных курсов профессионального образования будущих профессионалов и продолжать на курсах повышения квалификации.

Мы полагаем, что рефлексия  - наиболее надежный инструмент формирования профессионализма  педагогических кадров и кадров, работающих в сфере образования, что рассмотрено в различных научных областях: философии, психологии, педагогике и др. (В.П. Беспалько, Л.И. Божович, А.А. Вербицким, К.В. Вербовой, К.Я. Вазиной, П.Я. Гальпериным, И.Ф.Исаевым, И.И. Казимирской, Г.А. Ковалевым, С.В. Кондратьевой, Ю.Н. Кулюткиным, А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, А.К. Марковой, В.С. Мерлиным, Е.И. Пассовым, Е.Б. Петрушихиной, К. Роджерсом, С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Н.Б. Шмелевой, В.А. Якуниным и др.).

Однако, несмотря на наличие определенных успехов в рассмотрении теоретических и практических аспектов развития умения рефлексировать специалистами различных сфер деятельности, практика работы с педагогическими кадрами, и кадрами, работающими в сфере образования, показывает, что умение рефлексировать специалистами не соответствует возросшим требованиям времени.

Отсутствие или недостаточная сформированность рефлексии делает профессионала полностью зависимым от внешних факторов – стимулов, обстоятельств, превращают его в функционера и исполнителя чужой воли. Начнем с того, что в среднестатистическом случае у отдельно взятого педагога или сотрудника, работающего в сфере образования, существует иммунитет к развитию у него рефлексии. С чем это связано? На это очень точно отвечает Стефан Брукфилд в книге «Приглашение в критически рефлектирующие учителя»: «Те, кто плывет по течению, не представляют себе насколько оно сильно» [17] и создают барьеры для развития рефлексии. Е.А. Генике приводит примеры подобных барьеров: своеобразная культура молчания (когда у сотрудника формируется ощущение профессиональной деятельности как сугубо индивидуальной); барьер индивидуализма (самоизоляция сотрудника, которая ведет к психологическим, педагогическим  и стратегическим проблемам); конспирация (когда публичное признание учителем своих промахов часто ведет к созданию вокруг него ореола некомпетентности) [2] О.С. Сазонова выделяет такое препятствие для развития умения рефлексировать, как стереотипность  действий.

Данным культурам (молчания, конспирации и др) мы противопоставляем культуру профессиональную, культуру рефлексивной практики в коллективе в сфере образования. Вслед за И.Я.Лернером мы считаем, что профессионал должен владеть профессиональной культурой.

    Во-первых, иметь знания, без которых профессиональная деятельность не может быть эффективной: знания о цели деятельности, средствах, субъектах деятельности, приемах деятельности, о себе самом, о закономерностях профессиональной деятельности, о взаимодействии и т. п.

    Во-вторых, можно знать, как следует делать, но не уметь этого. Чтобы уметь, нужно освоить опыт осуществления приемов деятельности, т.е. будет происходить воспроизведение накопленного опыта.

    В-третьих, важно обладать способностью творить. Без этой способности в образовательной деятельности не обойтись, ибо совокупность условий в образовательном учреждении всегда уникальна. Благодаря этой способности социальный опыт не только воспроизводится, но и совершенствуется, обогащается и развивается дальше.

    В – четвертых, это желание работать. Вполне справедливо И.Я. Лернер придает  этому большое значение: “Если своевременно не обеспечить усвоения системы ценностей, принятой в обществе, то личности наносится трудно восполнимый ущерб” [9].

В результате получаются составляющие социального опыта, значимые для развития умения рефлексировать и для повышения профессиональной культуры: знать – уметь – творить- хотеть. Именно поэтому развитие умения рефлексировать дает возможность и способность к творческому профессиональному развитию.

В связи с этим частным учреждением дополнительного профессионального образования Центром гуманитарного образования «Lingua» (г.Сургут) учреждена кафедра повышения квалификации сотрудников и внедрена технология, направленная на повышение профессиональной культуры педагогических кадров и кадров, работающих в сфере образования. Технология направлена и на развитие у профессионалов умения рефлексировать.

Стоит отметить, что развитие умения рефлексировать зависит от образовательной среды, которая может как содействовать, так и противостоять продвижению к  обозначенной цели. Среда учреждения состоит из социальной среды (её люди «приносят» из социума) и образовательной среды (целенаправленно "создает» учреждение). Нашей образовательной среде мы уделяем особое внимание. Образовательная среда, в нашем понимании, есть система влияния и условий формирования личности, а также социальное и пространственно-предметное окружение, позволяющее или не позволяющее личности совершенствоваться в направлении обозначенной цели (В.А. Ясвин). Мы постоянно озабочены расширением возможностей для развития субъектности сотрудника. Мы понимаем под этим осмысление пространственной и фактической свободы, осмысление ранее не апробированных возможностей (Л.В. Журавлева).

Развитие умения рефлексировать качественно реализуется лишь при тщательной организации данной деятельности и продуманном управлении предоставления возможностей сотрудникам, работающим в образовательной деятельности: участие в работе Совета Правления, Ученого Совета, смена структурного подразделения, педагогический менеджмент, стажировки за границей и т.п.; участие в сессиях повышения квалификации сотрудников. Стоит отметить, что рабочая программа и технология повышения квалификации построена на актуализации потребности педагогических кадров и кадров, работающих в сфере образования. Рабочая программа повышения квалификации разрабатывается на каждый год под конкретные задачи учреждения. Когда мы употребляем слово "задача", мы имеем в виду не задачи отделов и служб, а  задачи наших учащихся. Это информация к нам приходит в  результате масштабных исследований и помогает создавать благоприятные условия для самореализации личности обучающегося, его жизненного и профессионального самоопределения.

Обеспечению образовательных целей способствуют заседания кафедр и планерки подразделений, направленные на общее обсуждение проблем и выбор путей решения, что помогает создать атмосферу открытости и личного участия каждого работника.  Коллективные обсуждения способствуют развитию умения решать любую профессиональную проблему различными способами; моделировать всевозможные результаты решения профессиональной проблемы; умение выбрать оптимальный способ и результат решения профессиональной проблемы; умение своевременно обнаруживать ошибки, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы и умение её ликвидировать; умение анализировать свои действия; умение проводить самоанализ.  Все это схоже с подходом Сластенина В.А., который выделяет следующие особенности педагогической рефлексии в профессиональной педагогической деятельности: 1) психологическая готовность – направленность на различные виды деятельности; 2) научно-теоретическая готовность (наличие научно-теоретических, психолого-педагогических, специальных знаний, необходимых для рефлексивной деятельности); 3) практическая готовность [15]. Данные умения позволяют проникнуть в свой внутренний мир и шаг за шагом подниматься по лестнице духовного восхождения и познания. В процессе профессиональной деятельности педагогические кадры, и кадры, работающие в сфере образования, сталкивается с массой проблем: одни сменяются другими, накладываются друг на друга, и если во-время не решаются, то порождают новые, и этот «снежный ком» подавляет. В результате нарушается душевный комфорт, возникают психические расстройства или проявляется полная духовная беспомощность, в то время как духовность есть умение в совершенстве владеть рефлексией, управлять своей психикой и умом, "устремление познать, почувствовать себя» (Ю.Л. Каптен).

Кафедра повышения квалификации разработала универсальное средство - профессиональный дневник сотрудника, который выступает в роли индивидуального рефлексивного дневника. Профессиональный дневник сотрудника позволяет ему соблюдать технологию учреждения, повышать профессиональную и личную культуру. Использование дневника позволяет перейти от субъектно-объектных взаимоотношений к ценностно-смысловым, организовать диалогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Задачи и вопросы, включенные в дневник позволяют развивать умение рефлексировать. Напомним, что рефлексивной деятельности присущи все сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность, взаимосвязь компонентов целеполагания и мотивов предметного содержания, способов деятельности и конечных результатов, поэтому  профессиональный дневник сотрудника включает в себя все эти элементы в виде циклограммы  профессиональной деятельности на год (см.пример №1),  планов работы кафедры, отделов на месяц с необходимостью прописывания целей и задач и др., что позволяет сотруднику наперед планировать свою деятельность и понимать взаимосвязь всех запланированных мероприятий, что придает деятельности целенаправленный и продуктивный характер. Деятельность, лишенная цели, неустойчива, не подкрепляема продуктивными действиями.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анисимов О.С. Педагогическое мышление как средство управления и развития педагогической деятельности. – Самарканд, 1986. – 43с.
2. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога – М.: Сентябрь, 2008.- 176с.
3. Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: Метод.рек. – Мн.: РИПО, 2001.
4. Демидко М.Н. Развитие профессиональной деятельности специалиста на основе рефлексии: Сб. науч. тр. / Бел.гос. технолог. ун-т. Сер. V. Политология, философия, история, филология. – Мн., 2002. – Вып. Х. – С. 204–207.
5. Журавлева Л.В. Капитализация знаний в современном мире: монография - Елец: МУП "Типография" г.Ельца, 2013. - 386 с.
6. Журавлева Л.В. Теория-модель инновационной образовательной структуры "Институт диалога культур" в системе дополнительного образования: монография. - Елец: МУП "Типография" г.Ельца, 2010. - 267 с.
7. Каптен, Ю.Л. Трансцендентальный мир / Ю.Л. Каптен. – СПб. : ЭКОПОЛИС И КУЛЬТУРА, 1991. – 329 с.
8. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.-М., 1976.-с.23.
9. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / / Психологический журнал. – 1981. – № 5.
10. Панова Л.В. Педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. 13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Стерлитамак – 2005, 224 с.
11. Пассов Е.И. и др. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001.- 240 с.
12. Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. - Кн.5 МУП "Типография" г.Ельца, 2013 - 425 с.
13. Проблемы рефлексии в научном познании. – Куйбышев: Куйбышевский гос. ун-т, 1983. – 160с.
14. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 1985. – 114с.
15. Сластенин В.А. Педагогика: Уч.. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.
16. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: изд-во «Магистр», 1997. – 224с
17. Brookfi eld, Stephen. Becoming a Critically Refl ective Teacher. – San-Francisco: Jossey-Bass, 1995.


©  Т.А. Трифонова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Comments (0)

  2. Add yours

Comments (0)

There are no comments posted here yet

Leave your comments

Posting comment as a guest.
Attachments (0 / 3)
Share Your Location
Type the text presented in the image below
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru