Э.П. Бакшеева, (К.п.н., доцент, каф. педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет)
Н.П. Рассказова, (К.п.н., доцент, каф. педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет)
Серия «Гуманитарные науки» # 4 2016
|
|||||
Новые образовательные стандарты формируют сегодня принципиально новую задачу профессионального образования — готовить компетентного конкурентоспособного специалиста, способного ориентироваться в условиях изменения стратегии отечественной системы образования и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Решение этой задачи, прежде всего, требует пересмотра подходов к повышению качества профессиональной подготовки специалистов, что предполагает создание обучающе-развивающей среды, позволяющей дифференцировать студентов по их способностям, личностным ценностям, познавательным потребностям, то есть обучение должно осуществляться на основе реализации индивидуального (индивидуализированного) подхода. Проблема индивидуализации в профессиональном образовании сегодня активно обсуждается в научной литературе [1; 2; 3]. Это актуализирует, в свою очередь, необходимость включения в структуру образовательного процесса вуза индивидуальные занятия преподавателя со студентами, что в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) уже достаточно давно реализуется, у нас имеется определенный опыт в организации индивидуальных занятий, возникает необходимость в обобщении опыта и выявлении проблем, которые ограничивают возможность совершенствования образовательного процесса в целом и повышения его качества. С этой целью и было нами организовано исследование, результаты которого представлены в данной статье. Определимся с ключевыми понятиями. В своем исследовании мы опирались на содержание понятий, регламентированных нормативными документами вуза. Самостоятельная работа студентов - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая обучающимися во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия («Положение об организации самостоятельной работы студентов СурГПУ» Приказ № ОД-108 от 26 апреля 2013 г.) Индивидуальная работа со студентами - форма совместной деятельности преподавателя со студентами или группой студентов по формированию общекультурных и профессиональных компетенций («Положение об организации индивидуальных занятий преподавателей со студентами» Приказ № ОД-65 от 23 марта 2013 г.). Индивидуальные занятия - форма организации индивидуальной работы преподавателя со студентом с целью создания условий для индивидуализации обучения в виде специально выставленных в расписание учебных занятий. («Положение об организации индивидуальных занятий преподавателей со студентами» Приказ № ОД-65 от 23 марта 2013 г.). Контактная работа обучающегося с преподавателем, в том числе и с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающегося с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации обучающихся («Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры» Приказ № 282/1 от 29 сентября 2014 г.). Осуществлен также анализ нормативных документов вуза, регулирующих индивидуальную работу преподавателя со студентами: «Положение об организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами», «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программ бакалавриата, программ магистратуры», «Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц», «Положение о проведении аттестации и контроля самостоятельной работы студентов в СурГПУ». Анализировались следующие позиции:
Анализ нормативных положений, разработанных в вузе, позволил сделать определенные выводы и обратить внимание на следующие аспекты рассматриваемого вопроса: 1. В текстевнутренних локальных актов имеет место рассогласованиев используемой терминологии«Индивидуальная работа», «индивидуальные занятия» «индивидуальные консультации»;
Далее нами осуществлен анализ организации индивидуальных занятий преподавателей со студентами в вузе по определенным параметрам, в соответствии с которыми составлены вопросы анкеты. В опросе приняли участие преподаватели вуза в количестве 50-ти человек. Во-первых, попытались выявить, какими нормативными документами руководствуются преподаватели при организации индивидуальных занятий со студентами. Обобщение результатов анкетирования позволило сделать вывод о том, что 22,7 % преподавателей из числа опрошенных используют при организации индивидуальных занятий со студентами более 3 нормативных актов, разработанных вузом. Наиболее многочисленной – 63,6 % - является группа преподавателей, опирающихся при организации индивидуальных занятий на один или два нормативных документа, 13,6 % - это преподаватели, которые не опираются ни на один нормативный документ. Таким образом, большая часть преподавателей знают нормативные требования к организации индивидуальных занятий со студентами и следуют им при организации занятий (86,3 %). Наиболее распространенными нормативными документами используемыми преподавателями при организации данного вида деятельности являются следующие нормативные акты (рис.1):
|
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
© Э.П. Бакшеева, Н.П. Рассказова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |