viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

The Latest Publications in the Series "Humanities"

Journal ISSUES

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.В. Батяева,  (Аспирант, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москвы)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2017

Коррекционная педагогика
В данной работе рассматриваются вопросы подготовки детей с тяжелыми нарушениями речи к инклюзивному образованию. Тяжелые нарушения речи, обусловленные органическим поражением головного мозга, часто создают препятствия к полноценному обучению в общеобразовательной школе. В этой связи резко встает вопрос о поисках путей к их социальной адаптации и инклюзивном образовании, которое сегодня получило широкое распространение во многих странах мира. Однако инклюзивное образование возможно лишь при условии психологической готовности к нему обеих сторон учебного процесса: детей и педагогов.

Ключевые слова: Коррекционная педагогика, инклюзивное образование, тяжелые нарушения речи, психологическая готовность, социальная адаптация.

 

На современном этапе гуманизации и демократизации отечественной системы образования вопрос о создании возможности равных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает все более острое звучание.

Вопросы  организации  инклюзивного образования  для  детей с ОВЗ, и в  частности, для  детей с тяжелой  речевой патологией, определение условий ее  успешности  разрабатываются ведущими учеными педагогической школы  страны (Гилевич И. М., Забара Е.А., Ипполитова  М. В., Кобрина Л. М., Кумарина  Г. Ф., Малофеев Н. Н.,  Шматко Н. Д., Шипицына Л. М. и др).

Однако инклюзия (т.е. включение) детей с ТНР в общеобразовательную школьную среду к нормативно-развивающимся сверстникам является многогранным процессом, требующим определенной подготовки со стороны специалистов разного профиля – педагогов, логопедов, социальных и медицинских работников.

Прежде всего, следует отметить, что сам факт начала обучения в школе требует психологической готовности не только самих детей, но и их родителей, поскольку для данной категории учеников переход в первый класс сопряжен со значительными сложностями психологического характера. Так, у детей с ТНР затруднены контакты с окружающими: это вызвано органическим поражением зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речевой деятельности, либо нарушений в развитии периферического речевого аппарата анатомического характера. Однако, несмотря на тот факт, что эти дети имеют сохранный интеллект и способность к слуховому восприятию речи, для них представляет большую сложность установление контактов с другими людьми, особенно со сверстниками, им присущи сниженная психологическая мотивация, замкнутость, отсутствие уверенности в собственных возможностях, ярко выраженный негативизм, в том числе и по отношению к обучающему воздействию, а также вспыльчивость, повышенная обидчивость и во многих случаях – агрессивность.

Поэтому, для нашего исследования представляет интерес результаты подготовки ребенка с ТНР к инклюзивному обучению. Они должны быть представлены психологической готовностью самого ребенка, которая выражается в следующих аспектах:

  • мотивационная готовность, которая выражается в том, что перспектива будущего обучения в школе раскрывает перед ребенком перспективы новых возможностей, в которых он заинтересован;
  • эмоциональная готовность, которая предполагает контроль ребенка над своей эмоциональной сферой, силу воли и готовность применять те или иные решения, преодолевать возникающие сложности, но в то же время позитивно отвечать на прекрасное, сопереживать другим людям;
  • интеллектуальная готовность, то есть наличие на момент начала обучения у ребенка элементарных знаний и готовности к простым логическим операциям: ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, анализировать, у него должна быть развита мелкая моторика и координация движений, а также способность понимать обращенные к нему речевые инструкции;
  • социально-психологическая готовность, которая предполагает сформированность функции общения с окружающими (например, с педагогами и сверстниками);
  • речевая готовность – это один из самых главных аспектов подготовки к инклюзивному обучению, который должен начинаться как можно раньше и быть непрерывным, и который должен осуществляться в комплексном взаимодействии родителей, логопедов и медицинских работников.

Анализ исследований, посвященных готовности детей с ТНР к школьному обучению (О.Е.Грибовой, Г.С.Гуменной, В.А.Ковшикова, Р.И.Лалаевой, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усановой, Т.Б.Филичевой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.БГ.Шаховской), показал широкую вариативность  сформированности каждого из компонентов школьной готовности у старших дошкольников с ТНР.

1. Категория детей с ТНР –имеет значительную вариативность как по степени выраженности, так и по характеру проявления речевого нарушения.

2. Категория детей с ТНР  имеет широкий спектр сочетанности речевых нарушений с  вариативностью  развития эмоционально-регулятивной, интеллектуальной, двигательной сферы

«Симптомы и механизмы, относящиеся как к когнитивной, интеллектуальной сферам, так и к собственно речевой и языковой сферам, существуют у детей с тяжелой речевой патологией не рядоположенно (как сопутствующая симптоматика), а параллельно друг с другом.» [2].

3. Категория детей с ТНР имеет  различный уровень и темп формирования образовательных и адаптационных возможностей детей, что может определять вариативность  учебного заведения,  а значит и вариативности выбора образовательного учреждения и разработки индивидуального маршрута обучения.

Следовательно, не для всех детей инклюзивное обучение будет возможным. Для многих детей с ТНР предпочтительней останется обучение к коррекционных школах V вида. Выбор образовательного профиля должен решаться в каждом случае индивидуально.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызгалова, С.О., Зак, Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями /С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак// Специальное образование. – 2010. - №3. – с. 14-20.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч. М., 1983. Т. 5.
3. Доброва, Г.Р. Освоение детьми звуковой стороны речи [Текст] : учебно-методическое пособие для магистрантов / Г. Р. Доброва. - Санкт-Петербург : Коста, 2011. - 30, [1] с.
4. Ильина, С.Ю. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии в обучении русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : 0+ / С. Ю. Ильина, А. С. Чижова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2013. - 90, [2] с.
5. Красильникова, О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения: теоретико-экспериментальное исслед. / О. А. Красильникова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006 (СПб. : ООО "Профпринт"). - 298, [1] с.
6. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими рассторойствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2004. - 190, [1] с.; 20 см.
7. Малофеев, Н.Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации / Н.Н. Малофеев // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II межд. науч.-практ. конф., Минск, 8 - 9 апр. 2010 . /Бел. гос. пед.ун-т им. М. Танка. - Минск, 2010.
8. Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста : актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К. Л. Печора. - Москва : Изд-во Скрипторий 2003, 2006. - 95, [1] с.
9. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование //Молодой ученый. – 2012. - №10. – с. 374-377.
10. Фрухт, Э.Л. Планирование воспитательной работы в доме ребенка : Метод. рекомендации / М-во здравоохранения РСФСР; [Сост. Э. Л. Фрухт]. - М. : Минздрав РСФСР, 1987. - 37,[1] с.
11. Цейтлин, С.Н. Речь ребенка : ранние этапы / [С. Н. Цейтлин и др.; отв. ред. С. Н. Цейтлин]. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2000. - 214 с.
12. Черных, А.В. Освоение учащимися особенностей эпистолярного жанра в условиях домашнего обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Черных Алексей Владимирович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Белгород, 2009. - 230 с.
13. Zehnhoff-Dinnesen, A. Phoniatrics/ 1st ed. 2018. Buch, Buch mit Online-Zugang. x, 590 S.


©  С.В. Батяева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru